Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поиск вечного и живого искусства в традициях прошлого. Творческая деятельность объединения «Маковец».




Разворачивалась в 1920-е годы и творческая деятельность художественного объединения «Маковец» с ее девизом «Искусство - жизнь». Объединение возникло в 1921 году под названием «Союз художников и поэтов «Искусство - жизнь»». Под этим названием состоялась первая выставка картин в 1922 году. В 1924 году первоначальное название было заменено на «Маковец», данное художниками для их журнала (старинное название холма, на котором стоит Троице – Сергиева Лавра). Существовало объединение до 1926 года. Членами «Маковца» и участниками его выставок были главным образом московские художники: С.В. Герасимов, Л.Ф. Жегин, К.К. Зефиров, К.Н. Истомин, В.Е. Пестель, М.С. Родионов, С.М. Романович, В.Ф. Рындин, Н.В. Синезубов, А.В. Фонвизин, В.Н. Чекрыгин, Н.М. Чернышев, А. Шевченко, П. Бабичев, Т. Александрова, В.Барт, П. Бромирский, Л. Брунни, М. Григорьев, И. Завьялов, Н. Максимов, Е. Машкевич, Р. Флоренская.

Главные идеологи «Маковца» философ П. Флоренский и художники В. Чекрыгин, Л. Жегин, К. Истомин, Н. Чернышев ставили своей задачей, опираясь на историко-литературные и библейские традиции, создание подлинно «философского и монументального искусства». Этим объясняется название объединения. По словам Флоренского, «Маковец» - средоточенная возвышенность русской культуры». В манифесте объединения говорилось: «Возрождение искусства возможно лишь при строгой преемственности с великими мастерами прошлого и при безусловном воскрешении в нем начала живого и вечного. Мы ни с кем не боремся, мы не создаем какого-либо очередного - изма. Наступает время светлого творчества, когда нужны незыблемые ценности, когда искусство возрождается в своем бесконечном движении и требуют лишь простой мудрости вдохновенных. Мы ценим то высокое чувство, которое порождает искусство монументальное...Отсюда нашей задачей является обратить чувство и представление, найдя пределы взаимоотношения стороны материальной (формы) с духом (чувствованиями и переживаниями художника). Мы верим, что русское искусство, как и русская мысль, пройдя через великое горнило испытаний, несет миру радость очищения» [120,107].

Члены «Маковца» много внимания уделяли философии и формальным вопросам искусства. Из-за внутренних противоречий, усилившихся в 1922 году после смерти В. Чекрыгина, объединение раскололось. В 1926 году Л. Жегин с группой учеников создал самостоятельную группу «Путь живописи», а Н. Чернышев и К. Истомин перешли в общество «Четыре искусства».

Ведущие художники группы «Маковец» В. Чекрыгин, Л. Жегин тяготели к философским обобщениям, космизму, религиозному осмыслению жизни. Они мечтали с помощью искусства восстановить разрушенную гармонию духовного мира человека.

«Он полон самых противоречивых черт. Где его подлинное лицо – в бурной экстатичности художника или в спокойной выдержке мыслителя? Правда и вымысел переплелись у него в самых прихотливых формах... Жизнь его была необычайна своей внутренней напряженностью и целостностью. Никаких колебаний и отклонений в сторону от основной линии, наметившейся чрезвычайно рано». Так писал о Василии Николаевиче Чекрыгине его друг художник Л.Ф. Жегин. [39] Еще мальчиком Чекрыгин поступил в иконописную мастерскую, а подростком выдержал экзамены в Московское училище. Исключительная одаренность, энергия творческой самоотдачи, грандиозный размах замыслов – все в Чекрыгине внушало большие надежды, и тем более трагичной была его ранняя смерть. Название одной из его живописных композиций – «Судьба» – звучит символически. Чекрыгин был одержим мыслью о создании монументальной фрески, которая отобразила бы «общую бытийную трагедию», судьбы всего человечества; его рисунки и холсты можно рассматривать как вехи на пути к воплощению этого замысла. Сильное влияние на художника оказало «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова, оригинального мыслителя, развивавшего утопические идеи овладения космосом, одухотворения вселенной и победы над смертью вплоть до воскрешения всех умерших силой науки. Этот духовный порыв ясно ощутим в творчестве Чекрыгина. Если у Филонова мир видится безвыходным, то творчество Чекрыгина пронизано идеей Конечного Спасения.

В 1923 году в статье Анатолия Бакушинского о посмертной выставке художника критик увидел в работах трагически погибшего Чекрыгина опору на образцы классики и попытки продолжить линию мастеров, оставшихся далеко за пределами искусства 20 века. Проблема самодовлеющей художественной формы не занимала его, свою миссию он видел в том, чтобы возродить «искусство образа» и черпал вдохновение в великих традициях прошлого, у таких мастеров, как Фидий, Рублев, Эль Греко, Рембрандт, Гойя, Тинторетто.

Понятие «синтеза» в замыслах Чекрыгина имела смысл воплощения, «воскрешение» в акте творчества всех людей от Адама и Евы до последних во времени. Девиз «Маковца» - «Искусство – жизнь» - был выражен в работах Чекрыгина с максимальным накалом в этих категориях, но так он понимался и другими членами объединения.

Религиозный аспект задачи (перечитывание, новое переживание евангельских сюжетов), которую ставили перед собой «маковцы», можно просмотреть и в более поздних работах Н. Чернышева, Л. Жегина, Р. Флоренской, до конца жизни «христианская идея» формировала творчество Сергея Романовича. Выставка картин и рисунков Романовича в Санкт-Петербурге и Москве, приуроченная к 100-летию со дня рождения художника, показала, что религиозная живопись в России, пусть скрыто от широкого зрителя, но существовала и развивалась все годы господства в стране атеизма. Аналогию в литературе можно усмотреть в цикле стихов Бориса Пастернака (кстати сказать, участника литературного раздела журнала «Маковец»!), помещенном в конце его романа «Доктор Живаго» и приписанном перу главного героя.

В статьях своего журнала, в письмах, а главное – в своем творчестве «маковцы» стремились уйти от узко понятой, «утилитарной» связи с жизнью и правых, и левых течений, сохранить самостоятельную задачу искусства. Художники «Маковца» понимали «мы» как духовное родство и общность судьбы в библейском смысле, общность, от которой никому из смертных не дано уклониться. Между их пониманием смысла искусства и смысла жизни можно было поставить не тире, а знак равенства, девиз «Маковца» был, если вдуматься, «Искусство = жизнь». [131, 62]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...