Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информация туристская. Инфраструктура туристская. История туризма




ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТСКАЯ

Необходимые и достоверные сведения: о правилах въезда в стра­ну (место) временного пребывания туриста и пребывания там, об обы­чаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памят­никах природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды (Закон «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996).

Достоверность, надежность информации- соот­ветствие распространяемой информации о туристском продукте реальному состоянию. Позиция ответственности турагента и туропе­ратора при продвижении туристского продукта (Закон «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996).

ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИСТСКАЯ

Комплекс действующих сооружений и сетей производственного (инфраструктура производственная), социального (инфраструктура социальная) и рекреационного (инфраструктура рекреационная) назначения, используемая для обеспечения жизнедеятельности тури­стов (см. Индустрия туризма).

Инфраструктура рекреационная- комплекс действу­ющих зданий, сооружений, артефактов, непосредственно не относя­щихся к производству туристского продукта, но необходимых для рек­реационного обслуживания гостей, – стадионы, бассейны, корты, атлетические и оздоровительные комплексы, бани и сауны, парки отдыха, сады, зоопарки и т. п. (см. Деятельность рекреационная).

ИСТОРИЯ ТУРИЗМА

Временная периодизация туризма, преследующая выделение внут­ренне однородных этапов в его развитии. В истории развития туриз­ма различают четыре этапа: до нач. XIX в. – предыстория туризма; нач. XIX в. – нач. XX в. – элитарный туризм; зарождение специализи­рованных предприятий по производству туристских услуг; нач. XX в. – до второй мировой войны – начало становления социального туриз­ма; после второй мировой войны по настоящее время – массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

Предыстория туризма- период развития туризма до нач. XIX в. Включает следующие этапы развития туризма: античный ту­ризм, когда основными мотивами путешествий были: торговля, об­разование, паломничество, лечение, спортивные соревнования; туризм средних веков, когда основными мотивами путешествий были: рели­гиозный туризм, образование, аристократические отношения; туризм нового времени, когда основные тенденции отдыха определила про­мышленная революция, увеличившая массив рабочего времени и впер­вые поставившая вопросы о необходимости рекреации рабочих и слу­жащих.

Этапы развития туризма в России-стадии процес­са возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить пять этапов.

Первый этап – просветительский (до 1890) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путеше­ствий прежде всего в целях образования и сбора научно-географи­ческой и краеведческой информации о различных районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выпол­нению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее актив­но их использовали революционно-демократические слои и интел­лигенция России. Эта социальная ориентация туризма сохраняется и поныне и существенно отличает российский туризм от туризма др. стран Европы и США.

Второй этап – предпринимательский – начался с развитием капи­тализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в к-ром явно прослежи­ваются два основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. По­являются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клу­бы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шан­сов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тен­денций.

Третий этап – организационно-централизованный – начался с 1927 и завершился в кон. 60-х гг. Характеризуется доминированием идео­логических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, – социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т. д. Др. дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни об­щества, к-рые использовались как важные рычаги социалистическо­го строительства. С возникновением (1928) Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экс­курсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуа­цию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстен­сивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так фор­мировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необ­ходимости перехода к новой форме организации и планирования ту­ризма, основанной на системе социальных нормативов, что и соста­вило суть следующего этапа.

Четвертый этап – административно-нормативный (1969-1990) -характеризовался быстрыми темпами развития социального туриз­ма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслу­живания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попыт­ки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к пробле­мам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслужи­вания в рамках административно-командной системы и необходи­мость широкого использования экономических методов.

Пятый этап – переходный (с 1990). В нем проявились нек-рые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях эконо­мических реформ: 1) изменение структуры рекреационных потребно­стей и начало сегментации туристского рынка; 2) переход от моно­польного к многоукладному туристскому хозяйству; активное развитие малых и средних туристских предприятий; 3) переход к тспользованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений; 4) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому с гимулированию туристского рынка на новой законодательной основе. Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались – право на отдых созна­ется (и это записано в Конституции РФ) как важная составляющая социальных завоеваний и свобод, и ущемление его создает социальную базу для массовых конфликтов и противостояний различного уров­ня и характера. Реальное содержание пятого этапа обозначится в ходе столкновения этих негативных результатов и позитивных тенденций и во многом будет зависеть от общей ситуации в стране, хода эконо­мической и политической реформы, осознания властными структу­рами туризма как мощного мультипликатора рынка и важного фак­тора развития всей сферы услуг в России.

В истории развития туризма нет плавного течения. Дважды, в начале и в конце XX в., устоявшиеся течения подвергались револю­ционным изменениям, при этом в конце столетия произошел возврат к системе ценностей начала века.

Общества туристские в России.

Общество Всесоюзное добровольное пролетарского туризма и экскурсий – образовано в 1930 на базе Общества пролетарского ту­ризма (ОПТ). Задачи: широкое ознакомление народных масс со стра­ной и природными богатствами, подлежащими освоению; организа­ция массового обмена производственным опытом; активное участие в укреплении обороноспособности страны, здоровья людей; патрио­тическое воспитание и повышение культурного уровня трудящихся; участие туристов в общественно полезной работе. Туристско-экскур-сионная работа строилась по трем направлениям: производственно­му, сельскохозяйственному и краеведческому.

Общество «Кавказское горное» – функционировало в Пятигор­ске (1902-1909), готовило платных руководителей экскурсий, прово­дило экскурсии членов общества по маршрутам.

Общество любителей естествознания – организовано во 2-й пол. XIX в. в С. -Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге и др. горо­дах с целью изучения природных богатств окружающих территорий и проведения экскурсий для любителей природы.

Общество пролетарского туризма (ОПТ) РСФСР – массовое доб­ровольное общество туристов. Образовано в 1928 на основе Россий­ского общества туристов в результате объединения всех акционер­ных туристско-экскурсионных обществ и оргаиизацк. Государственного акционерного общества «Советский турист Украинского межпаевого экскурсионного товарищества и др. Руко­водящий орган: Центральный совет во главе с президиумом. Струк­тура ОПТ: отделения (в крупных городах), первичные организации  ячейки (на фабриках, заводах, в колхозах, учебных заведениях). Пре­образовано в 1930 во Всесоюзное добровольное общество пролетар­ского туризма и экскурсий.

Общество «Русское горное» – образовано в 1901. Просущество­вало до 1927. Проводило изучение природных богатств России, орга­низовывало походы, путешествия, экскурсии.

Общество туристов Российское (РОТ) – создано (1905) на базе «Русского турингклуба» (см. Клуб). Организовывало туристские пу­тешествия по России и за границей, религиозный туризм, экскурсии для педагогов, учебно-воспитательные поездки. При POl действовала комиссия по проведению образовательных экскурсии по России с отделениями при С. -Петербургском, Казанском, Киевском и др. учебных округах. Комиссия разрабатывала маршруты по Севе­ру и Востоку России, Волге. РОТ издавало журналы «Русский турист», «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей» (Одесса), «Русский экскурсант» (Ярославль), Te°Pf™Ko-Me-тодическую и справочную литературу, путеводители. В 1928 PU1 было ликвидировано в связи с созданием Общества пролетарского туризма.

 

К

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...