Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные теоретические положения.




 

ЛЕНТОПРОТЯЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ.

Общие сведения. Лентопротяжный механизм магнитофона предназначен для перемещения магнитной ленты по рабочей поверхности магнитных головок с заданной номинальной скоро­стью. Кроме того, конструкция механизма должна обеспечивать удобства эксплуатации, быстрый пуск, ускоренную перемотку магнитной ленты в обоих направлениях, а также быструю остановку ее после записи, воспроизведения и перемотки.

Лентопротяжный механизм является источником ряда искаже­ний, которые вносятся в фонограмму в процессе ее записи и воспроизведения. В основном эти искажения обусловлены измене­нием скорости движения магнитной ленты и непостоянством контакта ленты с магнитными головками. Медленное изменение скорости движения ленты приводит к изменению тональности звука при воспроизведении, а быстрое изменение скорости при записи и воспроизведении — к возникновению паразитной частотной и амплитудной модуляции. Амплитудная модуляция характеризуется появлением частотных и гармонических искажений. Непостоянство контакта магнитной ленты с головками ухудшает качество записи и воспроизведения высших частот. Следует отметить, что эти искажения невозможно компенсировать в усилительных каскадах магнитофона. Поэтому лентопротяжный механизм является одним из самых ответственных узлов магнитофона, и к нему предъяв­ляются жесткие требования.

При записи и воспроизведении механизм должен перемещать ленту по рабочей поверхности магнитных головок с постоянной заданной скоростью. Несоблюдение этого требования приводит к тому, что запись, выполненная на одном магнитофоне, прослуши­вается на другом в искаженном виде. Кроме того, к отклонениям скорости движения ленты относятся также периодические колеба­ния мгновенной скорости. Они вызывают искажения звука, получившие название детонации. Колебания скорости около номинального значения не должны превышать пределы, указанные для магнитофонов данной группы сложности.

Во время перемещения ленты в процессе записи и воспроизведе­ния фонограммы должно обеспечиваться плотное прилегание ее к рабочим поверхностям магнитных головок, а натяжение — быть по возможности постоянным и не зависящим от количества ленты на подающей или приемной катушке. Неравномерность натяжения лен­ты вызывает изменение средней скорости ее движения, давления ленты на головки, а также изменение плотности и качества намотки рулона на приемную катушку. Однако чрезмерное натяжение ленты (более 1,5—2,0 Н) приводит к тому, что край ленты при взаимодей­ствии с устройствами, направляющими ее в поперечном направле­нии, начинает пластически деформироваться. Поэтому в бытовых магнитофонах применяют меньшие натяжения (примерно 0,2— 0,1 Н), а для обеспечения надежного контакта с магнитными голо­вками используют лентоприжимы.

Перемещение ленты ограничивается и по высоте. Это нужно для того: чтобы она протягивалась над зазорами магнитных головок у всех магнитофонов на одинаковой высоте; для получения ровного рулона ленты при намотке ее на катушку; для исключения изменения уровня сигнала при записи, воспроизведении и нало­жении дорожки на дорожку в случае многодорожечной записи. Чтобы ограничить перемещение ленты по высоте, применяют направляющие стойки, которые устанавливаются возле магнитных головок и у прижимного ролика.

Высокие требования предъявляются к точности изготовления ведущего вала, правильности установки прижимного ролика и магнитных головок. Рабочие зазоры магнитных головок должны быть расположены строго перпендикулярно к направлению движе­ния ленты. Перекос приводит к ухудшению воспроизведения высших звуковых частот.

Лентопротяжный механизм должен обеспечивать ускоренную перемотку ленты в прямом и обратном направлениях с отводом ее от магнитных головок. Ускоренная перемотка является вспомо­гательной, но очень важной функцией лентопротяжного механизма. Один и тот же рулон ленты в процессе записи и воспроизведения подвергается неоднократным ускоренным перемоткам. При этом требуется, чтобы время перемотки было минимальным. Для различных групп сложности магнитофонов оно определено стан­дартом и в среднем составляет 3—4 минуты для лент толщиной 34 мкм. В кассетных магнитофонах время перемотки ленты в кассете типа МК-60 не превышает 1,5 минуты. При перемотке подающая катушка должна подтормаживаться, чтобы наматывае­мый рулон на приемной катушке был достаточно плотным и ровным. Во избежание износа магнитных головок тракт перемотки ленты содержит устройство, отводящее ленту от головок при ускоренных перемотках.

Лентопротяжный механизм должен обеспечивать быструю оста­новку движения ленты, как в рабочем режиме, так и в режиме ускоренной перемотки. Для выполнения этого требования в механизме предусмотрены тормозные устройства. При торможении механизма лента должна останавливаться без образования петли. При выключении магнитофона торможение подающих и приемных узлов исключает провисание и спадание ленты с катушек.

В магнитофонах, имеющих несколько скоростей движения магнитной ленты, применяются переключатели скорости. Измене­ние скорости движения ленты осуществляется при помощи промежуточного обрезиненного ролика или эластичного резинового пассика. В первом случае вращение оси электродвигателя переда­ется маховику ведущего вала через ролик переключения скоростей. На оси электродвигателя имеется насадка со ступенями двух-трех разных диаметров, С этой насадкой и входит в сцепление ролик при переключении скоростей. Во втором случае изменение скорости движения ленты производится перебрасыванием пассика, соединя­ющего ось электродвигателя с маховиком ведущего вала, с одной ступени насадки на другую.

Для удобства эксплуатации лентопротяжные механизмы магни­тофонов высшей группы сложности, кроме перечисленных требо­ваний, должны обеспечивать: автоматическую остановку движения ленты в конце рулона или при обрыве ее (так называемый «Автостоп»); кратковременную остановку ленты в режиме «Временный стоп»; двусторонний рабочий ход ленты, при котором запись и воспроизведение ведутся при любом направлении ее движения; отсчет количества ленты, позволяющий находить участок с нужной записью; возможность работы магнитофона, как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. Следует также отметить, что лентопротяжный механизм должен обеспечивать в рабочих режимах и при ускоренных перемотках ленты минималь­ный уровень акустических шумов и вибраций.

Находящиеся в настоящее время в эксплуатации лентопротяж­ные механизмы катушечных и кассетных магнитофонов отличаются значительным конструктивным разнообразием. Однако, в составе любого лентопротяжного механизма имеются следующие узлы: узел ведущего вала, обеспечивающий движение магнитной ленты с постоянной скоростью при записи и воспроизведении; приемные (подматывающие) и подающие (перематывающие) узлы, предназ­наченные для подмотки и подтормаживания магнитной ленты на приемной и передающей катушках в процессе записи и воспроиз­ведения, а также для ускоренной перемотки ленты. Эти узлы приводятся в движение электродвигателем. В лентопротяжных механизмах используются для данной цели один, два или три электродвигателя.

Трехдвигательные лентопротяжные механизмы позволяют более простым способом выполнить вышеуказанные требования, так как функции протягивания, намотки, натяжения ленты и торможения выполняются отдельными электродвигателями. Отсут­ствие узлов и деталей для передачи вращения упрощает конст­рукцию лентопротяжного механизма и повышает надежность работы магнитофона. Основным их недостатком является необхо­димость применения трех электродвигателей, что соответственно увеличивает габариты, массу и стоимость.

Наибольшее распространение в бытовых магнитофонах получили лентопротяжные механизмы с одним электродвигателем. Они меньше по массе, размерам и дешевле других. Однако в таких конструкциях взаимовлияние отдельных узлов при работе меха­низма оказывается большим. Объясняется это тем, что электро­двигатель используется как для равномерного протягивания ленты, так и для ее подмотки и перемотки. При этом неизбежно возникают механические помехи, которые сказываются на стабильность движения ленты. Неравномерность ее движения вызывается пассиками, фрикционными и другими вращающимися деталями. Поэтому к точности изготовления деталей и узлов однодвигательных лентопротяжных механизмов, их сборке и регулировке предъявляются высокие требования. Надежность работы однодвигательных лентопротяжных механизмов, в общем, ниже, чем трехдвигательных.

Двухдвигательные лентопротяжные механизмы не имеют больших преимуществ перед механизмами с одним или тремя электродвигателями. Один двигатель используется, как ведущий, а другой — как перематывающий, который является общим для правой и левой катушек. Однако полностью разделить функции протягивания, намотки и натяжения ленты у них не удается. Для передачи момента вращения и управления отдельными узлами используются пассики, фрикционные передачи, рычаги и т. д. Применение второго электродвигателя облегчает лишь режим работы ведущего электродвигателя, и он может иметь на валу меньшую мощность. Таким образом, конструкция двухдвигательного лентопротяжного механизма получается такой же сложной, как и однодвигательного, а по качеству работы она уступает трехдвигательным механизмам.

КОНСТРУКЦИИ ЛПМ.

 

По конструкции ЛПМ бывают компланарными, коаксиальными и коль­цевыми. В бытовых магнитофонах применяют ЛПМ компланарного типа, элементы которого расположены в одной плоскости.

Различают две кинематические схемы компланарных ЛПМ: типа «от­крытой петли» и типа «закрытой петли». Кинематическая схема компла­нарного механизма типа «открытой петли» показана на рис. 1.

При работе в режимах записи и воспроизведения лента с подающего узла 1 сматывается и принимается приемным узлом 2. Перемешает ленту электродвигатель 6, к валу которого лента прижимается обрезиненным роликом 5. Чтобы лента не перемещалась по вертикали, применяют на­правляющие ролики или стойки 3, 4. Магнитные головки располагаются между направляющими стойками в следующем порядке по ходу движе­ния ленты: стирающая 7, записывающая 8 и воспроизводящая 9,

У механизма типа «открытой петли» имеется серьезный недостаток — нестабильность вращения подающего и приемного узлов сказывается на равномерности движения ленты. От этого недостатка свободен механизм типа «закрытой петли» (рис. 2).

В этой конструкции, как и в предыдущей, имеются подающий и приемный 2 узлы. Лента прижимается к ведущему валу 3 прижимными роликами 4,5 с двух сторон. Между этими роликами лента образует петлю, охватывающую инерционный ролик 6.. Стабильность скорости записи и воспроизведения зависит от стабильности движения ленты внутри петли, где расположены головки 7, 8. При этом влияние приемного и подающего узлов на скорость ленты внутри петли ослабляется прижимными ро­ликами.

Лентопротяжные механизмы типа «закрытой петли», несмотря на оче­видное достоинство, распространение в бытовых магнитофонах не полу­чили по конструктивным соображениям.

Рис.1.Лентопротяжный механизм типа «открытая петля».

 

 

 

Рис. 2. Лентопротяжный механизм типа «закрытая петля».

 


 

Рис. 3. Кинематическая схема однодвигательного лентопротяжно­го механизма катушечного магни­тофона.

 

 

В режиме ускоренной перемотки вперед на двигатель приемного узла подается полное напряжение, и он осуществляет намотку ленты на прием­ный узел. На двигатель подающего узла прикладывается неполное на­пряжение, обеспечивая тем самым плотность намотки. В режиме пере­мотки назад полное напряжение подается на двигатель подающего узла и неполное - на двигатель приемного.

При ускоренной перемотке как вперед, так и назад ведущий двигатель отключается, а магнитные головки отводятся от ленты.

На рис. 3 показана кинематическая схема однодвигательного ЛПМ. Механизм приводится в движение электродвигателем 2. Вращение с помощью двух пассиков 5 и 6 передается на маховик 7 ведущего вала 8 и на правый подкатушечник 3. Натяжение пассиков производится натяжны­ми роликами 4 и 11. Прижим ленты к ведущему валу 5, на который насажан маховик 7, осуществляется прижимным обрезиненным роликом 9. Подматывается лента приемным узлом 3, а необходимое натяжение у маг­нитных головок обеспечивается подающим узлом. При ускоренной пере­мотке влево ведомый диск подающего узла через паразитный ролик при­жимается к обрезиненной насадке на валу электродвигателя и вращается в направлении, обратном указанному на рисунке. Приемный узел при этом обеспечивает натяжение ленты. При ускоренной перемотке вперед тяго­вое усилие создает приемный узел, а подающий — подтормаживает. Тор­можение ленты в момент остановки магнитофона производится специаль­ными тормозными устройствами на подающем и приемном узлах.

Лентопротяжные механизмы кассетных магнитофонов строятся также по компланарным схемам с одним, двумя и тремя электродвигателями. Наибольшее распространение получили ЛПМ кассетных магнитофонов с одним двигателем и одним или двумя пассиками.

 


 


Рис. 4Кинематическая схема одно – двигательного ЛПМ с 2-мя пассиками.

 

 

Рис. 5Кинематическая схема однодвигательного ЛПМ с 1 пассиком.

 

На рис. 4 приведена однодвигательная кинематическая схема ЛПМ с двумя пассиками. С помощью пассика 7 вращение вала электродвигате­ля 8 передается ведущему узлу 9. На приемный 6 и подающий 3 узлы вра­щение передается с маховика ведущего узла через второй пассик 4. При помощи обводного ролика 2 осуществляется изменение направления вращения подающего узла.

Рассматриваемая кинематическая схема изображена в положении «Стоп». При переводе ЛПМ. в положение «Рабочий ход» магнитные голов­ки 11 и 12 и обрезиненный прижимной ролик 10 входят в контакт с магнит­ной лентой 14. Постоянство скорости перемещения ленты обеспечивается системой ведущий вал 13 — прижимной ролик 10. Подмотка ленты на приемный узел осуществляется за счет использования в приемном узле фрикционной муфты, а требуемое натяжение ленты производится фрик­ционной муфтой подающего узла, ведущий шкив которого вращается в обратную сторону.

В режимах перемоток вперед и назад магнитные головки, и прижимной ролик отводятся от магнитной ленты, и с помощью одного из обрезиненных роликов 6 и 1 производится выключение фрикционной муфты приемного или подающего узлов. При остановке и переходе из одного режима рабо­ты в другой движение ленты тормозится фрикционными муфтами узлов. Применение двух пассиков упрощает конструкцию ЛПМ и позволяет обеспечить необходимую развязку ведущего узла с подающим и приемным.

Кинематическая схема однодвигательного ЛПМ с одним пассиком изображена на рис. 5. Вращение вала электродвигателя 7 с помощью пассика 5 передается маховику ведущего узла 8, шкиву фрикционной муфты приемного узла 4 и обводному ролику 3. Схема показана в режиме «Стоп». При включении рабочего хода головки 10, 11 и прижимной ролик 9 входят в контакт с магнитной лентой 12. Система ведущий вал 13 — при­жимной ролик 9 приводит в движение ленту с постоянной скоростью. Требуемое натяжение магнитной ленты на участке ведущий вал — прием­ный узел производится фрикционной муфтой приемного узла, а натяже­ние на участке ведущий вал — подающий узел 2 — при помощи специаль­ного тормоза. В режиме перемотки «Вперед» магнитные головки и при­жимной ролик отводятся от ленты, а обрезиненный ролик 6 производит выключение фрикционной муфты приемного узла. Натяжение ленты обес­печивается тормозом.

В режиме перемотки в обратном направлении обводной ролик 3, нахо­дящийся на подвижном рычаге, входит в зацепление со шкивом подающего узла, и вращение от ведущего узла передается на подающий. Требуемое натяжение ленты обеспечивается фрикционной муфтой приемного узла

В магнитофонах первой и высшей групп сложности применяют ЛПМ с тремя двигателями. Это позволяет обеспечить заданные параметры магнитофона и повысить надежность ЛПМ. Принцип работы трехдвигательного ЛПМ кассетного магнитофона аналогичен принципу работы та­кого же ЛПМ катушечного.

Двухдвигательные лентопротяжные механизмы находят применение в кассетных магнитофонах и заметных преимуществ перед одно - и трехдвигательными не имеют.

Как было сказано выше, основной задачей ЛПМ является перемеще­ние ленты с заданной скоростью. Однако действительная скорость не­сколько отличается от номинальной, что приводит к возникновению иска­жений, вносимых в фонограмму. При медленном изменении скорости происходит изменение тональности звука, при быстром возникает частотно-амплитудная модуляция и, как следствие, частотные и нелинейные иска­жения. Поэтому к лентопротяжным механизмам предъявляются жесткие требования (к стабильности скорости перемещения ленты около зазоров магнитных головок).

Основными параметрами, характеризующими ЛПМ, являются: сред­няя скорость ленты; отклонение средней скорости от номинальной; дрейф скорости; колебания скорости; коэффициент детонации.

Средняя скорость ленты — путь, проходимый лентой в единицу вре­мени. Значения средней скорости стандартизированы. В бытовых кату­шечных магнитофонах применяют в основном следующие скорости: 19,05; 9,53 и 4,76 см/с, в кассетных — 4,76 см/с и иногда 2,38 см/с.

Отклонение средней скорости от номинальной оценивается в процен­тах и зависит от точности изготовления деталей ЛПМ, задающих скорость движения ленты. Оно приводит к тому, что при записи и воспроизведении на разных аппаратах время воспроизведения отличается от времени запи­си, а также искажается тембр звуковых сигналов. Допустимое отклоне­ние средней скорости от номинальной не должно превышать долей процента.

Дрейф скорости — случайное изменение средней скорости, оценивае­мое в процентах от номинального значения. Допустимое значение дрейфа скорости в зависимости от группы сложности магнитофона лежит в пределах 0,5...3 %. Дрейф скорости вызывают: проскальзывание ленты; изме­нение питания электродвигателей; нестабильность частоты питающей сети; «вытягивание» ленты и т. д.

Колебания скорости — отклонение скорости от среднего значения. Возникают из-за не идеальности изготовления вращающихся элементов лентопротяжного механизма, наличия у них эксцентриситетов и эллиптич­ности. Эти колебания имеют периодический характер, частота их совпа­дает или кратна частоте вращения элементов лентопротяжного ме­ханизма.

Другим источником колебаний скорости являются продольные коле­бания ленты, вызванные случайным изменением коэффициента трения ленты о головки и неподвижные направляющие втулки. Такие изменения связаны с наличием шероховатости у рабочих поверхностей лент, головок и неподвижных частей лентопротяжного механизма, по которым переме­щается лента. Частота этих колебаний, часто называемых струнным эффектом, зависит от материала основы и длины колеблющегося отрезка ленты.

При звукозаписи колебания скорости приводят к изменениям высоты тона, называемым детонацией. Оценивается детонация коэффициентом детонации.

Коэффициент детонации рассчитывается в процентах как отношение амплитуды колебания скорости движения ленты к номинальному значе­нию. Для бытовых магнитофонов коэффициент детонации должен быть не более ± (0.04...0,7) %. На слух детонация воспринимается как искажение звука. Детонация с частотой 2... 10 Гц воспринимается как периодическое изменение высоты тона. Такое явление называют «плаванием» звука. Колебания скорости с частотой 10...25 Гц воспринимаются как дрожание звука, а выше 25 Гц — как хриплость.

 

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...