Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и виды правотворчества




Правотворчество – особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. Правотворческая деятельность государства есть отражение экономических и иных общественных отношений в виде общих норм особого социального характера, юридических норм, где они приобретают наиболее общий, формально-определенный характер.

С учетом субъектного состава можно выделить три вида правотворческой деятельности.

Правотворческая деятельность государства осуществляется в формах: законодательной деятельности парламента, правотворческой деятельности главы государства, центральных исполнительных органов и местных органов; в некоторых странах - правотворческой деятельности судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика). Народное правотворчество означает принятие законов на референдуме. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Санкционированное правотворчество - это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей организаций) и некоторых негосударственных учреждений, результатом которой являются подзаконные акты по вопросам их компетенции.

Принципы правотворчества

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах:

1) демократизм

2) законность

3) гласность

4) профессионализм

5) строгая дифференциация правотворческих полномочий

6) планирование

7) научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой

Этапы и стадии правотворческой деятельности

Процесс создания НПА – совокупность последовательных организационных действий, которые регулируются законом. Рассмотрим законодательный процесс.

Первый этап – подготовительный:

1) принятие решения о подготовке НПА;

2) подготовка текста НПА;

3) обсуждение текста проекта НПА;

4) научная экспертиза проекта;

5)согласование проекта НПА;

6) предварительное одобрение проекта НПА (если подзаконный акт – то принятие).

Второй этап - принятие нормативно-правового акта (закона):

1) внесение проекта закона на рассмотрение парламента (право законода­тельной инициативы);

2) обсуждение законопроекта в комитетах парламента;

3) обсуждение законопроекта на пленарном заседании Палат Парламента;.

9) голосование пор законопроекту;

10) подписание законопроекта главой государства;

11) опубликование принятого закона.

17.4 Юридическая техника

Юридическая техника - совокупность правил, средств и приемов подготовки и обработки нормативных и индивидуальных правовых актов.

Сквозное значение в юридической технике имеет терминология. Наиболее общими правилами использования терминов являются: единство терминологии, тождественность их употребления в разных правовых актах; использование общепризнанных тер­минов; стабильность терминологии, устойчивость общепринятых обозначений.

К средствам юридической техники относятся юридические конструкции - построения нормативного материала по особому типу связей составляющих его элементов (например, состав преступления).

Важная роль в юридической технике отводится средствам и правилам построения правовых актов. Правила требуют включения в нормативный акт только однородного материала. Правилами диктуется издание вначале норм матери­ального права, а затем процессуальных; сперва — общих норм, а после — конкретизирующих и т.п.

В качестве средства юридической техники выступает текст документа с его реквизитами (наименованием, датой принятия, подписями и пр.) и структурой.При издании больших кодифицированных актов обыкновенно выделяют общую и особенную части. Определенную нагрузку несет на себе преамбула акта. Первичной структурой текста является статья с ее подразделениями (абзацами, пунктами, частями). В кодифицированных актах нормативный материал, содержащийся в статьях, объединяется в главы и разделы. Правила требуют единства, логической последовательности и согласованности помещенного в них материала, обеспечения удобства в его использовании. Отсюда такой, например, прием, как снабжение ста­тей, глав и разделов заголовками, нумерацией и т.п. [kgl]

[gl] Тема 18. НОРМЫ ПРАВА [:]

Понятие и признаки правовой нормы

Норма права — это исходящее от государства или санкционируемое им, охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа и являющееся государственным регулятором общественных отношений. Признаки правовой нормы:

1) исходит от государства и является официальным выражением государственной воли, устанавливается или санкционируется им;

2) выступает государственным регулятором общественных отношений;

3) издается и выражается в той или иной форме (в форме норм закона, подзаконного НПА, нормативного договора);

4) поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений государством;

5) является общеобязательной;

6) представляет собой определенный метод воздействия на общественные отношения;

7) имеет предоставительно-обязывающий характер;

8) носит объективный характер;

91) выступает как модель, образец возможного и должного поведения людей.

Структура правовой нормы

Норма права имеет определенное внутреннее строение (структуру).

Гипотеза —элемент нормы права, указывающий на условия, фактические жизненные обстоятельства (события, действия людей), при которых норма вступает в действие, а у субъектов правоотношений возникают конкретные права и обязанности..

По строению гипотезы подразделяются на простые (одно условие реализации нормы), сложные (два или более условий), альтернативная ( два или несколько условий, но для вступления нормы права в действие достаточно одного из низ). По форме выражения - абстрактные (акцентирует внимание на их общих, родовых признаках, но связывает осуществление нормы с наступлением конкретных отношений) и казуистические ( связывает действие юридической нормы с конкретными частными случаями, условиями).

Диспозиция — элемент юридической нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения. Она содержит в себе модель правомерного поведения.

По форме выражения диспозиции подразделяются на управомачивающие, обязывающие и запрещающие.

Санкция – это элемент правовой нормы, в котором определяются последствия нарушения правовой номы, вид и мера ответственности для нарушителя ее предписаний.

По отраслевой принадлежности выделяются уголовно-правовые, дисциплинарно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые санкции. По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные). В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на абсолютно-определенные (точно указывают меру государственного воздействия), относительно-определенные (устанавливают низший и высший или только высший пределы меры наказания) и альтернативные Относительно-определенные санкции на правонарушителя. Абсолютно-определенные ( позволяют выбрать из двух или нескольких возможных вариантов меры наказания).

Следует отметить, что в некоторых нормах на уровне санкции предусмотрены меры поощрительного характера, устанавливаемые за активное правомерное поведение. Сами же санкции, обычно содержатся в других НПА.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...