Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правое полушарие мозга ответственно за восприятие и воспроизведение ритма, рифмы, музыки, картин и за мечты — за так называемые творческие типы деятельности.




Конечно, это сильное упрощение. Оба полушария мозга соединены друг с другом посредством мозолистого тела. Он представляет собой очень сложную переключающую систему, состоящую из 300 млн активных нейронов. Мозолистое тело помогает постоянно оценивать поступающие сообщения и объединять абстрактную картинку с поступающими сообщениями извне.

Британский бизнесмен и исследователь Колин Роуз, автор книги «Ускоренное обучение» (Colin Rose, Accelerated Learning) и разработчик нескольких курсов по ускоренному изучению иностранных языков, приводит простой пример того, как различные аспекты мозга могут взаимодействовать. «Если вы слушаете песню, левое полушарие воспринимает слова, а правое — мелодию. Поэтому не случайно мы так легко запоминаем слова популярных песен. Вам не приходится прикладывать для этого никаких усилий. Вы запоминаете слова так легко, потому что в этом процессе участвуют оба полушария твоего мозга — как левое, так и правое, — а также эмоциональный центр мозга в лимбической системе». Эмоциональный центр мозга всегда тесно связан с системой, отвечающей за длительное хранение информации. Вот почему мы запоминаем эмоционально окрашенную информацию гораздо легче, чем нейтральную. Практически любой человек помнит свой первый сексуальный опыт. Миллионы людей могут точно сказать, где они находились, когда узнали о смерти президента Джона Ф.Кеннеди, принцессы Дианы или о трагедии 11 сентября 2001 г. Музыка и слова песен включают глубокие слои памяти, особенно если музыка ассоциируется с радостными эмоциями и приятными переживаниями. Исследование того, как мозг обрабатывает подобную информацию, служит ключом к более эффективному обучению.

Выдающийся исследователь мозга, профессор Мэриан Даймонд (Marian Diamond)" однажды взяла выходной в Калифорнийском университете в Беркли, чтобы продемонстрировать механизм работы мозга и то, насколько он сложнее, чем простая схема на уровне «правого и левого полушарий». Начав препарировать человеческий мозг, доставленный из ближайшего морга, с основания или ствола, она приступила к объяснениям: «Эта маленькая область называется продолговатый мозг. Она регулирует частоту сердцебиения и дыхание, значит, имеет большое значение для жизни человека. Длина продолговатого мозга составляет всего 1 дюйм и для человеческого мозга, и для мозга шимпанзе». Но емкость продолговатого мозга человека в три раза больше, чем у шимпанзе.

«За ней следует мозжечок, "маленький мозг". Он отвечает за координацию движений и равновесие. И только недавно мы обнаружили, что он чрезвычайно важен для формирования речевых навыков и при обучении».

Затем профессор Даймонд поднимает верхнюю часть мозга, которая выглядит как огромный сморщенный грецкий орех, — кору. «Если "расправить" кору, ее площадь составит приблизительно четверть квадратного метра. Почему она так сильно сморщена? Мы считаем, что кора головного мозга развивалась в течение тысяч веков». По мнению многих ученых, мозг человека развивался постепенно, по мере того, как наши предки спустились с деревьев на землю, перешли к прямохождению, стали использовать для своих целей огонь, изготавливать орудия труда, и, наконец, научились говорить.

Профессор Мэриан Даймонд, недавно изучавшая мозг Альберта Эйнштейна, объясняет: «Самая "свежая" часть головного мозга находится сразу за лобной костью человека, это лобная доля мозга. Она отвечает за индивидуальность, за составление планов, за последовательность действий и мыслей. Именно эта область мозга прежде всего и отличает современного человека от его далеких предков».

Профессор указывает на область, расположенную непосредственно за лобной костью: «А вот эта часть моего мозга активно работает сейчас, когда я беседую с вами. Мы называем ее моторно-речевой областью. Чтобы вы могли понять произносимые мною слова, вашему мозгу необходимо активизировать другую область», — говорит профессор, указывая на соседнюю область в лобной доле.

И нет ничего удивительного, что мы воспринимаем то, что видим, не только при помощи глаз. Профессор Даймонд указывает на заднюю часть головы: «Здесь, сзади, вы найдете зрительную часть коры головного мозга. Поэтому когда мы ударяем затылок, у нас "сыплются искры из глаз" — мы раздражаем при этом зрительный отдел коры головного мозга».

Препарируя мозг, Мэриан объясняет каждую его часть: маленькие области, отвечающие за движение рук, ног и даже пальцев; части, воспринимающие наши ощущения, боль, температуру, касания, давление и звуковые сигналы.

Двигаясь вниз, к лимбической системе, она проникает и в более глубокие секреты: какие участки мозга отвечают за наши страхи, страсти, эмоции, сексуальность, любовь, увлечения; крошечный гипофиз, выделяющий гормоны; способность мозга распознавать и ослаблять боль; и почти магический путь, по которому наш мозг распространяет сообщения внутри себя самого и по всему нашему телу: сообщения, которые постоянно изменяются — от электрических импульсов до направленных потоков химических веществ. Но для доктора Даймонд все эти элементы вместе лишь подтверждают огромный невостребованный потенциал человеческого мозга.

Мы задали ей вопрос, что бы она сказала о мозге, если бы могла обратиться к каждому человеку, живущему на Земле. Ее ответ был краток и незамедлителен: «Я бы рассказала всем людям, насколько наш мозг динамичен, а также о том, что человек может меняться в любом возрасте: с самого рождения и до конца жизни, при этом становится лучше, если этому способствуют окружающие его условия, или хуже, если такое положительное воздействие отсутствует».

Мэриан считает, что основной чертой, отличающей человека от других существ, является способность общаться с другими людьми, а особенно то, что мы можем для общения использовать разнообразные способы: устную и письменную речь, рисунки, песни, ритмы и эмоции. Не удивительно, что сейчас ученые установили научным путем многое из того, что было известно человеку на протяжении тысячелетий на инстинктивном уровне.

Более чем за два тысячелетия до того, как Христофор Колумб пересек Атлантический океан, чтобы «открыть» Новый Свет, предки современных полинезийцев переплывали через гораздо более широкий Тихий океан. Они ориентировались по солнцу, луне и звездам, используя то, что профессор Гарднер назвал бы сегодня «пространственным интеллектом». И не случайно, изучая население Соломоновых островов, Гарднер и его коллеги обнаружили, что у тамошних жителей соответствующая часть мозга оказалось высокоразвитой.

В то же время эти исследователи Тихого океана со своими фантастическими навигационными способностями, вероятнее всего, провалились бы на современном «I!-тесте», потому что они так и не изобрели письменность. Даже сегодня полинезийцы с самого раннего возраста учатся, используя для этого танец, ритм и песни.

Сама по себе структура языка устанавливает различные модели, или шаблоны для человеческого мозга — и для человеческой культуры.

Если вы родились и выросли в Китае или в Японии, вы бы учились писать иероглифами (другими словами, картинками) — а эта способность заключена у нас в правом полушарии мозга.

Воспитываясь в западной культурной среде, «алфавитной», вы бы научились получать информацию, используя все свои чувства и ощущения, но при общении применяли бы только линейную систему письма.

К примеру, английский язык состоит примерно из 550 000 слов, хотя при написании каждого из них используют всевозможные комбинации всего лишь 26 букв алфавита. Используя алфавит, вы преимущественно заставляете работать левое полушарие мозга. Но, если вы выросли в Полинезии, на островах Тихого океана, где письменности вообще нет, при общении вы будете использовать только звуки, усиливая их ритмом, рифмой, песней и танцем.

Любой ученый знает, что по стилю обучения люди делятся как минимум на три основных группы — в зависимости от того, какую информацию они воспринимают лучше всего.

1. «Осязающие» ученики (термин «haptic» происходит от греческого слова, означающего «продолжать двигаться»). Эти люди лучше всего воспринимают информацию, когда они вовлечены в процесс, находятся в движении, приобретают опыт и экспериментируют; их часто называют также «двигательно-тактильными».

2. Ученики-зрители, которые лучше всего воспринимают информацию посредством зрения, т.е. когда они видят изображения того, что изучают; небольшой процент от этой группы составляют так называемые «печатно-ориентированные ученики», которые легче всего усваивают информацию посредством чтения.

3. Ученики-слушатели, которые лучше всего воспринимают информацию через звуки — посредством музыки или в процессе беседы.

Линн О'Брайен, из компании «Специальные Диагностические Исследования» (Specific Diagnostic Studies Inc.) в Роквилле, штат Мэриленд, обнаружил, что большинство учащихся средних и высших учебных заведений лучше воспринимают информацию, а следовательно, лучше учатся, если они вовлечены в обучающий процесс, находятся в движении, в то время, как большинство взрослых предпочитают воспринимать зрительную информацию. Но, как мы увидим позже, большинство людей комбинируют все три стиля обучения в различных пропорциях. Все мы учимся легче и быстрее, когда в процесс обучения вовлечено как можно больше способностей нашего мозга. Из всех свойств мозга наиболее важны следующие:

1) хранение и нахождение нужной информации — насколько эти процессы идут быстро и эффективно;

2)использование этой информации для решения возникающих проблем;

3)использование этой информации в процессе творчества, при возникновении новых идей.

В первых двух случаях вы используете уникальную способность мозга для распознавания паттернов и построения ассоциаций. В третьем случае мы учимся отказываться от шаблонов смотреть на полученную информацию по-новому.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...