Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объект и предмет исследования




Объектом исследования считается то, что содержит реальное жизненное противоречие, является основой проблемной ситуации. Обычно это реальные социальные группы, поскольку именно они, как правило, и есть носители и выразители реальных проблем.

Предметом исследования являются те характеристики, свойства объекта, которые будут изучаться в конкретном исследовании.

 

 

№29

 

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:

 

-классификатор контент-анализа,

-протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа,

-регистрационная карточка или кодировальная матрица,

-инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,

-каталог (список) проанализированных документов.

Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу

Таблица контент-анализа

Необходимым условием является разработка таблицы контент-анализа – основного рабочего документа, с помощью которого проводится исследование.

Тип таблицы определяется этапом исследования. Например, разрабатывая категориальный аппарат, аналитик составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста.

Для регистрации единиц анализа составляется другая таблица – кодировальная матрица. Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью таких матричных листов. Если выборка невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или многомерный анализ. В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировальная матрица. Эта работа трудоемка и кропотлива, поэтому при больших объемах выборки сопоставление интересующих исследователя признаков осуществляется на компьютере.

 

№22. Виды анализа документов

Методы анализа документов чрезвычайно многообразны и непрерывно пополняются и совершенствуются, что объясняется практическими потребностями, спецификой форм документов, направлениями и целями анализа. Методы анализа документов подразделяются:

• на традиционные (классические);

• формализованные (контент-анализ, памятка - вопросник);

• дискурс-анализ.

Они не исключают, а взаимно дополняют друг друга, позволяя компенсировать имеющиеся в каждом недостатки.

Традиционный анализ не формализован, основан на общем восприятии и интуитивном поиске информации, использует об­щие логические операции анализа и синтеза, определения, оцени­вания, осмысления.

Недостаток традиционного анализа - потенциальная воз­можность субъективных смещений в восприятии и интерпрета­ции содержания документов.

Формализованные методы анализа документов включают:

а) строго направленный сбор сведений на основе подобран­ного перечня вопросов;

б) контент-анализ, т. е. перевод текстовой информации в ко­личественные показатели.

Контент-анализ (от англ. «содержание» и греч. «разложение, расчленение») - формализованный количественный метод анализа документов. Перевод в количественные показатели массовой текстовой или фонетической информации с последующей статистической ее обработкой. Характеризуется большой строгостью, систематичностью. Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

Дискурс-анализ - метод изучения текста в событийном ас­пекте, включая структуру представления знаний и способа его концептуальной организации. Дискурс - сложное коммуникатив­ное явление, влекущее, кроме текста, экстралингвистические факторы, необходимые для понимания текста. Дискурс-анализ предполагает наличие интегрированных моделей обработки дан­ных. В теории данного метода нет единой концепции.

 

 

№23. Когда применяется метод контент-анализ Объективный, систематичный анализ совокупности текстов снабжает исследователя надежной информацией о тенденциях общественного развития. Применение процедуры измерения при анализе текстов сделало возможным получить точные, объектив­ные данные. Крайне трудоемкие процедуры обработки данных при помощи контент-анализа существенно облегчаются при ис­пользовании ЭВМ.

Применявшийся вначале для изучения эффективности мас­совой пропаганды контент-анализ также использовался для изу­чения широкого круга проблем гуманитарного знания и социаль­ных наук, нашел широкое распространение в социологических исследованиях для анализа официальных и неофициальных до­кументов.

Наиболее эффективным оказывается применение этого ме­тода для анализа потоков информации, содержащейся на страни­цах газет, в передачах радио и телевидения, в рекламных сообще­ниях, но нередки обращения социологов к этому методу для ана­лиза менее объемной информации (писем, речей политических деятелей, программ политических партий). Техника контент-анализа широко используется в политологических исследованиях.

Наиболее эффективно применение контент-анализа:

• когда требуется высокая точность или объективность анализа;

• при наличии обширного по объему и несистематизированно­го материала, когда непосредственное использование по­следнего затруднено;

• при изучении хорошо квантифицируемой текстовой инфор­мации, особенно при исследовании массовой документальной информации, при работе с ответами на открытые вопросы ан­кет или глубинных интервью;

• когда большое значение для исследуемой проблемы имеет язык источника информации, его специфические характери­стики.

 

№30 Полевой этап

Полевым этап называется потому, что он проводится в естественных условиях, отличных от лабораторных, т.е. тех, в которых преимущественно проходила предыдущая исследовательская работа.
Данный этап начинается с подготовки команды, способной грамотно пользоваться исследовательскими инструментами. Ради экономии времени, формирование штаба технических работников (кодировщиков, анкетеров, интервьюеров и других) ведется, как правило, параллельно с пилотажем инструментов. Поэтому непосредственные полевые работы начинаются с итогового инструктажа исполнителей исследования, вооружения их должными инструментами и индивидуальными заданиями, их прибытия в поле – места сбора информации.
Полевой этап требует значительного времени. Параметры временных затрат заданы выборкой, сложностью инструментов, количеством сборщиков информации, а также производительностью и качественностью их труда. Особое внимание заслуживает проблема качественности сбора данных, в т.ч. и прежде всего, общения исполнителей полевых работ с обследуемыми людьми.
Если анкетер или интервьюер не сможет расположить к себе респондентов, то ответы последних не будут в полной мере адекватными их действительным мнениям. Тоже произойдет, если интервьюер покажется респонденту заинтересованным в получении ответов определенного толка. Еще хуже, когда проводящие опросы или групповые дискуссии, таким образом, подсказывают ответы (или реагируют на услышанное от обследуемых), что фактически навязывают им свое мнение. Все это искажает истину, снижает валидность исследования, перечеркивает все ранее проведенную работу. Поэтому обязательным условием полевых работ выступает контроль за качеством труда технических работников.
Полевые исследования осуществляются по заранее составленным планам-графикам, обеспечивающим четкость и своевременность исполнения отдельных операций и индивидуальных заданий. Но эти планы-графики не отменяют естественной сложности полевых работ, выражающейся в потребности одновременного решения многих задач. В их числе:
• оперативный контроль за качеством деятельности сборщиков информации;
• учет проделанной ими работы;
• прием заполненных документов, тщательная проверка каждого из них;
• кодирование полученной информации;
• хранение документации, обеспечивающее соблюдение исследовательской тайны;
• проведение контрольных (повторных) обследований;
• оперативная помощь исполнителям;
• ежедневное подведение итогов работы, обеспечение исполнения плана-графика;
• систематическое общение с заказчиком, руководителями тех административно-территориальных единиц или трудовых коллективов, где проводится полевое исследование.
Выполнение последней операции осложняется необходимостью соблюдения исследовательской тайны. Вышеназванные лица, как правило, хотят знать, что думают о них конкретные люди, каким образом ответили, скажем, не вопросы анкеты Иванов или Петров. Если производители полевых работ удовлетворят это понятное желание, то нарушат профессиональный кодекс социолога.
Исследования призваны не осложнять отношения людей, а улучшать, облагораживать их. Их результаты сообщаются заинтересованным лицам, в т.ч. заказчику, в обобщенном виде, как отражение общественного мнения, а не мнений конкретных индивидов. К сожалению, многие либо не знают этой истины, либо провоцируют ее нарушение (иногда, даже путем прямого подкупа социологов, т.е. должностного преступления последних).
Кроме того, следует учитывать, что полевые работы дают лишь первичную информацию. Она может существенно трансформироваться на последующих этапах исследования. В этой связи социологам нельзя выдавать свои предварительные впечатления за итоги работы, а заказчикам следует дожидаться окончательных результатов, прежде, чем предпринимать какие-то меры.
На полевом этапе социологи нуждаются в помощи заказчиков, руководителей территорий и коллективов, обращаются к ним за содействием по ряду организационных вопросов (по поводу выделения им комнаты, телефона и т.п.) Удовлетворение просьб такого рода не дает права вмешиваться в ход полевых социологических работ, что, к сожалению, порой случается, ведет к ломке замыслов исследователей, снижает меру достоверности их заключений.

 

Полевой этап исследования включает:


- поиск индивидов
- обеспечение доступа и установление контакта
- определение круга опрашиваемых для насыщения выборки
- сбор данных
- оформление информации в структурированном виде?
- хранение информации.

№31 Коэффициент Яниса

Процедура подсчета при количественном контент-анализе. в общем виде аналогична стандартным приемам классификация по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциаций. Существуют также специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу, напр., формула коэффициента Яниса (с), предназначенного для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов. В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных, коэффициент Яниса подсчитывается по формуле

где;- число положительных оценок; п — число отрицательных оценок; г — объем содержания текста, имеющего прямое отношение к научаемой проблеме; t — общий объем анализируемого текста.

В случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных, коэффициент Яниса находится по формуле

Есть и более простые способы измерения. Удельный вес той или иной категории можно вычислить с помощью формулы

№ 24

Основные процедуры контент-анализа
Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть[2]:

1. понятия, выраженные в отдельных терминах;

2. темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.п.;

3. имена, фамилии людей;

4. события, факты и т.п.;

5. апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м – исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

· физическая протяженность текстов;

· площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

· число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

· длительность трансляции по радио или ТВ;

· метраж пленки при аудио- и видеозаписях,

· количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются[3]:

- классификатор контент-анализа,

- протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа,

- регистрационная карточка или кодировальная матрица,

- инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,
- каталог (список) проанализированных документов.
Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу.
3. Стадии разработки и применения контент-анализа

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...