Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Марксистская доктрина: от государства к человеку




В XIX в. сформировалась марксистская доктрина, кото­рая объявила своей главной целью установление нового строя, основанного на принципах подлинного демократизма, справед­ливости, освобождения людей от угнетения и порабощения. Подход марксизма к вза­имоотношениям человека и государства базируется на следующих положениях.

а) Исходным в марксистском учении является борьба клас­сов, которая должна завершиться насильственным свержением буржуазного строя, установлением иного соци­ального устройства, основанного на диктатуре пролетариата. Отсюда выдвижение насилия в качестве основного средства решения задачи государства — обеспечить "земной рай", свободу и счастье всем трудящим­ся. Политическая концепция диктатуры пролетариата опреде­ляет ее как власть, не ограниченную и не связанную никакими законами.

Человек стано­вится средством достижения целей, стоящих перед государством. Это — реализация системоцентристского подхода: государство — первично; человек — объект государ­ственного воздействия; его поведение жестко регламентирует­ся, направляется, контролируется государством.

б) В трактовке марксизма демократия — явление сугубо клас­совое. Победивший пролетариат исключает участие в полити­ческом процессе свергнутых эксплуататорских классов, лишает их всех прав и свобод.

в) Путь к раскрепощению личности и достижению всеобщей свободы марксизм видел в преодолении индивидуализма, в растворении личности государстве, а индивидуальных интересов — в классовых, превращении человека в "родовое существо", нивелировании его своеобразия и неповтори­мости. Отсюда резкая критика гражданского общества, в кото­ром человек "действует как частное лицо", резкое неприятие "раздвоения" индивида на челове­ка и гражданина.

г) Для марксистского учения частная собственность — ос­новное зло, подлежащее немедленному уничтожению после по­беды пролетарской революции. Она является источником эксплуатации и поэтому должна быть заме­нена новыми формами производственных отношений, в основе которых лежит государственная собственность.

Утверждение государственной собственности и жестко­го руководства ею со стороны властных структур привели к разрушению гражданского общества, устранению свобод­ных форм производства и обмена, исключению свободы вы­бора индивидом сферы и характера своей деятельности. Тоталитарное государство стало жестко регламентировать поведение человека, направляло его пристрастия, интересы, превращая в "винтик" государ­ственной машины, призванный выполнять ее приказы и ко­манды. [kgl]

 

[gl]Тема 6. Права человека, политика, мораль [:]

Приоритет прав человека по отношению к политике

Права человека — это универсальная ценность, позволя­ющая "измерять" все важнейшие явления и события, проис­ходящие в обществе. Внутренняя и внешняя политика государства неразрывно связана с правами человека; они являются приоритетом, в соответствии с которым должны осуществляться все политические преобразования, программы, границы свободы политиков и государственной власти.

Принцип приоритета прав человека по отноше­нию к государству, ограничения всевластия государства права­ми человека — величайшая общечеловеческая ценность, сфор­мированная в процессе борьбы за свободу и характерная для всех цивилизованных государств. Право призвано сдерживать экстремистские действия партий, стремящихся к захвату власти путем револю­ций, разрушения существующей системы, попрания прав чело­века. Приоритет права и прав человека по отношению к политике существует только в условиях демократических режимов. Первенство же политических норм перед правовыми создает почву для тоталитарных режимов.

6.2 Права человека как критерий нравственного измерения политики и государственнойвласти

Любые политические преобразования, проводимые государ­ством, не могут быть осуществимы без массовой поддержки граж­дан, устойчивого морального состояния общества. Ориентация на демократию, свободу, правовое государство, права человека должна получить нравственную опору в обществе. Эти вопросы выводят на проблему соотношения целей и средств в политике. Мировой и отечественный опыт показал опасность и губительность лозунга "цель оправдывает средства". Поэтому нравственное измерение политики, ее целей и средств призвано удерживать ее в границах гуманизма, предотвращать соблазн переступить границы морали во имя "светлого будущего".

Хотя политическая сфера деятельности зачастую противоречит нравственным категориям добра, чести, совести, применение нравственных оценочных категорий к полити­ке и связанной с ней государственной власти неизбежно. Именно идея прав человека стала той ценностью, которая соединила нравственные и правовые начала. Идеи взаимообусловленности политики моральными ценностями, правами человека были выдвинуты в теориях выдающихся философов прошлого.

Основные нравственные категории "добро" или "зло" транс­формируются в сфере политики в оценку состояния прав чело­века в обществе, либо политической программы, определяющей пути его реформирования, где исходным и конечным пунктами должны быть права человека.

Права человека как сфера взаимодополнения права и морали

Взаимодополнение права и морали есть про­цесс аккумуляции, сложения их потенциалов и является проявлением их общих свойств, совместной направленности на достижение социальных целей.

Правовая и моральная оцен­ки совпадают при осуждении опасных уголовных преступле­ний или при одобрении законопослушного поведения и т.д. Взаимодополняемость права и морали складывается по поводу воспроизводства и защиты общезначи­мых цен­ностей – прав человека. Поэтому права человека иногда называют этико-правовой конструкцией, подчеркивая тем самым переплетение правовых и этических элементов. Специфика взаимодействия права и морали в данной области связана с тем, что предметом взаимодействия в этом случае являются обладающие особой значимостью осново­полагающие ценности общественной жизни. В правах челове­ка эти ценности декларируются, то есть провозгла­шаются в качестве морально-политических целей общества, а также защищаются при помощи юридических институтов. Права человека являются своеобраз­ным связующим звеном между правом и моралью. Взаимодополняемость права и морали фо­кусируется вокруг принципа формального равенства, одина­ково признаваемого политической этикой и правом. [kgl]

 

[gl]Тема 7. Механизмы защиты прав человека в Республике Казахстан [:]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...