Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первая научная революция. Гелиоцентрическая система мира (16 век).




Естествознание как наука.

Естествознание – совокупность наук о природе.

Название метода Характеристика
Эмпирические методы исследования
Наблюдение целенаправленное восприятие явлений объективной действительности
Эксперимент наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях
Описание фиксация средствами языка сведений об объектах,
Измерение сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам
Теоретические методы исследования
Анализ расчленение целостного предмета на составные части
Синтез соединение частей предмета в единое целое
Абстрагирование отвлечение от ряда несущественных свойств
Обобщение установление общих свойств и признаков объекта,
Индукция способ рассуждения от частного к общему,
Дедукция способ рассуждения от общего к частному
Аналогия поиск сходств по признакам
Классификация разделение изучаемых предметов на группы по признакам,
Моделирование Составление и исследование научных моделей

Наука – часть культуры, сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности (т.е. не зависящих от человека).

Цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов.

Концепция – определенный способ понимания, трактовка каких-либо явлений.

Парадигма - строго научная теория, господствующая в научном обществе в течение определенного исторического периода.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и место в нем человека.

Современная наука – сложная система отдельных научных дисциплин.

1. Фундаментальные (теоретические) науки – познание основных определяющих законов мира:

- математические науки,

- естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, география, биология, биохимия, антропология и др),

- социальные (или общественные) науки (история, экономика, демография, науки о государстве.).

- гуманитарные науки (психология, логика, филология, лингвистика и др.).

2. Прикладные (практические) науки - разработка способов применения полученных фундаментальной наукой знаний в интересах человека:

- программирование, радиоэлектроника, металлургия, оптика, сельскохозяйственные науки, медицина, атомная энергетика.

 

Структура естественнонаучного познания.

В структуре естественнонаучного познания выделяют 2 уровня познавательной деятельности: эмпирический и теоретический.

1.Эмпирический уровень - приемы, методы и формы познания, связанные с непосредственным отражением объекта, материально-чувственным взаимодействием с ним человека. Происходит накопление, фиксация, группировка и обобщение исходного материала для построения теории. На эмпирическом уровне познания складываются основные формы знания – научный факт и закон.

2.Теоретический уровень – формы, методы и способы организации познавательной деятельности, обеспечивающие создание и разработку научной теории (логическая система знаний о законах). Сюда относятся: научные абстракции, мысленные модели, научные идеи, гипотезы и теории.

Теория – высшая форма познания. Этапы становления научной теории:

- 1. - выдвижение научной идеи.

- 2. - формулирование гипотез

- 3. - эмпирическая проверка гипотез и их обоснование

- 4. - создание научной теории.

На основе определенной фундаментальной научной теории строится научная картина мира.

Научная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения основных естественнонаучных понятий, принципов, методов. В структуре научной картины мира можно выделить 2 компонента:

1) понятийный – философские категории и принципы (материя, движение, пространство, время), общенаучные понятия и законы (например, закон сохранения и превращения Е), а также фундаментальные понятия отдельных наук (поле, вещество, Вселенная, биологический вид, популяция и т.д.),

2) чувственно-образный – совокупность наглядных представлений об объектах и их свойствах (например, планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы и т.д.).

Современная естественнонаучная картина мира

Уровни организации материи Часть пространства Наука Вид эволюции
1. Вселенная Мегамир Космология Космическая
2. Галактика -» - Астрономия -» -
3.Звездные системы -» - -» - -» -
4. Планета -» - Геология Геологическая
5. Биосфера Макромир Экология Экологическая
6. Экосистема -» - Этология Биологическая
7. Популяция -» - -» - -» -
8. Вид -» - -» - -» -
9. Индивид -» - -» - -» -
10. Клетка -» - Цитология, генетика -» -
11. Молекула Микромир Биохимия Химическая
12. Атом -» - Физика Физическая
13. Элем.частица -» - -» - -» -
14. Кварк -» - -» - -» -

 

Предмет естествознание изучает:

- различные формы движения материи в природе,

- иерархия последовательных уровней организации материи и их взаимосвязи,

- основные формы бытия – пространство и время,

- общие и специфические закономерности явлений природы.

В истории естествознания выделяют эволюционные и революционные периоды развития. Революции в естествознании связаны с изменениями способов познания.

Научная революция - закономерный и периодически повторяющийся в истории науки процесс качественного перехода от одного способа познания к другому, отражающий более глубинные связи и отношения природы. Происходит резкое изменение системы методов, идеалов познания, критика старых и утверждение новых ценностей познания. К научным революциям в естествознании относят коперниканскую, ньютонианскую, дарвиновскую, революцию.

Научные революции в естествознании

Первая научная революция. Гелиоцентрическая система мира (16 век).

Первая научная революция была предопределена несколькими причинами. Во - первых - возникла необходимость усовершенствования несистематической Птолемеевской геоцентрической системы, где каждая планета рассматривалась сама по себе. Во – вторых, назрела необходимость реформы юлианского календаря (в 4 в.н.э. Никейским собором была закреплена календарная дата весеннего равноденствия – 21 марта при расчете праздника Пасхи, однако к 16 в. произошло отставание на 10 дней). Так же необходимо было составление для мореходной практики более точных звездных таблиц.

Среди научных деятелей того периода особенно большой вклад в мировую науку внесли несколько человек.

Николай Коперник (1473-1543) – великий польский астроном, автор труда «Об обращениях небесных сфер» создал новую единую гелиоцентрическую систему мира. Система Коперника проще и точнее системы Птолемея, на ее основе – реформа календаря – введение нового григорианского стиля (5 (по-новому 15)октября 1582 г. по инициативе папы Григория 13).

-в центре Вселенной находится неподвижное Солнце

-объяснил годичное вращение Земли (со спутником Луной) и планет вокруг Солнца по круговой орбите, причем движение небесных тел подчинено общим законам механики (времена года)

-объяснил суточное вращение Земли вокруг своей оси (смена дня и ночи),

Недостатки взглядов Коперника:

-конечность Вселенной твердой сферой, на которой закреплены неподвижные звезды, движение небесных тел только равномерное и круговое, неравномерное движение Солнца – кажущийся эффект (из за наблюдения с движущейся Земли).

 

Джордано Бруно (1548-1600) – итальянский ученый, монах, сожженный инквизицией на костре в Риме за провозглашение нового прогрессивного мировоззрения.

Дополнил систему Коперника:

-Вселенная бесконечна, центра Вселенной нет, материальное единство Вселенной.

-Существует множество миров, подобных нашей Солнечной системе, в т.ч. обитаемых.

-Солнце подвижнопо отношению к звездам и тождественно звездам.

 

Галилео Галилей (1564-1642) – ит. астроном, физик, создатель основ механики, развивал систему Коперника о строении Вселенной.

Заслуги в области астрономии:

-построил телескоп с 30-кратным приближением, Млечный путь - это скопление звезд, открыл 4 спутника Юпитера (из 13), пятна на Солнце и кольца Сатурна, наблюдал поверхность Луны. Создал основы нового механистического естествознания - раздел механики – динамику:

1.разграничил понятия равномерного и неравномерного движения,

2.сформулировал понятие ускорения (скорость изменения скорости), законы свободного падения тел,

3.результатом действия силы на движущееся тело является ускорение, а не скорость,

4.сформулировал принцип инерции (если на тело не действует сила, то тело находится либо в состоянии покоя, либо в состоянии прямолинейного равномерного движения),

5.ввёл понятие инерциальной системы,

6.принцип относительности движения (все системы, движущиеся прямолинейно и равномерно друг относительно друга (т.е. инерциальные системы) равноправны между собой в отношении описания механических процессов),

7.закон независимости действия сил (принцип суперпозиции).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...