Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая цель экономики здравоохранения - это изучение экономических отношений, хозяйственных контактов, объективно возникающих в процессе осуществления медицинской профессиональной деятельности.




Данные отношения неизбежно возникают в двух плоскостях: в рамках самого здравоохранения, то есть на микроэкономическом уровне, и в рамках национальной экономики в целом (прежде всего в отраслях народного хозяйства, связанный непосредственно со здравоохранением, а таких отраслей насчитывается около тридцати) - то есть макроэкономическом уровне.

В рамках общей цели экономики здравоохранения, выделяют ряд более частных задач, объединенных в несколько проблемных групп. Причем эти задачи, стоящие перед экономикой здравоохранения и решаемые ею, определены сугубо практической необходимостью.

Первая группа проблем: что и как делать?

Экономика здравоохранения рассматривает условия и методы хозяйствования на всех стадиях лечебно-профилактического процесса. Мы должны выявить состав наших потенциальных пациентов, структуру их потребностей в медицинских услугах, финансовые возможности и в зависимости от этого определить хозяйственный тип нашей профессиональной деятельности. Отвечая на вопрос: «Как оказывать услуги?», мы должны решить, какое медицинской учреждение в данном случае организовывать экономически целесообразнее всего. Что это будет: - поликлиника, стационар, диспансер, диагностический центр, консультативной пункт или же какая-либо другая, может быть, совершенно уникальная форма медицинского учреждения, которая отразила бы результаты нашей инновационной работы?

Вторая группа проблем: с какими ресурсами мы реально можем приступить к оказанию определенного нами вида услуг, и какие ресурсы нам еще необходимы для этого?

Давая ответ на эти вопросы, экономика здравоохранения занимается изучением факторов хозяйственной деятельности в медицине. Речь идет об исследовании:

  • материально технической базы (использование которой возможно, в большей или меньшей степени, при данных конкретных обстоятельствах);
  • состава и процентного соотношения основных и оборотных средств медицинского учреждения;
  • кадрового обеспечения деятельности медицинского учреждения, структуры трудового потенциала и экономических форм привлечения квалифицированных специалистов в нашем учреждении или предприятии;
  • уровня организации трудового процесса (включая оптимальное сочетание материального и материально - психологического стимулирования).

В мед. учреждении должен быть создан деловой, и вместе с тем, комфортный психологический климат, благоприятствующий формированию стремление каждого сотрудника к росту производительности труда и улучшению его результативности.

Третья группа проблем: кто оплатит оказываемые нами услуги?

В процессе решения этого вопроса, экономика здравоохранения исследует возможности и виды осуществления инвестиционного процесса в данной отрасли народного хозяйства. Три основные группы инвесторов вкладывают свои основные средства в обеспечения функционирования и развития здравоохранения. К ним относятся:

  • сами пациенты;
  • государство;
  • медицинские страховые организации.

Этим трем группам соответствуют и три наиболее распространенные системы финансирования здравоохранения:

  • частного;
  • бюджетного;
  • страхового.

На практике в современных условиях ни она из них не доминирует полностью. Напротив, дополняя друг друга и соединяясь в различных сочетаниях, инвесторы образуют сложную систему финансирования медицинской деятельности. Только такой комплексный подход и может реально обеспечить привлечение достаточного количества денежный средств в здравоохранение.

В этой группе проблем нужно решать не только кто оплатит медицинские услуги, но и как это сделать. Иначе говоря надо определить метод финансирования (среднедушевой норматив, смета расходов, за услугу, за оконченный случай лечения и т.п.), который в свою очередь зависит от формы оказания мед. услуг (поликлиника, стационар, диспансер), и условий конъюнктуры.

Четвертая группа проблем: каким, может быть ожидаемый результат?

Располагая для оказания выбранного нами набора услуг объективно ограниченными материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, мы должны достаточно четко определить те цели, к достижению которых стремимся, те результаты, которых мы хотим достигнуть. При этом, необходимо иметь представление об экономической оптимизации, т.е. путях рационального использования имеющихся в нашем распоряжении факторов медицинского труда, денежных средств привлеченных работников самых разнообразных специальностей и различной квалификации.

Применительно к здравоохранению, определяется три типа эффективности как соотношение затрат и полученных результатов. Речь идет о медицинской, экономической и социальной эффективности здравоохранения.

Пятая группа проблем: как определить полученный (фактический) результат нашей услугопроизводящей деятельности?

Несмотря на всю неопределенность и непредсказуемость здравоохранения, подсчет фактических результатов все же предоставляется возможным. Для этого экономика здравоохранения занимается разработкой экономической нормативной базы отрасли. Постоянно совершенствуется система натуральных, стоимостных и относительных показателей, количественно характеризующих результаты как методической профессиональной работы, так и хозяйственной деятельности в здравоохранении.

Это нормативная база используется в следующих целях:

  • предварительная оценка потенциала организаций, служб, учреждений и работников здравоохранения через лицензирование и сертификацию;
  • текущая оценка деятельности организаций, служб, учреждений и работников здравоохранения (годовые отчеты, текущий экспертный контроль качества, повторные лицензирования и сертификации и т. п.)

Шестая группа проблем: подробно рассматривается в теме менеджмент в здравоохранении. И касается методов и подходов к решению проблемы эффективного использования ресурсов здравоохранения.

Седьмаягруппа проблем: как достигнуть коммерческого успеха?

В рамках этой группы проблем экономика здравоохранения исследует такие вопросы как спрос, предложение и ценообразование в области медицинских услуг, медицинский маркетинг, реклама, психология потребителя, система экономической инфраструктуры и целый ряд других, чрезвычайно важных вопросов. Рассмотрению, которых посвящена тема «Рыночные прессы в здравоохранении».

В целом каждая из представленных выше проблем предполагает дальнейшее подробное рассмотрение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...