Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические установки и функции

Лекция 4: Аналитическая психология Юнга

 

Фигура Карла Густава Юнга не меньше по своей зна­чимости в психоаналитических концепциях, чем фи­гура Зигмунда Фрейда. В ряде вопросов он пошел даль­ше (и глубже).

Юнга привело к Фрейду его «Толкование сновидений», и с 1907 года Юнг вошел в Международную психоаналитическую ассоциацию Фрейда, президентом которой был избран в 1910 году. Однако в 1913 году Фрейд и Юнг разрывают отноше­ния и по причинам личного характера, и из-за теоре­тических расхождений, и в 1914 году Юнг выходит из ассоциации и впоследствии организует свое психоана­литическое направление, названное им аналитической психологией.

Поведение человека, по Юнгу, определяется, с одной стороны, индивидуальной и расовой историей, с другой — целями и уст­ремлениями в будущее. Кроме того, в структуре индивидуальной личности Юнг уделяет внимание расовым и общечеловеческим филогенетическим корням.

Структура личности по Юнгу

 

Личность, по Юнгу, включает три основные систе­мы: Эго, личное бессознательное и коллективное бес­сознательное.

Эго — это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощуще­ния, воспоминания, мысли и все то, что позволяет че­ловеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.

Личное бессознательное — это структура, включа­ющая в себя, как и у Фрейда, вытесненные воспоми­нания, чувства, переживания. Однако по представле­ниям Юнга в личное бессознательное входят также и комплексы (например, материнский комплекс, комп­лекс власти и др.). При этом комплекс может захва­тить контроль над личностью и управлять ее поведе­нием.

Коллективное бессознательное — это хранилище древних, скрытых воспоминаний, унаследованных от родовых предков и даже от дочеловеческих антропо­морфных предков. Поэтому коллективное бессознатель­ное универсально, в отличие от личного бессознательного, которое строго индивидуально. Концепция кол­лективного бессознательного была одной из серьезных причин расхождения между Юнгом и Фрейдом. По Юнгу, коллективное бессознательное представлено ар­хетипами, являющимися универсальными общечело­веческими моделями восприятия, содержащими зна­чительный эмоциональный элемент. Это архетип Ма­тери, архетип Энергии, архетип Бога, архетип Демо­на, архетипы Героя, Мудреца, Ребенка и т.д. А неко­торые архетипы можно рассматривать как отдельные системы внутри личности. Это Персона, Тень, Анима и Анимус, Самость.

Персона (или Маска) — это социальная роль чело­века, его публичная личность, маска, которую он на­девает в связи с господствующими в обществе установ­ками. Если Эго идентифицируется с Персоной, то че­ловек уходит в эту роль, отчуждаясь в значительной степени от своих истинных реальных особенностей.

Тень — это противоположная Персоне часть лично­сти, она иррациональна, аморальна, содержит соци­ально отвергаемые (в том числе сексуальные и агрес­сивные) импульсы и поэтому подавляется. В то же вре­мя Тень является источником энергии, которая может быть использована в творчестве. И роль Эго состоит в том, чтобы эту энергию направить в нужное русло (= фрейдовской сублимации энергии Ид).

И Персона, и Тень, имея архетипическое ядро в кол­лективном бессознательном, пронизывают частично и личное бессознательное, и Эго, проявляясь в сознании как неприятные, отвергаемые мысли (Тень) либо как ощущение своего соответствия социуму (Персона).

Анима и Анимус — это архетип, связанный с би­сексуальной природой человека и отражающий психо­логическое женское начало в мужчине (Анима) и пси­хологическое мужское начало в женщине (Анимус). Этот психологический архетип Анима/Анимус консо­лидировался, как полагал Юнг, благодаря совместно­му существованию мужчины и женщины. Отсюда — феминные проявления у мужчины и маскулинные — у женщины.

Самость — это самый главный архетип, центр лич­ности (центр Эго), это идеал, к которому люди стре­мятся, но которого очень редко достигают. Архетип Самости стремится к целостности и единству (это осо­бенно ярко представлено в религиях Востока) и разви­вается путем индивидуации, смещаясь из центра Эго в область, локализованную между сознанием и бессоз­нательным. Это происходит во время кризиса середи­ны жизни, когда индивидуация Самости приводит к ощущению целостности и единства с миром. Архетип Самости редко достигает настоящего совершенства. Наиболее близко этот архетип приблизился к совер­шенству в образах Христа и Будды.

Психологические установки и функции

Психологический тип в Юнговской психологии определяется набором из 2х эго-ориентаций «Экстра­версия—Интроверсия» и четырех дихотомических психологических функ­ций — «Сен­сорика—Интуиция», «Логика (мыш­ление)—Этика (чувствование)».

1. «Экстра­версия—Интроверсия»

Эстраверсия — направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям.

Интроверсия — направленность внутрь себя, в свой внутренний мир.

Согласно некоторым современным физиологическим пред­ставлениям, экстраверты имеют изначально низкий уровень корковой активации, недостаточный для комфортного самоощу­щения. Поэтому экстраверты ищут все новые и новые внешние стимулы, будоражащие и увеличивающие их активацию.

В противовес экстравертам интроверты имеют изначально вы­сокую нейронную активность, которая в условиях общения и ин­тенсивной внешней стимуляции возрастает еще больше и выво­дит их из зоны комфорта, приводит к состоянию утомления и ис­тощения. Соответственно главная забота интровертов — снизить уровень активации до комфортных значений и для этого умень­шить приток внешних стимулов, отгородиться от мира и от обще­ства, выстроить систему защитных и оборонительных навыков.

2. «Логика (мыш­ление)—Этика (чувствование)»,

Логика будучи интеллектуальной функцией, позволяет человеку познавать мир и себя, а чувство, играя роль оценочной функции, позволяет определить ценность событий и дает субъективные эмоциональные переживания радости и горя, удовольствия и гнева, ликования и страха. Логические механизмы более тесно связаны с левым полушарием, эмоциональные — с правым.

Любое увеличение значения одной из функций (напри­мер, логики) приводит к вынужденному снижению величины другой парной функции (этики, то есть эмоций).

«Сен­сорика—Интуиция»

Сен­сорика (щущение) обеспечивает безоценочное реалистичес­кое, перцептивное восприятие внешнего мира, а интуи­ция — бессознательное оценочное восприятие событий. Сенсорике, равно как и логике, соответствуют последовательные процессы переработки информации, ее осмысления и выстраивания стра­тегии. Для интуитивной функции более характерны симультан­ные механизмы переработки информации.

 

Как эго-ориентация, у каждого человека представ­лены все четыре психологические функции, но доми­нирует одна из них, а остальные три, будучи субдоми­нантными и в значительной степени бессознательны­ми, участвуют тем не менее в регуляции поведения человека в качестве вспомогательных функций.

Две эго-ориентации и четыре психологические функ­ции приводят к формированию восьми психологиче­ских типов личности:

 

1) экстравертированный мыслитель­ный тип, 1) интравертированный мыслитель­ный тип,
2) экстравертированный чувствующий (эмоцио­нальный) тип, 2) интравертированный чувствующий (эмоциональный) тип,
3) экстравертированный сенсорный тип, 3) интравертированный сенсорный тип,
4) экстравертированный интуитивный 4) интравертированный интуитивный

Myers-Briggs Type Indicator предназначен для определения одного из 16 типов личности. Он включает в себя 8 шкал, объединенных попарно. Назначение типологии и тестов — помочь человеку в определении его индивидуальных предпочтений, — какие полюса шкал ему более соответствуют.

1. Шкала E—I — ориентация сознания:

Е (Е xtraversion, экстраверсия) — ориентация сознания наружу, на объекты,
I (I ntroversion, интроверсия) — ориентация сознания внутрь, на субъекта;

 

2. Шкала S—N — способ ориентировки в ситуации:

S (S ensing, ощущение) — ориентировка на конкретную информацию,
N (i N tuition, интуиция) — ориентировка на обобщённую информацию;

 

3. Шкала T—F — основа принятия решений:

T (T hinking, мышление) — рациональное взвешивание альтернатив;
F (F eeling, чувство) — принятие решений на эмоциональной основе;

 

4. Шкала J—P — способ подготовки решений:

J (J udging, суждение) — предпочтение планировать и заранее упорядочивать информацию,
P (P erception, восприятие) — предпочтение действовать без детальной предварительной подготовки, больше ориентируясь по обстоятельствам.

Сочетание шкал дает обозначение одного из 16 типов, например: ENTP, ISFJ и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...