Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Об утешениях духовных и о том, как ими пользоваться




Все меняется в этом мире: после дня следует ночь, после весны лето, вслед за летом наступает осень, осень сменяется зимой, а зима весной и ни один день не походит в точности на предыдущий. Бывают дни туманные, дождливые, сухие, ветреные. Так же и в жизни человека дни и часы ее не походят один на другой: то он утешается, то находится во власти страха, то полон надежд, то терпит скорбь.

 

И хотя все непрерывно меняется, но наше сердце должно стремиться к тому, чтобы быть неизменно утвержденным в Боге. Так пароход может плыть на юг, на север, на запад или на восток, но компас мореплавателя всегда установлен по звездам. Все может меняться не только во вне, но и внутри нас. Наша душа может быть радостной, печальной, нежной; в горе, тревоге, в мире, в искушении, в покое, во свете, во мраке, в сухости, в умилении; жжет ли ее солнце или освежает роса, надо, чтобы всегда компас нашего сердца, ума и воли был непрестанно обращен к своему Создателю, к своему Спасителю, единственному и верховному Благу. «Живем ли мы или умираем, всегда Господни» (Рим 14.8), говорит апостол.

«Что отлучит нас от любви Божией?» (Рим 8.35-38-39) Нет, ничто не может отлучить нас от этой любви - ни горе, ни тревога, ни смерть, ни жизнь, ни настоящие печали, ни страх перед будущими испытаниями, ни хитрости лукавого, ни высота утешения, ни глуби на страдания, ни нежность, ни безразличие, никогда не отлучат нас от этой любви, основа которой Иисус Христос.

 

Эта безусловная решимость не отрываться от любви Божией помогает держать нашу душу в равновесии среди беспрестанного изменения условий и обстоятельств. Таким образом душа сохраняет постоянство среди изменений внешних и внутренних, житейских и духовных.

Однако кроме этих общих идей необходимы и частные указания. Благочестие не состоит из нежности, умиления, чувствительности, которые производят слезы и вздохи и дают нам приятные чувства посредством духовных упражнений. Нет, дорогая Филотея, все это не равносильно благочестию. Есть много людей, которые переживают все утешения и нежные чувства и тем не менее остаются порочными и не имеют ни истинной любви к Богу, ни истинного благочестия.

 

Иногда враг для забавы возбуждает наше воображение.

 

Есть люди, которые умиляются и проливают слезы в церкви при виде Распятого Спасителя, но их слезы быстро высыхают, как дождевая вода б жаркое лето. Они подобны дождям, которые падают крупными каплями и после которых произрастают одни только грибы. Слезы растроганности и умиления не проникают в глубину сердца порочного и остаются для него бесполезными. Эти бедные люди не согласятся ни оставить хоть одну из своих дурных склонностей, ни пожертвовать своими удобствами, ни отдать свои не праведно приобретенные богатства ради Христа, страдания Которого вызывают у них слезы. Те добрые чувства, которые у них тогда появились, ничто иное, как духовные грибы. Часто это даже не благочестие. а уловка врага, так как они и не ищут истинного благочестия и вполне довольны собой. Эти люди плачут над крестными страданиями и смертью Спасителя, но они не хотят отдать Ему свое сердце. Он не может да же взять из их рук увлечения. Соблазны, мелкие привязанности, которые являются для них как бы лакомствами, более желанны, чем небесное блаженство. Это забавы маленьких детей, они могут быть нежны ми и чувствительными, но они слабы и безрезультатны. Благочестие не может основываться на этих не верных, сентиментальных переживаниях, свойственных слабым натурам, чувствительным ко всевозможным переменам и впечатлениям.

 

Однако, и эти нежные чувства могут стать добрыми и полезными, так как они возбуждают желания души, поддерживают ум, придают нашим чувствам оживление и веселость, которые делают наши действия приятными. Царь Давид воскликнул: «Слаще меда гортани моей слова Твои» (Пс 118.105). Эти небесные утешения для тех, кто их испытал, намного превосходят все наслаждения земные. Это предвкушение небесно го блаженства.

 

Александр Великий, находясь в открытом море, издалека узнал счастливую Аравию, когда ветер донес до него ароматы ее цветов. Таким образом, он и его спутники вновь обрели мужество для дальнейшего путешествия. Так, часто и мы в морс временной жизни получаем такие дары Божий, которые доставляют нам предчувствие небесной родины, о которой мы тоскуем.

 

Ты спросишь: если есть чувственные утешения, которые хороши и исходят от Бога, и есть другие, бес полезные и даже опасные, которые исходят из нашей естественной природы и даже от врага, то каким об разом можно их различать?

 

Мы должны их различать по плодам (Мф 7.16). Наши сердца подобны деревьям, чувства и страсти - это ветки, а дела и действия - плоды. Если наши чувства нежности и утешения делают нас более смиренными, терпеливыми, сочувствующими, милосердными, сговорчивыми, более послушными старшим, более простыми в своей жизни, помогают лучше бороться со своими дурными наклонностями - конечно, они исходят от Бога. Но если они делают человека резким, упрямым, гордым, нетерпеливым, черствым по отношению к ближнему, и он считает себя каким-то маленьким святым и не поддается советам и указаниям, разумеется, его настроения ложные и опасные. «Доброе дерево приносит только добрые плоды» (Мф 7.17).

 

Если мы получаем подобные утешения - не будем считать себя добрыми. Наслаждение благом не делает благим человека, скажем лучше: как благ Господь к душе, ищущей Его! (Ср Пс 72.1-28) Мы должны ценить не столько дары Божьи сами по себе, сколько любовь Божью, дающую их нам. Ищем мы ведь не их, но Бога спасающего.

 

Будем готовы всегда сказать: «Где бы Ты ни был, Господи, на Голгофе или на Фаворе, на кресте или во славе - хорошо нам быть с Тобою!» (Мф 7.4)

 

Если ты получаешь множество утешений, посоветуйся с руководителем о том, как умерить свои чувства. Сказано: «Ты нашел мед, бери столько, сколько тебе необходимо» (Притч 25.16).

 

Глава XIV

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...