Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности занятий с детьми




Баскетбол относится к числу немногих спортивных игр, которые доступны детям. 8—9-летние ребята с удовольствием и довольно ус­пешно играют в баскетбол. В последние годы эта спортивная игра ши­роко используется в физическом воспитании школьников. Обучение элементам баскетбола в школе начинается в младших классах.

Занятие баскетболом оказывает исключительно благоприятное влияние на физическое развитие детей младшего возраста. Помимо того, раннее знакомство детей с баскетболом способствует приобре­тению высшего спортивного мастерства в сравнительно молодые годы.

Обучение детей баскетболу не представляет серьезных трудностей. Единственное препятствие для овладения всем арсеналом игры в воз­расте 8—9 лет — это отсутствие достаточной силы. Однако этот недо­статок можно устранить, снизив высоту кольца (до 260 см), уменьшив размеры и вес мяча (до 350 г), а также сократив размеры площадки и время игры. Детям всегда присуще желание играть, поэтому наилуч­ший путь обучения детей — игровой метод.

Изучая с младшими школьниками технику и тактику баскетбола, нужно возможно больше использовать подвижные игры, близкие к баскетболу. Рекомендуется большую часть времени использовать на упражнения в игровых условиях: соревнования на правильность, точность и быстроту действий без соперника, с пассивным и активным противодействием.

Наиболее яркая отличительная особенность работы с детьми — тщательно продуманная постепенность и последовательность обуче­ния. Дети могут освоить новое только при условии, что составляю­щий основу нового предшествующий материал ими усвоен полностью.

Эффективность обучения тесно связана с последовательным услож­нением изучаемого. При этом расширяется представление об игре, увеличивается игровой опыт. Важно точно согласовывать степень трудности с возможностями занимающихся. Такая постепенность особенно необходима при подведении детей к игре в баскетбол. Су­ществует система подготовительных игр. Вначале ребята овладевают простыми некомандными играми с ловлей и передачами мяча, а за­тем — игры командные, с активной борьбой за мяч и защитой цели. Далее используют упрощенные варианты баскетбола с делением поля на зоны и участием в игре меньших по составу команд.

Обучение детей технике и тактике баскетбола должно быть нагляд­ным. Показывать прием или действие следует самому преподавателю; можно пригласить и квалифицированных спортсменов. Если показ по каким-то причинам невозможен, то он должен быть заменен демон­страцией киноматериалов, диаграмм, схем и пр.

Обучать детей нужно самыми современными средствами. Изучать такие ведущие элементы, как бросок одной рукой в движении, в прыж­ке (который могут изучать мальчики 10—11 лет), ведение мяча, нужно начинать возможно раньше. При этом следует помнить и об овладении приемами защиты.


То же самое можно сказать и о тактике игры. С самого начала нуж­но обучать детей активным формам ведения игры, которые полностью отвечают их юношескому энтузиазму и активности. Такими системами является личная защита и быстрый прорыв. Постепенно тактический багаж должен увеличиваться: от личной защиты на своей половине переходят к разучиванию защиты по всему полю, позиционного напа­дения (вначале без центровых игроков). Нужно добиваться, чтобы учащиеся юношеского возраста умели применять любые тактические системы, включая зонный прессинг и нападение с несколькими цент­ровыми игроками.

Такая подготовка должна быть многолетней. Ее ни в коем случае нельзя форсировать, перескакивая через целые этапы, в угоду времен­ному успеху на отдельных соревнованиях. Соревнования детей — не самоцель, а лишь средство подготовки. Поэтому «натаскивание» в ра­боте с детьми недопустимо.

Основу настоящей игровой подготовки молодого баскетболиста составляет хорошее всестороннее физическое развитие. Поэтому во все периоды учебно-тренировочной работы с детьми их физической подготовке необходимо уделять самое серьезное внимание.

К специализации игроков можно перейти только после большого этапа общей подготовительной работы (т. е. в среднем школьном воз­расте).

В обучении детей исключительно важна неразрывность воспитания со всеми другими сторонами учебно-тренировочного процесса. Любая самая качественная специальная подготовка окажется бесполезной, если не удастся воспитать в спортсмене необходимые черты характера и морально-волевые качества.

ИНВЕНТАРЬ И ОБОРУДОВАНИЕ

Дополнительное оборудование (баскетбольные щиты, специальная аппаратура и т. п.) и специальный инвентарь позволяют интересно троить учебно-тренировочные занятия и добиваться высоких резуль-атов в развитии физических и волевых качеств, формировании спе­циальных навыков. Особенно большое значение дополнительное обо­рудование имеет в индивидуальной тренировке баскетболиста.

В настоящее время существует много различных тренировочных устройств и приспособлений. Каждый зал, используемый для подго­товки баскетболистов, должен иметь следующее оборудование:

1. Дополнительные баскетбольные щиты (4—6), часть которых не­обходимо оборудовать кольцами уменьшенного диаметра (35—40 см). Их используют для развития точности попаданий.

2. Одиночные и двойные кольца на подставке (без щитов), позволя­ющие совершенствовать глазомер и точность прицеливания.

3. Стойки для обводки. Они могут быть простые и более сложные (в форме манекена). Их используют при обучении ведению.

4. Кольца-мишени на подставке и подвесные. Они предназначены для совершенствования точности передач мяча. С этой же целью могут быть использованы и щиты-мишени.



5. Ребристый щит для развития быстроты реакции и совершенствования ловли мяча.

6. Подвесной мяч (рис. 80), используе­мый для развития прыгучести, прыжковой выносливости, силы пальцев (если мяч проч­но закреплен и может выдержать вес игрока, захватывающего его двумя руками).

7. «Заглушка», накрывающая кольцо. Она может быть деревянной, металлической или пластмассовой. Наружная часть ее сфери­ческая. Более сложная «заглушка» представ­ляет собой диск меньшего размера, чем диа­метр кольца, который прикрепляют к кольцу на амортизаторах, или специальное пневма­тическое устройство. Мяч, ударившись о такую «заглушку», выбрасывается из кольца.

Глава IV. ВОЛЕЙБОЛ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...