Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лучшие в мире программы наверстывания упущенного — и почему они работают




До десяти лет Хелен Келлер была слепой, глухой и немой.

К шестнадцати годам она научилась читать по Брайлю, писать и говорить, причем настолько хорошо, что даже смогла поступить в колледж, который закончила с отличием в 1904 г.

Хелен повезло — ее первая учительница никогда не слышала о таком понятии, как «необучаемый ребенок».

У Хелен Келлер не было возможности использовать зрение и слух, поэтому сначала она училась с помощью осязания. Нас всех очень вдохновляют последние революционные открытия в области образования, предоставляющие возможность «переключиться» на более легкие методы обучения, и даже тем, на кого навесили ярлык «отстающих» или «с задержками в развитии».

Прошло почти столетие после того, как Келлер окончила колледж, но ее послание миру не потеряло актуальности: каждый человек является одаренным — по крайней мере, хоть в чем-то.

Чем раньше вы начнете развивать свои таланты, тем лучше. Одно из исследований, проведенных журналом Fortune, показало, что каждый доллар, потраченный на заботу о здоровье ребенка до его рождения, позволяет сэкономить 3,38 долл. в реанимационном отделении для новорожденных, а каждый доллар, потраченный на передовые дошкольные программы раннего развития, «экономит 6 долл. в бюджетах спецшкол, социального обеспечения, программ по предотвращению беременности подростков и в расходах на содержание заключенных».

Но если дети все же получили мало знаний и навыков в раннем возрасте, могут ли они нагнать упущенное в начальной школе? К счастью, на этот вопрос можно уверенно ответить «да». Это не означает, что ни у кого из них не будет сложностей с обучением, но признание их «необучаемыми» должно, наравне с IQ-тестами, рассматриваться как самая большая трагедия XX века в образовании. Сам факт навешивания подобных ярлыков часто приводит к дополнительным стрессам. Наши исследования убедили нас в том, что учиться может любой человекучиться своим особенным, индивидуальным способом. Этих способов существует много и они чрезвычайно разнообразны.

Два ключевых принципа:
связи «разум — тело» и «разум — мозг»

Первое, что необходимо подчеркнуть: обучение представляет собой не только академический процесс. Младенцы развиваются, когда сосут грудь, хватают предметы, ползают, ходят, карабкаются, прыгают и крутятся. Тот же принцип действует и в отношении детей постарше и взрослых.

Профессор Даймонд и ее коллеги в университете Беркли убедительно доказали, что чем эффективнее физическая и интеллектуальная стимуляция, тем интенсивнее растут дендриты мозговых клеток. Профессор Палмер из Миннесоты доказал, что физические упражнения в детском саду могут существенно улучшить академическую успеваемость детей пятилетнего возраста, потому что они способствует росту мозга. Говоря о втором принципе, следует отметить, что мозг и разум — не одно и то же. Для простоты, сравнивая эти понятия с компьютерной терминологией, мы можем сказать, что мозг представляет собой аппаратное, приборное обеспечение (железо, как говорят специалисты), а разум — программное обеспечение. Мозг — это биологическая и неврологическая субстанция: он состоит из нейронов, клеток нейроглии, и миелиновых оболочек, которые все вместе создают биологический механизм. В контексте данной книги разум представляет собой наполнение мозга. Стимуляция развития разума через развитие тела не только возможна, но и крайне желательна.

Хелен Келлер является в этом отношении классическим примером. Ей потребовалось три года на то, чтобы просто выучить алфавит. Ее учительница, Анна Салливан, могла общаться с ее мозгом и разумом, используя осязание. Позже она смогла «проговаривать» слова, касаясь ладони девочки. Со временем Хелен научилась читать и писать, изучив алфавит Брайля.

На развитие способности Келлер к обучению повлияли пять основных факторов: время, культурная среда, обстановка, поддержка и свобода выбора.

Время, очевидно, много значит. Начальные навыки Хелен приобретала очень долго, но как только она достигла первых результатов, дело пошло быстрее. Ее обучение никоим образом не тормозилось «задержками в развитии»; оно определялось в некоторой степени лишь наличием препятствий, для преодоления которых ей просто требовалось свое расписание. Хелен никогда бы не добилась успеха, попав в сегодняшние строго регламентированные школы с четким делением на классы.

Культурная среда также сыграла немаловажную роль. В той культуре, где воспитывалась Хелен, ценилось умение говорить и читать. Но, например, в культуре, где отсутствует письменность, значительно выше умения читать ценилось бы умение ориентироваться; поэтому именно культура определяет контекст обучения, — а, следовательно, и проблемы, возникающие при усвоении материала. Писатель и педагог, специализирующийся в области «специального обучения», Томас Армстронг замечательно кратко изложил этот принцип: «Именно культурная среда определяет, кто считается "ущербным"... и ребенок, которому в нашем обществе ставят диагноз "дислексия", навешивают ярлык "гиперактивного" или "неспособного учиться", мог бы преуспеть в другой культурной среде».

Келлер было суждено родиться слепой, глухой и немой. Ей приходилось учиться, исходя из этих крайне ограниченных возможностей. Если бы она проходила I.Q.-тест с его лингвистической базой, ее рейтинг был бы чрезвычайно низок, а может, она не набрала бы даже одного балла. Без участия Салливан она наверняка бы оказалась в учреждении для умственно отсталых, а не стала бы исключительно одаренным человеком.

Не меньшее значение имеет поддержка заботливого и способного учителя. Салливан никогда не бросала Хелен, даже когда у девочки случались дикие истерики.

Кроме того, у Хелен Келлер была и свобода выбора. В десять лет она решила, что хочет научиться говорить. Не было никакой спешки. Она сделала это в свое время и в своем контексте. И вновь смысл этого очевиден: в рамках традиционного образования слишком многих людей помещают в ситуации, когда их, сознательно или неосознанно, лишают выбора.

Анна Салливан открыла существование связи между мозгом и телом и разумом и телом, потому что в свое время у нее тоже возникали сложности в обучении. К счастью, сегодня известно и о множестве других исследований, подтверждающих результаты ее работы.

Специальная кинезиология

Некоторые из наиболее интересных исследовательских и практических результатов пришли к нам из области специальной кинезиологии. Наравне с кинестетикой (или идеомоторикой, то есть движением), важным аспектом многих стилей обучения является кинезиология, наука о движении, и кинестезия, то есть способность чувствовать положение тела, его движение и напряжение.

Кинезиология хорошо известна в некоторых странах благодаря ее вкладу в достижение высоких спортивных результатов. Бриджит Хаас Аллрогген из Мюнхенского института кинезиологии рассказывает об эффективности этой науки при работе с олимпийскими командами: «Вдруг события понеслись с головокружительной быстротой. Мы начали работать с лучшими австрийскими атлетами, позднее ставшими олимпийскими и мировыми чемпионами. Затем к нам обратилась норвежская олимпийская сборная, а затем и итальянцы. Все они одержали блестящие победы».

Подобные методики в настоящее время помогают и в образовании, причем не только людям, испытывающим сложности в обучении. По словам кинезиолога Кэтлин Кэрролл из Вашингтона, округ Колумбия, которая объединила свою методику с ускоренными стратегиями обучения, «кинезиология улучшает академические способности любого человека».

Частично это объясняется тем, что мозг передает сообщения как электрическим, так и химическим путем, а стресс может блокировать сигнал. Проще говоря, по словам педагогов-кинезиологов, когда на нас обрушивается стресс, наш мозг испытывает «короткое замыкание» — «предохранители» перегорают. Они считают, что это является основной причиной проблем, возникающих в процессе обучения, а навешивание ярлыков типа «дислексия», или еще что-нибудь подобное, приводит только к дополнительному стрессу и еще большему «перегреву». Зачастую решение проблемы можно найти в простых упражнениях, позволяющих убрать блок между левым и правым полушариями мозга. Избавившись от этого блока, вы в большинстве случаев избавитесь и от самой проблемы.

Среди наиболее выдающихся исследований по специальной кинезио-логии — работы, проведенные учеными Гордоном Стоуксом и Дэниелом Уайтсайдом, сотрудниками компании "Three In One Concepts", расположенной в Бербанке (штат Калифорния). По их словам, 80% сложностей, возникающих в процессе обучения, связаны со стрессом. Тут как раз и поможет кинезиология.

Стоукс и Уайтсайд разработали систему физических упражнений, использующую точечный массаж, мышечное тестирование и координационные паттерны, для переориентации электрических шаблонов мозга, способствующей разблокировке стресса, размыканию «закороченных соединений» и возвращению способности учиться. Работая с телом, ученые получили возможность изменять состояние как мозга, так и разума.

Поскольку мозг работает наиболее эффективно, когда его левое и правое полушария действуют сообща, многие из этих кинезиологических упражнений способны помочь ученику стать более сосредоточенным, более скоординированным, меньше подвергаться стрессам, упростив процесс обучения и сделав его более естественым. Не даром атлеты-олимпийцы используют определенные упражнения для подготовки к соревнованиям.

Многие из лучших и простейших упражнений были разработаны педагогами-кинезиологами Полом и Гейл Деннисон и описаны в их книге «Гимнастика для мозга» (Brain Gym), которую мы настоятельно рекомендуем использовать в качестве постоянного справочника.

Первоначально эти упражнения были составлены Полом Деннисоном для учащихся с диагнозом «дислексия», — считается, что такие люди видят написанный текст «задом наперед», как зеркальное отражение. Однако упражнения помогают не только ученикам с умственными или физическими недостатками — эти упражнения может использовать любой человек в любом возрасте, причем даже если у него нет никаких проблем с обучением. В частности, упражнения превосходно подходят для «смены состояния» в классе любой возрастной группы.

К несчастью, в большинстве школ еще не используют подобные упражнения, но в тех из них, в которых они уже применялись, достигнуты серьезные результаты. Типичным примером может послужить средняя школа в Сьерра-Виста, штат Калифорния (Sierra Vista Junior High School), в которой компания «Three In One Concepts» проводила работу ell учащимися, требующими «особого образования» — их отставание в развитии от сверстников составляло от трех до семи лет. Считалось, что у всех у них «дислексия». Специалист по кинезиологии работал с ними раз в неделю в течение восьми недель. К концу этого периода 73% учащихся продемонстрировали «значительный прогресс» (во всяком случае, нагнали один год за восемь недель) по трем из шести дисциплин, 50% — в одном предмете и 27% — в двух оставшихся.

В мире существует немало других замечательных программ, направленных на то, чтобы помочь отстающим ученикам. Среди тех, которые мы изучали, лучшими можно назвать:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...