Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка к пророческой миссии 16 глава




Вслед за угощением начиналась неторопливая беседа — гости спрашивали, Мухаммед отвечал. Подробно рассказывал им о милосердном Аллахе, о явившихся ему, Мухаммеду, откровениях, цитировал наизусть Коран, разъясняя заповеди Бога. Гости внимательно слушали все это, вежливо благодарили, прощались и уходили. Никаких важных результатов подобные встречи не приносили — правда, росту известности Мухаммеда они все-таки способствовали.

Мухаммед с горечью убеждался, что на кочевников его проповедь не производит почти никакого впечатления, они совершенно чужды исламу, Коран для них — забавная сказка, не более. Языческие боги вполне устраивают их, никакой новой веры кочевники не ищут и не хотят.

Выходцы из оазисов казались менее безнадежными — ислам они принимать не собирались, но слушали с интересом, чувствовалось, что религиозные поиски для них — дело наболевшее, серьезное.

В целом же, повторяем, ощутимой пользы контакты Мухаммеда с иноплеменниками не давали, он лишь все больше убеждался, что Аравия не готова принять его учение в том виде, как оно есть. Только в самой Мекке у него достаточно сильные позиции, только здесь, несмотря на вражду курайшитов, есть реальные шансы на успех. Здесь, в Мекке, и надо было удержаться во что бы то ни стало.

В общине верующих к 616 году уже определились свои лидеры. Ближе всех к Мухаммеду стоит Абу Бакр. Он умен, грамотен, тверд в исламе, щедро творит милостыню — состояние его тает на глазах. Среди мусульман он пользуется заслуженным уважением, в общине на его стороне сильная партия. О конкуренции с Мухаммедом, конечно, не может быть и речи, но многие считают его самым авторитетным после пророка, готовым бескорыстно отстаивать общее дело. Кроме того, с Мухаммедом его связывает личная дружба — он первый советчик посланника Бога в трудную минуту, доверенное лицо и помощник. Лишь отсутствие родства с пророком роняет Абу Бакра в его собственных глазах и глазах верующих — что ни говори, они с Мухаммедом люди чужие: Мухаммед хашимит, он, Абу Бакр, — из клана Ади. Это, пожалуй, единственное уязвимое место Абу Бакра, предмет его потаенной горечи.

Вторая фигура после Абу Бакра — богатырь Хамза. Знатоком ислама и тонким политиком его назвать нельзя, но он прямодушен, честен и непоколебимо предан Мухаммеду, готов не задумываясь отдать за него жизнь. Как воин он стоит едва ли не больше, чем добрая половина мусульман. Хамза — родной дядя Мухаммеда, это тоже не следует сбрасывать со счетов.

На глазах «растет» недавний прозелит, неустрашимый Омар, сын Хаттаба. Пока ему еще далеко до Абу Бакра и Хамзы, но авторитет его в общине верующих неуклонно повышается, а дружба с Мухаммедом крепнет. Среди мусульман у него много родственников. Абу Бакр, Хамза, Омар — ровесники Мухаммеда, это старшее поколение мусульман, люди между сорока и пятьюдесятью годами. Но растет и молодежь. Наиболее опасными конкурентами старшего поколения обещают стать в будущем Али и Зайд.

Остальных лидеров мусульманской общины — зятя посланника божьего Османа ибн аль-Аффана и бывшего ханифа Османа ибн Махаума — сейчас нет в Мекке; они отправились в Эфиопию, спасаясь от преследований курайшитов.

После бегства восьмидесяти трех мусульман в Эфиопию с Мухаммедом в Мекке осталось меньше сотни «спутников», единоверцев, сопутствующих пророку в его борьбе за правую веру. Из них несколько десятков вынуждены были хранить в глубокой тайне свою приверженность исламу из-за боязни крутых мер со стороны родственников, оставшихся в язычестве. Надо сказать, что родственники-язычники в этот период распоясались окончательно: старшие братья, отцы, деды и дядья по освященному традицией праву наводили порядок в своих семьях, нередко кулаками вразумляя провинившихся «детей», впавших вместе с Мухаммедом в «сабейство». От такой расправы со стороны родственников ничто не могло спасти мусульман — свои своих могли в принципе и убить, никому до этого дела не было, внутренние дела каждого клана никого не касались. Вразумление мусульман, позоривших честь семьи и клана, чаще всего производилось патриархально, без увечий и истязаний. Хуже приходилось рабам, вопреки воле хозяев примкнувшим к Мухаммеду, — некоторым из них пришлось вынести серьезные испытания: их изо дня в день избивали, лишали пищи и воды, заставляли часами стоять на солнцепеке. Рассказывают, что одна мусульманка из клана Махзум, не выдержав истязаний, умерла. Некоторые, спасая жизнь, отрекались от веры в Аллаха и признавали традиционных курайшитских богов. Отречение под угрозой смерти, успокаивал Мухаммед малодушных, не является непростительным грехом, верность исламу до конца похвальна, но не обязательна. Более того, отрекшийся под угрозой смерти продолжает оставаться мусульманином. Таким образом, в период наиболее острых преследований можно было тайно исповедовать ислам и успешно скрывать принадлежность к общине мусульман, формально соблюдая языческие обряды.

Искоренить ислам с помощью жестоких мер «вразумления», впрочем применявшихся очень редко и почти исключительно по отношению к рабам, было невозможно. Торговая же блокада оставалась недостаточно эффективной, пока Мухаммед и его приверженцы опирались на поддержку Конфедерации Добродетельных.

Примерно в начале 616 года главой махзумитов, наиболее богатого и влиятельного клана Мекки, вместо престарелого и консервативно-умеренного аль-Валида стал энергичный и умный Абу Джахль, сторонник искоренения ислама любой ценой. Понимая, что Мухаммед неуязвим, пока за его спиной стоит оппозиционно настроенный к мекканским верхам сильный блок из пяти кланов, Абу Джахль приложил все усилия, чтобы ослабить и разрушить Конфедерацию Добродетельных. В сравнительно короткий срок Абу Джахлю и другим врагам Мухаммеда путем выгодных предложений о торговом партнерстве удалось склонить на свою сторону кланы Зухра, Тайм и Ади и создать коалицию, в которую впервые в истории Мекки вошли почти все кланы курайшитов. Коалиция была направлена главным образом против хашимитов, которые в результате дружбы с общиной мусульман, способной в случае чего выставить до пятидесяти воинов, опасно усилились.

Представительная депутация вскоре отправилась к Абу Талибу и вновь, на этот раз от имени всего племени курайшитов, потребовала либо усмирить, либо выдать Мухаммеда. При этом было твердо заявлено, что никаких проволочек курайшиты терпеть не намерены: если хашимиты не выдадут Мухаммеда, вражда их со всем племенем неизбежна.

Абу Талиб и другие «сыны Хашима» оказались в трудном положении. Выдать Мухаммеда означало потерять также и бесстрашного богатыря Хамзу, и сыновей Абу Талиба, и многих других сородичей — урон для клана непоправимый, дружба же с курайшитами, купленная подобной ценой, казалась весьма сомнительной.

С другой стороны, лишившись союзников, кроме общины мусульман и крошечного клана аль-Мутталиб, хашимиты в случае вражды со всем племенем рисковали подвергнуться полному разгрому.

Выбор был тяжелый, и тем не менее хашимиты снова отказались выдать Мухаммеда. Решающую роль при этом сыграл Абу Талиб, лично для которого дружба с курайшитами означала потерю двух сыновей Али и Джафара, племянника и родного брата, на что он ни при каких обстоятельствах согласиться не мог. Не будь Абу Талиба, хашимиты выдали бы Мухаммеда его врагам.

Санкции со стороны курайшитов последовали немедленно: за поддержку врагов и сеятелей смуты, богохульников и вероотступников всему клану Хашим был объявлен бойкот — это означало, что ни один человек в Мекке не имеет права вступать с хашимитами в какие-либо деловые отношения; брачные союзы между хашимитами и представителями всех других кланов также запрещались.

Бойкот хашимитов и единственного оставшегося у него союзника — слабого и малочисленного клана аль-Муталлиб — был торжественно провозглашен в конце 616 года. Текст принятого решения курайшиты прикрепили к стене Каабы — для всеобщего сведения, чтобы не только мекканцы, но и все приходящие в город знали, что клан Хашим из племени исключен. По замыслу врагов Мухаммеда, эта мера должна была нанести такой ущерб торговле хашимитов, которого они не выдержат. В конце концов под угрозой неизбежного разорения хашимиты откажутся поддерживать Мухаммеда, и тому не останется иного выхода, как бежать из Мекки.

Не заточить в темницу, не убить, а во что бы то ни стало изгнать Мухаммеда из Мекки — вот та цель, которую преследовали курайшиты.

Бежать Мухаммеду было совершенно некуда — разве что спасаться в Эфиопию или Византию, поставив крест на своей пророческой миссии. На успех проповеди в этих странах он, конечно, рассчитывать не мог, и не только потому, что никаким языком, кроме арабского, не владел. В странах восторжествовавшего христианства государственная власть с пророками не церемонилась, и буде какой объявлялся, его, как лжепророка, немедленно казнили или на всю жизнь сажали в тюрьму, чтобы он зря не смущал народ. И справедливейший эфиопский негус, давший приют бежавшим из Мекки мусульманам, по отношению к своим собственным подданным поступал точно так же. В пределах же Аравии не было ни одного племени, хоть сколько-нибудь сочувствовавшего исламу и готового предоставить убежище посланнику Бога.

Курайшиты не собирались убивать Мухаммеда, и все же период личной безопасности для него миновал — силы коалиции, враждебной хашимитам, были так велики, что никто не мог поручиться за дальнейшее. В истории арабских племен случаи жестокой расправы с беспечным противником, положившимся на мирные уверения, были хорошо известны. Коварное нападение из-за угла, ночной налет с последующей кровавой резней и обращением в рабство всех уцелевших и сдавшихся на милость победителей расценивались как похвальное проявление военной хитрости, нисколько не пятнающее честь победителей. С такой же жестокостью нередко решались споры и между родственниками.

От возможности внезапного нападения следовало застраховаться и Мухаммед сразу же после провозглашения бойкота перебирается в «замок» Абу Талиба — укрепленный квартал хашимитов, расположенный в узкой долине на восточной окраине Мекки. Вместе с ним за прочной стеной из сырцового кирпича, перегородившей долину, укрылись и другие мусульмане со своими семьями. О том, что все они вооружены, можно было бы и не упоминать — каждый свободный араб умел владеть оружием и хоть какое-нибудь оружие было у каждого. Союзники мусульман — хашимиты — также покинули свои дома, рассеянные по всему городу, и собрались в «замке» Абу Талиба. Здесь, в случае необходимости, они могли выдержать даже продолжительную осаду.

Когда Мухаммед поднимался на стену, он видел перед собой каменистый, выжженный солнцем пустырь. За ним начинался город, он сбегал на дно мекканской долины, разливался вправо и влево, карабкался на противоположный склон. Серый куб священного храма вздымался в центре города, на плоской крыше храма темнели каменные идолы — торжествующие, ненавистные, незыблемые.

Его загнали на самую окраину города, который был для него его родиной. Сразу за его спиной, там, где по утрам над невысокими горами вставало солнце, начиналась уже собственно Аравия — тоже родина, но без священного города как бы не существующая, лишенная одухотворенности и смысла. Бойкот поставил Мухаммеда на границу между Меккой и Аравией — границу условную и зыбкую, пролегшую через душу и сознание. Прочь, в Аравию, гнали Мухаммеда курайшиты, выполняя предусмотренную для них Аллахом роль, необходимую для правильного течения истории. Мухаммед же был готов сделать все, чтобы не дать вышвырнуть себя из Мекки, во что бы то ни стало вернуться в священный город. Во что бы то ни стало, но, конечно, не любой ценой: ислам, созданный им в творческих муках, — это ведь тоже была родина, еще более дорогая, чем Мекка и Аравия.

 

Глава 14

ТЯЖЕЛЫЕ ГОДЫ

 

— Нужда

— Сомнения верующих

— Вероотступничество

— Новые суры

— Их стилистическое новаторство

— Новая тактика борьбы

— Иблис и его власть над грешниками

— Высказывания Мухаммеда о других пророках

— Мысль о выселении как о способе разрешения конфликта с язычниками

— Прекращение бойкота

 

Для хашимитов и Мухаммеда наступило тяжелое время. Горожане ничего не покупали у них и ничего им не продавали. Так же поступали и многие кочевники, связанные с курайшитами договорами о союзе и покровительстве. Это не только подрывало торговлю хашимитов; временами они оставались совершенно без всякой пищи, и замок Абу Талиба оглашался криком голодных детей. У них были деньги, а в Мекке имелось достаточно продовольствия, но из-за бойкота они ничего не могли купить.

Выручали их родственники, сыновья хашимиток, выданных замуж за представителей других кланов. Так, сын Атики, дочери славного Абд аль-Мутталиба, несколько раз тайком пробирался в квартал хашимитов, приводя с собой верблюда, нагруженного продовольствием. Делал это он по ночам, страшась мести курайшитов, боясь поставить себя и своих близких под удар бойкота. Бойкот проводился всерьез, и, надо думать, курайшиты в конце концов заставили бы Абу Талиба капитулировать и изгнали бы Мухаммеда, если бы они могли добиться полного единодушия в своих рядах. Задача эта, однако, для язычников была невыполнима. Священные месяцы всеобщего мира, во время которых запрещалась даже кровная месть, приносили с собой не только полную безопасность хашимитам и Мухаммеду, но и давали им возможность поторговать с паломниками на ярмарках в окрестностях Мекки. Для Мухаммеда священные месяцы были временем активной проповеди своего учения среди кочевников и жителей оазисов, собиравшихся на ярмарки.

Бойкот не мешал хашимитам вести караванную торговлю, и им удалось снарядить два или три каравана в Сирию. Все это, вместе взятое, — помощь родственников и друзей, торговля на ярмарках в месяцы священного перемирия и посылка небольших караванов, — позволяло хашимитам выдерживать бойкот, и они упорно отказывались выдать Мухаммеда.

С началом бойкота для Мухаммеда началась жизнь, стесненная и бедная внешними событиями. Приток новообращенных почти прекратился, часть недостаточно стойких мусульман «соблазнилась» и вернулась к почитанию языческих богов.

В этих условиях усилия Мухаммеда были направлены на сохранение общины. Последователей Мухаммеда в Мекке насчитывалось около сотни — считая и тех, кто в разное время вернулся из Эфиопии. По свидетельству арабских историков, из Эфиопии в Мекку возвратились тридцать три мусульманина, в том числе и зять Мухаммеда Осман ибн аль-Аффан с дочерью пророка Рукайей, и проповедник крайнего религиозного аскетизма, бывший ханиф, Осман ибн Махзун. Каждый мусульманин, чтобы вернуться в Мекку, заручался покровительством кого-либо из язычников — чаще всего своих близких родственников. Патрон-язычник приводил своего клиента-мусульманина к Каабе и здесь во всеуслышание троекратно объявлял, что отныне такой-то находится под его покровительством. С этой минуты соглашение приобретало силу закона, и всякий, нанесший ущерб клиенту, знал, что он будет иметь дело с патроном. Любопытно, что покровительство нередко оказывали мусульманам самые злейшие враги Мухаммеда, и в их числе престарелый аль-Валид-аль-Мугира — он взял под защиту Усмана ибн Махзуна.

Мухаммед разрешил Абу Бакру покинуть Мекку, но тот смог остаться в городе после того, как получил покровительство одного из шейхов.

Новый натиск курайшитов поставил перед общиной мусульман и Мухаммедом, как пророком и посланником всемогущего Бога, исключительно трудные проблемы. Воздаяние в загробной жизни с самого начала было не самым главным в учении Мухаммеда. По логике религиозного мышления и по духу проповедей Мухаммеда неизбежно следовало, что праведные, предавшие себя истинному Богу, получат воздаяние уже здесь, на земле, в то время как гнусные идолопоклонники и многобожники будут посрамлены. Выходило же нечто совсем несообразное праведные терпели одно поражение за другим, жизнь их с каждым годом становилась все труднее, надежды восторжествовать над язычниками становились все призрачнее и несбыточнее. Когда же приток новообращенных прекратился и численность мусульман из-за измены слабодушных стала чуть ли не сокращаться, вопрос о правильности избранного пути достиг небывалой остроты. Действительно ли Мухаммед посланник Аллаха? Правильно ли истолкованы им повеления милосердного? Не допущены ли какие-нибудь роковые ошибки, из-за которых вместо торжества и победы жизнь обрушивает на верующих одно испытание за другим? В чем причины явного неуспеха проповеди, в чем смысл торжества курайшитов? Чего следует ожидать от будущего?

На все эти вопросы Мухаммед дает ответы в новых и новых сурах Корана. Действительность изменилась, и нет ничего удивительного, что характер посланий всемогущего Аллаха тоже изменился. Поэтическое вдохновение и образная сжатость первых откровений сменяется в этот период спокойным повествованием в рахманских, учительских сурах и подробным анализом дискуссии с многобожниками в так называемых пророческих сурах. Каждая строка, заканчивающаяся рифмой, настолько удлиняется, что суры перестают восприниматься как чисто поэтические произведения. Суры, созданные Мухаммедом в годы бойкота, представляют собой рифмованную прозу; размерность соблюдается, так что эта проза не только рифмованная, но и ритмическая.

Объем созданного в эти годы Мухаммедом огромен. За шесть лет с момента объявления бойкота Мухаммед завершил около сорока рахманских и пророческих сур.

Некоторые из них содержали более двухсот стихов. Каждый стих нередко представляет собой самостоятельное целое, законченный отрывок.

Тот, кто будет читать рахманские и пророческие суры Корана подряд, рассчитывая найти в них обилие нового и неожиданного материала, неизбежно разочаруется. В них почти нет ничего принципиально нового для концепции ислама по сравнению с тем, что было изложено Мухаммедом в предыдущих, поэтических сурах. Вновь и вновь подтверждается от имени Бога пророческая миссия Мухаммеда, вновь и вновь осуждается многобожие. Есть только два пути. Покорность Богу и его посланнику — воскресение — страшный суд — вечное блаженство в раю; это путь праведных. Многобожие, неверие Мухаммеду, неверие в божественный Коран — адские мучения в аду после воскресения и суда; это путь заблуждающихся. Третьего не дано, никаких компромиссов быть не может.

Разногласия между Мухаммедом и курайшитами по основному вопросу — о природе и сущности Бога — отразились в этих сурах очень отчетливо. Мусульмане признают только Аллаха, Бог наш един, утверждают они. Курайшиты, во всяком случае те из них, с которыми Мухаммед считает целесообразным вести полемику, оказывается, вовсе не отрицают существования Аллаха, но они придают ему «сообщников» — под видом дочерей Бога, его помощников, нечестивые курайшиты протаскивают многобожие, отвергают тезис Мухаммеда, что Бог един. Таким образом, в это время ожесточенной полемики верховную роль Аллаха признают все — и язычники и мусульмане, суть расхождений — в «сотоварищах» Аллаха.

Бог не рожден и не рождает, настаивает Мухаммед, все, что он творит, он творит своим словом. Достаточно Аллаху сказать: «Буди!» — и задуманное им оказывается сотворенным. Поэтому ни дочерей, ни сыновей у Аллаха нет и быть не может, всякий, кто утверждает противное, — мерзкий язычник, для которого уготована геенна. По этой же причине не правы те из насара, кто считает «сыном божьим» пророка Ису, рожденного непорочной девой Марйам по воле Аллаха.

Нет у Аллаха и «сообщников», «сотоварищей», помощников, наделенных отдельной от него волей, — у всевышнего и милосердного есть только рабы, действующие в соответствии с волей своего господина.

С пафосом и страстностью многократно подчеркивается в сурах, что напрасно многобожники надеются получить от почитаемых ими богов помощь в день страшного суда — не выйдет! В геенну огненную будут безжалостно низвергнуты и они сами, и те, кого они почитали как сотоварищей Аллаха… А в одном из преданий рассказывается про язычника, который хвалился перед мусульманином, что в раю он будет награжден еще с большей щедростью, чем последователи Мухаммеда.

Пожалуй, получается несколько странная полемика с идолопоклонниками! Они признают Аллаха, хотя и с «сообщниками», они допускают ад и рай, а следовательно, и воскресение, и страшный суд… Неужто язычники так много заимствовали из учения Мухаммеда? Похоже, что весь спор о сотоварищах Аллаха ведет Мухаммед не с курайшитами-идолопоклонниками, а с… мусульманами. В общине, под давлением преследований со стороны курайшитов, образовалось, по-видомому, течение, готовое на компромисс, ищущее соглашения и примирения с идолопоклонниками. Это те самые безымянные мусульмане, которые еще недавно подбили самого Мухаммеда на признание дочерей Бога. Вместе с частью язычников они усвоили эклектическую смесь ислама и идолопоклонства. Мухаммед же отверг всякие компромиссы и неустанно повторяет в своих сурах, что Бог един и никаких «сотоварищей» у него нет.

Решительно осудил Мухаммед от имени всемогущего Аллаха и людей, которые ночи напролет проводят в рассуждениях о Боге — рассуждают, по убеждению Мухаммеда, без всяких на то оснований, ибо сведения о Боге можно получить только через откровения, а откровения ниспосылаются только ему, Мухаммеду. Кто же эти люди, мудрствующие лукаво? Вряд ли Мухаммеда могли заботить богоискательские занятия врагов-язычников. Нет, скорее всего, и эти упреки адресованы мусульманам, вернее тем из них, которые, подрывая авторитет посланника Бога, пытались дойти до истины своим умом, принимали одни откровения Корана и отвергали другие. Не рассуждать о Боге, а верить — вот категорическое требование Мухаммеда, необходимое для поддержания монолитного единства в общине верующих.

Любители рассуждений, так же как и те, кто придает Богу «соучастников», — гнусные язычники, им нет места среди истинно верующих.

Осудив любые попытки примирения с курайшитами ценой уступок в области религиозной доктрины, Мухаммед в годы бойкота счел целесообразным несколько видоизменить тактику борьбы. Прежде всего, в одном из откровений Аллах запретил мусульманам хулить курайшитских богов — это-де приводит только к тому, что побуждает курайшитов поносить Аллаха. Таким путем Мухаммед устранил одну из причин преследования мусульман — публичные оскорбления курайшитских идолов. Кроме того, были умерены и нападки на идолопоклонников, сделаны попытки вернуться к мирным взаимоотношениям на принципах: «У вас своя вера, у нас своя вера». Такой поворот в тактике борьбы был вынужденным, ибо мусульмане были поставлены бойкотом в очень трудное положение. Отказ от вражды с язычниками, по-видимому, противоречил чаяниям наиболее решительной и экстремистски настроенной части мусульман, почему и потребовал серьезного обоснования в Коране.

В откровениях Мухаммеду настойчиво и многократно было разъяснено, что вопросы веры, как и все другие вопросы, целиком находятся в ведении Аллаха. Кого захочет, Аллах направит на истинный путь, кого захочет — оставит язычником, чтобы тем сильнее наказать его в загробной жизни. Язычники, которых ждут вечные мучения в аду, заслуживают скорее не ненависти, а жалости. Не надо завидовать их богатству в земной, дольней жизни — Аллах нарочно награждает их, чтобы тем мучительнее была для них последующая жизнь. Не надо огорчаться, когда они насмехаются над Мухаммедом и мусульманами, когда они поворачиваются спиной к посланнику божьему — и это предусмотрено, предопределено: Аллах специально повесил завесу между ними и Мухаммедом, сделав их слепыми и глухими к проповеди истинного учения. Им суждено погибнуть за свои грехи, а потому они и не должны уверовать, ведь всякий уверовавший спасется и будет награжден вечным блаженством в раю.

— Скажи, — учил Аллах Мухаммеда, — «Истина — от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует». Мы приготовили несправедливым огонь, навес которого окружит их; а если они воззовут о помощи, им помогут водой, подобной расплавленному металлу, которая опаляет лица. Скверно питье и плохо убежище!

— Скажи: «Каждый поступает по своему произволу, но Господь ваш вполне знает того, кто идет по прямой стезе».

— Мы не посылали тебя заступником за них…

— Когда ты читаешь Коран, Мы делаем между тобой и теми, которые не веруют в последнюю жизнь, завесу сокровенную.

И мы положили на сердца их покровы, чтобы они не понимали его, а в уши их — глухоту.

И когда ты поминаешь своего Господа в Коране единым, они поворачиваются вспять из отвращения.

Мы лучше знаем, к чему они прислушиваются, когда слушают тебя, и когда они — тайная беседа…

— Не напрягай своих очей, чтобы видеть, чем наслаждаться даем Мы некоторым семействам из них; не огорчайся из-за них, и прикрывай крылом своим верующих. И скажи: «Поистине, я ведь только явный увещеватель».

Подобно тому, что ниспослали Мы на отделившихся, и с этих, которые этот Коран разложили на части, со всех них Мы, клянусь Господом твоим, потребуем отчета в том, что сделали они.

Открыто возвести о том, что поведано тебе, и удались от многобожников.

Мы защитим тебя от этих насмешников, от этих, которые вместе с Богом ставят еще других богов. Скоро и они будут знающими!

Знаем, что сердце твое стесняется тем, что говорят они.

Но возсылай хвалу Господу твоему и будь с поклоняющимися.

И служи Господу твоему, покуда не наступит для тебя верно известное.

— И если ты их призовешь к прямому пути, то тогда они никогда не найдут дороги. А Господь твой… если бы Он схватил их за то, что они приобрели, то ускорил бы Он для них наказание. Но у них есть определенный срок, и никогда они не найдут помимо Него убежища.

Вообще, на загробное воздаяние Мухаммед делает особенный упор в эти годы, что, конечно, не случайно:

положение мусульман стало настолько плачевным, что лозунг о награде в земной жизни потерял значительную долю своей убедительности. Не богатство и обильное потомство уготовил Бог для верующих, а нечто неизмеримо лучшее вечное райское блаженство.

Как прямое требование мира с язычниками получил Мухаммед в откровениях приказание: «Отвернись же от них, и ты не будешь порицаем!» — что означало не только «оставь их в покое», но и чистосердечно прости их за все: за неверие, за насмешки, за приверженность к идолам. Этот коранический стих настолько очевидным для современников Мухаммеда образом запрещал враждебные действия против язычников, что для его отмены пришлось ниспосылать специальное откровение, когда по прошествии ряда лет ситуация вновь изменилась и опять борьба с язычниками стала неизбежной.

Пока же вражда с язычниками была запрещена. «Мир вам!» — следовало говорить язычникам и, не вступая с ними в полемику, идти своим путем.

Да, идти своим путем, ибо на данном этапе борьбы требование непрерывно «увещевать» закоренелых язычников было Аллахом снято как бессмысленное и ничего не дающее.

Категорическое требование не придавать Аллаху «сотоварищей» Мухаммед обосновал не только тем, что Бог един, а стало быть, подобная практика ошибочна, оскорбительна и противозаконна. Под видом «сообщников», «помощников», «дочерей Бога» и прочего окружались почитанием вполне конкретные языческие боги, а они для Мухаммеда не были простыми истуканами, неодушевленными предметами, от которых человеку ни холодно ни жарко, хотя Мухаммед нередко именно так о них и отзывался. Как ни странно, Мухаммед сам верил в реальность языческих богов, которые были для него проявлением дьявольского, сатанинского начала на земле.

Персонифицированное зло в виде дьявола — Иблиса — существовало не всегда, оно возникло тотчас после сотворения человека. Аллах сотворил из гончарной глины первого человека, Адама, уже после того, как были сотворены гении из огня знойного.

«…И вот сказал Господь твой ангелам: „Я сотворю человека из звучащей, из глины, облеченной в форму. А когда Я его выровняю и вдуну от Моего духа, то падите, ему поклоняясь“.

И поклонились ангелы все полностью, кроме Иблиса, он отказался быть с поклонившимися.

Сказал Он: „О Иблис! Что с тобой, что ты не вместе с поклоняющимися?“

Сказал он: „Я не стану кланяться человеку, которого Ты создал из звучащей, из глины, облеченной в форму“.

Сказал Он: „Уходи же отсюда! Ведь ты — побиваемый камнями. И, поистине, над тобой — проклятие до дня суда!“

Сказал он: „Господи мой! Отсрочь мне до дня, когда они будут воскрешены“.

Сказал Он: „Поистине, ты — из тех, кому будет отсрочено до назначенного времени“.

Сказал он: „Господи мой! За то, что Ты сбил меня, я украшу им то, что на земле, и собью их всех, кроме рабов Твоих из них, чистых“.

Сказал Он: „Это — путь для Меня прямой. Поистине, рабы Мои — нет для тебя над ними власти, кроме тех из заблудшихся, кто последовал за тобой, и поистине, геенна — место, им назначенное всем!..“»

Иблиса погубило неповиновение, причиной которого была его гордыня. Гордыня и непокорность — вот ненавистные символы язычества; обуздать человека, заставить его смирить свою гордыню, сделать его послушным — одна из основных целей ислама, как и любой монотеистической религии. Чисто теоретически это покорность только Богу, но ведь в реальной жизни между Богом и человеком всегда стоят люди, присвоившие себе право истолковывать божественные заповеди. Поэтому покорность Богу оборачивается одновременно покорностью власть имущим — та гражданская добродетель, без которой не могло существовать ни одно развитое государство.

Вернемся, однако, к Иблису, этому носителю зла на земле, власть которого простирается только над теми, кто уже перестал быть искренним рабом Аллаха: именно их «сбивает» Иблис окончательно, используя в качестве своего оружия соблазны и прелести дольней, земной жизни, и обрекает на муки в геенне огненной, в которой они будут вечно страдать, не живя, и не умирая. Прощение для неисправимых грешников не предусмотрено, и их запоздалое раскаяние им не поможет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...