Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Передача сообщения по подследственности или в суд




Поводы, содержащие информацию о преступлениях, независимо от места их совершения, должны приниматься любым из органов, в компетенцию которых входит разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела. Часть 1 ст. 144 УПК содержит прямое указание на обязательность приема сообщений даже в тех случаях, когда разрешение поводов не относится к ведению определенного органа. Должностные лица не вправе отказываться от приема сообщений под предлогом обслуживания ими иной территории, недостаточности сведений для разрешения вопроса о наличии признаков преступления, а также по любым иным причинам. При этом орган должен направить информацию по подследственности или в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК) и одновременно принять надлежащие меры реагирования.

Если в орган предварительного расследования поступило заявление лица о совершении такого преступления, по которому уголовное дело возбуждается судом (ч. 2 ст. 20 УПК), документ направляется в соответствующий суд, о чем сообщается заявителю. Если же в поступившем поводе содержатся сведения, которые требуют реагирования в порядке, предусмотренном для дел публичного обвинения (ч. 5 ст. 20 УПК), органу следует принимать решения по существу данных сведений, а заявителя информировать о результатах. В случаях, когда в результате проверки было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, но в поводе содержались также и сведения о совершении такого преступления, по которому дела рассматриваются в порядке частного обвинения, одновременно заявителю разъясняется его право обратиться с заявлением непосредственно в суд.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Полномочия следователя

 

В соответствии с ч. 1 ст. 150 УПК предварительное расследование производится в форме предварительного следствия или в форме дознания.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (п. 40 ст. 5 УПК). Это означает, что следователь использует свои процессуальные полномочия в рамках производства по конкретному уголовному делу, возбужденному им в установленном законом порядке или принятому к своему производству.

Полномочия следователя представляют собой систему его процессуальных прав и обязанностей, необходимых и достаточных для установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и последующей' передачи дела в суд для рассмотрения по существу или прекращения уголовного дела.

Компетенция по производству уголовных дел различных категорий распределена между следователями прокуратуры, органов федеральной безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и органов налоговой полиции (ст 151 УПК).

Полномочия следователя общим образом определяются в ст. 38 УПК и конкретизируются в уголовно-процессуальном законодательстве применительно к производству конкретных следственных и иных процессуальных действий и принятию решений по вопросам, возникающим в ходе предварительного следствия.

Полномочия следователя могут быть установлены в иных законодательных актах, а организационные полномочия – в подзаконных актах соответствующих ведомств.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора.

Закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда необходимо получение судебного решения и (или) санкции прокурора на принятие следователем решений или выполнение уголовно-процессуальных действий.

Следователь процессуально независим при принятии решений о направлении уголовного дела, а также при определении очередности и тактики производства следственных действий.

Процессуальная независимость следователя заключается прежде всего в том, что никто, кроме действующих в пределах своих полномочий прокурора и начальника следственного отдела, не может истребовать материалы, на основе которых следователь вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, уголовные дела для проверки состояния расследования, изучения и дачи по ним указаний, определения квалификации преступления или иным способом вмешиваться в процессуальную деятельность следователя.

Одним из средств обеспечения процессуальной независимости следователя является законодательное ограничение полномочий прокурора и начальника следственного отдела по осуществлению процессуального руководства предварительным следствием (см. ч. 3 ст. 38, ч. 4 ст. 39 УПК и др.).

Ряд полномочий следователя носит властный характер. В частности, следователь вправе требовать от граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц выполнения или невыполнения определенных действий (например, не покидать без разрешения следователя место постоянного или временного проживания, представлять необходимые предметы и документы, принимать участие в производстве следственных действий в качестве понятых, переводчиков, специалистов и т. п.). Разумеется, требования следователя должны быть правомерными.

Исполнение требований следователя обеспечивается, во-первых, установленной законом обязательностью для учреждений, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан требований, поручений и запросов следователя, предъявленных в пределах законных полномочий (ч. 4 ст. 21 УПК), а во-вторых, возможностью применения мер процессуального принуждения к участникам уголовно-процессуальной деятельности, не исполняющим правомерные требования следователя (подробно о мерах процессуального принуждения см. разд. 7).

Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести соответствующим организации или должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (ч. 2 ст. 158 УПК).

Властный характер полномочий следователя обнаруживается в его взаимоотношениях с органами дознания. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Поручение – это предложение следователя органу дознания выполнить процессуальные действия или оперативно-розыскные мероприятия. В поручении указывается: орган дознания, которому дается поручение; краткое изложение сущности дела, по которому дается поручение; уголовно-процессуальная норма, дающая следователю основание для дачи поручения; следственные и розыскные действия, которые необходимо выполнить; от кого исходит поручение.

Указание следователя дополняет его поручение и состоит в разъяснении, как выполнить поручение. Иначе говоря, указание – это сообщение следователем органу дознания тактических условий выполнения поручения. Например, следователь дает указание: сообщить свидетелю перед допросом, что преступник арестован и не следует опасаться мести, или огласить свидетелю показания потерпевшего и т. п.

Право следователя давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных действий имеет определенные границы. Прежде всего следует иметь в виду, что поручения и указания следователь вправе дать лишь тогда, когда в силу объективных причин не может лично произвести требуемые следственные действия. В любом случае следователь ни при каких условиях не вправе поручать органу дознания предъявление обвинения и допрос обвиняемого, избрание меры пресечения, признание лица потерпевшим, гражданским истцом, привлечение в качестве гражданского ответчика, назначение экспертиз. Следователь также не вправе поручать органу дознания производство таких следственных действий, которые имеют наиболее важное значение по данному уголовному делу или требуют особо умелого и квалифицированного исполнения (например, осмотр места происшествия при убийстве, авиакатастрофах, предъявление для опознания, следственный эксперимент и др.).

Поручения следует направлять начальнику органа дознания, поскольку он знает, кому из его подчиненных можно поручить выполнение требуемых действий с учетом его профессионального мастерства и выполняемого в данный момент объема работ.

Поручения могут быть направлены конкретным сотрудникам органа дознания в тех случаях, когда они включены в состав следственно-оперативной группы. Копии поручений приобщаются к уголовному делу вместе с протоколами соответствующих следственных действий, произведенных сотрудниками органов дознания по поручению следователя. В противном случае результаты произведенных следственных действий могут быть признаны не имеющими юридической силы (подробно о поручениях см. разд. 5.3).

Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе (ч. 7 ст. 164 УПК).

Ведомственными актами следователям предоставляются иные организационные полномочия, не противоречащие действующему законодательству. Существенное значение для правильной реализации полномочий следователя имеют разъяснения по вопросам судебной практики, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, а также выводы, сформулированные в определениях (постановлениях) судебных коллегий и президиумов судов по конкретным уголовным делам.

Следователь обязан принимать надлежащие меры по реабилитации лица, которое было подвергнуто незаконному или необоснованному уголовному преследованию. При этом причиненный гражданину вред возмещается государством в полном объеме, независимо от вины следователя или иных должностных лиц уголовного судопроизводства.

Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда следователь определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции (ч. 4 ст. 135 УПК).

Если сведения о задержании реабилитированного, заключении его под стражу, временном отстранении его от должности, применении к нему принудительных мер медицинского характера, осуждении реабилитированного и иных примененных к нему незаконных действиях были опубликованы в печати, распространены по радио, телевидению или в иных средствах массовой информации, то по требованию реабилитированного, а в случае его смерти – его родственников или письменному указанию следователя соответствующие средства массовой информации обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации (ч. 3 ст. 136 УПК).

По требованию реабилитированного, а в случае его смерти – его родственников следователь обязан в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или месту жительства (ч. 4 ст. 136 УПК).

При сложности и большом объеме уголовного дела производство может быть поручено следственной группе (ст. 163 УПК). Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает прокурор по ходатайству начальника следственного отдела. В постановлении прокурора должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому.

Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение или выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.

Руководитель следственной группы уполномочен принимать следующие решения: 1) о выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном ст. 153–155 УПК; 2) о прекращении уголовного дела полностью или частично; 3) о приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу; 4) о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения; 5) о направлении обвиняемого в медицинское учреждение для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, когда для этого требуется судебное решение в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК; 6) о возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока предварительного следствия; 7) о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий по судебному решению.

Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями в рамках производства по данному делу, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...