Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статус депутата Парламента РК




Депутат Парламента – полномочный представитель народа. Его статус определяется воспринятой конституционным законодательством идеей, характеризующей функции представительства. Существует два подхода к пониманию этой функции. Императивный мандат означает связанность депутата волей избирателя в высшем представительном органе власти, что предполагает право избирателей давать ему обязательные для исполнения наказы и право отзыва ими своего представителя. Такой статус депутатов Верховных Советов был отражен в советских конституциях. Свободный мандат юридически не связывает депутата волей избирателя. Депутат – представитель не только избирателей своего округа, но и всего народа. Поэтому избиратели не могут давать им обязывающих наказов и не обладают правом его отзыва. Такой подход был зафиксирован в Конституции. Однако изменениями, внесенными в мае 2007 г., эта норма исключена.

Депутатом Парламента может быть лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и постоянно проживающее на ее территории последние десять лет. Депутатом Сената может быть лицо, достигшее тридцати лет, имеющее высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет. Депутатом Мажилиса может быть лицо, достигшее двадцати пяти лет.

Депутат Парламента вправе:

- избирать и быть избранным в координационные и рабочие органы Парламента и его Палат;

- вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

- высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, которые избираются или назначаются Палатами Парламента, либо на назначение которых дается согласие;

- предлагать вопросы для рассмотрения на заседаниях органов Парламента и его Палат;

- обращаться с депутатскими запросами и с устными вопросами к Премьер Министру и членам Правительства, Председателю Национально Банка, Председателю и членам ЦИК, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Генеральному Прокурору, Председателю КНБ;

- участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании;

- вносить поправки к проектам законов, постановлений, других принимаемых Парламентом актов и т.п.

Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессиях Парламента и заседаниях его органов, в состав которых он входит.

Гарантии депутатской деятельности:

- правом беспрепятственного посещения государственных органов, общественных объединений, государственных организаций, безотлагательного приема их руководителями и другими должностными лицами, на получение от них необходимой информации;

- установление ответственности за воздействие на депутата или его близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей;

- неответственность депутата за свои критические высказывания и иные действия при осуществлении мандата;

- депутатский иммунитет (неприкосновенность).

- меры по организационному, материальному и социальному обеспечению его деятельности (заработная плата, служебное жилье в столице, право бесплатного проезда на всех видах пассажирского, железнодорожного, воздушного, водного и речного транспорта на территории РК, кроме такси, наличие помощников).

Обязанности депутата и ограничения, налагаемые на него. Депутат Парламента обязан:

1) участвовать в работе Парламента и его органов, в состав которых он избран.

2) лично осуществлять право голоса;

3) соблюдать Правила депутатской этики;

4) использовать информацию, составляющую государственную и иную охраняемую законом тайну, строго соблюдая установленный порядок хранения таких тайн;

5) использовать депутатские бланки только для официальных запросов, писем, документов и подписывать их собственноручно и пр.

Депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Невыполнение депутатом своих обязанностей влечет применение к нему мер дисциплинарной ответственности.

Депутаты Парламента вправе создавать депутатские объединения в виде фракций политических партий и иных общественных объединений, депутатских групп.

Основания прекращения полномочий депутата Парламента:

- подача в отставку,

- смерть,

- признания депутата по вступившему в законную силу решению суда недееспособным, умершим или безвестно отсутствующим

- роспуск Парламент,

- несоблюдение ограничений (занятие предпринимательской деятельностью и пр.);

- вступление в силу обвинительного приговора суда в отношении него,

- выезд на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан;

- прекращение гражданства Республики Казахстан.

- выход или исключение депутата из политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран;

- прекращение деятельности политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом депутат избран;

- роспуск Парламента или Мажилиса Парламента

- назначенных депутатов Сената Парламента - по решению Президента Республики.

Депутаты Парламента вправе создавать депутатские объединения в виде фракций политических партий и иных общественных объединений, депутатских групп.

Фракция - организованная группа депутатов, представляющих полити-ческую партию, зарегистрированную в установленном законом порядке, которая создается в целях выражения интересов соответствующей политической партии в Мажилисе Парламенте. Фракция должна объединять не менее десяти депутатов Парламента.

Депутатская группа - объединение депутатов для осуществления своих полномочий, совместной работы в избирательных округах. В составе де-путатской группы должно быть не менее пятнадцати депутатов Парламента.

Регистрация депутатских групп осуществляется в Бюро Палат Парламента, фракций – в Бюро Мажилиса, производится явочным порядком и носит исключительно информационный характер. Депутаты Парламента могут быть членами только одной фракции и нескольких депутатских групп.

Законодательный процесс

Законодательный процесс - порядок принятия законов в Парламенте. Выделяются следующие его стадии:

1) Законодательная инициатива – официальное внесение законопроекта в Парламент.

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента, Правительству и Президенту, реализуется исключительно в Мажилисе.

2) Обсуждение законопроекта в постоянных комитетах Палаты.

Определяется головной комитет, который дорабатывает законопроект, готовит доклад или содоклад, заключение, обобщает замечания и предложения разработчиков законопроекта, других комитетов и депутатов.

3) Обсуждение законопроекта на пленарном заседании Палаты (Парламента).

Оно может осуществляться в одном, двух или трех чтениях.

4) Принятие законопроекта – это голосование.

5) Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом. Сенат может отклонить проект закона и вернуть его в Мажилис. Если Мажилис большинством в 2/3 голосов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии.

Внесенные Сенатом большинством голосов (для конституционных законов – не менее 2/3) изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис согласится с внесенными предложениями, то закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.

6) В течение десяти дней принятый закон представляется Президенту на подпись. После подписания они уже вступают в силу.

Президент вправе внести возражение на закон, принятый Парламентом (право вето). Парламент может преодолеть вето на совместном заседании Палат квалифицированным, в 2/3 большинством голосов депутатов каждой из Палат. Если Парламент не смог преодолеть возражения Президента, то закон считается не принятым либо принятым в редакции Президента. Возражения Президента на конституционные законы преодолеваются Парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

7) Опубликование закона – напечатание текста закона в официальном издании: газетах “Казахстанская правда” и “Егемен Казахстана”. Если не установлен специальный срок вступления закона в силу, он вступает в силу через 10 дней после официальной публикации либо с момента его подписания Президентом.

В Конституции установлены средства давления Правительства на законодательную деятельность Парламента. Так, проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики.

В связи с непринятием внесенного Правительством проекта закона Премьер-министр вправе поставить на совместном заседании палат Парламента вопрос о доверии Правительству. Голосование по этому вопросу проводится не ранее чем через сорок восемь часов с момента постановки вопроса о доверии. Если предложение о вотуме недоверия не наберет установленного Конституцией необходимого числа голосов, проект закона считается принятым без голосования. Однако Правительство не может пользоваться этим правом более двух раз в год. [kgl]

 

[gl]Тема № 11 Правительство Республики Казахстан [:]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...