Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информатизация общества, сущность и цели




 

Техника и технология в своем развитии имеют эволюционные и революционные стадии и периоды. Вначале обычно происходит медленное постепенное усовершенствование технических средств и технологии, накопление этих усовершенствований, что и является эволюцией. Эти накоп­ленные усовершенствования в определенный период вызывают коренные качественные изменения, замену устаревших технических средств и технологий новыми, использующими иные принципы. Последнее становится возможным благодаря проникновению в технику новых научных идей и принципов из естествознания. Сущность технологической революции заключается в техническом освоении научных открытий, на их основе технических изобретений, вызывающих переворот в средствах труда, видах энергии и необходимость перехода к новым способам производства. Известно, что до XVIII века техника развивалась в основном без научной методологии и изобретатели продолжали искать <вечный двигатель>, алхимики верили в таинственное превращение металлов. Вместе с тем начиная с эпохи Возрождения все сильнее проявляются новые моменты в развитии техники, обусловленные потребностями практики и соответствующим усилением процесса освоения научных знаний. Существенное значение имело осознание в этот период того факта, что возможности техники могут неизмеримо увеличиться при использовании научных открытий. Философское обоснование необходимости союза между наукой и техникой было дано Ф. Бэконом. идея того, что техника перестала развиваться спонтанно, основываясь лишь на интуиции отдельных изобретателей, техническое освоение природы в силу использования научной методологии приобрело совершенно новые черты. Влияние науки на технику сначала шло по линии повышения эффективности известных технических изобретений - водяного, ветряного, парового двигателей, совершенствования способов передачи и т.д. в дальнейшем, по мере создания исследовательских лабораторий непосредственно на производстве, усилился поток научных идей в технику. Техническое освоение природы к концу XIX в. стало органически связанным с успехами естествознания. Использование научных идей и открытий в процессе технического освоения природы представляет собой выдающийся феномен. Если человек еще мог эмпирически, методом <проб и ошибок> оперировать механической и тепловой и в какой-то мере химической формами движения и изобретать на этой основе различные устройства, то без науки было бы принципиально невозможно освоить другие формы движения, использовать электричество, ядерную энергию и т.д.

В ходе развития естествознания выявляются свойства, отношения предметов реальности, находящиеся вне непосредственного взаимодействия с субъектом. Выявленные характеристики объектов первоначально имеют значение как научное открытие. Впоследствии, однако, результаты этих открытий непосредственно или косвенно используются в технике и технологии. Как это ни кажется порой странным, абстрактные, идеализированные объекты и логикоматематические средства приводят к результатам, которые так или иначе вносят определяющий вклад в техническое освоение природы. Достаточно напомнить, что теоретические исследования Фарадея, Максвелла, Герца привели к возникновению электротехники и радиотехники, исследования в области строения атома обусловили создание атомной техники, своим появлением микроэлектроника обязана работам по физике твердого тела и т.д. Научное познание действительности, расширяя возможные пути технического развития, все более становится его необходимым условием и основанием. Техника в значительной степени определяется характерной для науки данного времени <парадигмой мышления>, распространенными методами и подходами исследования. В этой связи примечателен следующий факт. Технические системы вплоть до наших дней рассматривались изолированно, как замкнутые системы (без учета последствий их влияния на внешнюю среду). Это позволяло значительно упростить их проектирование и сосредоточить внимание на главном - повышении технико-экономических показателей. Такое рассмотрение технической системы не требует разработки особых методов, средств учета последствий ее воздействия на природную среду. Практическое осознание древней философской концепции - <все связано со всем> - началось в данной области преимущественно из-за обнаружения отрицательных экологических результатов технической деятельности. В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций:

Первая революция - изобретение письменности. Появилась возможность передачи данных от поколения к поколениям.

Вторая революция (середина XVI века) - изобретение книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, его культуру и организацию деятельности.

Третья революция (конец XIX века) - изобретение электричества. Появляются телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая революция (70-е гг. XX века) - изобретение микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера. На этом этапе происходит переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин; создание программно-управляемых устройств и процессоров. Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества. Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы - знаний [1, С.15]. Ученые выделяют как положительные, так и отрицательные последствия развития информационного общества. Последствия развития информационного общества: Положительные последствия

·   Решена проблема информационного кризиса;

·   Информация становится главным ресурсом;

·   Главной формой развития станет информационная экономика;

·   Автоматизированные хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной технологии;

·   Информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

Отрицательные последствия

·   Свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

·   Все большее влияние на общество средств массовой информации;

·   Информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

·   Проблема отбора качественной и достоверной информации;

·   Многим людям будет сложно адаптироваться к среде информационного общества;

Задача информатизации состоит в сокращении различных видов материальных, энергетических, финансовых и других потоков за счет их частичной замены и компенсации информационными технологиями. Экономические цели информатизации состоят в получении, обработке и применении информационного ресурса для повышения эффективности использования всех видов народнохозяйственных ресурсов.

Развитие информационного рынка - это главный фактор информатизации. Информация превращается в обыкновенный товар, в товар, который становится самым массовым в купле-продаже. Уже во многих развитых странах именно информационный рынок занимает ведущие позиции, опередив по темпам роста и своему обороту рынок материальных товаров и услуг. Информационный рынок или рынок знаков - это рыно закодированных в той или иной форме знаний, их материальных носителей и средств переработки и применения [2, С.96]. Структура информационного рынка выглядит следующим образом:

·   Традиционная бумажная информация: книги, журналы, патенты, лицензии, ноу-хау, проектная документация, рецепты;

·   Опытные партии товаров, оборудования, препаратов, технологических комплексов, имеющие информационное значение;

·   Современная машинная информатика: алгоритмы, модели, программы;

·   Техника создания всей "знаковой продукции": компьютеры, средства связи, интегральные схемы, техника видео - и аудиозаписи и т.д.;

·   Средства производства и использования знаковой продукции: бумага, магнитные ленты, диски и т.д.;

·   Вспомогательные материалы и оборудование: оргтехника, мебель для вычислительных центров и т.д.;

·   Реклама и рынок зрелищ;

А также к информационному рынку относится класс платной информации и коммерческие услуги: электронная почта, электронные газеты и журналы, дискуссии, референдумы, услуги городских справочных бюро, прогноз погоды, электронный телефонный справочник и т.д., и т.п. Товар явился исходным пунктом происхождения капитала, а рынок стал основой формирования индустриального общества. Информационный же товар выступает фактором формирования информационного общества с его информационным рынком.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...