Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы анализа учебных программ




 

К ним относятся:

ü метод сопоставления их структуры,

ü последовательности материала,

ü его содержания

с содержанием фундаментальной науки, на основе которой строится анализируемый учебный предмет

В учебном процессе вуза эта наука представляется

дисциплиной (дисциплинами) учебного плана подготовки педагога профессионального обучения;

методом построения сетевого графика последовательности изучения разделов тематических планов анализируемого и родственных ему предметов.

Сетевой график – это графическая модель процесса изучения нескольких предметов в течение одного временнОго периода (например, семестра).

На этом графике изучение материала каждого из учебных предметов представляется как цепь событий, состоящих в окончании изучения их отдельных тем.

События на графике изображаются кружочками, каждый со своим номером.

Сам процесс изучения учебных тем представляется в виде рёбер-векторов, соединяющих между собой вершины-события.

Над ребром ставится цифра, соответствующая длительности изучения темы в неделях.

Исходной (нулевой) вершиной сетевого графика является начало семестра или изучения предмета.

Завершающая его вершина соответствует окончанию семестра, учебного года или одного из учебных предметов.

Сплошные стрелки на графике соединяют только 2 вершины. Они отражают процесс овладения материалом конкретной темы. Над ними ставятся 2 цифры, соответствующие номерам предыдущей и изучаемой тем.

Межпредметные связи изображаются в виде штриховых векторов, соединяющих темы разных предметов. Их направление указывает на вид межпредметных связей по временному признаку: опережающие, сопутствующие, перспективные. Они проводятся из вершин, соответствующих времени начала изучения исходных учебных тем, к вершинам, характеризующим начало изучения связанных с ними тем другого учебного предмета.

Метод построения сетевого графика позволяет:

оценить правильность расположения взаимосвязанных тем,

выявить вид межпредметных связей по хронологическому признаку,

на этой основе создать логику изучения материала;

этим реализуется принцип систематичности и последовательности обучения.

 

УЧЕБНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

К учебным изданиям согласно ОСТ 29.130-97 «Издания. Термины и определения», относятся:

1. Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение дисциплины (предмета), соответствующее учебной программе и официально утверждённое в качестве данного вида издания.

2. Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утверждённое в качестве данного вида издания.

К учебным пособиям относятся:

· учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания или изучения дисциплины (её раздела или части);

· рабочая тетрадь – учебное издание, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета;

· самоучитель – учебное пособие для самостоятельного изучения чего-либо без помощи преподавателя;

· практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. К практикуму, в частности, относится задачник;

· хрестоматия – учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющее объект изучения дисциплины;

· учебно-наглядное пособие –учебное издание, содержащее материалы в помощь преподавателю и учащимся;

Учебная литература предназначена, прежде всего, для учащихся, а методическая – для преподавателей.

Основными сложностями в работе преподавателя с учебной литературой являются:

o большое количество разнообразных по содержанию учебных предметов в профессиональных училищах;

o появление новых современных дисциплин;

o динамичность содержания традиционных предметов;

o отсутствие учебников по новым дисциплинам;

o наличие для отдельных предметов нескольких учебников по-разному раскрывающих содержание учебного предмета.

Основные дидактические требования к учебникам:

· научность учебного материала;

· учёт возрастных и познавательных возможностей учащихся;

· систематичность изложения учебного материала;

· последовательность изложения учебного материала;

· воспитывающий характер его содержания;

· наглядность его оформления;

· чёткость структуры.

Показатели реализации принципа научности в содержании учебника:

o отбор соответствующих разделов фундаментальной науки, включающей основы теории (факты, понятия, методы, законы, следствия из них);

o разработка тем учебника в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и технологии производства;

o включение сведений из истории науки и научных открытий, развития понятий, идей, торий;

o наличие сведений о методах познания фундаментальной науки.

Учёт возрастных и познавательных возможностей учащихся в учебнике осуществляется на основе:

· простоты языка и доступности изложения материалов;

· достаточности времени, выделенного учебным планом, на усвоение материала учебника и отдельных его тем. Основой для оценки выполнения этого требования должны служить опыт и знания преподавателя;

· выполнение дидактических правил доступности в обучении: от простого к сложного, от близкого к далёкому, от малого к большому, от лёгкого к трудному.

Показатели реализации в учебнике принципов систематичности и последовательности изложения:

o соответствие рубрикации учебника программе учебного предмета;

o соответствие последовательности изложения материала в темах учебника и в программе;

o равномерность распределения объёма материала по темам учебника;

o правильность и полнота учёта межпредметных и внутрипредметных связей;

o реализация единства трактовки понятий, последовательность введения их в учебные предметы, отсутствие дублирования материала;

По структуре учебники включают в себя:

· параграфы;

· главы;

· разделы;

· части.

Наименьшая структурная единица – параграф.

Воспитательные задачи учебника:

o воспитание патриотизма;

o развитие творческого мышления;

o формирование норм нравственности и морали;

o формирование эстетических взглядов и вкусов.

Воспитательные задачи помогают реализовывать:

· постановка философских, нравственных и этических проблем;

· эмоционально насыщенные тексты»;

· образность речи;

· наглядность иллюстративного материала.

Существуют показатели качества учебника. Их разбивают на 2 группы:

ü характеризующие учебник в целом;

ü характеризующие его отдельные разделы.

В 1-ую группу включают показатели:

§ оценку внешнего оформления учебника,

§ чёткость структуры,

§ соответствие заголовков программе,

§ равномерность распределения материала по темам.

Остальные относят ко 2-ой группе. Степень их реализации в учебниках определяют применительно к отдельным темам программы.

Анализ показателей качества учебника позволяет преподавателю установить:

– возможность рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;

– глубину и качество изложения материала в различных темах учебника;

– необходимость привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала;

– рациональные способы работы учащихся с учебником в целом и отдельными его разделами. Это включает составление аннотаций, плана изложения материала, выписывание новых понятий и их определений, ответы на контрольные вопросы, выявление межпредметных связей, составление структурно-логических схем материала, формирование проблемных вопросов и задач с избыточной или недостаточной информацией.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...