Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы конституционного строя в ЗС




Необходимо выделить несколько основных принципов на которых базируется конституционный строй современных зарубежных демократических государств. Все они нашли своё отражение в конституциях этих государств - в большинстве своём в начале текста. Так, в Конституции Французской Республики 1958 г. они изложены в преамбуле, в Конституции Италии 1947 г. в разделе именуемом "Основные принципы ", в Конституции ФРГ 1949 г. в основном во II разделе "Федерация и земли" (ст.20), в Конституции Италии 1978 г. в разделе "Общие положения", в Конституции Греции 1975 г. они нашли отражение как в разделе "А" части I "Форма политического режима", так и в части III разделе "А" "Устройство государства".

1) Государственный суверенитет. Под данным принципом необходимо понимать свойство государственной власти быть верховной и юридически независимой от любой иной социальной власти. Государственный суверенитет реализуется прежде всего через деятельность внешних органов государства. В нынешних условиях суверенитет государства есть проявление его подлинной государственности, его верховенства и независимости.

 

2) Приоритет прав и свобод человека. Не человек ради власти, а власть ради человека - вот что означает этот принцип. "Уважение и охрана человеческой личности составляют первостепенную обязанность государства".Достоинство личности, неотчуждаемость ее прав, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей являются основой политического порядка и социального мира."Человеческое достоинство ненарушимо. Уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти. Немецкий народ в силу этого признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу всякого человеческого общества, мира и справедливости в мире".

 

3) Принцип верховенства права предполагает связанность государства, его органов правам как в сфере правотворчества, правореализации, так и в правоприменительной деятельности.

 

4) Разделения властей. Названный принцип является краеугольным из перечисленных принципов конституционного строя, так как позволяет избежать узурпации, что неизбежно может привести к началу антидемократических процессов в государстве. Это в свою очередь, прежде всего, отразится на перечисленных выше основных принципах конституционного строя. Рассматриваемый принцип означает, что ни один орган государства не может и не должен обладать всей полнотой власти. Власть распределена и демонополизирована так, что ни одна из них не сможет подчинить себе другую ветвь власти. Эффективный парламент - эффективный президент - эффективная и независимая судебная власть - это незыблемость конституционного строя.

 

5) Политический плюрализм. Ни одно государство, считающее себя демократическим, не может нормально функционировать без политического многообразия, основу которой составляет политический плюрализм.

Одним из проявлений политического плюрализма выступает многопартийность. Многопартийность порождает политическую оппозицию, цель которой взятие власти. Конституционный строй признает только конституционную оппозицию.

"Партии содействуют формированию политической воли народа. Они могут свободно образовываться".

"Все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим путем содействовать определению национальной политики".

Разрешая многопартийность, государство одновременно устанавливает запрет для тех партий, деятельность которых имеет цель насильственного изменения существующего политического строя.

 

 

Тема №8 Принцип разделения властей и его применение в ЗС

Практически во всех демократических странах в качестве конституционной основы осуществления государственной власти используется принцип разделения властей.

Суть его в том, что г осударственная власть исходит от народа, едина и неделима, самостоятельна и не зависит ни от какой другой власти. Вся полнота власти в демократическом государстве принадлежит государству, а он делегирует ее органам государственной власти, составляющим государственный аппарат.

Но для того, чтобы какой-либо государственный орган не имел возможность сконцентрировать в своих руках всю власть и бесконтрольно пользоваться этим, единая государственная власть функционально делится на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную.

Разделение властей выражается в специализации государственных органов по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Причем ни одна из властей не может принять на себя функции другой. Поэтому они должны взаимодействовать, образуя единственный государственный механизм.

Принцип разделения властей предписывает создание в государственном аппарате системы сдержек и противовесов.

Элементы системы сдержек и противовесов:

· срочность полномочий должностных лиц разных уровней;

· несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления;

· право вето на законопроекты;

· право роспуска парламента; контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов;

· конструктивный вотум недоверия правительству со стороны парламента;

· независимость судейского корпуса и т.д.

Набор данных элементов в разных государствах может быть различным. Тем не менее, наличие в конституции принципа разделения властей и реализация его на практике - важное качество правового государства. Ибо осуществление этого принципа ставит заслон злоупотреблениям властью, защищает гражданина от произвола должностных лиц, создает предпосылки к эффективной деятельности государственного аппарата.

Виды разделения властей:

1. горизонтальное

2. вертикальное = в федерации (органы гос. власти федерации и органы гос. власти субъектов)

 

Тема №9 Конституционные принципы внешних сношений в ЗС

Широкое распространение соответствующие конституционные нормы получили после Первой, а особенно после Второй мировой войны. В этой связи следует отметить отказ от войны как средства внешней политики, утвердившийся и в международном праве. Прежде всего здесь следует упомянуть конституции государств, побежденных во Второй мировой войне, которые были виновниками этой войны и население которых не желало больше никаких войн никогда.

Например, ст. 9 Конституции Японии устанавливает, что «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы вооруженной силой или ее применения как средств разрешения международных споров.... Право на ведение государством войны не признается». Согласно ст. 11 Конституции Итальянской Республики 1947 года «Италия отвергает войну как орудие посягательства на свободу других народов и как способ разрешения международных конфликтов...» Германский Основной закон в ст. 26 устанавливает:

«1. Действия, способные и предпринимаемые с намерением нарушить мирную совместную жизнь народов, в особенности подготовить ведение агрессивной войны, противоконституционны. Они подлежат наказанию.

2. Предназначенное для ведения войны оружие может производиться, перевозиться и пускаться в оборот только с разрешения Федерального правительства. Подробности регулируются федеральным законом»..

Сходные положения наблюдаются и в послевоенном конституционном законодательстве ряда держав-победительниц. Так, в сохранившей свое действие преамбуле Конституции Французской Республики 1946 года сказано в абзаце четырнадцатом: «Французская Республика, верная своим традициям, сообразуется с нормами международного публичного права. Она не предпримет никакой войны с целью завоевания и никогда не употребит свои силы против свободы какого-либо народа».

Справедливость, правда, требует вспомнить, что уже в период действия этого конституционного положения Франция вела войны против сражавшихся за национальную независимость вьетнамского и алжирского народов.

Некоторые государства по примеру Швейцарии объявили о своем постоянном нейтралитете. Так, согласно ст. 1 Федерального конституционного закона о нейтралитете Австрии 1955 года она «добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете.... Австрия никогда в будущем не вступит ни в какие военные союзы и не допустит создания на своей территории иностранных военных баз». С 1981 года постоянно нейтральным государством является также Мальта.

Для конституционного права демократических государств характерны такие положения, как декларация приверженности принципам и нормам международного права, признание их приоритета перед правом национальным, о чем уже упоминалось, и даже (после Второй мировой войны) допущение ограничения национального суверенитета в пользу наднациональных структур. Яркий пример дает опять же германский Основной закон.

Социалистические конституции также обычно декларируют свою приверженность к миру и сотрудничеству. Например, во Введении к Конституции КНР утверждается: «Достижения Китая в революции и строительстве неотделимы от поддержки народов мира. Будущее Китая тесно связано с будущим всего мира.

Китай последовательно проводит независимую и самостоятельную внешнюю политику, твердо придерживается пяти принципов – взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования – в развитии дипломатических отношений, экономического и культурного обмена с другими странами, решительно выступает против империализма, гегемонизма и колониализма, укрепляет сплоченность с народами различных стран мира, поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развивающихся стран за завоевание и сохранение национальной независимости, прилагает усилия в деле сохранения мира во всем мире и содействия прогрессу человечества».

При чтении этого, казалось бы, безобидного текста нельзя забывать, что некоторые понятия интерпретируются коммунистами вообще, а китайскими в особенности, весьма специфично. Так, слово «империализм» у коммунистов означает развитые государства Запада и Японию, слово «гегемонизм» у китайских коммунистов означало «Советский Союз». Сплоченность укрепляется с народами, но не с государствами: имеется в виду, что многие государства «антинародны». Поддержка «справедливой борьбы» может означать оправдание любого вмешательства и т. д.

 

 

Тема №10 Понятие, приципы правового статуса личности

Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых прав, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в ходе Английской, Американской, Французской революций. В последующем ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы считаться демократическим, не могло не записать в своей конституции определенный перечень прав человека.

1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы.

2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

3. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользования теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом".

Во многих конституциях различие между правами человека и правами гражданина проводится в самих формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека обычно употребляются формулы "каждый", "все". Применительно же к правам гражданина в статьях конституций прямо указывается: граждане имеют право, гражданин может и т.д.

Иногда вместо употребления слова "гражданин" указывается на принадлежность к нации, например, "все немцы". Следует иметь в виду, что в западных странах термин "нация" означает не этническую, а политико-государственную общность. Отсюда известный термин "Объединенные Нации", под которым понимаются государства. Для причисления себя к нации какого-либо государства достаточно являться его гражданином или поданным.

Следует отметить, что соотношение между правами человека и правами гражданина даже в демократических странах различно и порой зависит от субъективного выбора составителей той или иной конституции. Одно и то же право в одной конституции может быть сформулировано как право человека, а в другой - как право гражданина, хотя есть такие права, к характеристике которых все демократические конституции подходят одинаково. Например, права, указанные в ст. 15-18 Испанской Конституции (право на жизнь, физическую и моральную целостность, свобода религии и вероисповедания, немедленное информирование об основаниях задержания или ареста, право на честь, личную и семейную тайну) практически везде определяются как права человека. Для Конституции Греции характерно включение в этот перечень еще и права на свободу передвижения.

 

 

Тема №11 Личные права и свободы

В отличие от политических прав, которые касаются прежде всего граждан, личные права и свободы определяют положение личности как таковой. Они в большей мере связаны с концепцией естественных прав человека. К их числу относится прежде всего право на жизнь. Юридиески это означает, что человек может быть лишен жизни только по приговору суда с обязательным участием присяжных заседателей. Однако во многих государствах (в том числе почти во всех, что входят в Совет Европы) смертная казнь запрещена. Есть, однако, экстраординарные случаи лишения жизни, например применение оружия часовым на посту при охране военного объекта; иногда разрешена эвтаназия — лишение жизни детей-уродов, являющихся нежизнеспособными, родившихся без необходимых для жизни органов, а также лиц, неизлечимо больных. Это осуществляется после медицинского консилиума, по просьбе больного, а в отношении детей — с согласия родителей (в 1996 г. такие законы были приняты в некоторых штатах и территориях Австралии). Моментом смерти считается полное прекращение работы мозга. С этого момента можно брать для трансплантации органы умершего. Эвтаназия легализована законом в Нидерландах, во Франции, в Бельгии, в США и Великобритании (незаконно).Аборт не считается лишение жизни, хотя в некоторых странах аборты запрещены (США). С правом на жизнь тесно связана проблема клонирования.

Важнейшие права личности — свобода и личная неприкосновенность, физическая и психическая. Лишение свободы (тюремное заключение и др.) опять-таки возможно лишь по приговору суда. Содержание лица в рабстве, работорговля давно признаны международным правом деяниями, противоречащими природе человека, и тягчайшими международными преступлениями. Правда, у некоторых отсталых племен в отдельных развивающихся странах еще встречается домашнее рабство, хотя законом оно запрещено. Запрещается принудительный труд, но не исключается принудительное лечение некоторых больных. В некторых странах личная свобода ограничивается требованием носить определенную одежду

Личная неприкосновенность означает прежде всего, что временное лишение человека свободы (арест и полицейское задержание) может быть осуществлено только на определенный срок и с обязательным соблюдением установленных законом процедур. Арест возможен при возбуждении уголовного дела с санкции судьи. Как частный случай возможен дисциплинарный арест — содержание военнослужащего на гауптвахте (мера наказания).

Среди личных прав конституции называют достоинство личности. (право на доброе имя) Запрещаются пытки (положения об этом содержатся в конституциях ряда развивающихся стран), жестокое и негуманное обращение, унижающее человека, медицинские и иные эксперименты без согласия лица В судебном порядке достоинство личности охраняется с помощью особ го иска о защите достоинства (например, при оскорблении в печати) возбуждения уголовного дела по обвинению в клевете, диффамации Гражданский иск в случае признания судом его обоснованности влечет обязанность публикации опровержения, извинения и выплаты истцу определенной суммы в качестве компенсации морального ущерба. Конституционное право охраняет частную жизнь и имеющиеся у государственных органов данные о личности (Болгария, Венгрия, Нидерланды).

 

Тема №12 Политические права и свободы

Политическими правами и свободами гражданин государства

наделяется как член политической общности. Они определяют его правовое

положение в системе общественных отношений, возникающих в процессе

осуществления государственной власти.

1) Современные конституции признают за

всеми гражданами равный политический статус, что нашло свое выражение в

принципе «равенство всех перед законом». Граждане наделяются широким кругом

политических прав и свобод.

2) Важнейшим политическим правом является

избирательная правосубъектность гражданина, состоящая из активного и пас-

сивного избирательного права, открывающая для граждан не только возможность

участвовать в формировании представительных учреждений, но и проводить в

них своих представителей.

3) Особое значение имеет группа прав, обеспечивающих

свободу выражения мнений. В эту группу входит свобода слова, печати, право

на получение информации, а также свобода распространения информации. Общим

правилом является то, что свобода выражения мнений отнюдь не

рассматривается как абсолютное право. Верховный суд США в 1931 году в

решении по делу Неар против штата Миннесоты постановил: «Свобода слова и

свобода прессы... не являются абсолютными правами, и государство может

наказывать за злоупотребление ими». Законодательство США предусматривает

наказание за следующие виды злоупотреблений свободой выражения мнений: за

клевету и оскорбление, за непристойность, за подстрекательство к совершению

преступления или правонарушения, за оскорбление суда, за мятежные призывы.

Шведский Акт о свободе печати 1974 года (с изменениями 1976 г.) содержит

весьма подробный перечень «преступлений против свободы печати», наказуемых

согласно закону в судебном порядке: «высказывания в печатном произведении»,

содержащие в себе подстрекательства к совершению государственной измены,

измены родине, подстрекательство к войне, уголовному преступлению,

невыполнению гражданских обязанностей и некоторых других.

4) В число духовных свобод, провозглашаемых конституциями, входит свобода совести, которая исторически возникла как веротерпимость, т. е. признаваемое государством за каждым гражданином право исповедовать любую религию. Свобода совести предполагает отделение церкви от государства и школы от церкви. В некоторых старых конституциях устанавливалось провозглашение государственной церкви (Англия, Норвегия, Колумбия). Многие послевоенные конституции также провозглашают государственную религию (например, Исламская республикаПакистан).

5) Одной из важных свобод является свобода союзов и свобода

ассоциаций, которые в современную эпоху провозглашаются конституциями всех

демократических государств. Свобода союзов означает законодательное

признание за всеми гражданами права на создание профессиональных союзов для

защиты своих интересов. Профессиональные союзы создаются

явочным порядком. Они наделяются правами юридического лица, а их уставы

подлежат регистрации в компетентных государ-

ственных органах. Провозглашаемая конституциями зарубежных стран свобода

ассоциаций означает предоставление гражданам права на создание политических

партий и иных общественных организаций.

К числу иных прав и свобод политического характера относятся свобода

шествий и свобода собраний.

 

Тема №13 Социально-экономические и культурные права и свободы

 

Социально-экономические права и свободы определяют правовое положение личности как члена гражданского общества.

1) Важнейшим из этих прав является право на владение и распоряжение частной собственностью. Это фундаметальнейшее право обеспечено всеми средствами

юридической защиты от посягательства как со стороны отдельных лиц, так и

органов самого государства. В ранних конституциях принцип священности и

неприкосновенности частной собственности был доведен до логического конца,

что нашло свое выражение в запрещении каких-либо конфискаций или реквизиций

иначе как в строго установленных законом случаях (как правило, по приговору

суда или в военных целях). Типичной в этом отношении является ст. 11

бельгийской конституции 1831 года, которая гласит: «Никто не может быть

лишен своей собственности иначе как для общественной пользы, в случаях и в

порядке, установленных законом, и при условии справедливого

предварительного возмещения». В новых конституциях закреплена возможность

отчуждения частной собственности в интересах общества. В качестве примера

можно сослаться на ст. 43 конституции Итальянской Республики, где сказано,

что в целях общ. пользы закон может экспроприировать частную собственность

при условии вознаграждения и передать в общественное пользование.

2) После второй мировой войны конституциями Италии, Дании, Индии, Японии и

ряда других государств было провозглашено право на труд. В ряде конституций

право на труд провозглашается лишь как желание или цель, к которой

стремится государство. Некоторые послевоенные конституции провозглашают

также право на равную плату за равный труд и право на отдых, которые иногда

рассматривают как органическое продолжение права на труд. Весьма подробно

социально-экономические права трудящихся регламентируются в

Главе II Конституции Федеративной Республики Бразилии 1988 года. Важнейшим

завоеванием трудящихся является право на забастовку, которое

провозглашается либо признается государственным правом всех демократических

стран. В то же время зарубежное трудовое законодательство предусматривает

различные способы и методы ограничения этого права. Особенно

распространенным является запрещение всеобщих стачек, политических

забастовок, забастовок солидарности, пикетирования. Широко применяется

принудительный арбитраж, арест забастовочных фондов, запрещение или

прекращение забастовок судебными приказами и многое другое. 3)

3) В числеэкономических завоеваний трудящихся можно назвать также страхование по

безработице, пенсионирование престарелых и инвалидов, охрану женского и

детского труда. В некоторых современных странах существует фактическое

неравенство женщин, которое особенно наглядно в сфере социально-

экономической. Так, женщины, как правило, получают меньшую заработную плату

за тот же труд, что и мужчины.

 

 

Тема №14 Конституционные обязанности в ЗС

 

1) Защита страны чаще всего рассматривается как одна из обязанностей гражданина, однако некоторые конституции считают ее также и его правом. Обязанность защиты

страны может предполагать обязательную военную службу или заменяющую ее (альтернативную) гражданскую службу, а также выполнение определенных законом повинностей в случае войны или военной опасности. Конституционные нормы конкретизируются и развиваются в законах об обороне, о воинской обязанности и других подобных актах текущего законодательства. Типичным же для большинства современных конституций можно считать регулирование, содержащееся в ст. 47 хорватской Конституции: «Воинская обязанность и оборона Республики – повинность всех способных к этому граждан.

Допускается возражение совести для тех, кто по своим религиозным или моральным взглядам не готов участвовать в выполнении воинских повинностей в вооруженных силах. Эти лица обязаны выполнять другие повинности, определенные законом».

2) Требование блюсти верность государству предъявляют гражданам сравнительно немногие конституции, но следовать велениям конституции и законов обязывают почти все. Оба требования сформулированы, например, в части первой ст. 54 Конституции Италии, гласящей: «Все граждане обязаны быть верными Республике и соблюдать ее Конституцию и законы».

Право на здоровую окружающую среду и обязанность беречь ее регулирование содержится в ст. 55 болгарской Конституции: «Граждане имеют право на здоровую и благоприятную окружающую среду в соответствии с установленными стандартами и нормативами. Они обязаны беречь окружающую среду».Заслуживает внимания ст. 45 словацкой Конституции, согласно которой каждый имеет право на своевременную и полную информацию о состоянии окружающей среды и о причинах и последствиях ее состояния.

4) Для современных конституций вообще типично требование установления налогов именно законами.

Социалистические конституции обычно не указывали среди основных обязанностей граждан обязанность платить налоги, хотя ст. 56 нынешней китайской Конституции об этом говорит. В пропаганде часто подчеркивалось, что в отличие от «капиталистических» стран в странах социализма налоги берутся в основном не с граждан, а с предприятий и что косвенные налоги отсутствуют. Это была заведомая ложь, рассчитанная (не без успеха) на неосведомленность граждан в том, что налоги с предприятий оплачивают как раз граждане. Наиболее далеко в таком обмане пошла северокорейская Конституция, ст. 33 которой гласит: «Государство полностью ликвидирует систему налогов, являющуюся наследием старого общества». Тоталитарное государство вполне может обойтись без прямых налогов, изымая прибавочную стоимость непосредственно из доходов предприятий. Граждане же не подозревают, что получают заработную плату, из которой налог уже удержан, а покупая товар, кроме того, еще уплачивают налог, включенный в цену товара.

 

Тема №15 Гарантии конституционных прав и свобод

 

Они подразделяются на две большие категории:

Ø внутригосударственные

Ø международно-правовые.

Первые, в свою очередь, делятся на судебные и несудебные.

Внутригосударственными гарантиями служат прежде всего некоторые конституционные права как материально-правового, так и особенно процессуального характера. Сюда можно отнести такие рассматриваемые в последующих параграфах настоящей главы права, как право петиций, включающее с необходимостью право жалобы, права, реализуемые в судебном и административном процессе, и др., равно как и некоторые общие принципы. Например, в ч. 1 ст. 57 Конституция Болгарии провозглашает: «Основные права граждан неотменяемы», а в ч. 3, допуская в условиях войны, военного или другого чрезвычайного положения возможность временного ограничения осуществления гражданами отдельных прав, исключает такое ограничение для права на жизнь, личную целостность и национальную самобытность, судебно-процессуальных прав, неприкосновенности личной жизни, свободы мысли, совести и вероисповедания. Согласно § 56 Конституции Венгерской Республики 1949 года в ныне действующей редакции 1990 года «в Венгерской Республике каждый человек правоспособен»

Главной институциональной гарантией является в демократическом государстве суд, независимый от любого другого государственного органа, не говоря уже об органе партийном. Здесь прежде всего следует упомянуть право человека на рассмотрение его дела компетентным (с точки зрения предметной и территориальной подсудности) и беспристрастным судом, в необходимых случаях – судом присяжных, право на обжалование судебных решений, на обращение за защитой конституционных прав в высшие судебные инстанции вплоть до конституционной и международной юстиции, право на защиту и помощь адвоката и т. п.

Так, согласно ст. 24 итальянской Конституции все могут обращаться в суд за защитой своих прав и законных интересов. Право на защиту на любой стадии и в любой момент процесса ненарушимо. Неимущим соответствующими учреждениями обеспечивается возможность предъявлять иски и защищаться в любом суде. Законом определяются условия и способы исправления судебных ошибок. А часть первая ст. 25 устанавливает, что никто не будет изъят из подсудности.

К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получающий все более широкое распространение институт уполномоченного по правам человека (омбудсман, комиссар, посредник, народный защитник и т.п.), который рассматривается ниже – в п. 3 § 8 гл.VIII.

Существенную гарантию прав и свобод образует возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью, прежде всего помощью профессионального защитника (адвоката) в уголовном и административном процессе, как, впрочем, и в гражданском и в конституционном. Но это, разумеется, часть более широкого права – права на защиту. Конституция Югославии в ст. 29 регулирует право на защиту следующим образом:

«Каждому гарантируется право на защиту и право брать защитника перед судом или другим органом, компетентным вести производство по делу.

Никто, будучи предан суду или преследуем другим органом, компетентным вести производство по делу, не может быть наказан, если ему в соответствии с союзным законом не была дана возможность быть выслушанным и защищаться.

Каждый имеет право на то, чтобы при его заслушивании присутствовал выбранный им защитник.

Союзным законом определяется, в каких случаях обвиняемый должен иметь защитника».

Гарантией прав и свобод служит также ответственность за их нарушение. Прежде всего речь идет об ответственности властей и их должностных лиц. Обычно такая ответственность носит общий характер и предусматривается текущим законодательством. Однако иногда встречается особое ее конституционное регулирование. Например, согласно ст. 20 Конституции Республики Хорватии 1990 года «тот, кто нарушит положения настоящей Конституции об основных правах и свободах, несет личную ответственность и не может оправдываться приказом свыше». Для посттоталитарных стран, в том числе и Хорватии, такая норма представляется весьма актуальной.

Несколько слов следует сказать о международно-правовых гарантиях, хотя специально они изучаются в курсе международного публичного права.

До Второй мировой войны преобладало убеждение, что отношения между государством и человеком – внутреннее дело государства и должны регулироваться только внутригосударственным правом, хотя уже в прошлом веке принимались международные акты, направленные на защиту прав человека (запрещение работорговли, защита жертв военных конфликтов и др.). Тягчайшие преступления против человечества, совершенные фашистскими и другими тоталитарными режимами, окончательно убедили мировое общественное мнение в необходимости широкой международной защиты прав человека. Это нашло отражение в Уставе ООН 1945 года, Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международных пактах о правах человека 1966 года и длинном ряде глобальных и региональных международных конвенций и рекомендаций, касающихся разных сторон этой проблемы.

Универсальная международная защита прав человека осуществляется в настоящее время в рамках Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, региональная – в рамках межамериканской, европейской и африканской систем. Европейская система – наиболее совершенная. Она основывается на европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в 1950 году государствами – членами Совета Европы, и дополнительных протоколах к ней. Если лицо исчерпало все национальные правовые средства защиты своего права, охраняемого Конвенцией, оно может обратиться в европейский Суд по правам человека, который в случае установления факта нарушения права и тем самым Конвенции возлагает на виновное государство существенную материальную ответственность. Наша страна также является членом Совета Европы и участником Конвенции.

 

 

Тема №16 Институт омбудсмана в зарубежных странах

 

Омбудсманы – должностные лица, назначаемые парламентом (кроме Франции) и уполномоченные им осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

О значимости этого института говорит и то, что он был учрежден на надгосударственном уровне – Европейским Союзом. Европейский парламент назначает омбудсмана и наделяет его полномочиями принимать жалобы от любого человека, находящегося под юрисдикцией ЕС.

В ООН – Верховный комиссар по правам человека, назначается Генеральной Ассамблеей ООН.

Все страны можно поделить на:

1) Страны с сильным институтом омбудсмана:

Швеция – родина института омбудсмана

2)Страны со слабым институтом омбудсмана

Это должностные лица, которые обязаны следить за тем, чтобы государственные органы, прежде всего исполнительная власть, не нарушали права человека и гражданина. Этот институт появился в Швеции в XIII веке, но лишь 700 лет спустя шведское слово «омбудсман»* вошло в конституционно-правовые тексты ряда других стран (например, в Конституцию Намибии). Во многих странах было установлено собственное наименование этого института: Уполномоченный по гражданским правам и Уполномоченный по правам ребенка – в Польше, Уполномоченный (Уполномоченные) Государственного собрания по правам граждан и Уполномоченный (Уполномоченные) Государственного собрания по правам национальных и этнических меньшинств – в Венгрии, Народная правозащита – в Австрии, Адвокат народа – в Румынии, Парламентский комиссар по делам администрации – в Великобритании, Посредник – во Франции, Защитник народа – в Испании, Комиссия по правам человека – на Филиппинах, Уполномоченный Бундестага по обороне – в Германии.

Этот орган рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав нередко после того, как исчерпаны все законные пути для их разрешения, и, если сочтет необходимым, вновь возбуждает производство в соответствующих государственных органах, анализирует состояние дел в области прав человека и гражданина в стране и докладывает об этом парламенту, предлагая принять соответствующие законодательные меры. Сам же омбудсман или иной аналогичный орган разрешить дело обычно не может.

Как правило, данный орган образуется парламентом, хотя есть и иные способы: французский Посредник согласно Закону об учреждении должности Посредника 1973 года назначается на 6 лет декретом Совета министров (строго говоря, этот институт сходен с омбудсманом только по функциям; с Парламентом он никак не связан, если не считать права парламентариев обращаться к нему по делам, которые, по их мнению, заслуживают его вмешательства); британский Парламентский комиссар по делам админис

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...