Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перестройка» художественных организаций. Формирование официального направления и единого творческого метода советского искусства – социалистического реализма.




Тема 3.Основные тенденции в развитии искусства 1930-1955х гг.

 

«…Мы рождены, чтоб сказку сделать былью».

«Марш авиации»

 

Особенности художественной жизни советского государства 1930 – 1955х годов.

На рубеже 1930-х годов множество художественных объединений, существовавших в 1920-х, сменяются единой организацией с единым творческим методом для всех художников. Этот метод получил название - «социалистический реализм».

Истоки того, что впоследствии было названо методом социалистического реализма, существовали уже в 1920-х годах, но это было всего лишь одним из многих существовавших взглядов на новое искусство. Метаморфозой 1930-х годов является то, что именно этот метод стал не просто ведущим, но единственно возможным в советском искусстве.

В 1929 году прошли последние выставки почти всех художественных обществ, затем начался «РАПХовский разгул», травля мастеров неподходящих своим творчеством под требования партии, обозначилась последняя ступень на пути к унификации творческих организаций и единообразию художественного стиля.

Перестройка» художественных организаций. Формирование официального направления и единого творческого метода советского искусства – социалистического реализма.

Конец «битвы за искусство» положило Постановление ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». В тексте этого постановления говорилось, что наличие в советской литературе различных группировок стало тормозом ее развития, в силу чего все они подлежат ликвидации и на их месте учреждается единый Союз советских писателей. Третий пункт постановления лаконично предписывал: «провести аналогичные изменения по линии других видов искусства».

Период с 1932 по 1934 год явился решающим поворотом в развитии советского искусства. Можно сказать, что в этот короткий временной отрезок были синхронно отстроены недостающие блоки в ее фундаменте:

во-первых, обрела окончательную формулировку догма советского искусства в виде социалистического реализма;

во-вторых, был окончательно сформирован аппарат управления искусством и контроля над ним;

в-третьих, была объявлена борьба на уничтожение всем художественным стилям, формам, тенденциям, отличающимся от официальной догмы.

Говоря другими словами, художественную жизнь советской страны целиком определили три специфических черты: идеология, организация и террор.

Термин «соцреализм» поначалу был лишен стилистической определенности. Ясно было одно, этот метод будет руководящим, единственным, общеобязательным, это будет искусство «нового типа», в своих достижениях превзойдет все, созданное человечеством. Постепенно эта абстракция обрастала плотью и обретала конкретное содержание.

Свою окончательную формулировку социалистический реализм получил в августе 1934 года на Первом всесоюзном съезде советских писателей в выступлении А.Жданова, секретаря ЦК ВКП (б) по идеологии: «Товарищ Сталин назвал наших писателей инженерами человеческих душ... Какие обязанности накладывает на вас это звание? Это значит, во-первых, знать жизнь, чтобы уметь ее правдиво изобразить в художественных произведениях, изобразить …не просто как «объективную реальность», а изобразить действительность в ее революционном развитии. При этом… конкретность художественного изображения должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма. Такой метод… мы называем методом социалистического реализма.[30, 86]

Первый всесоюзный съезд советских писателей был режиссирован как образец для всех последующих съездов и других мероприятий такого рода. Все выдвигавшиеся на съезде решения принимались единогласно: за всю его работу ни один из 600 делегатов не только не выступил против, но даже не воздержался от голосования. Провозглашенные на нем принципы соцреализма, призванные коренным образом изменить характер всей советской, а в исторической перспективе - и мировой, культуры оказались вне обсуждения: все было уже утверждено и подписано, и инженерам человеческих душ предоставлялось право лишь поднимать руки и развивать в своих выступлениях «мудрые указания» Сталина, Жданова и Горького.

Съезд сформулировал художественную идеологию. Эта идеология заключала в себе последнюю истину. Стоя на этой «вышке всего мира» (Бухарин), ее представители объявляли о своем праве судить человечество и выносить ему приговор. Культуре этого преступного, обреченного на гибель мира противопоставили новую - социалистическую культуру, обрисовав контуры ее творческого метода, то есть соцреализма. Такая культура должна была стать культурой «нового типа» и «высшего этапа», с высоты которой вся предшествующая художественная деятельность человечества может рассматриваться лишь как ее предыстория.

Великая цель, которую ставили перед собой, оправдывала все средства для ее достижения. В такой ситуации было правомерно требовать от художников напряжения всех сил и безжалостно карать несогласных. В докладе А.Жданова прозвучат слова: «Социалистический реализм наиболее полно, с научных, т.е. партийных, позиций отражает действительность, главным содержанием которой, согласно марксистскому учению является классовая борьба. А в условиях обострения классовой борьбы, сопровождавших советскую власть постоянно, художники, не следующие «главному методу», являются врагами этой власти». Под знаком советского лозунга «Кто не с нами, тот против нас» и проходил весь Первый съезд советских писателей. На повестке дня - что-то вроде доскональной ревизии, «переучета», «чистки» художественного хозяйства страны, и не только идейной, но также творчески-стилевой направленности искусства и состояние его «кадрового состава».

Одновременно с Союзом советских писате­лей аналогичные творческие союзы были учреждены в других видах искусства, в том числе и изобразительном. Союз советских художников состоял из республиканских, областных и городских творческих организаций, в конце 1930-х годов создается его Орга­низационный комитет, ставший централизованным органом управления. Председателем Союза с 1938 года был назначен художник-реалист Алек­сандр Герасимов.

Наиболее зловещей чертой союза стала общеобязательность: только став его членом, художник обретал право на профессиональную деятельность. При принятии же в союз под «соответствием профессии» кандидата понималась в первую очередь его политическая «надежность». Вступая в такие союзы, мастера культуры ставили себя на службу государству. А как отмечал в свое время Л.Троцкий: «В стране, где единственным работодателем является государство, оппозиция означает голодную смерть» [20, Т1, 532]. У советского искусства оказался один единственный хозяин - покупатель, культура целиком зависела от государственной поддержки. Меценатство, частные антрепризы, акционерные издательства были за прошедший с 1917 г. срок последовательно ликвидированы. Финансы, сосредоточившись в руках официальных органов, контролировались, что позволяло руководить и управлять культурой. С помощью отлаженного механизма государственных заказов, закупок, конкурсов, «выставкомов», госпремий, наград творчеством художника управляли чиновники.

В основе отношений между художником и государством лежала простая схема: главным источником творческой деятельности и материального существования художника стали государственные заказы. Творческий союз вы­ступал здесь как коллективный посредник между обеими сторонами. Основная забота Союза совет­ских художников - устройство ежегодных тематических и всесоюзных выставок, которыми и определялась художественная жизнь страны. Для этой цели в каждом его отделении существовал выставочный коми­тет, распределяющий среди членов Союза заказы на тематические картины. Обладателям таковых, помимо аванса, предоставлялись все возможности для их успешного выполнения. Законченная работа представлялась выставочному комитету, который оценивал ее с точки зрения соответствия заказу и выплачивал ос­таток договорной суммы. После чего вся эта многотысячная продук­ция, одетая в рамы и водруженная на постаменты, представлялась на выставках суждению публики и критики. Обычно все работы, заказанные и представ­ленные на главных выставках, автоматически приобретались Государ­ственной закупочной комиссией, и посредством этой нехитрой операции деньги из государственного кармана перекачивались в кассу Союза, а художественные произведения переходили в собственность государ­ства в лице министерства культуры. Часть купленной продукции передавалась в фонды различных музе­ев, часть шла на формирование многочисленных передвижных выста­вок, но основная масса этих погонных километров холстов, мегатонн бронзы и мрамора, выполнив пропагандистскую функцию, заканчивала свою эфемерную жизнь в хранилищах министерства культуры СССР.

Лучшие произведения отбирались на главные «смотры наивысших худо­жественных достижений страны»— ежегодные Всесоюзные художественные выставки, устраивавшиеся в огромном здании бывшего Манежа в Москве; представляли собой гигантские фильтры для просеивания художественной продукции и отбора образцов наибо­лее соответствующих духу соцреализма. Для поощрения высочайших из них в 1940 учреждаются Сталинские премии (после смерти Сталина переименованные в Государственные). В иерархии государственной элиты лауреаты этих премий заняли место хранителей священных принципов соцреализма. Позже, уже после войны, к этой иерархии прибавился еще более высокий слой - действительные члены и члены-корреспонденты Академии художеств СССР. Эстетическими эталонами ста­ло то, что производилось всеми этими носителями высших государст­венных титулов и наград.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...