Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные нормативы выполнения ЦПМ




При исследованиидетей4,5-11 лет (исследования 1983-1997 годов)г. Москвы и Московской области с помощью ЦПМ были получены следующие данные (табл. 1).

 

Возраст ребенка Среднее значение (баллы) Разброс (в баллах)
1 4,5-5,5 лет   8-22  
  5,5-6 лет   12-24
з 6-6,5 лет   13-27
  6,5-7 лет   14-29
  7-7,5 лет   15-30
  7,5-8 лет   16-31
  8-8,5 лет   17-32
  8-9 лет   18-34
  9-10 лет   20-35
  10-11 лет 21-35
             

 

 

24. Методика «Клипец» А. Левицкого

 

Источник: С. Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии» с. 130-132

 

Описание.

1. Методика предложена и апробирована польским психологом А. Левицким. Направлена на выявление способности к абстраги­рованию у детей и взрослых с небольшим образовательным уров­нем. В последние годы апробирована и видоизменена дефектологами Т. И. Гудилиной и Т. К. Гриньковой. По построению является обучающим экспериментом. Для проведения опыта нужно приготовить 26 небольших карточек, на которых красками или аппликацией изображены
различные по сочетанию форм и красок орнаменты (см. цветное приложение). Среди них — 6 карточек, на которых в центре изо бражен черный квадрат на фоне различных, иных по цвету прямо­угольников. Нужен также секундомер.

3. Методика проводится в двух различных вариантах, обла­дающих существенными, можно сказать, принципиальными от­личиями.

Первый (закрытый) вариант строится так. Без каких-либо предисловий или указаний цели и задачи опыта больному пока­зывают одну из карточек, на которых изображен в центре черный квадрат, и говорят: «Эта карточка называется «Клипец». Это просто название ее, само слово ничего не означает». Затем показывают вторую карточку, с иным узором, и говорят: «А это не «Клипец» — и кладут ее поверх первой, закрывая ее. Дальше опыт идет так. Больному показывают заранее пронумерованные карточки по одной и каждый раз спрашивают: «А это «Клипец» или нет?» Каждый ответ больного корригируется экспериментатором, т. е. если больной называл «Клипцем» иную карточку, без черного квадрата внутри, ему говорят: «Нет, это не «Клипец». Если он сказал, что это не «Клипец», подтверждают: «Правильно, это не «Клипец», и т. д.

После просмотра всех 26 карточек больного спрашивают: «Так какие карточки называются «Клипец»?». Если больной отвечает правильно, т. е. говорит, что это карточки с черным квадратом в середине, опыт считается законченным.

В некоторых случаях, если по называнию карточек очевидно, что больной уже выделил «Клипец» из остальных фигурок, но словесно сформулировать, какие фигурки называются «Клипец», ему трудно, можно для контроля предложить больному просто выбрать из всех карточек все «Клипцы».

Второй (открытый) вариант отличается тем, что первая карточка «Клипец» не накрывается следующей, а все время эксперимента остается открытой.

В остальном эксперимент идет точно так же, как и при закрытом варианте. Это, казалось бы, небольшое различие методики опыта коренным образом меняет его психологическую суть. При открытом варианте больной может каждый раз сравнивать взором следующую карточку с заданным образцом «Клипец». При этом не требуется сохранения в памяти образца, процесс абстрагирования как бы освобождается от влияния памяти.

4. При исследовании психически здоровых исследуемых, как взрослых, так и детей, выявилось, что даже при закрытом варианте решение достигается на протяжении 1—2, редко 3 просмотров 26 карточек. Дети-олигофрены с трудом выполняют это задание даже после 4—5 просмотров. Закрытый вариант вообще труднее открытого. Однако обнаружилось, что для олигофренов разница между вариантами не имеет большого значения. Даже открытый вариант олигофрены выполняют с трудом. Между тем для больных с последствиями органических заболеваний мозга (как для детей, так и для взрослых больных с сосудистой патологией) очень велико различие между открытым и закрытым вариантами методики. Если открытый вариант они решают почти как здоровые, то в решении закрытого приближаются к олигофренам.

 

25. Определение понятий

 

Источник: Н. Семаго, М. Семаго, «Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст» с. 233-237

 

Описание.

Цель. Исследование особенностей и уровня понятийного развития, аналитико-синтетической стороны речемыслительной деятельности, а именно сформированности операций по выделению наиболее существенных признаков предлагаемых понятий.

Задания методики могут предъявляться как на слух, устно (в этом случае необходимо учитывать особенности слухоречевого запоминания ребенка), так и в виде текста (бланковый вариант методики). При использовании бланкового варианта методики необходимо, чтобы у ребенка было сформировано осмысленное чтение.

В основном, описание данной методики мы встречаем в классических работах С. Я. Рубинштейн, М. П. Кононовой, В. М. Блейхера, в литературных источниках, относящихся к 70-90-м годам. В большинстве современных пособий по психологической диагностике эти методики, как правило, незаслуженно забыты.

Возрастной диапазон применения. Согласно онтогенезу понятийного мышления ребенка (по Л. С. Выготскому), истинно понятийная классификация, базирующаяся, прежде всего, на определении понятийной принадлежности данного объекта к конкретному понятийному полю, складывается не ранее 6,57,5 лет. Следовательно, даже для анализа простых частотных понятий целесообразно использование этой методики не ранее младшего школьного возраста. Верхняя граница не определена. Адекватность использования заданий данной методики находится в прямой зависимости от социокультурных особенностей среды, в которой развивается ребенок.

Стимульный материал. В качестве стимульного материала23 используются частотные слова единственного числа, именительного падежа, относящиеся по родовому признаку к основным классификационным категориям: мебель одежда, животные, растения и т. п. Для детей старше 8 лет могут быть использованы понятия, относящиеся к категориям транспорт, явления природы. Наиболее сложными являются такие абстрактные категории, как: человеческие качества, эмоциональные состояния, «настроения души», а также отвлеченные абстрактные понятия: развитие, прогресс, проекция и т. п., относимые к собственно научным понятиям. Подобные понятия могут быть использованы для оценки уровня понятийного развития детей (подростков) в возрасте 13-14 лет причем определяющее значение в этом случае будут иметь их социокультурный уровень, образовательная программа и т. п.

Процедура проведения

Ребенка просят объяснить, что означает то или иное слово, как можно сказать то же самое другими словами. Обязательно приводится пример. В качестве такого примера выступают самые элементарные понятия. Например: «Стол - это мебель, которая необходима в быту или для работы» [16, 47] При проведении обследования ребенку следует давать все более сложные понятия.

Инструкция. «Я сейчас назову тебе слово, а ты скажешь, что оно означает, как о нем можно сказать другими словами». (Далее следует объяснение какого-либо простого понятия.)

Возможен вариант инструкции, подающейся без примеров. Подобную инструкцию имеет смысл предъявлять в тех случаях, когда у специалиста возникает гипотеза о наличии у ребенка (подростка) определенного своеобразия мыслительного процесса (в частности, когда при ответе возникает «опора» на латентные признаки, в случае возникновения гипотезы о наличии у ребенка отклоняющегося развития по типу искаженного развития преимущественно когнитивной сферы). Точно так же инструкцию имеет смысл подавать без примера в случае подозрения на недостаточность сформированности уровня понятийного развития. То есть тогда, когда вероятнее всего ребенок будет проводить классификационный анализ по онтогенетически более «ранним» понятийным признакам (ситуативному, конкретному и т. п.), по сравнению со своим актуальным возрастом.

 

Анализируемые показатели

• доступность задания;

• уровень понятийного анализа;

• наличие специфических признаков при определении понятия;

• способ объяснения (в том числе наличие «вычурности» в описании понятия, других специфических способов объяснения);

• критичность к собственной деятельности;

• характер деятельности;

• объем и характер необходимой помощи;

• уровень и специфика речевого развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...