Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Все они уже существовали до нашего рождения. Когда мы были еще в утробе матери, их количество росло со скоростью в среднем около 250 000 клеток в минуту.




Каждая из них продолжает увеличиваться в течение нескольких первых лет жизни. Каждая из них, как мы видели, способна образовать до 20 000 дендритов.

Поэтому то, что происходит с мозгом человека в период его внутриутробного развития, чрезвычайно важно для дальнейшего формирования его способностей к обучению. Если беременные женщины хронически недоедают, их дети могут появиться на свет с недоразвитым мозгом, в котором клеток будет в два раза меньше, чем в мозге здорового ребенка.

Как мы уже говорили, мозг состоит не только из нейронов. У каждого из нас есть 900 млрд клеток нейроглии, предназначенных для питания нейронов. Эти клетки, кроме того, производят миелин, слой которого покрывает аксоны, нервные пути, по которым сообщения движутся от нейрона к нейрону и к другим частям нашего организма — как по линиям электропередач. Обе эти разновидности клеток начинают расти еще в утробе матери, и их развитие продолжается в течение нескольких первых лет жизни.

Если ребенок не получает достаточного питания в эти самые важные первые годы своей жизни, его мозг не создаст необходимого количества клеток нейроглии. А если определенные виды пищи вообще отсутствуют в рационе матери, то нервные соединения внутри мозга и тела не будут изолированы должным образом.

Американские исследователи Брайан и Роберта Морган в своей книге «Питание мозга», которую мы вам очень рекомендуем прочесть (Brian and Roberta Morgan, Brain Food), утверждают, что «мозг человека начинает расти в утробе матери, и этот рост, в основном, не замедляется до шестилетнего возраста. Размер мозга плода, младенца и ребенка зависит от возраста. Это означает, что мозг растет в определенные моменты и на определенных стадиях развития ребенка. Недостаточность питательных веществ, имеющих существенное значение для его роста, именно в эти столь важные периоды может привести к нарушениям или порокам развития, которые будет невозможно исправить в более позднем возрасте. Плохое питание младенца в период формирования его мозга влечет за собой значительное снижение способностей к обучению, вне зависимости от того, какие действия будут предприняты позже для восполнения недостатков питания».

Шотландский профессор Майкл Кроуфорд подвел итог своего десятилетнего исследования влияния питания младенца и плода на рост мозга так: «Всякий раз, когда мы сталкивались с детьми, имевшими при рождении пониженный вес, малую окружность головы, а затем испытывали интеллектуальные проблемы в младенческом возрасте, мы обнаружили, что те матери, что сидели напротив нас в этот момент, придерживались до и во время беременности диеты, в которой не хватало большого количества питательных веществ».

Даже в таких развитых странах, как Великобритания, Соединенные Штаты и Новая Зеландия, около 10% детей до сих пор появляются на свет с пониженным весом, а причиной этого чаще всего становится плохое питание матерей, курение, употребление наркотиков и воздействие токсических веществ, — таких, как свинец.

Кроуфорд удивляется тому, как мало знают будущие матери о диетах и питании в целом. По его словам, плохое питание будущей матери влияет не только на мозг младенца. Семь независимо проведенных исследований показали, что последующие проблемы с сердцем, высокое кровяное давление и инсульты связаны с недостаточным питанием, полученным человеком еще до его рождения, в утробе матери.

Очень часто в пище не хватает жиров. Причем жиров особого вида. «К сожалению, — говорит Кроуфорд, — мы привыкли считать, что жир — это сало или топленый жир.

Однако в действительности плоду требуются особенные жирымы называем их незаменимыми. Это жиры, которые необходимы нам для построения клеток, особенно клеток мозга,а не тот жир, который животные и человек наращивают в районе талии.

Многие из ценных жиров — морского происхождения. Сегодня утверждение о том, что рыба полезна для мозга — это не просто бабушкина присказка. Мы получили этому абсолютно научное подтверждение. Мы обнаружили, что жиры, содержащиеся в рыбе и разнообразных морских моллюсках, совершенно необходимы для роста и развития мозга». Те же самые жиры играют важнейшую роль в развитии иммунной системы человека.

Кроме того, они необходимы для строительства и поддержания миелиновых оболочек.

Кроуфорд пишет, что он хотел бы, чтобы все вернулись к «простой натуральной пище»: обилию свежих зеленых овощей, фруктам, орехам и растительному маслу.

Если бы Кроуфорд и его диетолог Уэнди Доул смогли бы обратиться ко всем будущим матерям мира, они бы сказали следующее: наиболее важное время для роста мозга ребенкапериод, предшествующий вашей беременности.

Женщины, использовавшие оральные контрацептивы, должны особенно позаботиться о своем питании перед беременностью. Эти «пилюли» уменьшают в организме количество пиридоксина (одного из витаминов группы В) и фолиевой кислоты (витамина, необходимого для развития нервной системы). Серьезный недостаток фолиевой кислоты может привести к существенным нарушениям мозга и других органов.

Кроуфорд рекомендует беременным женщинам включить в свой ежедневный рацион бананы. «Они не только являются хорошим источником калия, но и содержат много фолиевой кислоты».

Цинк и железо являются важными элементами для раннего развития мозга. Детеныши обезьян, которых в период беременности держали на диете с недостатком цинка, в дальнейшем меньше играли, отставали в развитии и с трудом выполняли разные задания. Железо необходимо для роста и размножения всех клеток. Кроме того, оно влияет на снабжение крови кислородом.

Большинство диетологов соглашаются с тем, что оптимальной до и во время беременности является простая и разумная диета: три приема пищи в день, большое количество фруктов, овощей, орехов, рыба и нежирное мясо. Кроме того, настойчиво рекомендуется дополнительное потребление железа. Диета должна содержать большое количество продуктов, богатых цинком и железом: бобов, гороха, брокколи, моркови, хлеба из муки грубого помола, ягод и коричневого риса. И не придерживайтесь каких-либо специальных диет лишь для сохранения стройности.

Что строго запрещено во время беременности? «Курение, алкоголь и наркотики», — отвечает ученый из Нью-Йорка Айен Джеймс, профессор педиатрии, акушерства и гинекологии в Пресвитерианском медицинском центре при Колумбийском университете. По его словам, «если мать выкуривает одну сигарету, плод "выкуривает" две». Курение отбирает у плода кислород в то самое время, когда он так важен для формирования клеток мозга.

Беременная женщина, выкуривающая от 15 до 20 сигарет в день, в два раза сильнее подвержена риску выкидыша, чем некурящая. Смертность в течение первых нескольких недель после рождения среди детей курящих матерей на 30% больше, чем среди младенцев некурящих родительниц. Кроме того, ребенок курящей мамы получает никотин, который является ядом, и через грудное молоко. Такие дети более подвержены респираторным инфекциям и чаще болеют пневмонией.

Алкоголь также может повредить растущему мозгу. Пьянство вызывает синдром, получивший в последнее время название «алкогольный синдром плода»: он приводит к уменьшению размера мозга, искаженным чертам лица, плохой координации движений и гиперактивному поведению.

Джеймс описывает влияние кокаина и героина, особенно на молодых беременных женщин и их детей, как «опустошительное». Педагог-психолог Джейн Нейли из Вейла, штат Колорадо, утверждает, что, по результатам исследований, по крайней мере каждый девятый ребенок, рожденный в США, страдает от поражений, вызванных наркотиками. Она добавляет: «Многие авторитетные ученые предупреждают, что растущее потребление кокаина беременными женщинами скоро приведет к тому, что школы заполонят дети, страдающие ослабленным вниманием, пониженными способностями к обучению, а также плохо адаптирующиеся в обществе. Причем эти дети даже не выдерживают стандарты нашего тестирования, и так уже заметно сниженные».

Кроме того, в течение беременности не рекомендуется также пить крепкий кофе и чай из-за высокого содержания кофеина.

После рождения ребенка его питание продолжает существенно влиять на рост всех клеток организма. При этом невозможно переоценить важность образования миелинового слоя. Часть его образуется еще до рождения — в частности, вокруг тех нервных соединений, которые отвечают за сосательный рефлекс новорожденного, за то, чтобы он мог кричать и шевелить пальцами. Но те нервные соединения, которые необходимы при ходьбе, речи и для контроля за мочеиспусканием, к моменту рождения еще не покрыты миелиновым слоем.

«Здравый смысл подсказывает нам, что новорожденного бессмысленно пытаться заставить ходить самостоятельно, — говорит Нейли, — но примерно в год соответствующие нервные соединения уже покрыты миелиновым слоем, и ребенок сам встает на ноги».

Около 75% материала для миелина поступает в наш организм с жирами с тем видом жира, который Кроуфорд относит к «незаменимым жирам». Остальные 25% поступают с белком. Грудное молоко здоровой матери лучший источник и того, и другого. Кроме того, в материнском молоке содержится цинк, необходимый для роста клеток нейроглии. Грудное молоко содержит также и специальные антитела, которые поступают в кишечник и дыхательные пути ребенка и защищают его от инфекций. Молоко мамы оберегает ребенка и от ушных инфекций, экземы и других видов аллергии, обеспечивая, кроме того, необходимое количество кальция и фосфора для быстрого роста костей. Фактически единственный компонент, отсутствующий в грудном молоке, — это витамин D. Поэтому многие педиатры рекомендуют его дополнительно давать ребенку. Вместо грудного молока могут использоваться хорошо сбалансированные молочные смеси для детского питания — но их состав должен как можно точнее соответствовать составу материнского молока.

Все это звучит как элементарные истины, но многие матери не способны разобраться со своим питанием без посторонней помощи. Около 10% матерей, даже в развитых странах, могут быть отнесены к группе «высокой степени риска».

Например, сотрудники Школы медицины при Университете Отаго в Новой Зеландии, провели исследование женщин с детьми, обращавшихся в родильный дом в Данедине в течение последних 10 лет. До рождения ребенка сотрудники роддома задавали матерям несколько простых вопросов относительно возраста, семейного положения, места работы и адреса проживания в течение последнего года. Результаты почти не менялись от года к году: около 78% матерей могли справиться с возникающими проблемами самостоятельно, но оставшимся 22% требовалась та или иная помощь. Девять процентов детей принадлежали к группе с высокой степенью риска. Они могли бы серьезно пострадать из-за неправильного ухода, если бы не своевременная помощь, оказанная их матерям.

Определить факторы риска совсем несложно: в первую очередь, это молодые одинокие матери, часто переезжающие с места на место. Работы нет. Развод родителей. Жизнь в детских домах. Возможно, употребление наркотиков. В детстве такие матери часто испытывали насилие со стороны родителей.

К несчастью, подобная ситуация существует во многих странах. В Соединенных Штатах 22 млн детей младше шести лет. Из них пять миллионов живут в бедности, а около 2,5 млн — чуть-чуть выше черты бедности. Попробуйте догадаться, у кого возникнут сложности с обучением в следующем столетии, если эти несчастные не избавятся от нищеты?

Именно поэтому мы рассматриваем программы обучения родителей и заботу о здоровье ребенка в первые годы его жизни как наиболее важные составляющие любой системы образования.

Результаты многих исследований подтверждают важную связь между питанием и другими видами деятельности, которые способствуют развитию мозга.

В идеальном случае, развитие мозга в раннем возрасте происходит последовательно. Ребенок учится видеть раньше, чем говорить. Он учится ползать раньше, чем ходить. Ходить — раньше, чем бегать. Учится распознавать простые объекты раньше, чем размышлять логически. Если младенец пропустит одну из этих стадий — например, научится ходить, не попробовав ползать, — у него могут возникнуть проблемы в процессе обучения. Используя компьютерную терминологию, причина этого в том, что предыдущая деятельность создает «электрическую схему», или «аппаратное обеспечение» мозга. Когда «железо» в идеальном порядке, на компьютере запускается любое программное обеспечение: например, изучение иностранного языка или нового предмета. Но если какая-то часть «электрической схемы» отсутствует, у мозга могут возникнуть проблемы с запуском отдельных программ.

«Расписание» раннего развития ребенка частично зависит от последовательности наращивания миелинового слоя. Тонкое спиральное покрытие вокруг аксонов существует уже к моменту рождения ребенка, но полная изоляция всех нервных соединений в мозге и других органах возникает позже и постепенно, шаг за шагом. Начинается ее формирование с верхней части тела, а потом распространяется вниз. Именно поэтому ребенок может издавать звуки до того, как научится ходить — чтобы покрыть миелином длинные аксоны, передающие сообщения к икроножным мышцам и пальцам ног, требуется гораздо больше времени, чем для аксонов, идущих к языку и гортани.

Внутри мозга миелиновый слой начинает формироваться от затылка ко лбу. Поэтому мы учимся видеть раньше, чем говорить и рассуждать: зрительный нервный центр находится в затылочной части мозга, речевой — ближе к передней части, а центр, отвечающий за логические рассуждения — в передней части мозга. Процесс образования миелиновой оболочки завершается в центральной части мозга — некоторые ученые называют ее «ассоциативной корой». Эту часть мозга мы используем для сортировки поступающей информации и объединения ее с данными, которые уже хранятся в нашем мозге.

Когда аксоны полностью покрыты миелиновым слоем, они получают возможность передавать сообщения по всему телу в 12 раз быстрее, чем до того. Фактически, скорость передачи информации в различные органы может меняться от одной мили в час до 150 миль.

Как и сам плод, мозг ребенка развивается скачкообразно. Сроки этих «вспышек» могут играть огромную роль.

Например, закройте один глаз двухлетнему ребенку всего лишь на неделю, и вы почти наверняка нанесете вред его зрению. Это происходит из-за того, что в развивающемся мозгу формируются в это время основные зрительные соединения от глаз к зрительному центру в задней части мозга. Два отдельных соединения борются за доминирование. Если вы закроете один глаз на какое-то время, то второй глаз получит преимущество в построении этого пути. Если вы закроете один глаз на неделю, когда вам уже 20 лет, это не будет иметь никакого значения, потому что к этому моменту все основные соединения уже завершены.

По словам Роберта Орнштейна, профессора биологии из Стэнфорд-ского университета, «критический период, в течение которого оба глаза создают зоны преобладания, составляет для человека около шести лет, для обезьян — шесть месяцев, для кошек — вероятно, около трех месяцев. Это очень чувствительный период. Если котенку закрыть один глаз всего на один день, этот глаз будет плохо видеть, когда котенок вырастет.

Существует очень важный практический вывод из этих базовых принципов работы зрительного отдела мозга. Никогда не закрывайте один глаз ребенка на продолжительное время. Лучше, чтобы одновременно были закрыты оба глаза: в конце концов, изрядную часть времени дети спят».

То же самое происходит со слухом. Внутреннее ухо человека не больше мелкого ореха, но оно содержит столько же соединений, сколько телефонная система большинства городов. Кроме того, в ухе есть крошечная, но очень важная деталь, называемая улиткой. Она выглядит, как раковина улитки, а действует, как клавиатура пианино. Однако у пианино только 88 клавиш, в то время как улитка содержит 20 000 чувствительных клеток, похожих на волоски, которые воспринимают звуковые импульсы и передают их мозгу.

Весь сложный механизм слуха, очевидно, жизненно необходим для изучения языка. Как и в случае зрения, основные языковые соединения закладываются в течение первых лет жизни. Например, англоязычные диалекты содержат от 40 до 44 звуков, а все основные европейские языки — примерно 70. Научившись хорошо различать эти звуки в течение важнейших первых лет жизни, а также произносить и использовать их, вы сможете обрести хорошее произношение гораздо легче, чем при изучении иностранных языков во взрослом возрасте.

Большинство здоровых детей — в благоприятных условиях и в течение первых четырех лет своей жизни — выучивают, как минимум, 2000 основных слов родного языка. Но если они плохо слышат, им сложнее учиться говорить. А если они плохо слышат и (или) плохо говорят, им будет трудно учиться. Например, несколько исследований, проведенных в Новой Зеландии, показали, что около 20% детей дошкольного возраста имеют проблемы с одним ухом, а 10% — серьезные проблемы с обоими ушами.

В этом еще одна причина того, что эффективные программы развития детей в раннем детстве уделяют внимание не только питанию и обучению родителей, но и включают регулярные проверки зрения и слуха.

Можно сказать, что мы действительно есть то, что мы едим — и то, что ели наши матери. Кроме того, на нас в значительной степени влияют наши мысли и действия. Подобно тому, как правильное питание и физические упражнения обеспечивают питанием «нервные соединения» юного мозга и растущие дендритные ветви, правильные действия, заставляющие работать все пять органов чувств, стимулируют рост большего числа дендритных соединений. Все дальнейшее обучение будет зависеть именно от этих соединений, а также от того, какое питание получал мозг во время их формирования.

Все лучшие образовательные программы в мире сочетают элементы, которые стимулируют как физическое, так и умственное развитие ребенка — ибо между ними в действительности нет принципиального различия.

Личность человека, его способности, определяются тем, что он ест, думает и делает. После тщательной заботы о ребенке в течение девяти месяцев до его рождения, лучшие образовательные программы концентрируются на наиболее важных годах его жизни — с рождения и до десяти лет.

Глава 7

САМЫЕ ВАЖНЫЕ ГОДЫ

Как развивать интеллект ребенка
от рождения до восьми лет

Во всех странах приоритеты образования перевернуты с ног на голову.

Исследователи однозначно доказали, что около 50% наших способностей к обучению развиваются в течение первых четырех лет жизни, а еще 30% — до восьми лет.

Это не означает, что к четырем годам вы приобретаете 50% своих знаний, или 50% мудрости, или 50% интеллекта. Это просто означает, что в течение первых лет жизни в мозге формируются основные структуры, необходимые для обучения. Все остальное, что человек узнает в своей дальнейшей жизни, будет строиться на этом фундаменте. Кроме того, в эти первые годы ребенок осваивает фантастический объем информации. Весь дальнейший процесс обучения будет строиться вокруг этого ядра.

Но почти все страны тратят значительно меньше 10% всех средств, отпускаемых на образование, на обучение в течение этих столь ответственных лет, когда у человека развивается 50% всех его способностей.

По словам британского психолога Тони Бьюзена, «к моменту рождения ребенок уже обладает феноменальными способностями. Он выучит язык всего за два года, причем гораздо быстрее и лучше, чем любой доктор наук. И в совершенстве овладеет им к трем-четырем годам».

Каждый ребенок, утверждает Бьюзен, если только у него нет серьезной мозговой травмы, является потенциальным гением. Он демонстрирует это раннее врожденное стремление учиться на таком примере: «Представь, что я — трехмесячный ребенок, — говорит он с улыбкой. — Ты дал мне белый лист бумаги. Ты знаешь, что его надолго не хватит. Как я поступлю — Так? (Он изображает, как младенец без особого интереса смотрит на бумагу, а потом отворачивается прочь.) — Или так? (Теперь он показывает, как ребенок пытается порвать бумагу, мнет ее, шуршит ею и даже запихивает в рот.) — Очевидно, что ребенок поведет себя именно таким образом. И в этом он похож на любого выдающегося ученого, например, на Исаака Ньютона. Как он размышляет? "Какой музыкальный инструмент я могу из этого сделать?" (Трясет лист бумаги.) "Какова его социологическая и экономическая ценность?" (Засовывает его в рот.) "Кто-нибудь хочет попробовать?" (Предлагает взять его окружающим.) "Какова механическая, разрывная прочность материала?" (растягивает его). "Что покажет химическое исследование?" (Жует лист.) "Опять музыкальный инструмент?" — и так далее, эксперимент за экспериментом. Ребенок использует свой мозг полностью. Логика? Да. Анализ? Да. Ритм? Да. Все вместе? Да!»

Ученые разными способами исследовали эти способности младенцев. В 1964 г. Бенджамин Блум, профессор педагогики Чикагского университета, опубликовал обзор основных результатов своих исследований. Блум изучал пять основных параметров человека от рождения до 17 — 18 лет: рост, общие способности к обучению, достижения в школе, агрессивность у мальчиков и чувство зависимости у девочек.

По его данным, в подавляющем большинстве случаев развитие идет семимильными шагами в течение первых нескольких лет жизни, а затем замедляется. Как правило, к пяти годам показатели достигают 50% величины: к трем годам мальчики вырастают до 54% своего максимального роста, между тремя и двенадцатью годами они вырастают еще на 32%, и к 18 годам — на оставшиеся 14%.

Кроме того, он пришел к заключению, что как девочки, так и мальчики около 50% интеллекта, имеющегося у них к 17 годам (согласно тестам), получают от момента зачатия до четырехлетнего возраста, еще около 30% — между четырьмя и восемью годами, и оставшиеся 20% — от восьми до 17 лет. Даже те исследователи, которые ставят под вопрос обоснованность стандартных интеллектуальных тестов, вероятно, согласятся с этими результатами, — если только «интеллект» заменить на «способность к обучению».

Кроме того, Блум анализировал словарный запас, понимание прочитанного и общую успеваемость в школе от рождения до 18 лет. В результате он пришел к выводу, что ребенок получает около 33% академических навыков, имеющихся у него к 18 годам, до шести лет; еще около 42% — от шести до 13 лет, и оставшиеся 25% — между 13 и 18 годами.

Тем не менее, с тех пор, как Блум провел свои исследования, другие ученые показали существование некоторого различия между мозгом мужчины и женщины, проявляющееся уже в раннем возрасте.

Например, у девочек отдел мозга, называемый мозолистым телом, в среднем толще, чем у мальчиков. Это помогает большинству девочек осваивать чтение раньше, чем мальчикам. Как правило, они и раньше начинают говорить, и быстрее учат языки. В то же время, у мужчин, судя по всему, лучше развито умение различать предметы на большом расстоянии и ориентироваться в пространстве, что дает им преимущества в определенных видах спорта.

После опубликования результатов Блума, на Южном острове Новой Зеландии (South Island) были проведены два исследования, отличавшиеся особой тщательностью и скрупулезностью. Первое из них — в Медицинской школе при университете Отаго в Дунедине, в городе с населением около 100 000 человек. В 1972 г. этом городе родился 1661 младенец. Их развитие регулярно проверялось. Более 1000 из них до сих пор находятся под наблюдением.

Руководитель исследования доктор Фил Силва утверждает, что проведенное исследование ярко выявило особую важность первых нескольких лет жизни ребенка. «Это не означает, что остальные годы не важны, но наши результаты показали, что дети, которые медленно развивались в течение первых трех лет жизни, вероятнее всего, будут испытывать проблемы как в детстве, так и во взрослом возрасте».

По его словам, очень важно распознавать любые специфические проблемы, возникающие у ребенка в течение первых трех лет жизни, — например, дефекты слуха и зрения, «потому что, если мы не поможем ребенку на ранней стадии заболевания, он, вероятнее всего, будет испытывать сложности в течение длительного времени, а возможно, и в течение всей своей жизни».

В другом исследовании изучалось развитие 1206 младенцев, появившихся на свет в городе Крайстчерч в 1977 г. Его основной результат таков: от 15 до 20% детей отставали в развитии из-за того, что в раннем возрасте родители не следили должным образом за состоянием их здоровья, кроме того, им не хватало развивающего опыта.

Бьюзен соглашается с этим. «Следите за тем, чтобы ребенок с самого раннего возраста занимался физическими упражнениями столько, сколько ему захочется, и чтобы его тело было настолько свободным, насколько это возможно: руки свободны, ноги свободны, можно много ползать, куда угодно карабкаться. Позвольте ему совершать ошибки, чтобы он учился на них, учился на своем собственном опыте».

Существует шесть основных «путей» в мозг: пять — через пять органов чувств (зрение, слух, осязание, вкус и обоняние), а шестой путь связан с опытом физических действий. Дети, очевидно, учатся посредством всех чувств. Каждый день для них наполнен постижением мира. Они любят экспериментировать, творить, выяснять, как что работает. Любой вызов должен быть принят, поведение взрослых — скопировано.

Важнее всего то, что ребенок учится на практическом опыте. Он учится ползать, ползая. Учится ходить в процессе ходьбы. Говорить, разговаривая. И каждый раз, когда он так делает, он либо создает новые соединения в мозге, если это новые для него ощущения, либо достраивает и расширяет существующие соединительные пути, если он уже когда-то испытывал подобное.

Дети — лучшие учителя для самих себя, а родители — их лучшие первые преподаватели. А наши дома, пляжи, леса, игровые площадки, другие столь же замечательные места и весь мир в целом — наши главные образовательные пособия, надо только помогать ребенку исследовать их в безопасной обстановке.

Исследователи подчеркивают необходимость позитивной поддержки. По словам британского первопроходца ускоренного обучения Колин Роуз, «сколько бы вам ни было лет, если вы будете думать, что плохо учитесь, вы действительно будете плохо учиться». Но основной вопрос заключается в том, как этот стереотип возникает в нашем мозге. Исследования американских ученых показали, что большинство детей, начиная с самого раннего возраста, получают как минимум шесть негативных отзывов на один позитивный. Основу данной проблемы закладывают отзывы типа «Не делай так» или «Ты не слишком хорошо это сделал».

Кроме того, исследования без тени сомнения продемонстрировали важность воспитания детей в «обогащенной среде».

Ученые из Беркли, штат Калифорния, в течение многих лет ставили эксперименты на крысах и сравнивали рост мозга крыс и ростом мозга человека. По словам профессора Мэриан Даймонд, «все очень просто: во время нашего эксперимента мы обнаружили, что все нервные клетки в ключевых внешних слоях мозга уже присутствуют к моменту рождения. После рождения начинают расти и развиваться соединительные дендриты. В течение первого месяца жизни их рост крайне интенсивен. Затем он начинает идти на убыль.

Если мы поместим крыс в "обогащенную" окружающую среду, мы сможем удержать рост дендритов на высоком уровне. Если же поместить их в "обедненную" среду, их рост замедлится гораздо раньше.

В "обогащенных" клетках крысы жили вместе и могли играть с игрушками. В их клетках были установлены лестницы, колеса и другие предметы для игр. Они могли везде лазить, изучать игрушки и экспериментировать с ними. Затем мы сравнили их с крысами, находившимися в "обедненных" условиях: по одной крысе в клетке, без игрушек и без общения. Результат оказался очевиден: мы обнаружили, что клетки мозга крысы в обогащенных условиях среды росли, а, кроме того, значительно увеличивалось количество дендритов. В "обедненных" условиях наблюдалось обратное».

В конце эксперимента крысы проходили «тест на интеллект»: их помещали в лабиринт и они должны были найти пищу на другом его конце. Крысы, находившиеся в «обогащенных» условиях, выполняли эту задачу с легкостью. Остальные — нет.

Конечно, ученые не могут вскрыть мозг человека, чтобы проверить влияние ранней стимуляции на его развитие. Однако они могут провести тест при помощи радиоактивной глюкозы. По словам Даймонд, «эти тесты показывают, что на протяжении первых двух лет жизни важнейший процесс поглощения глюкозы происходит очень быстро — при условии, что ребенок хорошо питается и получает достаточную стимуляцию. Этот процесс идет активно до пяти лет. С пяти до десяти лет он продолжается, но очень медленно. Примерно к десяти годам рост мозга достигает своего пика, — хотя, к счастью, человеческий мозг может продолжать выращивать дендриты до конца жизни, если его стимулировать. Все очень просто: клетки мозга человека, как и крысы, устроены так, чтобы получать стимуляцию — и расти в зависимости от ее интенсивности».

Это не означает, что надо превратить дом, где живет младенец, в подобие школьного класса. Наоборот: в действительности, дети учатся в процессе игр и свободного исследования окружающего мира. И именно традиционный формальный класс, а не домашняя обстановка, требует изменений.

Как говорят Жан Марцолло и Дженис Ллойд в своей потрясающей книге «Обучение через игру» (Jean Marzollo, Janice Lloyd, Learning Through Play): «В прошлом мы думали, что игра и обучение — противоположные вещи. Сейчас мы изучили этот вопрос лучше. Эксперты-педагоги и специалисты по раннему развитию выяснили, что игра является обучением, и даже более того: игра является наиболее эффективным методом обучения».

Ключ к успеху: превратите игры в обучение и сделайте так, чтобы почти любое обучение приносило удовольствие.

Фактически, те виды деятельности, которые хорошие родители считают само собой разумеющимися, представляют собой лучшие типы раннего обучения. Мы не имеем в виду «академические» занятия. Ученые доказали, например, что регулярное укачивание ребенка может значительно способствовать росту головного мозга. Укачивание стимулирует вестибулярный апгарат. Эта нервная система расположена в стволе головного мозга и очень тесно связана с мозжечком и внутренним ухом ребенка, которое также играет важную роль в развитии координации движений и равновесия. По словам ученых, эта часть мозга одной из первых начинает функционировать еще во время внутриутробного развития ребенка — всего через 16 недель после зачатия.

Как говорит доктор медицины Ричард М. Рестак, автор книг «Мозг: Последний рубеж» и «Мозг младенца» (Richard M. Restak, The Brain: The Last Frontier; The Infant Mind), «именно эта ранняя зрелость делает вестибулярную систему такой важной для раннего развития мозга. В то время, когда плод окружен околоплодной жидкостью, он получает свои самые ранние ощущения благодаря работе вестибулярного аппарата. В последние годы были накоплены свидетельства того, что вестибулярный аппарат чрезвычайно важен для нормального развития мозга. Младенцы, вестибулярный аппарат которых периодически стимулируют посредством укачивания, быстрее набирают вес, раньше развивают зрение и слух, и демонстрируют отчетливые циклы сна в более раннем возрасте».

Д-р Руфь Раис из Техаса показала в своих экспериментах, что даже 15 минут укачивания, растирания, перекатывания или поглаживания недоношенного ребенка четыре раза в день значительно помогут ему в развитии координации движений и, следовательно, способности к обучению*.

А д-р Лайел Палмер, профессор Государственного университета Вай-ноны, штат Миннесота, провел большое исследование детей детсадовского возраста*, с целью показать особую важность для пятилетних детей таких простых методов стимуляции. Каждый день дети посещали спортивный зал. Там они выполняли простые упражнения: кружились, прыгали через скакалку, удерживали равновесие, кувыркались, перекатывались и ходили по бревну. На игровой площадке они ползали по гимнастическим снарядам типа «джунгли», а, кроме того, им не возбранялось карабкаться, кататься на коньках, выполнять кувырки и сальто. В классе они играли во множество игр, разработанных для стимуляции зрения, слуха и осязания. Все эти действия должны были усложняться в течение года и, таким образом, во все большей степени стимулировать развитие мозга.

* В США дети начинают посещать детский сад с пяти лет, а в некоторых странах Британского содружества — с трех-четырех.

В конце каждого года дети проходили «тест на готовность» под названием «Метрополитен» (Metropolitan Readiness Test), чтобы определить, достигли ли они необходимого уровня развития для поступления в первый класс. Почти все они вошли в 10% детей, показавших лучшие результаты в штате, а большинство — в 5%. При этом почти все дети были из рабочих семей.

Палмер, бывший президент Общества ускоренного обучения и преподавания, подчеркивает, что дети не просто гуляют, бегают и прыгают — т. е. занимаются обычной двигательной деятельностью. По его словам, «действия по стимуляции, рекомендуемые нами, специально разработаны для того, чтобы активизировать те области мозга, которые, как мы знаем, будут способствовать развитию зрения, осязания и слуха — а также способности детей усваивать знания».

Например, многие родители, судя по всему, инстинктивно знают, что их детям нравится, когда их крепко держат за руки и кружат наподобие винта вертолета. Исследование Палмера в средней школе «Новое видение» в Миннеаполисе (New Vision School, Minneapolis) показало, что такие упражнения приводят к росту мозга. И чем интенсивнее упражнения, тем активнее будет рост мозга в областях, восприимчивых к дальнейшему обучению.

Общий результат - значительный рост навыков и уверенности в себе, повышение внимания, быстрая реакция и способность принимать участие в постоянно усложняющейся учебной деятельности.

Палмер обращает особое внимание на то, что описанные им упражнения не относятся к тем, которые многие школы назвали бы «академическими». Но посещение любого такого класса показывает, что способность к истинному обучению в детях буквально расцветает. Для обучения чтению в раннем возрасте используются игры с карточками. Начала математики постигаются через игру в домино и большие карты с точками вместо цифр. Для развития навыков, которые впоследствии потребуются для обучения письму, дети тоже играют в различные игры.

Помогает ли это «академическому развитию»? Еще бы! В другом исследовании, в котором участвовали дети из группы риска, не достигшие больших успехов в школе, методы Палмера привели к заметному повышению способности к чтению. Дети из экспериментальной группы читали от трех до десяти раз быстрее, чем в контрольной группе.

Два шведских специалиста по стимуляции вестибулярного аппарата Мэтс и Ирен Никлассон достигли выдающихся результатов, используя методику, схожую с методикой Палмера. В своей организации «Вистабулярис» (Vistabularis) они показали, что медленное вращение и медленное движение идеальны для многих детей, в особенности для тех, кому поставлен диагноз «серьезные проблемы в развитии». «Большинство проблем в обучении, — говорит Мэтс Никлассон, — как я выяснил, связано с неумением держать равновесие и неврологическими нарушениями». Ник-лассоны как бы «прокладывают новые соединения в мозге» с помощью вращения и других моторных видов деятельности.

Они также считают, что эффективное обучение начинается с самого момента рождения. И вновь основные принципы очень просты:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...