Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интервью на тему «Умирание и смерть»




– Андрей Николаевич, у Баха есть достаточно известное произведение, кантата № 82, где несколько раз звучат одни и те же слова: «Я радуюсь моей смерти, ах, скорей бы она пришла! Она избавит меня от скорбей, которыми мир пленил меня!» Что вы ожидаете от своей смерти, которая неизбежно ожидает вас впереди? Отдыха от тех скорбей и трудов, которые вам выпали, новых горизонтов для творчества, борьбы или роста, покоя? Как вы оцениваете свои загробные перспективы?

– Самый частый вопрос, который мне задают в письмах мальчишки – как перестать бояться драки? А что для вас драка, – переспрашиваю я? Если вы раз за разом предвкушаете боль, позор, унижение и разочарование, то как можно не боятся этого, как не страшиться данного события и итогов его? Если же я провожу день за днем в зале, если физически я более чем подготовлен, если мой опыт подсказывает мне, что шансы на Победу велики, то моя драка – это поверженные враги, пристыженные хамы и агрессоры, это Победа над подлостью и низостью! ДА Я ЖДУ ЕЁ, ЭТУ ДРАКУ, предвкушая Победу! Смиренно опасаясь лишь одного – не впасть в сладострастие, не впасть в гордыню, положившись на Промысел Божий, а не искать повода для драки, поверьте, она сама вас найдет, как пожар призывает пожарника.

…Так и смерть: для грешного, подлого, а значит ничтожного человека – это пропасть, за которой мрак и ужас, и нет шансов, и нет сомнений в приговоре, как бы ни врал он себе обратного. Человек, потрудившийся для людей, добрый, искренний, честный человек, живший по совести и Закону Божьему, обретает надежду на Спасение и теряет страх смерти, оставаясь лишь со Страхом Божьим, когда он опасается лишь одного – подвести опрометчивым поступком Отца Небесного, как ласковый сын не хочет опечалить доброго родителя своего…

Разобраться в том, что для вас жизнь, можно лишь поняв, что для вас смерть, начав с того, что для вас драка. Трудитесь над собой денно и нощно, тренируйте своё тело, свой дух, но прежде всего тренируйте свою Душу молитвой и Постом, обретая правду жизни, которая и есть смирение («…поиск правды и жизнь в правде – жизнь в Боге», – Схиархимандрит Иоаким (Парр)). И тогда смерть станет фактом вашей долгожданной встречи с Создателем в райских кущах. Но как нельзя искать драки, так и никто не смеет торопить Промысел Божий, и каждому свой смертный час лишь по Воле Его!

Уместно вспомнить очень душещипательную историю, которую я часто привожу в пример: Божьей милостью я знаком с Владыкой Проклом, он был пострижен в монахи еще достаточно молодым человеком, и как самому молодому представителю братии ему доверили убирать после службы монастырский храм. А он стоял на горке, окна большие, солнышко светит, внутри никого. «А я, – рассказывает владыка, – только что исповедовался, причастился, и навел порядок. Сел на лавочку, и тепло мне, и светло, радостно, и я думаю: вот бы сейчас умереть!»

Так получается, что когда на душе покой, когда грех побежден, когда человек исповедался и причастился Святых Христовых Таин, он смотрит за этот страшный рубеж с радостью и ликованием, потому что не ждет ничего, кроме того вселенского счастья, которое есть жизнь в Боге, – Рай! А она ждет нас даже по смерти своей, потому что душа – вечная, и, потрудившись над ее очищением от греха собственного и первородного, мы получаем надежду на спасение и вечное пребывание рядом с Богом.

Ничего от себя я в этой связи добавить, наверное, не решусь, потому что не так трудолюбив, как владыка Прокл, далеко не так крепок в Вере, как он, и надеюсь только на одно: что Господь меня милует за то, что я стремлюсь к тому счастью, которое называется смирением (поиск правды и жизнь в ней). К тому счастью, которое называется Верой и праведной жизнью в исповедании своих грехов и покаянии.

Мы – люди далеко не верующие, повторял это неоднократно и повторю еще раз, мы – люди, стремящиеся к Вере и уповающие на Господа. Потому что будь моя Вера размером с маковое зерно, и открылось бы мне Царствие Небесное, сказал бы горе: сдвинься и сдвинулась бы… (с). Если бы это было так, то, имея эти зерна, все бы уже почивали в нем. Что-то мне подсказывает, что не все сейчас там, а значит, еще стоит потрудиться. И я, памятуя пример Батюшки Серафима Саровского, прошу у Господа: дай мне, Господи, еще минутку покаяться, еще минутку что-то сделать для своей бессмертной души, чтобы без ужаса думать о своем последнем часе и не стыдиться своей никчемной жизни! И думать о том, что есть у меня повод надеяться на снисхождение ко мне со стороны Создателя.

Искать утешения либо какого-то отдыха в смерти могут люди слабые. Потому что шанс физической жизни – это тот самый случай, когда ни секунды без духовного свершения, ни секунды без попытки улучшения себя, а через себя – улучшения всего, что тебя окружает. И отдых тут – столь неуместное понятие, что иначе как трусостью его и назвать-то сложно. Трусостью перед жизнью, перед ее испытаниями, перед тем грузом, который Господь по силам нашим – и только по ним – кладет на наши плечи. И люди, отдающие свою жизнь по своему решению, уходящие по собственной воле, никогда не хоронились на кладбищах и не отпевались. Потому что это были предатели той миссии, которая была на них возложена. Нет большего греха, чем суицид, оскорбление Бога трусостью перед жизнью, поскольку в этом грехе нельзя покаяться. И попытка сбежать из этой жизни ведет к более страшным событиям, которые есть бездна кромешная.

Праведники же, уходящие в вечность, уходят туда с тем же страхом, потому что никто не знает, что его ждет, и впереди неминуемые мытарства. И в этом есть великий промысел. Потому что остановиться в Подвиге смирения нельзя ни на секунду, а остановившись, можно погрязнуть в гордыне. Примером тому может являться Франциск Ассизский, который утверждал, что не знает за собой ни одного греха, а потому безгрешен он, и одно из величайших произведений в католицизме – «Цветочки» Франциска Ассизского, произведение, которое являет собой надменный пример «праведной» по их представлениям жизни. Мы же, люди Православные, всегда находим, в чем нам еще потрудиться, и Церковь наша Христова идет именно от Спасителя, и не было в ней изменения со дня ее основания, кроме тех живых дополнений, которые еще более подтверждали и подчеркивали каноническую неприступность той твердыни, которая называется Православием – ортодоксальной Церкви, во главе которой стоит сам Бог и никто иной.

– Сформулируйте, пожалуйста, наиболее разумное и правильное, с христианской точки зрения, отношение к смерти, как вы его понимаете. И насколько, на ваш взгляд, естественны и необходимы испытываемые обычно человеком трепет, страх, ужас перед собственной кончиной, и в каких пределах их необходимо удерживать?

– Отсутствие боязни по отношению к смерти своей или чужой есть загрубление, это попытка спрятать тонкие струны своей души за броней отчуждения, за тем охранительным торможением, о котором мы говорили в самом начале. При этом мы вычеркиваем из действительности понятие смерти как таковое, заменяя его визуальным рядом или картинкой. Если вас не трогает по-настоящему картина чужой смерти, то, значит, вы потеряли то пламенное сердце, которое сострадает всему, что уходит, мучается, страдает. А, значит, вы перестаете быть тем существом, которое стремится к Богу, сострадающему всем нам. Человек обязан уподобляться Богу, потому что он создан по Образу и Подобию Его.

Именно в неизбежности смерти заключается интрига человеческого бытия. Дело в том, что мы понимаем конечность нашей физической жизни, и страх смертный неспроста живет в нашей душе, а для того, чтобы не было большей мотивации для человека, чем успеть за короткое время земной жизни оправдать свои надежды на спасение в жизни вечной, не тратить силы и время на суету мелочного бытия, не совершать непростительных ошибок, и проживать каждый день, как последний. Православный человек помнит о смерти каждый день. Не потому, что он трус, а потому что понимает, что никто не дал ему права надеяться на то, что у него будет еще один день сверх того, что отвел Господь. Что вновь сложится ситуация, когда он сможет пренебречь теми вещами, которые пренебрежения не терпят. Когда он может переступить через те рамки поведения, через те канонические устои, которые есть жизнь в Церкви Христовой. И этот страх смертный – не ужас перед неизбежной кончиной и алчное, эгоистическое представление о том, что счастье где-то закончится, а ты пирожного не доел, и это всего лишь мерило того, что ты что-то не успел доделать в высшем смысле этого слова. И в этом и есть ужас, потому что нет большей несвободы, чем смерть. Потому что тогда ваш экзамен безвозвратно закончен, а пересдача невозможна.

И всегда есть сомнения: а сдал ли? А оценка какова? Ответ на этот вопрос мы получим в этом случае только единственный раз – в итоге Страшного Суда, и никто не скажет, насколько страшным он будет для вас, потому что никто не знает, каким он будет для всех остальных людей, ушедших в вечность. Вот поэтому, каждый день памятуя о смерти, мы идем к жизни. К жизни, которая находится в рамках наших представлений о жизни праведной. Либо мы нарушаем эти рамки и с горечью осознаем всю свою слабость и никчемность, всю свою человеческую несостоятельность.

Стоит, впрочем, внести уточнения: мы имеем страх смертный, как мотивацию к нашему развитию, а не как липкий ужас жертвы под ножом палача. В таком случае это страх перед врагом физическим, а не смирение перед Отцом Небесным, и тут он, страх, есть оружие диавола, и нет этому страху перед врагом места в нашем сердце! Если он селит в вашу душу ужас и оцепенение перед каким-либо событием, даже перед смертью, то не позволяет быть свободными, а Господь делает нас свободными для того, чтобы мы имели право выбора. И верующий человек – свободен. Хотя бы даже в том, чтобы «…положить Душу свою за други своя, и нет больше той любви» (Ин. 15, 13).

В этом есть некое противоречие: с одной стороны – страх смерти, который каждый Православный человек должен ощущать каждый день, для того, чтобы не забывать о суетности мира и суетности того времени, которое дано нам на планете Земля. И в то же время – великая свобода, которая позволяет нам принимать решения, сообразуясь со своими представлениями о добре, зле, о должном и о недопустимом. И вот где-то на середине между этими понятиями находится наша душа, одновременно смиренная перед Богом – и сражающаяся, и воинствующая по отношению к греху и врагам Родины.

Еще раз говорю, было бы крайне неправильно, если бы именно безотчетный страх поселился в вашем сердце. Все герои, просиявшие в истории Русского народа, имели страх. Потому что я не верю, что наши богатыри, витязи Православные из далекого и из недавнего прошлого были людьми умственно неполноценными. Я верю, что они осмысленно явили величие Духа, которое перешагивает через собственное самосохранение во имя высшей цели, которую они для себя ставили. И именно поэтому инок Александр Пересвет не имел ничего на себе из доспехов, кроме схимы, прекрасно понимая, что скачет навстречу честной кончины своей! Но этим своим Подвигом и пролитой кровью он вдохновил войско на поле Куликовом, которое одержало одну из величайших побед в истории Русского оружия.

– Чья смерть из числа тех, которые вам так или иначе стали известны, произвела на вас наиболее сильное впечатление и кажется вам в наибольшей степени показательной, с точки зрения ваших убеждений и ценностей? Не могли бы вы привести примеры двух смертей, одна из которых кажется в наибольшей степени прекрасной и соответствующей вашим представлениям о том, как следует умирать, а вторая, напротив, видится особенно отталкивающей и отвратительной?

– Два человека произвели на меня в этой связи крайне мощное впечатление. Это генерал Власов и Женя Родионов. Женя Родионов – это новомученик российский, который есть воплощение сегодняшнего времени. Того самого времени, когда «Православие или смерть», когда солдат погибает, но не имеет возможности снять с себя Креста. И генерал, который объяснил благими намерениями свою позицию, но стал предателем. И нет ему прощения в памяти народной, и прости его, Господи, за лукавый выбор его, потому что, что бы ты ни хотел сделать, но если ты предал свой народ, то все твои благие помыслы приводят тебя в ад.

Получается, что мальчишка, не снявший Креста, сегодня – это настоящий символ России, которая не встанет на колени перед врагом. И это единственная надежда на наше спасение. Это – страна Жени Родионова. Но не страна генерала Власова. Выбор очевиден. Никакие благие намерения не простят предательства, и однажды принятое решение, оплаченное кровью, может спасти целый народ. Верую: кровь Жени Родионова стучит в наших сердцах. Так и только так. И нет у нас иного пути. И в этом смысле нет нам жизни вне Православия, и вне Православия нам – смерть.

– В Православии существует убеждение, что ключи от смерти человека находятся в руках Божиих. И отсюда часто выводят, что каждый человек умирает в наилучшую для себя, с точки зрения своего духовного состояния, пору, либо тогда, когда Господу становится известно, что его покаяние в будущем уже невозможно. Действительно, издревле обстоятельства и причины смерти человека всегда увязывали с тем, какую жизнь он вел и каковы были ее плоды. Скажите, ваш собственный опыт подтверждает наличие этих или каких-то других, но определенных, явных закономерностей, связанных со смертью?

– Вы знаете, я часто видел людей, которые уходили. И часто видел людей, которые жили вопреки всему. Но есть нечто, что для меня в этом вопросе совершенно ясно: как только мы понимаем, что нам эта жизнь не по зубам, как только мы понимаем, что мир нас победил, мы становимся лишними пешками на этой доске, нас просто убирают, чтобы мы не заслоняли поле никчемными фигурами. Как только вы сломались внутри – ваш Дух сломлен и тогда ваша физическая жизнь подходит к концу, потому что именно Дух движет человеком, вопреки ложному переводу: в здоровом теле – здоровый дух (с), как нас убеждали гуманисты.

Это касается всего, но более ярко это проявляется все-таки на поле боя: не надо убивать противника – достаточно поселить в его сердце ужас, и он убьет сам себя, своими ошибками. Так вот, герои выживают вопреки, а трусы не выживают и при самых благоприятных обстоятельствах, потому что, даже имея все основания для победы, они не имеют самого главного – духовного порыва, который привел бы их к победе, и лишаются помощи Божьей. Мне, к сожалению, пришлось похоронить очень много своих знакомых, которые просто-напросто заканчивали свою миссию на земле, либо просто оказывались не готовыми к тому, чтобы продолжить свой путь.

У меня был друг, звали его Сергей, который погиб совсем недавно. Погиб, просто растерявшись в жизни. Удачливый бизнесмен, ему не было еще и сорока, у него всё шло прямо как по маслу. И вдруг в одночасье его бизнес сломался: погиб один из его партнеров. Он настолько не был готов к тому, что ему не везет, что ничего умнее, как начать пить, не придумал. От него ушла жена, он по сути дела разрушил остатки бизнеса. В конечном итоге, 4 января он выпал из окна и разбился. То есть не пережил новый 2012 год.

Это произошло с такой фатальной скоростью, он так решительно уходил из мира, который, как ему показалось, его обидел, что Господь просто услышал его: он хотел уйти? Да не вопрос, уходи! И Он убрал его.

Не надо цепляться за жизнь. Это даже как-то неловко. Дело в другом: мечтайте сделать ее другой, мечтайте сделать мир лучше, мечтайте потрудиться над своей душой, а через этот труд потрудиться для всех, кто прикоснется к вам вольно или невольно. Мечтайте о покаянии, о смирении, о той чистоте, которую вы наверняка еще не чувствуете внутри себя. Мечтайте помочь всем, кто вас окружает, потому что в каждом лице, которое вы встречаете на своем пути – лицо Бога. И никак иначе, как через этих людей, вы не можете Ему послужить. Помогая людям, вас окружающим, вы служите Богу. Потому что это и есть самая важная миссия на земле: помогать людям так, как это делал Спаситель, спасая каждого, кто прикоснулся к Нему в Его человеческой ипостаси.

Можно ли придумать себе большую радость и лучшую участь, чем уподобиться Тому, Кто пытался каждый день, каждым своим вздохом сделать мир окружающий наполненным Любовью, радостью и светом? И как это вульгарно уподобляться антиподу Спасителя, пребывая в грязи, нечистотах внутренних, которые рождают и нечистоты внешние!

И подвиги, и злодеяния рождаются в нашей душе. И тем удивительнее смотреть на людей внешне незаметных, которые совершают вдруг столь величественные поступки, что думаешь: вот он, промысел Божий! Вот она, искра Божия, горящая в сердце! Вот подвиг Православного Духа, который освящает всё вокруг! И не заметить его невозможно.

Примеров тому масса в святоотеческом Предании. Все блаженные на Руси (а святых Христа ради юродивых среди Русских неизмеримо больше, чем в каком-либо другом народе) выглядели, мягко говоря, странновато. Но при этом они просияли в веках, потому что внешняя убогость порой скрывает внутреннее величие, но не гордыню, а именно божественный свет. Тот Дух Святой, который живет в этом сердце, в этой душе, лишенной корысти, гордыни, стяжательства и наполненной любовью и радостью, которыми внешне неказистые люди готовы делиться со всеми, кто прикасается к ним, делая их лучше.

Недавно имел счастье говорить со схиархимандритом Иоакимом: человек, не разговаривающий по-русски, старец-схимник, живущий в Нью-Йорке, оказался настолько искренним Православным, настолько близким мне по духу человеком, каким мог бы быть только Русский, что я был просто поражен. И он говорил: «Не надо видеть порок, не надо видеть грех в человеке. Надо в каждом видеть человека, Брата твоего. И тогда не ощущение протеста в вашей душе будет в отношении этого порока, а неуклонное желание помощи вашему Брату в решении вопросов, которые он решить самостоятельно не может. Любите тех, кто мучается в грехе, и тогда они смогут его преодолеть! Если же вы их клеймите, величаво любуясь своим безгрешным состоянием, то вы погибаете, вы истязаете себя еще большим грехом, чем, возможно, тот, который предстал перед вашими глазами». «Боже, милостив буди мне, грешному!» – стоял мытарь у дверей Храма, опасаясь зайти внутрь, а на него смотрел с гордыней богатый прихожанин, любуясь своим величием, одного не понимая: собственной ничтожности по отношению к тому Богу, который возвышался над ним. Блаженны нищие духом!

Всё в руках Божиих, абсолютно всё. И учиться мы должны на событиях свершившихся, потому что в них есть причинно-следственная связь, и она всегда есть! И нет случайностей в этой жизни, и чем дольше ты живешь, чем пристальнее смотришь вокруг, тем больше понимаешь: нет ничего случайного!

У меня в центре работала бабушка, ее звали Людмила. Всю свою жизнь она была Сталиной, как ее в 1934 году назвали родители-коммунисты, и вдруг в 1988 году девочка из коммунистической семьи, пережившая блокаду, дама-преподавательница университета, поняла, что надо креститься. И она была крещена как Людмила. Крестившись, она, по сути дела, понесла на себе весь груз атеистического греха, который тащили ее родители и она сама всю ту жизнь, будучи коммунистами. Ничего, с точки зрения обывателя, хорошего это ей не дало. Она стала болеть раком – одним, потом другим. И она болела страшно. Но это ее не отвратило и не напугало, а скорее наоборот. И мечтала она только об одном: уйти бы в Светлую седмицу. Потому что народ верит, что человек, умерший в Светлую седмицу, попадает в Рай без мытарств. Она умерла ровно в Пасху. Счастье-то какое, какая Радость!..Не понять меня не Православному! Не понять…

Ничего более красивого я не знаю. Она страшно страдала, сомкнув губы и не жалуясь. Она ходила на работу по сути до последних дней, и не для того, чтобы заработать деньги, а для того, чтобы помогать нам. Каждое утро я поминаю ее и прошу рабу Божию Людмилу молить Бога о нас. Верую: и она помогает нам своими молитвами. Складень, подаренный ею, всегда со мной и на всех наших турнирах, семинарах и боевой подготовке стоит он передо мной, и Слава Богу! Её Мужество горит в наших сердцах.

– Как, на ваш взгляд, наиболее разумно и верно христианин должен относиться к смерти тех, кто был ему близок и дорог? Как относиться к своим боли и страданиям: преодолевать их и подавлять или позволить им быть такими, какие они есть?

– Нет более страшного греха, чем хула на Господа. В этой связи верую, что всё по промыслу Его, и не имеем мы права клеймить свою судьбу или жаловаться. Будет больно так, что будешь удивляться, почему не умираешь сам. Но при этом при всем мы веруем, что Воля Божия свершилась, и принимать ее нужно так, как она была нам явлена. Вещь говорю страшную. Потому что, сказав ее, я ставлю себя выше тех людей, которые сейчас страдает. Простите меня за эту дерзость, Христа ради, я сострадаю им и прошу об одном: Господи, помилуй мя! Господи, не дай мне вкусить этого плода, подожди, не торопись! Господи, помилуй мя! И помяни, Господи, всех ушедших от нас во Царствие Твое! Даруй им оставление грехов и жизнь вечную.

И ничего другого я сказать не могу, потому что мы умираем каждый раз с теми, кто от нас уходит. А если этого не происходит, то сердце наше очерствело, и душа наша погрязла в потемках. Нельзя иначе, потому что Православие – это религия жизни, религия Любви. Потому что это Вера в Бога, создавшего этот мир.

– Если мы исходим из того, как учит Православие, что всё происходит по воле Господа, и ни один человек не умирает случайно, то как объяснить, что убийство считается одним из тягчайших грехов, притом, что сама смерть человека от руки убийцы является предусмотренной Богом? Ведь если человек совершает волю Бога, принося смерть другому человеку, то, объясните, почему он всё равно при этом является грешником?

– Тут есть небольшой момент: всё совершается не только по Воле Божией, но также порой по попущению Его. То есть когда мы видим, что Господь за наши маловерие, гордыню, самость и дерзость попускает оставить нас без Своей защиты, то мы оказываемся лицом к лицу с силой, которая может нас пожрать. Если мы не опираемся на Божию помощь, Он говорит: «Ну, что же, хорошо. Видимо, сил твоих хватает на многое из того, что Я готов был принять на Себя». И вот тут часто мы видим, как люди именно гордые, дерзкие, самонадеянные, «не нуждающиеся в Боге», уходят от нас по дерзости своей, не выдержав встречи лицом к лицу с врагом человеческим.

И здесь надо четко понимать: всё не случайно, и такие смерти не случайны, но всё же не всегда они угодны Богу, но попущены Им по грехам нашим. И это тоже есть Воля Божия, лишившая нас Его защиты! И мы запинаемся за первую подножку, которую подставляет нам лукавый.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...