Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурно гигиенические навыки во второй младшей группе.

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Культура питания в детском саду (из опыта работы)

Введение:

1. КГН во второй младшей группе.

2. Методы и приемы обучения, актуальные для работы в младшем дошкольном звене.

3. Культура питания в детском саду. Организация дежурства.

Культурно гигиенические навыки во второй младшей группе.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Поэтому очень важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, что бы они стали привычками. Одно из направлений работы педагога ДОУ с дошкольниками – это развитие культурно-гигиенических навыков. Это ключевая составляющая, с одной стороны культуры поведения, а с другой, здорового образа жизни ребенка. Работа по этому направлению должна планомерно проводиться с самого начала пребывания ребенка в детском саду. То есть если ребенок познакомился с детским садом в яслях, то прививать навыки необходимо с момента поступления. Но отметим, что основная часть ребятишек начинают ходить в дошкольное учреждение именно с 3 лет, то есть со второй младшей группы. И поэтому этот период особенно важен в вопросе привития КГН.

Конечно, формирование КГН начинается в семье: многие заботливые родители уделяют очень много внимания и сил для того, чтобы приучить сына или дочь к самостоятельности и аккуратности. Но. К сожалению. все мы сталкивались и с такими родителями. Которые всю ответственность за всестороннее развитие своего чада перекладывали полностью на сотрудников ДОУ. В частности, на сегодняшний день, имеются случаи, когда ребенок, в возрасте трех лет, не имеет представление что такое горшок и для чего он нужен, и приходит в детский сад в памперсе. Основная часть поступивших детей не имеют навыков самостоятельно приема пищи. Так как родители кормят их с ложки дома. Поэтому во второй младшей группе. роль воспитателя в вопросе формирования даже элементарных навыков, очень велика.

За время пребывания во второй младшей группе воспитанники должны овладеть такими навыками, как:

• Правильно и быстро умываться: засучивать рукава, мыть руки с мылом; умывать лицо, набирая воду в ладошки и окатывая полностью лицо водой; стряхивать капли воды, после умывания, в раковину (делать замочек); тщательно вытираться полотенцем и вешать его на крючок.

• Уметь расчесываться.

• Уметь пользоваться индивидуальным носовым платком: доставать его из кармана, разворачивать и обратно аккуратно сваривать после использования. Уметь высмаркиваться.

• Иметь элементарные навыки поведения за столом: кушать столовыми приборами, вытираться салфеткой, жевать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время приема пищи, кушать аккуратно и последовательно, не играть с едой.

• Самостоятельно одеваться и раздеваться с минимальной помощью взрослых, аккуратно вешать на стульчик вещи или убирать в шкафчик, выворачивать одежду и замечать необходимость поправить внешний вид.

Методы и приемы обучения, актуальные для работы

в младшем дошкольном звене.

Для успешного формирования КГН у дошкольников необходимо задействовать массу педагогических приемов. Осуществлять их необходимо с учетом возрастных особенностей воспитанников. Так при работе с малышами четвертого года жизни самыми актуальными будут следующие приемы:

Показ с подробным объяснением – каждое действие воспитатель обязательно показывает. При этом оно разделяется на отдельные операции: выделяются наиболее важные и вспомогательные. Например, в процессе мытья рук самым важным будет процесс намыливания и смывания моющего средства. Все остальное – уже дополнительные манипуляции: взять мыло из мыльницы, положить его обратно. При вытирании рук полотенцем важным будет насухо вытереть руки, а дополнительным – снять и повесить на крючок.

Не нужно часто использовать запреты «(Нельзя брызгаться водой!» «Нельзя кидать одежду на пол!») Ведь именно в возрасте с 3 -4 лет детям свойственно упрямство и своеволие (проявление пресловутого кризиса трех лет). У ребенка может сложиться понятие, что взрослый препятствует его действиям, для него действия – эти интересны и необходимы. Задача воспитателя – переключить ненужные манипуляции на полезные).

Личный пример взрослого – дошкольники, особенно младшего звена, весьма наблюдательны и очень часто стремятся подражать взрослым. Именно поэтому воспитатель и помощник воспитателя всегда должны быть образцом для детей: в поведении, манере разговаривать, внешнем виде и тд. Пример взрослого может быть и прямым («Повторяй за мной», и косвенным, то есть, педагог демонстрирует красоту этикета, сидит с ровной спиной, вежливо разговаривает. После возвращения с прогулки педагог аккуратно снимает верхнюю одежду и обувь, стараясь что бы дети непременно это заметили. Можно первое время прям акцентировать внимание детей.

Обязательная похвала- обязательно поощрять дошкольников, которые хорошо справляются с заданием. Например, «Какой же у нас Миша умница! Не брызгался водой, а вымыл руки аккуратно, быстро. И мыло положил на место» или «Как же аккуратно и красиво Катя повесила курточку в шкафчик! Я надеюсь. Что и остальные ребята смогут так же сделать» Подробное ободрение поступка ребенка вызовет у остальных малышей желание поступать подобным образом, ведь им тоже хочется, чтобы их похвалили. При этом педагог должен показать свою искреннюю заинтересованность.

Сопровождение гигиенических процедур художественным словом – все гигиенические процедуры малышей желательно поддерживать художественным словом. Фольклор способствует более интересно, а главное эффективно освоить навыки. Например, при расчесывании уместно рассказывание потешки «Расти коса до пояса», «Петушок, петушок, подари мне гребешок». А во время умывания – «Водичка, водичка.», «Ай лады, лады, лады»

Наглядность- при работе с малышами наглядность (тематические картинки. Плакаты и прочее) имеет крайне важное значение, поскольку абстрактное мышление у них еще не развито - оно наглядно – образное. Картинки будут постоянно напоминать им о последовательности деятельности. Причем они должны висеть на видном месте, перед глазами ребят и необходима предварительная работа перед тем, как повесить их. То есть рассмотреть и обсудить.

Упражнение и контроль – что бы у малышей младшей группы сформировался устойчивый культурно – гигиенический навык, определенные действия должны повторяться многократно. Ведь это же привычки, и они должны стать очень прочными. В этом плане крайне важно соблюдать единство требований всех сотрудников, работающих в группе. Ведь когда в разные смены к детям приходят два воспитателя, нередко их работа не слажена. Например, один педагог приучает детей вытирать ротик салфеткой после приема пищи, а другой не уделяет этому внимания. Соответственно навык этот будет формироваться медленно и не усваиваться не прочно. Так же на начальном этапе формирования навыков очень важен контроль. Педагог должен проверять как воспитанниками усваивается определенные действия. И при необходимости корректировать его. Ведь одни схватывают все быстро, а другие же выполняют задание медленно из -за особенностей темперамента. Поэтому некоторым детям педагог должен дополнительно уделять время и многократно повторять одно и тоже для усвоения ребенком определенного навыка.

Моделирование игровых ситуаций – Специальные игры и упражнения – очень эффективное средство привития КГН в работе с малышами. Он помогают педагогу завуалировать свою поучающую позицию и в тоже время позволяет без особых усилий привлечь внимание детей, активно на них воздействовать.

Игровые ситуации могут быть примерно следующие:

- Умение вести себя во время приема пищи: «Расскажем зайчику, как следует правильно кушать», «Поможем куклам накрыть столик к обеду» «День рождения у куклы Наташи» и тп.

- Навыки умывания. Мытья рук с помощью того же приема «Научим зайчика умываться». Игра «Мыльные перчатки»

- Навыки одевания и раздевания: «Соберем куклу Настю на прогулку». Игра «Сандалики поссорились». «Покажем зайчику как правильно складывать вещи на стульчик» и тд

- игры на моторику рук. Становление навыков одевания и раздевания неотделимо от совершенствования мелкой моторики пальцев рук (что бы ребенок мог справляться с пуговицами, шнурками, молнией) в этом плане не заменимы пособия типа «Шнуровка», «Тренажёры с молниями и пуговицами», «разложи пуговки по цветам «и тд

- Пальчиковая гимнастика – она так же хорошо тренирует мелкую моторику рук, привлекает внимание детей, помогает освоить последовательность действий.

Пример пальчиковой гимнастики

Текст гимнастики Действия детей

«Вот водичка капает»

Вот водичка капает: кап-кап-кап Дети ударяют указательным пальцем по левой ладони

Ручки моем мы вот так: так-так-так «намыливают» руки

Вот водичка капает: кап-кап-кап Дети ударяют указательным пальцем по правой ладони

Мы водичку наберем: так- так-так Делают из ладоней «чашечку»

И умоем личико чистенькой водицей «Умываются»

Вот как хорошо! Разводят руки в стороны и улыбаются

«Дай молочка, Буренушка»

Дай молочка, Буренушка

Хоть капельку на донышке

Имитируют как доят корову

Ждут меня котятки

Малые ребятки Соединить ладошки в «чашечку»

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масло, простоквашки

Молочка для кашки. Указательным пальцем правой руки проводить по ладони левой руки

Указательным пальцем левой руки проводить по ладони правой руки

Всем дает здоровье

Молоко коровье Показывают поднятые вверх большие пальцы

Взаимодействие с семьей – Обязательное условие для плодотворного культурно-гигиенического воспитания – контакт педагога с семьей. Родителям необходимо принимать активное участие в развитии детей. Важно, чтобы взрослые не только требовали выполнения определенных правил, но и сами подавали пример. И что бы воспитатель имел представление насколько родители заинтересованы в воспитании своего ребенка, педагог может провести следующие формы работ:

- Анкетирование по тематике;

-Тематические родительские собрания;

- Оформление папок- передвижек, консультаций;

- индивидуальные консультации.

Непременным условием для качественного усвоения культурно – гигиенических навыков является непрерывность воспитательного процесса. Только в таком случае сформированные у детей навыки становятся осознанным действием. А затем привычкой.

Культура питания в детском саду.

Культура питания в детском саду подразумевает привитие этикета, навыков приема пищи, формирование привычки здорового питания. Так как дети проводят большую часть дня в детском саду, поэтому именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

Уроки этикета начинается уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами. Быть вежливым и аккуратном.

Культурно- гигиенические навыки перед приемом пищи.

Перед приемом пищи в группе должна быть создана спокойная атмосфера, что бы дети не были возбужденными или утомленными. Шумные игры и прогулка заканчиваются за пол часа до еды. Это время используется для спокойных игр, бесед, чтения художественной литературы. Проводятся разучивание и закрепление пальчиковых, дыхательной гимнастик, беседы с детьми о здоровом образе жизни, правилах поведения за столом. Наблюдение за трудом младшего воспитателя.

Далее обязательно, перед приемом пищи, воспитанники аккуратно моют руки, тщательно намыливая их и смывая мыльную пену. Вытирают руки индивидуальным полотенцем и вешают его на крючок. Воспитатель контролирует процесс. Помогает как словесно, так и действиями. Приветствуется использование фольклора во время умывания. Тем самым у детей формируются элементарные навыки поведения во время умывания, и совершенствуются КГН.

В детском саду учат детей питаться на классический европейский манер. Приветствуется наличие наглядной схемы сервировки стола. То есть по середине стола ставится салфетница и хлебница. На столах лежат клеенки или общая скатерть. Которые убираются и моются после приема пищи. На салфетницах стоят тарелки, справа от тарелки бокал и ложка.

В начале года во второй младшей группе накрывает младший воспитатель. Во второй половине учебного года вводится дежурство. Имеется несколько вариантов организации дежурства.

- Дежурят четверо детей (возможно больше, в зависимости от количества столов). За каждым столом свой закрепленный дежурный.

- Двое дежурных на все столы.

Перед тем как ввести дежурство проводится специальное занятие, на котором подробно показывается и объясняются все действия, привлекая детей к их выполнению. Занятие может проводится неоднократно и в разных формах (игра – инсценировка, сюжетно – ролевая игра, беседа). Дежурным выдают специальную, эстетичную форму – фартук и колпак. Что способствует интересу к данной деятельности и желанию выполнять ее тщательно и качественно. На данный момент в нашей группе идет активная подготовка к началу введения дежурства. Подготовлены карточки с картинками в уголок дежурства. Родители сшил фартуки и колпаки для дежурных.

Дежурные сервируют столы с помощью младшего воспитателя: стелют салфетки, расставляют хлебницы и посуду. Необходимо обращать внимание на последовательность сервировки. В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по- разному.

К завтраку стол сервируется следующим образом: на середину стола ставится хлебница с хлебом, накрытая салфеткой, десертные тарелки. Затем раскладывают десертные ложки. Бокал ставится справа от тарелки. Основное блюдо детям подает младший воспитатель перед тем, как дети сядут за стол. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка. Если на завтрак подают яйца. Их кладут в тарелку, которая стоит в центре стола (то есть десертную).

К обеду стол сервируется следующим образом: на середину стола так же ставится хлебница с хлебом и салфетница. На стол стелят либо общую скатерть, либо индивидуальные салфетки. Далее ставят тарелки под второе блюдо и блюдце, справа от тарелки ложки, как и бокал, справа в верхнем углу от тарелки. Второе блюдо не нужно преждевременно раскладывать, что бы оно не остыло: остывшая пища менее полезна. Если воспитатель и младший воспитатель внимательно следят за детьми, они всегда успеют вовремя подать второе. Для салатов и овощных нарезок ставят в центре стола отдельные тарелочки. Салат необходимо разложить сразу, перед тем как дети сядут

К усиленному полднику стол сервируется следующим образом: так же как и на завтрак, но с единственным отличием: если есть выпечка, фрукт, то необходима отдельное блюдце у каждого ребенка. То есть скатерть или индивидуальные салфетки, в середину стола хлебница и салфетница. Тарелка на каждого ребенка. Справа от тарелки ложка десертная. Справа в вверху от тарелки бокал. И если есть выпечка или фрукт то в центре стола ставятся блюдечки.

В процессе еды дети осваивают правила этикета: учатся пользоваться столовыми приборами, салфеткой, быть вежливыми, не разговаривать, а также соблюдать правила ЗОЖ и ОБЖ. В обязательном порядке каждый ребенок имеет свое место за столом. Рассаживая детей, воспитатель обращает внимание на осанку, как стоит стульчик. При необходимости тихо подходит и поправляет. Напоминает, как правильно держать ложку. Презентует блюдо (называет его и рассказывает чем оно полезно) Во время приема пищи воспитатель не торопит детей, не отвлекает посторонними разговорами, следит за поведением за столом, соблюдением чистоты и аккуратности.

После окончания приема пищи воспитатель учит детей аккуратно промакивать салфеткой рот и вытирать руки. Салфетки выкидывать в специальную емкость и благодарить за еду и выходя из-за стола тихонько задвигать стульчики. Воспитатель следит что бы дети выходили из-за стола с пустым ртом, без хлеба или фруктов.

По мере взросления ребенка его навыки совершенствуются и расширяются. И в более старших группах они становятся прочнее и глубже.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...