Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные процедуры контент-анализа




Основные процедуры контент-анализа

Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:

  • понятия, выраженные в отдельных терминах;
  • темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;
  • имена, фамилии людей;
  • события, факты и т. п.;
  • смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м – исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

  • физическая протяженность текстов;
  • площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
  • число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
  • длительность трансляции по радио или ТВ;
  • метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
  • количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:

  • классификатор контент-анализа,
  • протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа,
  • регистрационная карточка или кодировальная матрица,
  • инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,
  • каталог (список) проанализированных документов.

Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т. п. ); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу

Таблица контент-анализа

  • Необходимым условием является разработка таблицы контент-анализа – основного рабочего документа, с помощью которого проводится исследование.
  • Тип таблицы определяется этапом исследования. Например, разрабатывая категориальный аппарат, аналитик составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста.
  • Для регистрации единиц анализа составляется другая таблица – кодировальная матрица. Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью таких матричных листов. Если выборка невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или многомерный анализ. В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировальная матрица. Эта работа трудоемка и кропотлива, поэтому при больших объемах выборки сопоставление интересующих исследователя признаков осуществляется на компьютере.

24) Особенности разработки инструментария исследования при проведении теоретико-эмпирического исследования.

Проведение эмпирического исследования является очень важным этапом дипломного исследования. Перед проведением исследования необходимо подобрать диагностический инструментарий, соответствующий целям и задачам работы.

Основными эмпирическими методами научного исследования в психологии являются: наблюдение, опрос, метод тестов, эксперимент, моделирование.

Метод – способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект.

Методика – форма реализации метода, совокупность приемов и операций, процедура или набор процедур для достижения поставленной цели.

Выбор методов и методик исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования, поставленными целям. Ограничения, связанные с возможностью реализации конкретных методов, нередко заставляют корректировать формулировку предмета исследования и пересматривать цели. Кроме этого, автор работы должен согласовать способы сбора и последующей обработки данных с понятиями, в которых сформулирована гипотеза.

Использование методов в современном психологическом исследовании определяется комплексным подходом, то есть применяется не один какой-то метод, а несколько взаимно дополняющих друг друга методов и приемов, обеспечивающих разносторонний анализ изучаемых явлений.

При выборе методик следует учитывать ее возможности и ограничения, прежде всего ее надежность и валидность. Следует отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по их применению. Чем меньше методика апробирована, тем меньше шансов получить достоверные результаты и затем сделать обоснованные выводы. Не стоит увлекаться использованием методик зарубежных авторов, если для этих методик не проведена вся необходимая адаптация (не подтверждена эквивалентность иноязычной и русскоязычной версии, нет норм для соответствующей выборки и т. д. ).

При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнительности. Друг друга должны дополнять данные качественного и количественного характера, субъективные и объективные показатели.

Часто наиболее интересными и обоснованными воспринимаются исследования, в которых использованы и известные, достаточно распространенные, и новые, оригинальные методики.

Основными этапами проведения эмпирического исследования являются:

· подготовка эмпирического исследования,

· инструктирование и мотивирование испытуемых,

· Подготовка эмпирического исследования. Автор работы заблаговременно решает вопрос о возможности проведения исследования с руководителем и психологом соответствующего учреждения. Студентготовит помещение, где будет проходить исследование и все необходимые для этого материалы (бланки ответов, стимульный материал и т. д. ). Важнейший момент данного этапа – разработка и уточнение инструкции. Она должна состоять из кратких предложений (не более 11 слов). В инструкции с помощью абзацев выделяются смысловые блоки. Чтобы проверить, понятна инструкция или нет, можно провести пилотажное исследование на 5–10 испытуемых.

Инструктирование и мотивирование испытуемых. Экспериментатор обязательно знакомится с испытуемыми, сообщает им о цели исследования, инструктирует о ходе работы. В инструкцию необходимо включать мотивационные компоненты, с ее помощью обеспечивается положительное отношение к исследованию. Поскольку ситуация эксперимента или диагностики для большинства испытуемых непривычна, они испытывают тревогу. Поэтому инструкция должна четко определять задачу испытуемого, обозначать поле его действий. Ее нужно формулировать ясно, кратко и однозначно. Кроме того, скорость понимания инструкции зависит от индивидуальных когнитивных способностей, особенностей темперамента, знания языка и т. д. Поэтому следует проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию. При необходимости надо ее повторить, избегая дополнительных развернутых комментариев. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эмпирическом исследовании.

Сбор эмпирических данных. Сначала надо убедиться в дееспособности испытуемого: здоров ли он, желает ли участвовать в эксперименте. Исследователь должен иметь инструкцию, в которой зафиксирован порядок его действий в процессе исследования. Ход эксперимента обязательно протоколируется. В протоколе указывается название методики, фамилия, имя и отчество испытуемого или его псевдоним, пол, возраст, образование, дата проведения исследования и фамилия, имя и отчество экспериментатора. Он ведет протокол, в котором фиксируются ответы испытуемого. Протокол может также содержать бланк ответов для испытуемого, который он заполняет самостоятельно после соответствующей инструкции исследователя. Примерный образец оформления протокола исследования дан в приложении 7. Кроме того, экспериментатор наблюдает за поведением испытуемого и его состоянием, в протокол могут вноситься его вопросы, реплики, изменения мимики и т. д., а также все отклонения от стандартной процедуры исследования.

Необходимо помнить, что научное психологическое исследование должно осуществляться в строгом соответствии с основными этическими принципами его построения и проведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...