Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по сбору и оформлению гербария




Растения для гербария должны быть здоровыми, собраны со всеми вегетативными органами, цветками или спороносными органами в сухую погоду. Сбору подлежат в основном растения-индикаторы, знание которых необходимо лесоводам при проведении работ по описанию типов леса, таксации насаждений, лесокультурном производстве.

Растение выкапывают, отряхивают от земли и закладывают в подготовленный лист газетной бумаги, так называемую «рубашку». Следует брать 2-3 экземпляра одного вида, за исключением редких растений. Для быстрой сушки применяют утюг. Растения закладывают на день-два в пресс, а затем через бумагу проглаживают горячим утюгом. Высушенные таким образом растения хорошо сохраняют свою окраску. Сочные клубни и луковицы перед сушкой рекомендуется разрезать вдоль.

Высушенные растения монтируют для гербария на листах плотной бумаги формата 4А. Растения на гербарный лист приклеивают скотчем. В нижнем правом углу, отступив по 1 см. от краёв, размещают этикетку размером 12х7 см.

Образец этикетки

Название семейства русское
латинское
Название вида русское
латинское

Место сбора тип леса

Время сбора дата, месяц, год

Собрал и определил Фамилия и инициалы

Растения в гербарии располагают в систематическом порядке по семействам и родам. К гербарию прикладывают систематизированный список.

Образец титульного листа

Наименование министерства

Наименование учебного заведения

ГЕРБАРИЙ

Растений живого напочвенного покрова

Собрал:

Время сбора:

Список видов живого напочвенного покрова по их приспособленности к почвенно - грунтовым условиям

Для сосновых лесов

На сухих песчаных почвах: лишайники, кошачья лапка, ястребинка волосистая, плаун сплюснутый, толокнянка, вереск, цмин песчаный, смолёвка;

На свежих песчаных почвах: зелёные мхи, сон-трава, брусника, перловник, плаун булавовидный;

На более плодородных свежих почвах: черника, грушанка, герань лесная, костяника, зелёные мхи;

На свежих супесчаных и суглинистых почвах: борец, медуница, копытень, сныть, папоротник, ясменник душистый, ландыш;

На торфяно-заболоченных почвах: мох сфагнум, багульник, клюква, пушица, осока заячья;

На приручейных: гравилат речной, сабельник, таволга, мох мниум, молиния голубая.

Для ельников

На свежих песчаных почвах: зелёные мхи, черника, кислица, грушанка, брусника, папоротник-орляк;

На сырых оподзоленных почвах с застойной водой: мох кукушкин лён, хвощ лесной, папоротники (щитовник мужской и кочедыжник женский), вербейник;

На сырых пойменных почвах с проточной водой: лабазник, селезёночник, норичник, сабельник, калужница, луговик-щучка;

На торфяно-заболоченных почвах: сфагнум, горичник болотный, осока пузырчатая и вздутая, белокрыльник, ситник.

Методические указания по выполнению контрольных работ

По дисциплине «Ботаника» студент должен выполнить две контрольные работы. Каждая контрольная работа состоит из восьми вопросов. Номера вопросов по вариантам имеются в нижеследующей таблице.

В первой контрольной работе вопросы разделов морфологии и анатомии растений, а вторая контрольная включает вопросы разделов физиологии и систематики. При выполнении контрольных работ следует учитывать общие требования, изложенные в начале методических указаний.

Контрольную работу оформляют следующим образом. На первой странице тетради пишется номер варианта. Затем последовательно излагаются вопросы и ответы. Рисунки, схемы в контрольной работе выполняются простым карандашом, все части растений обозначаются цифрами, а под рисунком указывается название каждой части и всего рисунка. В конце работы указывается использованная литература, ставится дата выполнения и подпись студента.

ТАБЛИЦА

Распределения по вариантам вопросов контрольных работ № 1, № 2

вариант Номера вопросов вариант Номера вопросов
  4 17 33 50 52 63 75 89   12 24 37 50 53 63 87 97
  3 16 32 49 53 64 76 90   11 23 36 49 54 64 88 98
  2 50 40 48 54 65 77 91   9 22 35 48 55 69 79 99
  1 14 36 47 55 66 78 92   10 23 38 50 56 66 90 100
  5 18 34 46 56 67 79 93   7 20 33 46 57 67 77 87
  6 19 35 48 57 68 80 94   8 21 34 47 58 68 78 88
  8 13 27 41 58 69 81 95   6 25 38 50 59 69 79 99
  10 20 28 43 59 70 82 96   5 24 37 49 60 70 80 100
  9 21 29 42 60 71 83 97   4 17 30 43 61 71 81 91
  7 22 30 49 61 72 84 98   6 18 31 44 62 72 83 94
  12 23 31 48 62 73 85 99   3 15 28 41 51 67 84 94
  6 13 27 43 61 74 86 100   2 14 27 40 52 68 85 95
  10 25 35 50 60 73 87 99   1 13 28 42 53 69 86 96
  7 26 33 47 59 72 88 98   6 19 33 47 54 70 87 97
  2 18 30 42 58 71 87 100   8 18 32 45 55 71 88 98
  9 24 34 46 57 70 86 99   9 22 36 50 56 72 89 99
  12 26 36 45 56 69 85 98   10 23 37 49 57 74 83 93
  8 14 29 41 55 68 84 97   11 26 38 48 58 73 84 93
  5 16 32 47 54 67 83 96   6 18 32 46 54 63 85 94
  4 22 31 50 53 66 82 95   7 20 34 45 55 64 86 95
  1 19 28 42 52 65 81 94   12 23 36 46 56 65 87 96
  2 23 40 50 51 64 80 93   11 24 35 48 57 66 88 97
  3 24 34 49 51 65 79 92   10 22 33 46 58 67 89 98
  4 25 37 48 52 66 78 91   9 19 31 42 59 68 90 99
  5 21 38 47 53 67 77 90   8 18 30 41 60 69 91 100

Контрольная работа № 1

1. Ботаника – наука о растениях. Краткая история ботаники и эволюционной теории. Основные разделы ботаники.

2. Роль растений в биосфере и жизни человека.

3. Развитие ботаники в России. Достижения ботаники и её задачи.

4. Значение ботаники для специалистов лесного хозяйства.

5. Опишите растения Вашего лесничества, занесенные в региональную красную книгу. Какие мероприятия проводятся по их охране?

6. Какие органы у растений называют основными, метаморфизированными, аналогичным6и, гомологичными, вегетативными и генеративными? Приведите примеры.

7. Стебель, его строение и функции. Опишите и зарисуйте части побега.

8. Почки растений, их строение и типы, почкорасположение. Выполните рисунки.

9. Опишите и нарисуйте типы ветвления побегов. Приведите примеры.

10. Метаморфозы надземных побегов. Выполните рисунки.

11. Метаморфозы подземных побегов как органы запаса и вегетативного размножения.

12. Основные органы растений, их возникновение и функции. Вегетативные и генеративные органы.

13. Корень. Его функции и особенности строения.

14. Опишите и нарисуйте зоны корня.

15. Опишите и нарисуйте типы корневых систем. Приведите примеры.

16. Опишите и нарисуйте метаморфозы корня.

17. Придаточные и спящие почки, их особенности и значение в жизни растений. Приведите примеры.

18. Микориза и клубеньки на корнях, их значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

19. Лист, его функции и особенности строения. Нарисуйте лист и опишите его части.

20. Типы жилкования. Выполните рисунки и приведите примеры.

21. Опишите и нарисуйте формы листовой пластинки, вершины, основания, края листа. Приведите примеры.

22. Простые и сложные листья. Опишите и нарисуйте основные формы сложных листьев. Приведите примеры.

23. Метаморфозы листа и их биологическое значение. Выполните рисунки.

24. Опишите листорасположение, листовую мозаику, разнолистность.

25. Опишите и нарисуйте степень рассечённости листовой пластинки. Приведите примеры.

26. Опишите жизненные формы растений.

27. Половое, бесполое и вегетативное размножение, их сущность и биологическое значение.

28. Способы естественного вегетативного размножения.

29. Искусственное вегетативное размножение. Клон.

30. Основные способы прививки (рисунки).

31. Сущность вегетативного размножения и возобновления растений. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения и возобновления.

32. Строение цветка, его части и их функции. Рисунок.

33. Пестик и тычинки, их строение. Рисунки.

34. Формулы и диаграммы цветков. Примеры.

35. Опишите строение цветка земляники, лютика, гороха, составьте формулы и диаграммы.

36. Опишите цветки двух растений: с неправильным и правильным цветком. Составьте формулы и диаграммы.

37. Опишите цветки двух растений: с простым и двойным околоцветником. Составьте формулы и диаграммы.

38. Строение семяпочки и зародышевого мешка. Рисунки.

39. Сущность двойного оплодотворения.

40. Соцветия, их типы и значение. Рисунки с примерами.

41. Опыление растений, его сущность. Типы опыления. Биологическое значение перекрёстного опыления.

42. Опишите приспособления, препятствующие самоопылению.

43. Гибридизация и её значение.

44. особенности ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Примеры.

45. Происхождение семян и плодов растений, их строение. Партенокарпия и партеноспермия.

46. Строение плодов, их происхождение и характеристика (с примерами). Соплодия.

47. Опишите и нарисуйте сухие и сочные плоды. Сложные плоды.

48. Строение семян и всходов многодольных, двудольных и однодольных растений. Рисунки.

49. Опишите строение семян и всходов ели, фасоли, ясеня и пшеницы. Рисунки.

50. Распространение семян и плодов. Анемохорные, гидрохорные, автохорные растения.

51. Строение растительной клетки под электронным микроскопом. Рисунок. Общая организация типичной растительной клетки.

52. Цитоплазма, её химический состав, строение, физические свойства.

53. Ядро, его структура, особенности химического состава, функции.

54. Общая характеристика пластид. Типы пластид, их структура и функции.

55. Митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, их структура и функции.

56. Продукты обмена веществ в клетке.

57. Вакуоли, их возникновение, строение. Клеточный сок, его состав. Функции вакуолей.

58. Физиологически активные вещества растительной клетки.

59. Клеточная стенка, её образование, строение и функции. Поры, их типы.

60. Вторичные изменения химического состава и свойств оболочки. Биологическое значение этих процессов.

61. Образование новых клеток и ядер. Митоз. Биологическое значение митоза.

62. Мейоз. Чем отличается митоз от мейоза? В каких частях растений происходит митоз, а в каких мейоз?

63. Что называется растительной тканью? Классификация тканей по форме, строению и выполняемым функциям.

64. Образовательные ткани, их классификация и характеристика.

65. Покровные ткани. Их структура и функции. Рисунки.

66. Устьица, их строение и механизм работы. Рисунок.

67. Строение, образование и биологическое значение перидермы. Чечевички. Рисунок.

68. Корка, её образование и значение. Рисунок.

69. Типы механических тканей, их строение, значение, размещение в теле растений. Рисунки.

70. Проводящие ткани. Ксилема. Сосуды и трахеиды, их образование, строение, типы. Рисунки.

71.Флоэма. Ситовидные трубки, их строение, расположение в растениях, функции. Рисунки.

72. Основные ткани. Строение, функции и размещение в теле растения запасающих тканей.

73. Ассимиляционные ткани. Строение, функции и размещение. Рисунки.

74.Общая характеристика выделительных тканей. Смоляные ходы.

75. Проводящие пучки, их типы и размещение в теле растения. Рисунки.

76. Развитие постоянных тканей в стебле растения.

77. Строение стебля однодольных растений. Рисунок.

78. Строение стебля двудольных травянистых растений. Рисунок.

79. Отличие пучкового строения стебля от беспучкового. Объясните на рисунках.

80. Строение и функции камбия. Рисунок.

81. Годичные слои древесины и зависимость их ширины от состояния дерева и условий окружающей среды. На рисунке укажите границы слоя, раннюю и позднюю древесину.

82. Особенности строения ствола хвойных деревьев. Рисунок.

83. Строение древесины хвойных деревьев на поперечном и продольном срезах. Рисунки.

84. Описать и зарисовать строение коры ветки сосны.

85. Описать и зарисовать строение коры ветки липы.

86. Описать и зарисовать строение древесины лиственной породы (липы) на поперечном срезе.

87.Описать и зарисовать строение кольцесосудистой и рассеяно-сосудистой древесины. Твердолиственные и мягколиственные породы.

88. Что общего и в чем отличия в строении древесины хвойных и лиственных пород?

89. Живые ткани древесины. Опишите и зарисуйте строение сердцевинных лучей.

90. Опишите и зарисуйте строение смоляного хода сосны на поперечном срезе. Смолоносная система дерева.

91. Возрастные изменения вторичной древесины. Ядровая, спелая и заболонная древесины. Рисунки.

92. Какие анатомические изменения происходят в стволе при повреждении.

93. Опишите образование пороков древесины. Как образуется ложное ядро?

94. Первичное и вторичное анатомическое строение корня. Рисунок.

95. Различия в анатомическом строении корня однолетних и многолетних растений.

96. Что общего и какие различия между вторичным строением корня и вторичным строением стебля?

97. Опишите и зарисуйте анатомическое строение плоского листа.

98. Опишите и зарисуйте анатомическое строение хвои сосны.

99. Что общего и в чём различие анатомического строения плоского листа и хвои?

100. Опишите сущность листопада у лиственных и хвойных пород с анатомической точки зрения.

Контрольная работа № 2

1. Предмет и задачи физиологии растений. Её значение для лесоводов.

2. Отличие живой материи от неживой. Свойства живой материи.

3. Проникновение веществ в клетку. Явления, происходящие в клетке при обмене веществ.

4. Сосущая сила клетки и методы её определения. Избирательная способность цитоплазмы.

5. Значение воды в жизни растений. Водный баланс растений.

6. Поглощение воды деревом. Влияние внутренних и внешних факторов на поступление воды.

7. Транспирация и её значение в жизни растений. Интенсивность транспирации. Влияние на транспирацию внешних и внутренних условий.

8. Проведение воды по корню и стволу. Скорость передвижения воды у лиственных и хвойных пород. Расход воды за вегетационный период.

9. Значение присасывающего действия листьев и корневого давления для передвижения воды в растениях.

10. Коэффициент завядания. Физическая и физиологическая сухость почвы.

11. Засухоустойчивость растений.

12. Газоустойчивость растений.

13. Морозоустойчивость и зимостойкость растений.

14. История изучения ассимиляции углерода зелёными растениями. Суммарное уравнение фотосинтеза.

15. Космическая роль зелёных растений.

16. Методы определения интенсивности фотосинтеза.

17. Хлоропласты и хлорофилл. Химическая природа и физические свойства хлорофилла.

18. Влияние внешних и внутренних факторов на фотосинтез.

19. Какие растения называют светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми. Световой и теневой тип листа.

20. Сущность фотосинтеза. Световая и темновая фаза фотосинтеза.

21. Влияние степени освещенности на интенсивность фотосинтеза у светолюбивых и теневыносливых пород.

22. Суточный ход фотосинтеза, зависимость его от возраста дерева. Связь фотосинтеза с урожаем. Оптимальные условия, необходимые для фотосинтеза.

23. Образование органических веществ в растениях. Значение их в жизни растений.

24. Превращение веществ в растениях, участие ферментов в этих процессах.

25. Автотрофные и гетеротрофные растения.

26. Значение отдельных зольных элементов для растений, какие из них являются микроэлементами и какие макроэлементами.

27. Усвоение зольных элементов растениями из почвы.

28. Методы выявления необходимых для растений элементов.

29. Микроэлементы и их физиологическая роль. Избирательная способность корней в поглощении минеральных солей.

30. Требовательность растений к почвенному питанию и потребность в зольных элементах.

31. Минеральное питание дерева в лесу.

32. Роль микоризы в жизни древесных пород.

33. Значение азота в жизни растений. Формы почвенного азота, и какие из них доступны для питания высших растений.

34.Источники пополнения почвы азотом. Усвоение свободного азота атмосферы бобовыми растениями в симбиозе с почвенными бактериями.

35. Сущность процесса дыхания и его значение для жизнедеятельности растений.

36. Ассимиляция и диссимиляция, их единство и противоположность.

37. Интенсивность дыхания различных органов и тканей растений.

38. Зависимость процесса дыхания от внешних и внутренних условий.

39. Фотодыхание прорастающих семян.

40. Дыхание прорастающих семян. Причины самонагревания семян в кучах, отсутствия всходов при наличии плотной корки, слабого роста на избыточно увлажненных и уплотненных почвах.

41. Брожение. Химическая и энергетическая сторона этого процесса.

42. Опишите различные виды брожения и условия их вызывающие.

43. Почему аэробное дыхание эффективнее анаэробного? Напишите уравнения реакций этих процессов.

44. Понятие о росте и развитии растений. Фазы роста клетки.

45. Скорость роста дерева. Общий закон роста.

46. Зависимость роста от внешних и внутренних условий.

47. Гормоны роста. Их практическое применение.

48. Движение растений. Положительные и отрицательные тропизмы. Настии.

49. Фотопериодизм. Растения длинного и короткого дня, использование этих особенностей в практике при выращивании растений.

50. Период покоя органов растений. Как определить, находятся ли почки древесной породы или семена в состоянии глубокого покоя или покой их является вынужденным?

51. Задачи и методы систематики растений, её значение для лесоводов.

52. Системы растительного мира: искусственные, естественные, филогенетические.

53. Отличительные особенности систем растительного мира А.Л.Тахтаджяна и А.А. Гроссгейма.

54. Характеристика основных систематических единиц на примере покрытосеменных.

55. Работы учёного-ботаника К. Линнея. Бинарная номенклатура в названии растений.

56. Признаки различия между низшими и высшими растениями. Способы питания представителей всех отделов высших и низших растений.

57. Бактерии, их строение, размножение, питание.

58. Роль бактерий в природе и жизни человека.

59. Водоросли, их характеристика, способы размножения.

60. Местообитание водорослей, их роль в природе и народном хозяйстве.

61. Зеленые водоросли, их характеристика и классификация. Представители порядков.

62. В чём состоит различие в питании и строении водорослей, грибов, лишайников?

63. Почему грибы по системе академика А.Л.Тахтаджяна не относятся к растениям, а выделены в самостоятельное царство Грибов?

64. Общая характеристика грибов. Низшие грибы.

65. Сумчатые грибы, их развитие, размножение, представители и практическое значение.

66. Базидиальные грибы, их спороношение, деление на порядки, представители и их характеристика.

67. Сравните способы размножения водорослей, грибов и лишайников.

68. Лишайники, их морфологическое, анатомическое строение и размножение.

69. Взаимоотношения грибов и водорослей в теле лишайника.

70. Роль лишайников в природе и практическое значение. Назовите лишайники напочвенные и обитающие на коре деревьев.

71. Мохообразные, особенности их строения и классификация.

72. Цикл развития мхов на примере кукушкина льна.

73. Характеристика сфагновых мхов, их роль в образовании торфа.

74. Роль мхов в жизни леса. Мхи – индикаторы почвенно-грунтовых условий.

75. Высшие растения, их эволюция, строение, цикл развития, отделы.

76. Папоротникообразные, их характеристика и классификация. Роль папоротникообразных в образовании каменного угля.

77. Опишите чередование поколений и цикл развития щитовника мужского. Роль папоротникообразных в образовании травяного покрова в лесу.

78. Сходство и различия в цикле развития мхов и папоротников.

79. Плауны, их строение и цикл развития. Роль плаунов в образовании травяного покрова в лесу.

80. Строение и цикл развития селагинеллы. Изобразите чередование поколений в жизненном цикле равноспоровых и разноспоровых плаунов.

81. Хвощи, их строение и цикл развития. Роль хвощей в образовании травяного покрова в лесу.

82. Роль папоротников, плаунов, хвощей в образовании растительности и их индикаторное значение.

83. Общая характеристика семенных растений.

84. Характеристика и цикл развития голосеменных растений.

85. Голосеменные: строение пыльцы, зародышевого мешка, оплодотворение.

86. Общая характеристика класса хвойные, его представители. Значение хвойных в образовании лесов.

87. Общие черты и различия в цикле развития голосеменных и папоротникообразных.

88. Особенности развития зародышевого мешка у голосеменных и покрытосеменных. В чем различие между простым оплодотворением у голосеменных и двойным у покрытосеменных?

89. Особенности покрытосеменных и цикл их развития.

90. Сравнение поколений у покрытосеменных, голосеменных, папоротникообразных и мохообразных. Роль покрытосеменных в природе и практике человека.

91. Опишите признаки примитивной и высокой организации цветковых растений.

92. Краткая характеристика семейств осоковые и злаковые. Назовите и опишите типичные лесные осоки и злаки, укажите условия их местопроизрастания и хозяйственное значение.

93. Краткая характеристика семейств вересковые и брусничные. В каких условиях местообитания произрастают растения этих семейств, их морфологическая характеристика и хозяйственное значение.

94. Краткая характеристика семейств лютиковые и розоцветные. Назовите и опишите лесные травянистые растения из данных семейств, укажите условия их местопроизрастания и хозяйственное значение.

95. Краткая характеристика семейств бобовые и сложноцветные.

96. Назовите семейства, у которых цветки собраны в соцветие: простой или сложный зонтик, корзинку, кисть. Опишите представителей этих семейств.

97. Назовите и опишите семейства, у которых цветки с нижней завязью. Приведите для примера по несколько видов растений от каждого семейства.

98. Назовите и опишите семейства, у которых цветки с верхней завязью. Укажите для примера представителей от каждого семейства.

99. Опишите семейства со сростнолепестным околоцветником, укажите представителей.

100. Назовите семейства и опишите виды растений с сочными плодами.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...