Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Будто сосенка во сыром бору. Не ветер бушует над бором,. 13. Анализ языка. Синтаксис. 14. Анализ фонетического строя речи.




Будто сосенка во сыром бору

Под смолистой под корень подрубленная…

                                                          М. Лермонтов

б)            И погас он, словно свечечка,

Восковая, предиконная…

                                                          Н. Некрасов

в)           Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел…

                                                          М. Лермонтов

– передают настроение, переживания героя:

Я живу, как кукушка в часах,

Не завидую птицам в лесах…

                                                          А. Ахматова

– создают яркий образ:

И листочки бегут по дорожке

Словно желтые мышки от кошки…

                                                          В. Орлов

Сравнения могут быть прямыми (приведенные выше примеры) и отрицательными:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи:

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои…

                                                          Н. Некрасов

Одна из форм сравнения – использование творительного падежа:

Летели дни, крутясь проклятым роем…

                                                          А. Блок

Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз отсутствует:

День догорел на сфере той земли,

Где я искал путей и дней короче…

                                                          А. Пушкин

Вытянув серебряные крылья

Через весь широкий небосвод,

Вел вожак в долину изобилья

Свой немногочисленный народ…

                                                          Н. Заболоцкий

Олицетворение – частный случай метафоры, уподобление неживого живому:

Вокруг меня кольцо сжимается,

Неслышно подползает сон…

                                                          В. Ходасевич

Солнышко утром в колодезь озер

Глянуло – месяца нет…

Светло ноги она на бугор,

Кликнуло – месяца нет…

                                                          С. Есенин

Метонимия – перенесение значения на основе замены названия явления, понятия другим, неразрывно связанным в нашем сознании с представлением об этом явлении, понятии:

Я три тарелки съел!

И. Крылов

Читал охотно Апулея…

А. Пушкин

Вся Ивановская площадь шеи вытянула…

                                                          Р. Рождественский

Синекдоха (разновидность метонимии) – перенесение значения на основе количественной связи, сближения части и целого, использования единственного числа вместо множественного или, наоборот, целого вместо части, множественного числа вместо единственного:

Все флаги в гости будут к нам,

И запируют на просторе…

                                                          А. Пушкин

Мы все глядим в Наполеоны

                                                          А. Пушкин

…И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз

                                                          М. Лермонтов

Перифраз – употребление описательного выражения вместо названия или имени. Например, «Мод воспитанник примерный», «забав и роскоши дитя» – вместо «Онегин».

Гипербола – художественное преувеличение:

В сто сорок солнц закат пылал…

                                                          В. Маяковский

Литота – художественное преуменьшение:

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

                                                          Н. Некрасов

13. Анализ языка. Синтаксис

Стихотворная речь располагает специальными синтаксическими средствами. Их называют фигурами.

Повторения отдельных слов или выражений, которые несут особую смысловую нагрузку:

– анафора – единоначалие:

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай…

                                                          Н. Некрасов

– эпифора – повторение слов или выражений в конце строки или строфы:

Живя согласно с строгою моралью,

Я никому не сделал в жизни зла, –

эта эпифора звучит в каждой строфе стихотворения А. Н. Некрасова «Нравственный человек»;

– стык – повторение в конце одного стиха и в начале следующего:

О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

                                                          А. Блок

– рефрен – повторение одной фразы в стихотворении:

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум! –

этот рефрен звучит в каждой строфе стихотворения А. Н. Некрасова «Зеленый Шум».

Параллелизм – развернутое сопоставление в сходных синтаксических конструкциях:

А месяц будет плыть,

Роняя весла по озерам,

И Русь все так же будет жить,

Плясать и плакать у забора…

                                                          С. Есенин

Перенос – несовпадение стиховой паузы со смысловой и грамматической, разделение грамматического предложения стихом:

Никто мне не скажет: Куда ты

Поехал, куда загадал?

                                                          А. Фет

Инверсия – необычный порядок слов:

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком.

                                                          С. Есенин

Умолчание – пропуск слов или словосочетаний. Обычно передает душевное волнение, напряжение лирического героя или говорит об особой сложности изображаемого явления:

Мои мечты… они чисты,

А ты, убийца дальний, кто ты?!

                                                          Н. Гумилев

Риторические фигуры помогают сосредоточить внимание на том или ином явлении:

– риторический вопрос:

Он мог лежать иначе,

Он мог лежать с женой в своей постели,

Он мог не рвать намокший кровью мох,

Он мог…

Да мы ли? Будто? Неужели?

Нет, он не мог.

                                                          Б. Слуцкий

– риторическое обращение:

Эй, вы! сходитесь, лихие друзья!

Гляньте, как бьется добыча моя…

                                                          М. Лермонтов

– риторическое восклицание:

И те же ласки, те же речи,

Постылый трепет жадных уст,

И примелькавшиеся плечи…

Нет! Мир бесстрастен, чист и пуст!

                                                          А. Блок

14. Анализ фонетического строя речи.

Звукопись – специальный набор созвучных гласных или согласных, создающий или усиливающий впечатление.

Например:

Где он, бронзы звон или гранита грань…

                                                          С. Есенин

Сдвинула льдины и вздулась запруда…

                                                          Б. Пастернак

Ножками тупыми топоча…

                                                          В. Луговской

Ужас

           из железа

                              выжал стон…

В. Маяковский

ПРИМЕРЫ АНАЛИЗА СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...