Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Революционные события 1917 года и их влияние на развитие русского искусства. Периодизация и особенности искусства советского периода.




Тема 1. Искусство России революционной эпохи (1917-1922 гг.)

 

Довольно грошовых истин.

Из сердца старое вытри.

Улицы – наши кисти.

Площади – наши палитры.

В. Маяковский.

«Приказ по армии искусства»

Революционные события 1917 года и их влияние на развитие русского искусства. Периодизация и особенности искусства советского периода.

Историю советского искусства принято исчислять с момента свершения октябрьской революции 1917 года и до декабря 1991 года (времени распада СССР). Безусловно, никакое искусство не возникает вдруг и не иссякает одновременно с окончанием конкретного исторического этапа. Поэтому эти хронологические рамки условны, но нельзя и отрицать, что события 1917 года оказали решающее влияние на развитие русского искусства последующего периода. 1917 год - один из самых трудных и противоречивых в российской истории. Многих не покидало ощущение, что государство «на волоске от катастрофы». В 1917 году в измученной войной России произошли последовательно две революции. Наступившие времена стали временем социальных бурь и душевных смятений. Многие чувствовали себя, по словам историка искусства П.П. Гнедича, «заживо погребенными».[13, 8] Жизнь кардинально менялась, с социальными устоями стали рушиться старые ценности. Кто был никем, старался стать всем. Слова гимна большевиков («Интернационала») стали руководством к действию: «Вставай проклятьем заклейменный / Весь мир голодных и рабов! / Кипит наш разум возмущенный / И смертный бой вести готов./ Весь мир насилья мы разрушим / До основания, а затем / Мы наш, мы новый мир по­строим / Кто был никем, тот станет всем./ Пр.: Это есть наш последний и решительный бой / С Интернационалом воспрянет род людской.

Осуществив государственный переворот в 1917 году, государственной властью стала обладать новая сила – партия большевиков (ВКП (б)). Сохранность же власти обеспечивается определенными средствами: экономическими, социальными, силовыми, культурно-информационными. Культурно-информационные ресурсы (общественные средства информации, образование, сфера культуры, в том числе и искусство) – это механизм воздействия на человека, внедрение в его сознание необходимой идеологии, выражающей интересы данной власти. Такой подход вносил принципиальные изменения во взаимоотношения искусства и действительности. Разрушалась относительная замкнутость искусства, оно становилось все более зависимым от государственной власти, выступая средством пропаганды советской идеологии.

Уже на первом этапе формирования советского искусства закладывались два главных блока. Во-первых, была выдвинута идея служения искусства революции и государству, отсюда возведение его в статус партийного искусства, эффективного оружия в идеологической борьбе. Во-вторых, было положено начало партийно-государственной монополии на все средства художественной жизни путем национализации музеев, частных собраний, средств информации, системы образования и т.д.

Все культурные ценности были объявлены общенародным достоянием. В Москве были национализированы Третьяковская галерея, галереи Щукина, Морозова, Остроухова, в Петрограде – Эрмитаж, Русский музей и многие другие частные собрания и коллекции. Зимний дворец был превращен во Дворец искусств, а несколько позднее передан в ведение Эрмитажа. Был национализирован Кремль: его соборы превращены в музеи.

Издаваемые декреты о национализации должны были положить конец стихийным силам разрушения. Это удавалось с большим трудом, потому что власть сама провоцировала уничтожение городских монументов и церковных зданий, которые (по мнению большевиков) символизировали власть старого режима. Объявленная «война дворцам» дала полную свободу разнузданным страстям и грабежам. Началось массовое разграбление дворянских усадеб, уничтожение уникальных библиотек, художественных ценностей. Первыми жертвами стали Зимний дворец, пригородные дворцовые комплексы Петрограда, некоторые постройки Московского Кремля, Храм Василия Блаженного. Материальный ущерб оценивался значительными суммами. Например, грабеж Зимнего дворца, по официальным данным обошелся народу в пятьдесят тысяч золотых рублей.[13,9]

Для успешного усвоения новой идеологии, необходимо было расшатать прежние основы, разрушить старую идеологию, которую когда-то определяли как «православие, самодержавие, народность». Внедряя идеологию (квазирелигию), большевики считали церковь своим самым сильным идеологическим противником. В сознание человека активно внедрялась идея – «религия – опиум для народа» (К.Маркс), а с церковью началась физическая расправа. Повсеместно разрушались храмы, уничтожались монастыри, снимались колокола и переплавлялись на металл. Так, например, в 1917 году в Москве насчитывалось 846 действующих храмов, из них за годы советской власти 426 храмов было разрушено, и 340 закрыты и обезображены. В 1914 году в Витебске было 33 православные церкви. Некогда жило предание, что от Успенского Собора в Витебске и до Успенского собора в Смоленске не было ни одного пункта местности, откуда не был бы виден купол храма с крестом. А вот советская действительность: «Речка в Витебске – Витьба. / Сесть на камень и выть бы! / Раньше в Витебске - хоровод церквей… / Город в грусть ушел до бровей. / Были храмы, вот – увы… / Город Витебск старше Москвы. / Недавно взрывали двенадцатый век / Кирпич как брызнет на белый снег! / Прораб веселый, как сатана. / Весь мир разрушит. И – тишина. (Глеб Горбовский,1969 г., г. Витебск). Не разрушенные здания церквей и монастырей передавались под практические нужды городского и деревенского хозяйства (склады, казармы, тюрьмы). Вместе с разрушенными обителями стали упразднять и старинные кладбища. Обдумывалась новая форма захоронения в противовес принятой в стране христианской традиции. В 1919 году был объявлен первый официальный архитектурный конкурс на проект здания городского крематория.

Активно велась расправа с деятелями церкви. Решающая атака была предпринята в 1922 г., названным в последствии годом «церковного террора». Под предлогом помощи голодающим Поволжья Ленин 19 марта 1922 г. направил Молотову свою печально известную секретную директиву: «Именно теперь и только теперь, когда в головных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления… Чем больше число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».[13, 29] 28 марта 1922 г. в «Известиях ЦК РКП(б)» был опубликован «список врагов народа», который возглавлял патриарх всея Руси Тихон. Всего за 1922 г. только по суду было расстреляно 3447 священнослужителей, число жертв террора достигло 15 тыс. человек. Было ликвидировано свыше семисот монастырей, в Соловецком монастыре был создан СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения (всего за годы советской власти были уничтожены 200 тыс. священнослужителей). [13, 29]

В эти годы иконы уничтожались тысячами, в газетах появлялись сообщения о том, что в деревнях их сжигали целыми телегами, сжигались богослужебные книги, при разгроме монастырей гибли и рукописные книги, археологические памятники, фрески, мозаики, драгоценная церковная утварь переплавлялась на лом. По данным председателя комиссии по реабилитации жертв политических репрессий А. Яковлева, в начале 1920-х годов было изъято ценностей на 2,5 млрд. золотых рублей. Однако на покупку продовольствия ушло примерно 1 млн. Остальные деньги осели на зарубежных счетах или были направлены на нужды революции. [13, 29]

В связи с захватившей страну антирелигиозной пропагандой от практики искусства отодвигались религиозные по преимуществу художники, назовем крупнейших – Василия Поленова, Виктора Васнецова, Михаила Нестерова. Закрываются все иконописные мастерские, тем самым наносится удар по русскому искусству, художественной жизни, ведь религиозная живопись была одной из черт русской национальной культуры. Богатейшее наследие отечественного средневековья, целое тысячелетие истории родной культуры превращалось в зону табу. Ко всей религиозной сфере духовной жизни был прикреплен термин «мракобесие» и новая идеология должна была служить ей заменой.

Второй чертой русского «основания» было самодержавие. Страшным убийством царской семьи во главе с государем в Ипатьевском доме в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. завершилась борьба с самодержавием. «Пошли нам, Господи, терпенье, / В годину буйных мрачных дней / Сносить народное гонение / И пытки наших палачей. / Дай крепость нам, о Боже правый, / Злодейство ближнего прощать / И крест тяжелый и кровавый / С Твоею кротостью встречать. / И в дни мятежного волнения, / Когда ограбят нас враги, / Терпеть позор и оскорбления, / Христос Спаситель, помоги. / Владыка мира, Бог вселенной, / Благослови молитвой нас / И дай покой душе смиренной / В невыносимый страшный час. / И у преддверия могилы / Вдохни в уста Твоих рабов / Нечеловеческие силы / Молиться кротко за врагов». («Молитва» (стихотворение, переписанное рукой Великой княжны Ольги Николаевны и найденное в ее бумагах в Ипатьевском доме.))

Царь лишь распорядитель власти данной Богом и ответчик перед Ним за врученную его попечению страну и людей – такое понимание лежало в основе самодержавия. Русского царя большевики заменили «вождем», уравняли вождя с Богом, создали «человека-бога» – идола, которого славили, покланялись и который обладал неограниченной властью. В массовом сознании была создала новая шкала общественного почитания и уважения. Стало делом совершенно обыденным – ориентация на вождей революции («я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революцию дальше» или совет «делать жизнь с товарища Дзержинского»). Массовый характер получил процесс переименования городов, улиц, заводов и фабрик. В этих вопросах существовал четкий регламент и порядок. (Ворошилов-11, Буденный-10, Молотов-10, «Всесоюзный староста» Калинин мог иметь чуть больше – 16. Всех, разумеется, превзошел Сталин – 25 населенных пунктов, названных его именем).

Уничтожению подвергалась и организация народной жизни. Декретом «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» (ноябрь 1917г.) были упразднены все сословные деления и звания (дворяне, духовенство, купцы, мещане и др.), любые привилегии и ограничения. Происходит упрощение и уравнение. Создается некий абстрактный советский человек, устанавливается единое звание – гражданин Республики Советов.

Можно приводить и дальше примеры разрушительной силы революции, направленной на уничтожение старой России, однако же нас интересует советское искусство. С момента возникновения советское государство начинает воссоздавать свою художественную культуру, все части которой, постепенно приводятся в строгое соответствие с ее функцией и в нее закладывается жесткая программа. Анализируя формирование советского искусства, выделим ряд важных его особенностей:

- Идеологическое содержание искусства. Искусство рассматривалось средством пропаганды советской идеологии и внедрения ее в сознание человека.

- Партийность. Советское искусство – оружие партии в защите партийных интересов, инструмент партийной работы.

- Народность советского искусства. Чтобы внедрять в сознание народа идеологию, надо разговаривать с ним на понятном для него языке. Партийность – верность идеям власти; народность – функциональная доступность (понятность) художественной формы для массового восприятия. Названный принцип выдвинул ещё две проблемы. Первая – классовость искусства – попытка увязать искусство с борьбой классов; вторая – это проблема классовой политики в искусстве.

- Монополизация всех форм и средств художественной жизни страны и создания государственного аппарата контроля и управления искусством.

- Официальным, единственным и общеобязательным художественным направлением и творческим методом в советском искусстве являлся социалистический реализм.

- Осуществлялась борьба со всеми направлениями и тенденциями в искусстве, отличными от официального, объявляя их реакционными и враждебными классу, народу, партии, государству, художественному прогрессу и т.д.

- Многонациональный характер советского искусства. В рамках единого по содержанию советского искусства формировались национальные черты художественной формы («Национальное – по форме, социалистическое - по содержанию»). Советское государство было многонациональной державой. Новая культура создавалась на огромной территории народами разных национальностей, находившимися на разных уровнях развития и художественной жизни в частности. В данном курсе не ставится задача раскрыть особенности советского искусства в его национальном многообразии, здесь рассматриваются лишь общие тенденции развития художественной культуры советского государства на материале искусства России.

Названные особенности советского искусства появились не сразу, последовательно внедрялись в советском искусстве и процесс формирования их можно проследить в ходе развития советского искусства. В истории советского искусства можно выделить определенные этапы, или периоды, каждый из которых обладает характерными особенностями: I (1917-1922 гг.), II (1922-1932 гг.), III (1932-1941 гг.), IV (1941-1945 гг.), V (1945-1955 гг.), VI (1955-1970 гг.), VII (1970-1985 гг.), VIII (1985-1991 гг.). Хронология создает чертеж, по которому можно строить изложение возникающих поэтапно доминантных тенденций и давать характеристику творчества стоящих за этими тенденциями художников.

Первое пятилетия после событий 1917 года выделено в отдельный период, для этого есть основания, – это время окрашено особым колоритом, у него своя проблематика. Суть пятилетия - революция. Конец же пятилетия – 1922 – год завершения гражданской войны и объявления нового имени государства – СССР. В союз входили Россия (РСФСР), Украина, Белоруссия, Закавказская федерация, объединявшая Азербайджан, Армению, Грузию (ЗСФСР, 1922-1936).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...