Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка выступления студента на защите дипломной работы.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

 

2014

Выполняя выпускную квалификационную работу, стоит придерживаться требований по выполнению курсовой работы, учитывая наличие некоторых отличительных особенностей а также дополнительных требований.

 

Отличительные особенности

ВКР отличается от курсовой работы масштабностью, широтой охвата эмпирического материала, глубиной анализа и объемом (не менее 40 страниц и не более 60 страниц)

Как правило, дипломная работа становится дальнейшим развитием курсовой путем углубления и детализации проблемы. Однако, чисто механически, дословно, включать курсовую работу в дипломную нельзя. Основные выводы курсовой могут служить исходным материалом для творческой разработки проблематики дипломной работы.

ВКР экспериментального характера имеет следующую структуру:

1. Введение, в котором формулируются компоненты научного аппарата (актуальность, проблема, объект и др…):

2. Теоретическая часть, в которой даны история вопроса, аспекты разработанности проблемы в теории и практике, психолого-педагогическое обоснование проблемы;

  1. Практическая часть, в которой представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов экспериментальной работы;

4. Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов (в заключение ВКР формулируются выводы, в которых содержатся ответы на каждую из поставленных задач);

  1. Список используемой литературы (не менее 25 источников);
  2. Приложение.

 

Структура научного аппарата ВКР

· Актуальность темы.

· Проблема исследования.

· Объект исследования.

· Предмет исследования.

· Цель исследования.

· Задачи исследования.

· Гипотеза исследования.

· Методологическая основа исследования.

· Методы исследования.

· База исследования.

· Новизна результатов.

· Практическая значимость.

О гипотезе!

Гипотеза педагогического исследования – это научное предположение о том, как исследователь намерен достичь поставленной цели.

Гипотеза не может декларироваться в виде личного мнения. Гипотеза предполагает последующую экспериментальную проверку.

При формулировании гипотезы исследования следует придерживаться следующих правил:

· гипотеза должна быть принципиально проверяемой;

· в гипотезе должны отражаться устойчивые и необходимые связи, присущие изучаемым явлениям;

· гипотеза не должна носить очевидный характер.

Гипотеза – это предположение о том, что если применить в работе такие-то новые приемы педагогического воздействия, то можно ожидать, что деятельность детей примет такое-то направление, а в результате будет обеспечено более сознательное и прочное овладение такими-то знаниями или умениями или будут достигнуты такие-то положительные изменения в развитии детей.

Например:

Наиболее эффективное формирование каких-либо качеств у дошкольников (школьников) возможно при следующих условиях:

· разработка системы интересных, творческих заданий

· использование активных методов обучения

· индивидуальный подход к детям

 

Новизна результатов

В получении нового знания и состоит смысл и цель исследования.

Нужно показать: что сделано из того, чего не достигли другие, какие результаты получены впервые?

Важно не просто указать на наличие новизны, а описать, содержательно изложив суть – в чем же именно эта новизна состоит.

Конечно, эта новизна не будет чем-то фундаментальным. Новизна появится за счет нового структурирования уже имеющихся элементов, нового взгляда на проблему.

 

Практическая значимость

Практическую значимость подразделяют на значимость для теории и для практики.

Требуется не простое упоминание о возможности использования результатов работы педагогами. Нужна конкретика. Например,

«Теоретическая значимость исследования в том, что его результаты будут способствовать разработке вопросов повышения уровня....... Они позволят по-новому подойти к.......»;

«Результаты исследования позволяют содействовать дальнейшему осмыслению формирования.....»; «позволяют учитывать.....»;

«Теоретическая значимость заключается в расширении представления о воспитательных возможностях…»

Аналогично описывается практическая значимость:

«Разработанные требования….(указывается какие именно) открывают возможность для....перестройки практики обучения…»;

«дают возможность обеспечить не только решение воспитательных задач, но и повышение эффективности образования и развития учащихся».

 

График выполнения ВКР

  1. Выбор одного из направлений курсовой работы для углубленного анализа. Уточнение темы ВКР.
  2. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике.
  3. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования.
  4. Составление плана работы. (Оглавление)
  5. Обоснование актуальности темы с указанием основных характеристик работы (объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и т.д.)
  6. Подбор и анализ литературы по теме исследования, где представлены:

· история исследуемой проблемы;

· общепедагогические и другие научные положения (дидактические, методические, психологические), характеризующие объект исследования.

7. Написание теоретической части исследования.

8. Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента (планирование, выбор диагностической методики и т.д.)

9. Проведение констатирующего этапа эксперимента с целью получения представления об уровне исследуемого предмета. Анализ результатов эксперимента (составление таблиц, схем, формулирование выводов).

10. Подготовка формирующего (обучающего) этапа эксперимента (разработка планов-конспектов уроков, воспитательных мероприятий, выбор методов и средств проведения и наблюдения за ходом эксперимента и т.п.)

11. Проведение формирующего этапа эксперимента.

12. Анализ и оформление формирующего этапа эксперимента (протоколы наблюдений, письменные работы, рисунки, записи бесед и т.д.)

13. Проведение контрольного этапа эксперимента.

14. Составление заключения.

15. Составление списка используемой литературы.

16. Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций, планов-конспектов уроков, воспитательных дел и т.д.)

17. Оформление работы.

18. Доработка по замечаниям научного руководителя.

19. Подготовка выступления к защите.

20. Защита ВКР.

 

 

Рецензирование

Для определения качества проведенного педагогического ис­следования и корректности полученных результатов, полноты их отражения в тексте работы квалифицированными специалистами проводится рецензирование ВКР.

В рецензии отражаются следующие основные позиции:

· актуальность темы и направленности исследования;

· описание конкретного личного участия дипломника в иссле­довании;

· соответствие темы тексту дипломной работы;

· степень обоснованности теоретических положений исследова­ния;

· наиболее существенные результаты (выводы);

· соответствие содержания диплома специальности студента;

· экспериментальное подтверждение основных положений ис­следования.

 

Содержание рецензии доводится до сведения студента не по­зднее, чем за три дня до защиты выпускной квалификационной работы. Студент использует эту рецензию для подготовки ответов на замечания, если таковые имеются. Внесение изменений в дип­ломную работу после получения рецензии не допускается.

За три дня до защиты должны быть представлены в учебную часть:

· дипломная работа;

· рецензия специалиста;

· отзыв руководителя;

· индивидуальный план подготовки дипломной работы.

Подготовка выступления студента на защите дипломной работы.

Выступление на защите дипломной работы — это краткое из­ложение основного содержания проведенного исследования, то есть своего рода его визитная карточка. В выступлении должны быть изложены основные идеи и выводы дипломной работы, пока­зано, что именно сделал выпускник в исследовательской работе и в ряде случаев значение результатов исследования. Главная цель — в минимальном объеме дать максимум полезной информации.

Без составления текста выступления студент не сможет рас­сказать о нем и не должен допускаться к защите. Важность со­держания выступления, представляемого на защите, заключается также и в том, что по нему судят об уровне диплома и квалифи­кации выпускника. Недаром дипломная работа называется выпу­скной квалификационной. Работая над выступлением, выпускник является и автором, и как бы редактором текста дипломной рабо­ты одновременно.

Основное назначение выступления — служить способом ин­формации о полученных результатах. Кроме того, оно имеет ком­муникативную функцию. Выступление не только означает факт фиксации наличия диплома, но и передает его содержание, бла­годаря чему для всех членов комиссии и присутствующих заменя­ет чтение выпускной квалификационной работы.

Процесс составления выступления представляет собой про­цесс свертывания (реферирования) основной информации. Этот процесс направлен на то, чтобы выбрать из содержания дип­лома наиболее существенную информацию и представить ее в но­вой краткой форме.

Выступление обычно состоит из трех частей.

Вводная часть обычно начинается с описания актуальности проводимого исследования, что вполне объяснимо, поскольку именно актуальность подразумевает объективную необходимость психолого-педагогического исследования, полезность исследова­ния для удовлетворения потребностей образования и воспитания подрастающего поколения.

От актуальности темы логично перейти к формулировке объ­екта и предмета исследования, а также к указанию цели диплом­ной работы.

Возможен рассказ о гипотезе исследования, то есть формули­ровка тех предположений о результатах исследования, которые будут получены.

Далее излагаются конкретные задачи, вытекающие из цели исследования, решение которых позволяет подтвердить гипотезу.

Очень украшает выступление выпускника изложение методо­логической основы выпускной квалификационной работы, обосно­вание применяемых методов (методик) исследования, которые служат условием достижения цели предпринимаемого исследова­ния.

В конце вводной части обычно приводят данные о структуре и объеме дипломной работы.

Если вводная часть позволяет составить лишь общее впечат­ление о работе, то основная часть должна дать более полное пред­ставление о ее содержании и построении. При составлении этой части выступления важно показать, как были получены результа­ты, представить ход исследования, обосновать значение выполнен­ной работы.

В основной части выступления сначала характеризуют теоре­тическое исследование: указывают источники информации, ис­пользуемые для рассмотрения, анализа педагогических ситуаций и проблем. Это могут быть любые психолого-педагогические посо­бия по теме исследования, статьи из педагогических журналов, со­ответствующие учебники и учебные программы и т.д.

Сложность изложения теоретической главы диплома состоит в том, что выпускник должен употребить оценочные слова, характе­ризующие его собственную работу (а не простой пересказ того, что написали другие авторы). Существует ряд стилистических при­емов, которые позволяют сделать это. Корректной считается фра­за, которая формулируется безличным предложением. «Был про­веден анализ...», «После проведенного анализа обнаружилось...», «Обобщение работ следующих авторов позволило сделать вывод о том, что в педагогике не существует единого мнения по поводу...». Можно формулировать фразы и от себя. «Мною проведен анализ...», «Я сделала вывод о том, что систему упражне­ний по данной теме некоторые авторы предложили, не учитывая индивидуального подхода к обучению», «По моему мнению...».

Необходимо точно указать, в чем состоят научные находки са­мого выпускника. Это можно сформулировать, например, с помо­щью такой фразы: «К результатам исследования, полученного мною, можно отнести...»

Для убедительности можно привести один или два примера, подтверждающих эту мысль.

При изложении педагогического эксперимента необходимо указать место его проведения, группы учащихся или воспитанни­ков детского сада, перечислить используемые методики, изложить их суть, привести данные о их точности и трудоемкости, предста­вить ход педагогического эксперимента, описать условия и его ос­новные этапы, осветить систему упражнений или заданий, пока­зать конечные результаты опросов. Это могут быть работы детей, конспекты занятий, таблицы и диаграммы. В выступление целесообраз­но включать, прежде всего, выводы и конечные результаты.

Как показал анализ дипломов, именно практическая часть ис­следования ярко высвечивает самостоятельную работу выпускни­ка. В этой части выступления звучит нота о том, как, где и когда реализованы результаты исследования.

В заключение необходимо изло­жить общие выводы, но при этом не повторять то, что уже было сказано ранее, а дать обобщенную итоговую оценку проделанной работе. При этом необходимо сосредоточить внимание аудитории на основных достижениях труда, подчеркнув побочные результа­ты исследования. Украшают выступление предложения, которые студенты адресуют учителям и воспитателям по теме исследова­ния, а также предложения по дальнейшим разработкам в этом направлении.

 

 

ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) сдается в печатном варианте. К оформлению ВКР предъявляются следующие требования.

Текст ВКР работы набирается 14 шрифтом на стандартных листах размером А4. С числом строк на каждой странице не более 30. В каждой строке – не более 60-65 знаков с учетом пробелов меду словами и знаков препинания. Никаких рамок, обрамляющих текст, не делается.

Межстрочный интервал – полуторный. Одинарный интервал используется в оглавлении, таблицах, схемах и стихах.

Интервалы полей

Следует соблюдать следующие интервалы полей:

левое – 3 см; правое – 1,5 см; верхнее – 2 см; нижнее – 2,5 см

 

Необходимо соблюдать абзацное членение текста. Абзац делается на шестой печатный знак (делается 5 пробелов).

Оформление заголовков

 

· Заголовки располагаются в середине строки, без кавычек, без точки в конце; межстрочечный интервал в заголовках – одинарный.

· Все значимые заголовки набираются 16 шрифтом (жирным) в середине строки («Оглавление», «Введение», названия глав, «Заключение», «Список используемой литературы»);

· Названия параграфов и подпараграфов располагаются также по центру, без точки, без кавычек, с указанием номера параграфа, размер шрифта – 14 (жирный);

· Слово «Глава» в тексте исследовательской работы не пишется, оно обозначается только в оглавлении (в тексте ставится номер главы, точка, название главы);

· Перенос слов в заголовках не допускается;

· Не допускается в заголовках сокращение слов и использование аббревиатур;

· Нежелательны заголовки, занимающие более двух строк;

· Заголовок главы или параграфа не должен быть последней строкой на странице;

· Заголовки и подзаголовки отделяются друг от друга и от основного текста одинаковым пробелом сверху и снизу, равным двум одинарным интервалам;

· Все заголовки печатаются строчными буквами

Жирным шрифтом необходимо выделять весь научный аппарат исследовательской работы.

Каждую значимую структурную часть работы следует начинать с нового листа(введение, главы, заключение, список используемой литературы).

Графики, схемы, таблицы внутри работыдолжныиметь названия (если таблица и заголовок не помещаются вместе на странице, то можно сократить расстояние между названием и таблицей).

Формулы, условные знаки делаются пастой черного цвета, плотность записей должна быть приближена к плотности основного текста.

Нумерация страниц

 

Страницы работы нужно нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.

Номер страницы проставляется в правом нижнем углу.

Нумерация страниц начинается с введения. ВВЕДЕНИЕ имеет 3порядковый номер страницы, а последний порядковый номер имеет СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Титульный лист – подразумевает первый порядковый номер страницы, но номер на титульном листе не указывается. ОГЛАВЛЕНИЕ имеет 2 порядковый номер страницы, но он также не ставится.

Приложение не входит в нумерацию страниц.

В тексте работы таблицы, рисунки, диаграммы и т. д. имеют сквозную нумерацию. Название и заголовок должны располагаться на одной странице с ним.

Оглавление

Оглавление – наглядная схема содержания работы, в которой приводится перечень всех без исключения заголовков работы с указанием порядкового номера страниц (кроме параграфов и подпарграфов) и написанных так, чтобы можно было по распределению судить о соотношении заголовков между собой по значимости (главы, параграфы, подпараграфы). Поэтому оглавление оформляется ступенчатообразно. Левее начинаются названия глав, несколько правее – названия параграфов и еще правее – подпараграфов. Значимые заголовки («Оглавление», «Введение», названия глав, «Заключение», «Список используемой литературы»), а также заголовок «Приложение» выделяются жирным шрифтом. Межстрочечный интервал – одинарный. Заголовки отделяются друг от друга расстоянием, равным двум одинарным интервалам (при необходимости это расстояние может уменьшаться).

 

Список используемой литературы

Списком используемой литературы завершается описание исследований. Он следует за «Заключением» и оформляется с новой стра­ницы.

Количество наименований литературы для ВКР – не менее 25 работ.

Важно чтобы список был библиографически грамотно оформлен.

Существуют стандартные требования к оформлению списка литературы:

1. В список используемой литературы включаются все проработанные автором источники.

2. Литературные источники указываются в алфавитном порядке. Список имеет сквозную нумерацию.

3. Собственно оформление списка литературных источников подчиняется строгим правилам, которые отражены в государственном стандарте (ГОСТ Р 7.0.5-2008).

Если источник-книга и написана одним автором:

Петрусевич А.А. Профильное образование в современной школе. – Барнаул: Изд. АГАУ, 2007. – 186 с.

Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.

При оформлении книги с несколькими авторами последовательность фамилий должна быть точно такой же, как в книге.

Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

Нестеров А.В., Тимченко В.В., Трапицын С.Ю. Информационные педагогические технологии: учеб.- метод. пособие. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2003.- 340 с.

Если источник издан под редакцией, то его следует записывать: название, чья редакция, место и год издания. Обычно это относится к учебникам и учебным пособиям. Например:

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е.С.Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 272 с.

Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений /под ред. М.М.Поташника, В.С.Лазарева. – М.: Новая школа, 1965. – 464 с.

Оформление источников, в которых опубликованы статьи или тезисы. Например:

Бим Бад Б. Тайны интеллекта// Семья и школа. – 2008. - №7. - С. 8-10.

Лузина Л.М. Образование как особый способ бытия ребенка. // Школьные технологии. – 2008. - №2. - С.3-8.

Матвеева Н.А. Образование: инерция ценности и ценности инерции // Актуальные проблемы образования: сб. науч. трудов. - М., 2003. - С. 37-31.

Макаренко А. С. Цель воспитания // Пед. соч.: в 8 т. - М.: Педагогика, 1984. – Т.4. - С.41-49.

Если используется иностранная литература, то её список помещается после списка источников на русском языке, но тоже в алфавитном порядке.

Bransford J. D., Stein S. B. The IDEAL problem solver / - N-Y.: W. H.Freeman & C., 1984. – 143 pp.

Gosling D. What do UK educational development units do? International Journal for Academic Development. – 1996. – No 1. – P.75-83.

Paul R. W. Critical thinking. Fundamental to education in free society // Educational Leadership, 1984. – Vol.42. – P. 4-14.

Silver Н., Hannan А., English S., Taylor H. Why innovative? Legislative Reform Program For Higher Education. Council of Europe, 1996. – p. 321

Если в работе используется информация из Интернета, то указывается адрес этого источника после источников на иностранных языках.

Белоус Н.А. Прагматическая реализация коммуникативных стратегий в конфликтном дискурсе [Электронный ресурс] // Мир лингвистики и коммуникации: электрон. научн. журн. 2006. N 4. URL: http://www.tverlingua.by.ru/archive/005/5_3_1.htm.

 

Обратите внимание!

При написании ВКР следует просмотреть журналы «Педагогика», «Воспитание школьников», «Мир образования», «Школьные технологии», «Классный руководитель» и др.

Обязательные требования:

Все теоретические положения, определения понятий, цифровые данные, взятые из литературы, у других авторов должны иметь ссылку на литературный источник или авторство.

В тексте работы должны быть ссылки на литературные источники.

Согласно ГОСТ Р 7.0.5. – 2008 библиографические ссылки бывают трёх видов: внутритекстовые, затекстовые и подстрочные (сноски). Внутритекстовые и подстрочные ссылки в курсовой работе не используются! Затекстовые ссылки – это отсылки к списку литературы, заключённые в квадратные скобки: например, [8, с. 15], где 8 – порядковый номер документа, 15 – страница, на которую вы ссылаетесь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...