Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Методические рекомендации по определению этапов, методов и методик экспериментального исследования




 

Определение этапов экспериментального исследования проводится в соответствии с дизайном ВКР, при этом могут быть использованы различные теоретические основания.

Основные этапы экспериментального исследования по Д. С. Горбатову представлены следующим образом:

1. Теоретический этап, включающий в себя определение темы исследования, теоретический анализ научной литературы и выяснение известных фактов по теме исследования, полученных другими учеными, что позволяет определить круг решенных задач и нерешенных проблем с последующей предварительной постановкой проблемы, выбором объекта и предмета исследований, формулировкой гипотезы и задач исследования, моделирование процесса формирования.

 2. Подготовительный этап, предусматривающий составление программы эксперимента, в том числе выбор независимых и зависимых переменных, анализ путей достижения «чистоты» эксперимента, определение оптимальной последовательности экспериментальных действий, разработку способов фиксации и анализа результатов, подготовку необходимого оборудования материала), составление инструкций испытуемым, формирование выборки, разработку коррекционно-развивающей программы, составление экспериментального плана.

3. Экспериментальный этап, объединяющий всю предусмотренную заранее совокупность исследовательской работы от инструктирования и мотивирования испытуемых до регистрации результатов и постэкспериментальной беседы с участниками процедуры, реализацию коррекционно-развивающей программы

4. Интерпретационный этап, содержанием которого является формулирование вывода о подтверждении или опровержении гипотезы на основе процедур количественного и качественного анализа с использование методов математико-статистического анализа, осуществляется научная интерпретация полученных фактов; формулирование практических рекомендаций.

В монографии В. И. Долговой «Формирование эмоциональной устойчивости личности» описание экспериментального исследования проведено в 3 этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий.

Выбор методов исследования является важным компонентом экспериментального исследования и обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями и условиями проведения психологического эксперимента

Метод – способ достижения цели, условие и средство получения знания, инструмент для решения задач исследования, представляет собой реализацию определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.

Методика — конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект обследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования) (А. Г. Шмелев).

Б. Г. Ананьев все методы психологического исследования разделил на: 1) организационные; 2) эмпирические; 3) способы обработки данных; 4) интерпретационные. Особенностью этой классификации является то, что она охватывает все этапы исследования от его организации до получения результата.

Организационные методы (определяют стратегию на всех этапах исследования). К организационным методам Б. Г. Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный.

1. Сравнительный метод (метод поперечных срезов), состоящий в том, что сравниваются какие-либо выборки испытуемых, например, выборка обучающихся с ОВЗ сравнивается с выборкой детей, развивающихся нормативно. Наиболее характерной его чертой является сравнение различий в пределах одного или близкого возраста.  

2. Лонгитюдный метод (метод продольных срезов), когда выполняются многократные обследования одних и тех же испытуемых на протяжении длительных промежутков времени по определенному признаку (группе признаков).

3. Комплексный метод, ориентирован на создание разноуровневой концепции, требует установления взаимосвязей между факторами исследования субординационных и координационных связей. Дает возможность прогнозирования развития ситуации.

К эмпирическим методам были отнесены:

1. Обсервационные методы- методы наблюдения и самонаблюдения.

2. Экспериментальные методы: лабораторный, полевой, естественный, психолого - педагогический.

3. Психодиагностические методы: стандартизированные тесты (продуктивные), нестандартизированные тесты (проективные), анкеты, интервью, беседа.

4. Праксиметрические методы (приемы анализа деятельности и ее продуктов): хронометраж, составление профессиограммы, циклография, анализ деятельности циклов- последовательностей операций), оценка результатов деятельности.

5. Методы моделирования: математическое моделирование, кибернетическое моделирование.

6. Биографический метод (анализ факторов и событий жизненного пути).

В группу методов обработки данных включены методы математико-статистического анализа данных и качественного описания.

1. Количественные методы (статистическая обработка данных), представляют собой обширную группу методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования.

2. Качественные методы, предполагают дифференциацию фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.

Группу интерпретационных методов составили генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы:

1. Генетический метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются " вертикальные" связи между уровнями развития. С его помощью осуществляется определение закономерностей изменения параметров.

2. Структурный метод - позволяет охарактеризовать типы связей между отдельными компонентами структуры изучаемой личности или структуры социальной группы, построить типологии (построение профилей и изучение взаимоотношений между факторами, классификация, типологизация).

Эксперимент по целям проведения может быть констатирующим либо формирующим.

Констатирующий эксперимент предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровней развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий. Цель констатирующего эксперимента - измерение наличного уровня развития (например, уровня развития абстрактно-логического мышления, степени сформированности морально-нравственных представлений). В этом случае констатирующий эксперимент реализуется с помощью психодиагностического метода. Полученные данные составляют основу формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых для того, чтобы выработать определенные свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерности образования психических феноменов, определить условия их эффективного развития. Формирующий эксперимент направлен на активное преобразование, развитие тех или иных сторон психики.  

Психодиагностический метод (Л. Ф. Бурлачук) — исследовательский метод психологической науки, который имеет определённую специфику по отношению к традиционным исследовательским методам психологии, неэкспериментальному (описательному) и экспериментальному. Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) оценка изучаемого явления. Это становится возможным в результате выполнения требований стандартизации, валидности и надежности.

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывают все множество имеющихся психодиагностических методик: объективном, субъективном, проективном. Внутри каждого из подходов могут быть легко выделены группы достаточно однородных, близких друг другу психодиагностических методик.

1. «Объективный» подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности)и способа (особенностей) выполнения деятельности. Объективный подход к диагностике реализуется посредством тестов.  

Тест (в переводе с английского – испытание, проба, проверка) – стандартизированная психодиагностическая методика, представляющая собой систему специальных заданий, состоящих из обычно кратких и ограниченных во времени испытаний, предназначенных для объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной личности, установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

Позволяет получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств, количественно оценить трудно поддающиеся измерению психологические качества — интеллектуальные или перцептивные способности, двигательные функции или личностные особенности, порог появления тревоги или досады в определенной ситуации, или же интерес, проявляемый к некоему виду активности. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве коих могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Результаты измерения переводятся в нормированные значения прежде всего на основе межиндивидуальных различий.

По содержанию (предмету исследования) тесты делятся на: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, тесты личности. Ответы в тестах оцениваются по типу «правильно – неправильно».

2. «Субъективный» подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях.

Субъективный подход представлен многочисленными личностными опросниками. Личностные опросники (самоотчеты)— совокупность стандартизированных психодиагностических методик, предназначенных для определения степени выраженности у индивида отдельных свойств и проявлений личности.

В личностных опросниках не может быть «правильных» или «неправильных» ответов, поскольку отражают отношение испытуемого к предложенным вариантом высказывания.

3. «Проективный» подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции.

Проективный подход представлен разнообразными проективными методиками исследования личности.

Проективные методики (техники) - (англ. projective tests, projective techniques) — совокупность психодиагностических методик, предназначенных для целостного изучения личности, основанных на психологической интерпретации результатов проекции. Проекция (лат) – «выбрасывание вперед», осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы. Невольное приписывание другим тех качеств и желаний, которые присущи самому человеку, но в которых человек сам себе не признается, подавляя их.

Проективные методики обычно предназначены для изучения тех психологических и поведенческих особенностей человека, которые им слабо осознаются или вызывают к себе с его стороны крайне отрицательное отношение.

В квалификационном исследовании могут также использоваться малоформализованные (не экспериментальные) психодиагностические методы: опрос (беседа, интервью, анкетирование), контент-анализ, экспертная оценка.

Метод опроса относится к числу наиболее распространённых в психологии. Опрос — это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии исследователя и опрашиваемого (респондента). Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение индивида. Основные трудности в использовании этого метода - получение искренних ответов и способности исследователя объективно оценить результаты.

Беседа метод получения информации на основе вербальной коммуникации, представляет собой диалог между двумя и более людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого. При соблюдении необходимых условий проведения беседа делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования и позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.

Интервью — в психологии это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), способ получения психологической информации с помощью устного опроса. В отличие от беседы, где идет взаимообмен информацией, каждый из участников может задать или ответить на вопрос, в интервью интервьюер, спрашивая респондента, свое мнение не высказывает.

Анкетирование (анкетный опрос) - психодиагностический метод, применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов (знаний, мнений, оценок, поведения). Опросники анкеты - представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать самые подходящие, или же по их образцу предложить собственные. Анкета - это структурно организованный опросник, на который даются ответы в письменной форме.

Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Анализ документов при профессиональном психологическом исследовании может заключаться в изучении автобиографий, характеристик, дипломов, рисунков, открытых вопросов анкет, результатов нестандартизованных интервью и т. п.   

Метод экспертной оценки — метод психодиагностики, опирающийся на мнение экспертов, хорошо знающих оцениваемое явление и способных дать ему достоверную оценку. Содержание метода экспертной оценки заключается в рациональной организации работы одного или нескольких специалистов над поставленной проблемой, регистрация и последующая обработка полученных данных. Задача эксперта – выражение своего мнения о качестве объекта или явления по определенной шкале, в соответствии с предусмотренными для этого правилами.

В ПРИЛОЖЕНИИ 8 представлен перечень Психодиагностического инструментария психолога дошкольного общего образования, начального образования, основного и среднего общего образования, который может быть использован при проведении экспериментального исследования при выполнении ВКР.

Описание используемых в исследовательской работе психодиагностических методик следует осуществлять единообразно по следующим позициям:

1. Название психодиагностической методики;

2. Автор психодиагностической методики;

3. Назначение психодиагностической методики;

4. Структура, стимульный материал психодиагностической методики;

5. Процедура обследования (индивидуальная/групповая форма, возраст, время проведения и пр. );

6. Способ обработки результатов психодиагностической методики;

7. Регистрируемые показатели

Например:

1. Название психодиагностической методики: 16-факторный личностный опросник.

2. Автор психодиагностической методики: Р. Кэттелл.

3. Назначение психодиагностической методики: выявление эмоциональных, коммуникативных, интеллектуальных, волевых свойств личности, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой.

4. Структура психодиагностической методики: состоит из 187 (105) вопросов закрытого типа (3 альтернативы) измеряющие 16 факторов личности, по 20-26 вопросов относящихся к каждому из измеряемых факторов, а так же 3 «буферных» вопроса.

Стимульный материал: для проведения обследования необходимо иметь брошюру с текстом опросника, стандартный бланк для ответов, позволяющий применять ключи для обработки в виде трафаретов, таблицу перевода «сырых» баллов в стены.

5. Процедура обследования: опросник допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени (в среднем 50-60 минут). Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, то психолог должен дать разъяснения.

6. Способ обработки результатов психодиагностической методики: при обработке используется специальный «ключ», с помощью которого получают так называемые сырые баллы. Подсчитывается количество совпадений ответов испытуемого с «ключом». Совпадения с «ключом» ответов «а» или «в» оценивается в 2 балла, совпадение с «ключом» ответов «б» оценивается в 1 балл. Полученные по каждому факторы результаты суммируются.

Исключение составляет оценка ответов по фактору «В» (интеллектуальность). Все ответы обследуемого «а», «б», «в», совпадающие с «ключом», оцениваются в один балл.

Сумма «сырах» баллов по каждой из шкал с помощью специальной таблицы переводится в стены. Стены служат основанием для интерпретации.

По стенам вычисляются вторичные факторы.

По полученным результатам строится профиль личность, при анализе которого руководствуются степенью выраженности каждого фактора в сопоставлении с нормами.

7. Регистрируемые показатели:

Как бытовые, так и технические названия факторов даются в биполярной форме.

Первичные факторы:

1. Фактор А - общительность;

2. Фактор В - интеллектуальность;

3. Фактор С - эмоциональная устойчивость;

4. Фактор Е - доминантность;

5. Фактор F - беспечность;

6. Фактор G - моральная нормативность;

7. Фактор Н - смелость;

8. Фактор I - эмоциональная чувствительность (жесткость);

9. Фактор L - подозрительность;

10. Фактор М - мечтательность;

11. Фактор N - дипломатичность;

12. Фактор О - тревожность;

13. Фактор Q1- восприимчивость к новому (радикализм);

14. Фактор Q2 - самостоятельность;

15. Фактор Q3- дисциплинированность

16. Фактор Q4 - напряженность;

Вторичные факторы: тревожность, экстраверсия, эмоциональная лабильность, доминантность.

По завершению диагностической части эксперимента появляется необходимость в обработке результатов исследования. При проведении опытно-экспериментальной работы исследователь проводит первичную статистическую обработкуее результатов — обрабатывает проведенные диагностические методики (опросники, анкеты, тесты) в соответствии с ключом.  

Обычно экспериментальная гипотеза преобразуется в статистическую:

1) о сходстве или различии двух или более групп,

2) о взаимодействии независимых переменных,

3) о структуре и взаимосвязях латентных переменных (относится к корреляционному исследованию).

 Итогом экспериментального исследования должно стать решение о подтверждении или опровержении статистической гипотезы, которое осуществляется при помощи использования методов вторичной статистической обработки.

Методы статистической обработки результатов эксперимента - математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых показатели, получаемые в ходе эксперимента, можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности.

Рекомендуется использование пакетов прикладных программ (напр. SPSS).

Выбор методов вторичной статистической обработки рекомендуется выполнять в соответствии с данными таблицы 7.

Таблица 7 - Классификация психологических задач по методам обработки (по Е. Сидоренко)

Задачи Условия Методы

1. Выявление различий в уровне исследуемого признака

а) 2 выборки испытуемых Q - критерий Розенбаума       U - критерий Манна-Уитни
б) 3 и более выборок испытуемых S - критерий тенденций Джонкира                          Н - критерий Крускала-Уоллиса

2. Оценка сдвига значений исследуемого признака

а) 2 замера на одной и той же выборке испытуемых Т - критерий Вилкоксона        G - критерий знаков   φ * - угловое преобразование Фишера
б) 3 замера на одной и той же выборке испытуемых χ r2 - критерий Фридмана        L - критерий тенденций Пейджа

3. Выявление различий в распределении

а) при сопоставлении эмпирического признака распределения с теоретическим χ 2 - критерий Пирсона хи-квадрат λ - критерий Колмогорова-Смирнова                                               m - биномиальный критерий

б) при сопоставлении двух эмпирических распределений

λ - критерий Колмогорова-Смирнова
φ * - критерий, угловое преобразование Фишера

4. Выявление степени согласованности изменений

а) двух признаков

rs - коэффициент ранговой корреляции Спирмена

б) двух иерархий или профилей

5. Анализ изменений признака под влиянием контролируемых условий

а) под влиянием одного фактора L - критерий тенденций Пейджа; однофакторный дисперсионный анализ Фишера
б) под влиянием двух факторов одновременно двухфакторный дисперсионный анализ Фишера
6. Факторный анализ - это один из способов выделения во всей совокупности признаков тех, которые действительно влияют на изменение зависимой переменной Наличие признаков, измеренных в абсолютной шкале. 1. Подготовкаа ковариационной матрицы (Иногда вместо нее используется корреляционная матрица); 2. Выделение первоначальных ортогональных векторов (основной этап); 3. Вращение с целью получения окончательного решения.
7. Кластерный анализ   1. Объединение по наблюдениям; 2. Объединение по признакам.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...