Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 7. Эвакуация и спасение людей




Каждый член экипажа и работник пожарной службы, работающие на пожаре, обязаны немедленно оказывать помощь людям, находящимся в опасности, считая это своей первоочередной задачей.

Спасение людей РТП обязан организовать немедленно, используя для этого имеющиеся силы и средства, сочетая это с руководством тушения по­жара.

Если непосредственной угрозы безопасности для людей нет, РТП должен рассмотреть вопрос о целесообразности их перемещения в наиболее безопасные места судна или на берег. Эвакуацию людей в этих случаях РТП поручает организовать одному из своих помощников, выделив в его распо­ряжение необходимые для этого силы и средства.

Эвакуация и спасение людей производится по основным путям выхо­да из судовых помещений, а если их использование невозможно или за­труднено, - по запасным и аварийным. В необходимых случаях пути выхода людей должны быть защищены, а в темное время - освещены.

Спасение людей на пожаре, как правило, проводится с одновремен­ным развертыванием сил и средств для тушения пожара. Если наличных сил и средств недостаточно для одновременного проведения работ по спа­сению людей и тушению пожара, для спасения людей используется весь личный состав участников пожаротушения.

Порядок и способы спасения людей определяет РТП и лица, прово­дящие спасательные работы, в зависимости от обстановки и состояния лю­дей, которым необходимо оказать помощь. Все работы по спасению долж­ны проводиться быстро и осторожно, чтобы не причинить ущерб спасае­мым.

Основными способами спасения людей являются:

– самостоятельный выход по указанным безопасным направлениям (основные и запасные выходы и т.);

– вывод спасаемых под надзором членов экипажа, выделенных для обеспе­чения спасения, когда пути спасения задымлены либо состояние спасае­мых вызывает сомнение в возможности самостоятельного их выхода;

– вынос людей, потерявших способность перемещаться самостоятельно, или подъем их из нижних помещений с помощью судовых средств и при­способлений.

Приемы и методы проведения спасательных операций изложены в Приложении 2.

 

Раздел 8. Сохранение остойчивости судна при пожаре

При подаче внутрь корпуса судна значительного количества воды возникают его накренения, которые иногда принимают значительные раз­меры, вплоть до потери остойчивости судна. Мировая практика тушения судовых пожаров знает немало случаев опрокидывания морских судов при пожарах ввиду потери ими остойчивости.

Контроль за состоянием остойчивости судна РТП обязан организо­вать в самом начале тушения пожара, если внутрь корпуса подается вода из нескольких стволов. При затяжных пожарах должны постоянно произво­диться расчеты остаточной остойчивости, о чем РТП должен быть посто­янно информирован.

В зависимости от конкретно складывающейся обстановки на судне и технических возможностей пожаротушения, своевременно должны прини­маться следующие меры по сохранению остойчивости:

а) во избежание излишней подачи воды внутрь корпуса судна необхо­димо:

– во внутренних помещениях работать со стволами, снабженными пере­крывающими устройствами;

– подавать воду только целенаправленно в очаг пожара, а не "на дым";

– заменить подачу воды использованием воздушно-механической пены, особенно повышенной кратности.

б) для откачки воды должна быть задействована судовая система осу­шения, использованы погружные электронасосы и водоуборочные приспо­собления пожарной техники.

в) в нижних местах коридорных комингсов и внутренних переборок проделать отверстия таким образом, чтобы поступающая во внутренние помещения вода вытекала на палубу и за борт. Проделка таких отверстий в наружных переборках может быть допущена специальным разрешением РТП.

г) перемещение балласта, топлива и других жидкостей в емкости, про­тивоположного накренению борта. При наличии достаточного запаса пла­вучести может быть организован прием забортной воды во все свободные емкости возвышающегося борта.

д) как оперативная и экстремальная мера, могут быть использованы портовые буксиры и спасательные суда для удержания судна прижимом к причальной стенке, работая "на укол", давая возможность более действен­ными мерами стабилизировать обстановку, - например, завести дополни­тельные швартовы и другое.

Как одну из крайних мер следует рассмотреть возможность посадки аварийного судна на песчаную отмель. Эта мера наиболее приемлема, если РТП принимает решение на затопление аварийного отсека судна.

 

Раздел 9. Пожар в жилых помещениях

Под жилыми помещениями в настоящем разделе следует понимать:

– каюты экипажа и пассажиров;

– коридоры и вестибюли блока (отсека) жилых помещений;

– помещения массового пребывания людей на судне (салоны, зрительные за­лы, бары, рестораны);

– бытовые и вспомогательные помещения расположенные в блоке жилых помещений и предназначенные для обслуживания людей (парикмахерские, магазины, гладильные и т.п.)

Особенностью этих помещений является наибольшая потенциально-возможная опасность для людей в случае возникновения пожара.

Огневая (пожарная) нагрузка в блоке жилых помещений достигает максимально допустимой (45 кг/м2), а на судах старой постройки, когда ог­нестойкие материалы почти не применялись, эта нагрузка может быть еще выше.

Жилые надстройки судов располагают естественными условиями для быстрого распространения пожара из одного помещения в другое по вен­тиляционным каналам, по эаобшивочным пустотам палуб и переборок, по шахтам и траповым выгородкам, по каналам кабельных трасс и технологи­ческих трубопроводов.

Снижение видимости в результате интенсивного задымления помеще­ний и коридоров создает значительные трудности по осуществлению эва­куации людей и подаче огнетушащих средств в очаг пожара.

 

Первоочередные действия

При возникновении пожара в блоке жилых помещений судна перво­очередной задачей следует считать определение степени опасности для лю­дей, находящихся в аварийном отсеке. Оказание помощи людям по их эва­куации из опасной зоны является первоочередной задачей. Для этого ис­пользуются основные пути входа-выхода, а также запасные и аварийные выходы.

Иллюминаторы и окна жилых помещений могут использоваться в ка­честве аварийных выходов, если по конструкции они имеют необходимые размеры и выходят на наружные участки палуб.

На период эвакуации людей не должны отключаться вентиляция и ос­вещение путей выхода. Вводимые в очаг пожара водяные и воздушно-пенные стволы должны в первую очередь направляться на защиту путей эвакуации людей и тушение горящих конструкций судна на этих путях.

На этом этапе, в зависимости от обстановки, могут быть приведены в действие первичные средства тушения пожара и защитные устройства: ог­нетушители, кошма, покрывала, противогазы, пожарный инструмент т.п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...