Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С. А. Гладких, кандидат исторических наук

ПОДМЕТНЫЙ ЛИСТОК НОВОГО СМУТНОГО ВРЕМЕНИ / год издания первый / апрель 2007 / № 1


О ГЕРБЕ И НЕ ТОЛЬКО

 

15 февраля 2007 года Собрание депутатов муниципального образования «Котлас» окончательно утвердило новый герб города. Не буду вдаваться в обсуждение эстетических достоинств и недостатков герба: во-первых, у каждого свой художественный вкус; а во-вторых, новый герб по своему общему рисунку мало отличается от старого. В целом он не хуже и не лучше предыдущего. А вот толкование его символики, изложенное в «Положении о гербе города Котласа», вызывает не то чтобы недоумение, а просто оторопь. Поэтому сначала напомню, что говорится в Положении:

«В переводе с зырянского языка Котлас (Кодлас) означает «вход». Это действительно ворота на Север, в Сибирь, в Чудь Заволоцкую. Это крупный промышленно-транспортный узел Европейского Севера России. Три луча звезды символизируют средоточие трёх больших рек, в пересечении которых и образовался Котлас. Три звезды означают деревни, первоначально вошедшие в городскую черту: Жернаково, Осокориха, Петрухонская. Дугообразное расположение звёзд означает крупнейшие в регионе мосты через Северную Двину – автомобильный и железнодорожный. Крылатое колесо олицетворяет железнодорожный транспорт, развитие которого дало толчок образованию города. Ёлочки – знак лесного края, а также лесопереработки. Доминирующий золотой цвет элементов герба символизирует восход, расцвет, прогресс развивающегося города. Лазурь – символ красоты и величия. Червлень – символ мужества. Золото – символ богатства, справедливости».

Теперь разберём этот продукт интеллектуального творчества несколько подробнее. Начнём с того, что зырянского языка в природе не существует: это устаревшее наименование языка коми. И если заглянуть в словарь коми языка, то ни Котласа, ни Кодласа в нём не обнаружится. Думаю, многие котлашане бывали в Республике Коми, но вряд ли встречали там на дверях магазинов или официальных учреждений надпись «котлас». Впрочем, это и неудивительно: ведь «вход» на коми языке звучит как «пыранин». Видимо, Котлас (уже в который раз!) путают с коми селением Пырас, некогда располагавшимся в этих местах.

Итак, обоснование символики нового герба начинается с неверной интерпретации термина, в связи с чем полностью теряет смысл и вторая фраза толкования. Замечу, кстати, что «воротами на Север» можно называть не только Котлас, а уж воротами в Сибирь он тем более не является: ведь когда в нашем регионе проходили основные торговые пути в Сибирь, то не существовало города Котласа; а к тому времени, когда он появился, эти пути сместились значительно южнее. Чудь Заволоцкая – это вообще не географическое название, а наименование некогда жившего на Севере народа (для сравнения: каково звучит «ворота в русских»?). Здесь авторами толкования использован устаревший речевой оборот. Таким образом, число допущенных фактических и логических ошибок на одну фразеологическую единицу просто поражает воображение.

С формулировкой «крупный промышленно-транспортный узел» можно согласиться. А далее опять начинается кавардак. Только при очень богатой фантазии можно догадаться, что трёхконечная звезда символизирует «средоточие трёх больших рек». К тому же по рисунку звезды скорее складывается впечатление, что реки сливаются в озеро: ведь река расширяется от истока к устью, а не наоборот. И ещё: как может образоваться город «в пересечении» трёх рек? Котлас, напомню, находится у слияния двух.

Ещё интереснее обстоит дело с деревнями. Почему изображённые на гербе восьмиконечные звёзды должны ассоциироваться именно с деревнями, совершенно непонятно. Но даже если принять эту «скользкую» аналогию, то почему звёзд три? Ведь деревень, из которых сложился Котлас, было четыре: забыта Мартемьяновская. А куда делся сам посёлок Котлас, ставший основой города? А если вспомнить, что деревня Петрухонская

 

(Петрухинская) делилась на две: Большую и Малую? С числом звёзд явный непорядок.

Но далее следует ещё более оригинальная идея: дугообразное расположение звёзд означает автомобильный и железнодорожный мосты! Да кто об этом догадается, если предварительно не прочтёт цитируемое Положение? Никто. А почему три звезды символизируют два моста? Впрочем, такие вопросы составителям Положения задавать бессмысленно: в полном соответствии с названием данного документа в нём явно писалось то, «что Бог на душу положит». Поэтому рискну предположить, что появление трёх звёзд на рисунке герба – это своеобразное выведение «среднего арифметического»: если сложить и поделить надвое четыре деревни и два моста, то получится три звезды. Логично?

А сейчас перейдём к тому, что, как торжественно записано в Положении, находится на гербе «поверх всего» – крылатое железнодорожное колесо. Правда, с крыльями на гербах обычно изображают ангелов (смотри, например, герб Архангельска), ну а у нас пусть будет колесо. Не знаю, придёт ли в голову руководству открытого акционерного общества «Российские железные дороги» требовать «неустойку» с муниципальной администрации за использование своего символа, но в любом случае появление в рисунке герба чужой символики вряд ли способно его улучшить.

Ёлочки… Ну, Бог с ними, с ёлочками, хотя у нас всё-таки герб, а не гербарий. А далее – золотой цвет, с которым составители так и не смогли определиться, что же он означает: «восход, расцвет, прогресс» или, через два предложения, «богатство и справедливость». Так что сколько ни лейте на герб лазури, «красоты и величия» она ему явно не добавит.

По итогам изложенного возникает закономерный вопрос: каким образом такая ахинея могла проникнуть в официальный документ? Но ответ на него уже давным-давно дал дедушка Крылов: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Уважаемые составители Положения, а затем и голосовавшие за него депутаты продемонстрировали некоторые познания в области геральдики, но оказались совершенно несведущими в вопросах местной истории. Традиционно было проигнорировано и обращение к специалистам. Результат налицо.

Теперь о том, почему герб прошёл предварительную экспертизу в Геральдической палате и, очевидно, будет официально внесён в Государственный геральдический регистр. Всё просто: во-первых, за экспертизу и утверждение новых гербов чиновники-«герольды» получают заработную плату; а во-вторых, в Москве нет и не может быть специалистов по котласской истории. Не столь уж трудно представить чувства столичного эксперта при первом взгляде на проект нового герба: «Что это? Рваная дыра, в которую влетает колесо?» И, после тщетных попыток самостоятельно осмыслить изображённое, он по необходимости обращается к прилагаемому толкованию герба. Вот тогда ему и начинает казаться, что проект-то вполне удачный! При этом, разумеется, он не имеет понятия ни о зырянском языке, ни о чуди заволоцкой, ни о деревнях, образовавших Котлас. И, доверившись составителям Положения, с лёгким сердцем соглашается утвердить проект. Такая вот грустная история…

И в заключение пару слов о том, каким должен быть герб безотносительно изображённого на нём рисунка. Он должен быть простым, запоминающимся и читаемым. Любой человек, взглянув на него, должен быстро понимать, что он символизирует, и с лёгкостью составлять верное впечатление о Котласе. Но, увы, новый герб этим требованиям мало соответствует. Такой вот подарок к 90-летию города.

Сыграло свою роль и то, что, по недоброй российской традиции, проект принимался в «пожарном» порядке: только бы успеть к юбилею. А стоило ли спешить? Город молодой, мог бы и подождать – хотя бы до столетия. Но, видимо, составителям и толкователям герба, руководителям администрации и депутатам не терпелось войти в историю. Не учли лишь того, что в историю можно не только войти. В неё можно и влипнуть…

 

С. А. Гладких, кандидат исторических наук

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...