Марксистская доктрина: от государства к человеку
В XIX в. сформировалась марксистская доктрина, которая объявила своей главной целью установление нового строя, основанного на принципах подлинного демократизма, справедливости, освобождения людей от угнетения и порабощения. Подход марксизма к взаимоотношениям человека и государства базируется на следующих положениях. а) Исходным в марксистском учении является борьба классов, которая должна завершиться насильственным свержением буржуазного строя, установлением иного социального устройства, основанного на диктатуре пролетариата. Отсюда выдвижение насилия в качестве основного средства решения задачи государства — обеспечить "земной рай", свободу и счастье всем трудящимся. Политическая концепция диктатуры пролетариата определяет ее как власть, не ограниченную и не связанную никакими законами. Человек становится средством достижения целей, стоящих перед государством. Это — реализация системоцентристского подхода: государство — первично; человек — объект государственного воздействия; его поведение жестко регламентируется, направляется, контролируется государством. б) В трактовке марксизма демократия — явление сугубо классовое. Победивший пролетариат исключает участие в политическом процессе свергнутых эксплуататорских классов, лишает их всех прав и свобод. в) Путь к раскрепощению личности и достижению всеобщей свободы марксизм видел в преодолении индивидуализма, в растворении личности государстве, а индивидуальных интересов — в классовых, превращении человека в "родовое существо", нивелировании его своеобразия и неповторимости. Отсюда резкая критика гражданского общества, в котором человек "действует как частное лицо", резкое неприятие "раздвоения" индивида на человека и гражданина.
г) Для марксистского учения частная собственность — основное зло, подлежащее немедленному уничтожению после победы пролетарской революции. Она является источником эксплуатации и поэтому должна быть заменена новыми формами производственных отношений, в основе которых лежит государственная собственность. Утверждение государственной собственности и жесткого руководства ею со стороны властных структур привели к разрушению гражданского общества, устранению свободных форм производства и обмена, исключению свободы выбора индивидом сферы и характера своей деятельности. Тоталитарное государство стало жестко регламентировать поведение человека, направляло его пристрастия, интересы, превращая в "винтик" государственной машины, призванный выполнять ее приказы и команды. [kgl]
[gl]Тема 6. Права человека, политика, мораль [:] Приоритет прав человека по отношению к политике Права человека — это универсальная ценность, позволяющая "измерять" все важнейшие явления и события, происходящие в обществе. Внутренняя и внешняя политика государства неразрывно связана с правами человека; они являются приоритетом, в соответствии с которым должны осуществляться все политические преобразования, программы, границы свободы политиков и государственной власти. Принцип приоритета прав человека по отношению к государству, ограничения всевластия государства правами человека — величайшая общечеловеческая ценность, сформированная в процессе борьбы за свободу и характерная для всех цивилизованных государств. Право призвано сдерживать экстремистские действия партий, стремящихся к захвату власти путем революций, разрушения существующей системы, попрания прав человека. Приоритет права и прав человека по отношению к политике существует только в условиях демократических режимов. Первенство же политических норм перед правовыми создает почву для тоталитарных режимов.
6.2 Права человека как критерий нравственного измерения политики и государственнойвласти Любые политические преобразования, проводимые государством, не могут быть осуществимы без массовой поддержки граждан, устойчивого морального состояния общества. Ориентация на демократию, свободу, правовое государство, права человека должна получить нравственную опору в обществе. Эти вопросы выводят на проблему соотношения целей и средств в политике. Мировой и отечественный опыт показал опасность и губительность лозунга "цель оправдывает средства". Поэтому нравственное измерение политики, ее целей и средств призвано удерживать ее в границах гуманизма, предотвращать соблазн переступить границы морали во имя "светлого будущего". Хотя политическая сфера деятельности зачастую противоречит нравственным категориям добра, чести, совести, применение нравственных оценочных категорий к политике и связанной с ней государственной власти неизбежно. Именно идея прав человека стала той ценностью, которая соединила нравственные и правовые начала. Идеи взаимообусловленности политики моральными ценностями, правами человека были выдвинуты в теориях выдающихся философов прошлого. Основные нравственные категории "добро" или "зло" трансформируются в сфере политики в оценку состояния прав человека в обществе, либо политической программы, определяющей пути его реформирования, где исходным и конечным пунктами должны быть права человека. Права человека как сфера взаимодополнения права и морали Взаимодополнение права и морали есть процесс аккумуляции, сложения их потенциалов и является проявлением их общих свойств, совместной направленности на достижение социальных целей. Правовая и моральная оценки совпадают при осуждении опасных уголовных преступлений или при одобрении законопослушного поведения и т.д. Взаимодополняемость права и морали складывается по поводу воспроизводства и защиты общезначимых ценностей – прав человека. Поэтому права человека иногда называют этико-правовой конструкцией, подчеркивая тем самым переплетение правовых и этических элементов. Специфика взаимодействия права и морали в данной области связана с тем, что предметом взаимодействия в этом случае являются обладающие особой значимостью основополагающие ценности общественной жизни. В правах человека эти ценности декларируются, то есть провозглашаются в качестве морально-политических целей общества, а также защищаются при помощи юридических институтов. Права человека являются своеобразным связующим звеном между правом и моралью. Взаимодополняемость права и морали фокусируется вокруг принципа формального равенства, одинаково признаваемого политической этикой и правом. [kgl]
[gl]Тема 7. Механизмы защиты прав человека в Республике Казахстан [:]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|