Процесс банковского кредитования и
Залоговые операции в филиале ПРАК АПБ Процесс банковского кредитования в филиале ПРАК АПБ можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи, использования и погашения: 1) рассмотрение кредитной заявки и собеседование с заемщиком; 2) изучение кредитоспособности клиента; 3) подготовка и заключение кредитного договора; 4) кредитный мониторинг. Рассмотрение кредитной заявки. Предупредительность и внимательное отношение к любому клиенту являются непременным правилом поведения каждого сотрудника банка. Банковский служащий предоставляет клиенту необходимую информацию по условиям кредитования и предлагает ему ответить на вопросы по анкете банка. Результаты первой и всех последующих встреч с клиентом обобщаются в отчетах, содержащих более или менее стандартный набор вопросов. (Таблица 3.4.1.). Таблица 3.4.1. Образец отчета о результатах беседы служащего банка С возможным заемщиком
Подобный отчет корректируется и пополняется новой информацией после каждого визита клиента в банк. Эти отчеты дают кредитному инспектору важную информацию о потенциальном клиенте еще до того, как состоится их личное знакомство. На беседу с кредитным инспектором будущий заемщик приходит с кредитной заявкой, содержащей исходные данные о запрашиваемой ссуде, целях, на которые она предназначена, сумме, сроке погашения и предлагаемом обеспечении (Приложение №2).
Кредитная заявка рассматривается в составе пакета сопроводительных документов, в том числе: 1) нотариально заверенные копии учредительных документов компании заемщика; 2) финансовый отчет, включающий баланс и счет прибылей и убытков за последние три года. Баланс составляется на конец года и показывает структуру активов, обязательств и капитала. Счет прибылей и убытков охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, ее распределении и отчислении в резервы, выплатах дивидендов и т.д.; 3) отчет о движении кассовых поступлений. Он основан на сопоставлении балансов компании за два отчетных периода и позволяет определить изменения различных статей и движения фондов. Отчет дает полную картину использования дефицита ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т.д.; 4) внутренние финансовые отчеты, которые более детально характеризуют финансовое положение компании, изменение ее потребностей в ресурсах в течение года, поквартально или помесячно; 5) данные внутреннего оперативного учета. Составление баланса требует много времени. Однако банку-кредитору могут потребоваться данные оперативного учета, содержатся в сводках, подготовленных для руководства компании-заемщика. Эти документы касаются текущих операций и продаж, величины запасов и т.д.; 6) прогноз финансирования, который содержит оценки будущих продаж, расходов, расходов, издержек производства продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т.д. Речь идет об оценочном балансе, который включает прогнозный вариант балансовых счетов и счетов прибылей и убытков на будущий период, и кассовом бюджете, который прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам); 7) налоговые декларации как важный источник дополнительной информации. В них могут содержаться сведения, не включенные в другие документы и характеризующие заемщика как налогоплательщика; 8) бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае компания-заемщик предоставляет в банк подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта и методах его осуществления.
Кредитный инспектор тщательно изучает кредитную заявку и сопроводительные документы. После этого он вновь беседует с будущим заемщиком (владельцем или ответственным представителем фирмы). Подобные встречи позволяют кредитному инспектору выяснить не только важные детали кредитной сделки, но и составить психологический портрет возможного заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия. В ходе беседы кредитному инспектору нет необходимости выяснять все аспекты работы компании-заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах, представляющих интерес для банка-кредитора.
Ознакомительная беседа с потенциальным заемщиком может касаться следующих вопросов, заданных в определенной последовательности (Таблица 3.4.2.). Таблица 3.4.2. Вопросы кредитного инспектора к потенциальному заемщику
На первом этапе кредитования банку предстоит выяснить: а) серьезность, надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как возможного партнера по бизнесу. Особенно это касается новых клиентов; б) обоснованность кредитной заявки и степень обеспеченности возврата кредита. Банк может в случае необходимости выработать свои требования к кредитному предложению и ознакомить с ними заемщика; в) соответствие кредитного предложения кредитной политике банка и структуре формирования его ссудного портфеля. Приведет ли предоставление нового кредита к дальнейшей диверсификации кредитного портфеля и снижению кредитного риска или обратным результатам.
Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов, а также результатов бесед является определение характера заемщика и его кредитоспособности. Кредитный инспектор, часто помогая заемщику готовить заявку, выясняет объем доходов и представляющих ценность активов (таких, как высоколиквидные ценные бумаги или сберегательные депозиты), которыми располагает заемщик для погашения кредита. Устные ответы клиенты, как правило, дают значительно больше информации, чем сведения, изложенные в письменном виде. Одновременно инспектор обращается к банкам, с которыми сотрудничал или сотрудничает клиент. Кредитные инспекторы придают значение не только размеру, но и стабильности доходов заемщиков (юридических и физических лиц). Они предпочитают получать от клиента информацию о чистом доходе (то есть доходе после всех выплат и удержаний). Если речь идет об индивидуальном заемщике, то сотрудники банка обычно связываются с работодателями клиента для проверки достоверности указанного им уровня доходов и продолжительности работы в данной фирме. Косвенным показателем размера и стабильности дохода служат данные о среднедневном остатке на депозитном счете клиента. Эти данные, представленные заемщиком, инспектор сопоставляет с информацией, полученной из соответствующего банка. Поддержание значительных остатков на депозитных счетах в банке свидетельствует о надежности финансового положения клиента, его финансовой дисциплинированности и серьезности намерения погасить получаемый кредит. В числе факторов, на которые обращает внимание опытный кредитный инспектор, - продолжительность занятости и проживания клиента (частного лица) на одном месте. Большинство банков, как правило, отказываются предоставлять кредиты лицам, работающим на указанном им месте лишь несколько месяцев, и фирмам, которые были недавно зарегистрированы. Рассматривается также длительность проживания клиента по одному адресу, поскольку чем дольше клиент живет на одном и том же месте, тем более стабильным считается его положение. Нестабильность места проживания или частая перемена адреса рассматриваются при решении вопроса о выдаче кредита как негативный момент.
Кредитные инспекторы неодобрительно относятся к появлению так называемой «пирамиды долга», когда заемщик берет кредит в одной фирме или банке для оплаты долга другому кредитору. Из поля зрения инспектора не исчезает значительная или растущая задолженность клиента по кредитным карточкам и частому возврату чеков, выписанных клиентом с его счета. На основе подобных фактов делается вывод о реальном финансовом положении клиента и его навыках управления денежными средствами. На этом предварительном этапе работы по кредитованию инспектор стремится определить порядочность клиента и достоверность представленной им информации. Инспектор особенно обращает внимание на то, указал ли клиент все свои долги или, по данным кредитовавших его банков, у клиента существуют и другие обязательства, о которых он «забыл» упомянуть или не оплатил и скрылся. Итак, кредитный инспектор внимательно изучает все документы, представленные потенциальным заемщиком, проводит с ним все необходимые беседы, оценивает информацию, полученную на запросы и составляет анализ кредитной заявки (Приложение №3). После консультаций с руководством банка и начальником кредитного отдела кредитный инспектор принимает решение о продолжении работы с клиентом или отказе ему. Если принимается решение о продолжении работы с клиентом, то инспектор комплектует кредитное досье (включая в него заявку и сопроводительные документы, ответы на запросы, записи бесед и т.д.) и направляет его в кредитный отдел. В этом отделе осуществляется тщательное изучение кредитоспособности клиента и дается оценка кредитного риска. Изучение кредитоспособности заемщика. Оценка кредитоспособности предполагает, прежде всего, использование показателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения ссудной задолженности. При анализе кредитоспособности используются различные источники информации: а) материалы, полученные непосредственно от клиента; б) материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка; в) сведения, сообщенные теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его поставщиками, кредиторами, покупателями его продукции, банками и т.д.); г) отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений. Получая информацию об изучении банком материалов и сведений, полученных непосредственно от клиентов, эксперты кредитного отдела обращающихся к архивам своего банка. Если клиент уже получил ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга и других нарушениях. Банк устанавливает контакт с другими кредитными организациями, чтобы использовать их опыт работы с данным заемщиком и выяснить ряд конкретных вопросов. Какие суммы занимал клиент в предыдущие периоды, и своевременно ли погашались ранее выданные ему кредиты? Были ли достаточно высокими остатки на банковских счетах клиента? Объявлялся ли когда-либо клиент банкротом? Оценка кредитного риска предполагает обращение внимания на симптомы возникающих у заемщиков трудностей, которые необходимо отслеживать банкам-кредиторам, в том числе: 1) задержки в предоставлении заемщиком финансовой отчетности и в осуществлении платежей в счет погашения кредита или прекращение контакта с работниками банка-кредитора; 2) любое неожиданное изменение заемщиком методов расчета амортизации, взносов по пенсионным платежам, оценки товарно-материальных запасов, начисления налогов или расчета прибыли; 3) изменение структуры задолженности или отказ от выплаты дивидендов и снижение кредитного рейтинга заемщика; 4) падение цен на акции заемщика; 5) наличие чистых убытков в течение одного или нескольких лет, измеряемых с помощью показателей доходности активов, доходности капитала или прибыли до уплаты процентов и налогов; 6) неблагоприятные изменения структуры капитала заемщика (показатели соотношения акционерного капитала и долговых обязательств), ликвидности или деловой активности (например, соотношения объема продаж и товарно-материальных запасов); 7) несоответствие объема фактических продаж или потока наличности аналогичным денежным показателям, приведенным в кредитной заявке; 8) неожиданные и необъяснимые сокращения размеров остатков на счетах клиентов. В таблице 3.4.3. приведены индикаторы проблемного кредита и рискованной кредитной политики банка. Таблица 3.4.3. Сигналы тревоги относительно проблемных кредитов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|