Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

такое же достойное занятие, как писать поэму» (В. Букер)




Я полностью разделяю мнение автора, так как в нашем веке информационных технологий большое внимание уделяется умственному труду, а труд физический и все профессии связанные с ним отодвигаются на второй план, считаются непрестижными. В данном высказывании преимущественно говорится о профессиональном престиже, который занимает важное место в социальной стратификации, и который зависит от

интересов общества. Так, в индустриальном обществе престиж профессии зависел не от уровня дохода, а больше от приносимой пользы, потому что интерес индустриального общества был направлен на развитие (были престижны такие профессии как инженер, учитель, врач). В обществе же информационном интерес общества направлен на


 

накопление благ, поэтому сейчас престижны такие профессии, как банкир, предприниматель, менеджер.

Таким образом, можно сказать, что процветания можно добиться, изменив интерес общества не в одном направлении: производстве, развитии, накоплении, - а во всех этих направления сразу. Кто знает, может быть, уже скоро наступит «новый век» и новое процветающее общество?

 

«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого» (Сенека)

Эссе №1

Фраза Сенеки для меня является ключом к ответу на вопрос, что же такое общество. Существует много определений понятия общества. Рассмотрим одно из них. Общество – это динамическая система, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Из этого определения следует, что общество, как и всякая система, состоит из элементов, так называемых «камней», которые находятся в постоянном взаимодействии и развитии. В структуре общества можно выделить четыре подсистемы, представленные сферами общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Каждая сфера является сложным образованием и состоит из множества элементов. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, называются общественными отношениями.

Еще одним важнейшим элементом общества являются социальные институты. Обратимся к истории. На Руси в первых законах были предусмотрены различные наказания за убийство. Степень жесткости наказания зависела от принадлежности к тому или иному социальному слою или группе. Этот пример иллюстрирует связь правовых норм и социальных отношений. Общественная жизнь находится в постоянном изменении и развитии, которое может быть как прогрессивным, так и регрессивным. Этот фактор

зависит от прочности связей между подсистемами. Действительно, если в стране начнется экономический кризис, то сразу же будет разлад в социальной сфере, что повлечет за собой крушение духовной сферы. В таком государстве будет наблюдаться регрессивное развитие общественной жизни. Произойдет разлад в обществе. Таким образом, общество

– свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого.

Нельзя не согласиться с высказыванием Сенеки. Вопрос о том, что такое общество, каково место человека в нем волновал человеческие умы с незапамятных времен. Сегодня определений у понятия «Общество» огромное множество, - это и то, что общество – это группа людей объединенных общими интересами; общество – это определенный этап в развитии человеческого сообщества; общество – это все человечество в целом в его прошлом, настоящем и будущем и многое другое. Однако главное о чем говорит Сенека – это то, что в основе общества лежит взаимодействие между его членами (если бы один не поддерживал другого), без которого бы общество обрушилось. И действительно трудно представить себе общество, в котором бы люди не взаимодействовали между собой в разных видах и формах (участие в совместной деятельности (строительство дома), общение (родитель - ребенок), ответ на вызовы природы (строительство защитных дамб от наводнений) и т.д.).

По-моему, общество, вне взаимодействия между его членами существовать не может и не сможет существовать никогда, как бы человек не стремился быть автономным и независимым. Без взаимной поддержки у общества нет никаких перспектив к развитию.

 

Эссе №2


 

«Я не согласна с данной точкой зрения. Во-первых, общество – понятие многозначное. Общества бывают разные. Я сама столкнулась в жизни с одной ситуацией. В городе есть два общества, которые разделяет направление в музыке. Одни считают свою субкультуру более удачной и интересной, думают, что она достигнет больших высот, а другие, соответственно, свою. Но из-за этих споров и неподдержки ничего не рушится, наоборот, у тех и тех появляется стимул к работе. А ведь 2 этих общества, нужно заметить, являются одним целым обществом, исходя из обыденного определения».

 

Эссе №3

Я абсолютно согласна с высказыванием Сенеки. Действительно, общество, обычно состоит из группы людей, которых соединяет какой-либо общий интерес, за счет чего они иногда (а, может, и всегда) вынуждены поддерживать друг друга. Нам всем приходится сталкиваться с обществом, с людьми. Где бы мы ни оказались, где-то мы найдем единомышленников, а также людей, которые не будут разделять наш интерес, цели, желания. Но в любом случае, если бы люди не имели общих точек соприкосновения и не поддерживали друг друга, то думаю такого понятия, как «общество» вообще не существовало.

 

Эссе №4

«Что такое общество? Существует множество определений этого понятия, но, на мой взгляд, общество – это некая система, внутри которой все взаимосвязано. Как известно, в нашем мире существуют 4 сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая и духовная. Все эти сферы тесно переплетаются между собой, взаимодействуют друг с другом. На мой взгляд, именно об этом говорил Сенека в данном утверждении. И я полностью разделяю его мнение по этому поводу, ведь если представить, что в каком-либо обществе намечается некий кризис в одной из сфер, то этот кризис будет затрагивать все остальные составные части человеческого опыта.

В частности, если кризис начинается в политической сфере, то он плавно перетекает в социальную, т.к. именно государство регулирует общественные отношения. После этого страдает экономика государства, ведь без нормальных социальных взаимоотношений не могут протекать какие-либо экономические процессы. И после всех вышесказанных кризисных явлений происходит окончательный моральный упадок, который влечет за собой окончательный крах всего общества. И, как говорил Сенека: «Свод камней обрушился…»

 

Эссе №5

«Общество. Как часто мы слышим это слово! Но все же, что это такое? Сенека трактует это так: «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Так ли это на самом деле?

В моем понимании, общество – это группа людей, объединенных общими идеями и интересами. Тогда получается, что камни – это люди, а поддерживают они друг друга с помощью общих интересов. Этот принцип легко уловить в небольшом обществе. Например, класс. Это маленькое общество, объединенное желанием получить образование. Или, например, общество филателистов. Это люди, которым нравится собирать редкие и интересные марки.

А действует ли этот принцип в обществе, состоящем из большого числа людей? Например, государство. Оно состоит из сотен тысяч людей. Они все разные. У них разный цвет глаз, цвет волос, часто и цвет кожи, они исповедуют разную религию, у них разные интересы. У них нет общего. Тогда получается, что это не общество? Я с этим не согласна.


 

На мой взгляд, их объединяет самое важное, что у них есть, это любовь к государству. У них все же общий официальный язык (хотя они могут разговаривать и на других), общие традиции и обычаи. Также и страна, нация – тоже общество. И даже мир – общество (нас объединяет то, что мы живем на планете Земля).

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что Сенека полностью прав, на мой взгляд. И это самое точное определение общества».

 

Эссе №6

«Смысл высказывания Сенеки можно рассматривать с разных сторон. Например, с точки зрения экономики понятие общества и сущности человека как системы.

Общество как система состоит из элементов, главными принципами которой является взаимодействие, как между самими элементами, так и между конкретным элементом и системой, в противном случае он выбрасывается из нее. Если рассматривать человека, как элемент социальной системы, то без их взаимосвязи общество не может существовать. Поскольку человек – биосоциальное существо, для которого потребность в общении является естественной, то общество действительно есть целостный организм. Порядок в нем устанавливается за счет создания социальных институтов, продуктов политической деятельности (конституции, декларации, законы) и т.д., а значит взаимодействие людей обязательно. Иначе образуется хаос (примером из истории является анархия, которая исключила себя как вариант существования общества).

С точки зрения экономики невозможно осуществление и развитие производительных сил без человеческих отношений (хотя бы производственных). Человек по своей природе не универсален во всем одинаково (безусловно, немало примеров, но такая характеристика свойственна далеко не всем людям), поэтому для более эффективного экономического устройства необходима совокупность всех умений и знаний, которыми владеют люди, а также умение грамотно их сопоставить и организовать.

Таким образом, я полностью согласна с высказыванием Сенеки, его точку зрения можно подтвердить, рассматривая общество в контексте всех сфер жизни (политической, экономической, социальной и духовной), а также взаимодействием между ними и понятием самого общества (в контексте системы)».

 

Эссе №7

«В архитектуре есть понятие краеугольного камня – камня, держащего все здание. Вынь его – здание обрушится. А в обществе все камни – краеугольные. Без какой-либо части все рухнет.

Общество разделяется на 4 сферы: экономическую, социальную, политическую и

духовную. Существуют разные мнения исследователей о том, какая из них наиболее важная. Часть ученых являются сторонниками экономического детерминизма (считают, что экономическая сфера наиболее важная), часть считает, что духовная сфера является наиболее значимой, а другая часть придерживается мнения, что все сферы равноправны, и нет главной. Я склоняюсь к последней группе ученых. И, действительно, возьмем духовную сферу общества. Предположим, что этот «камень» вынули. Отсутствие морали, нравственности приведет к хаосу, разгулу преступности, обрушится следом другой

«камень» - социальная сфера, а следом и политическая. Отсутствие хорошего образования приведет к нехватке квалифицированных специалистов, что в свою очередь приведет к обрушению полезного «камня» - экономической сферы.

Посмотрим, что будет, если убрать экономическую сферу. В первую очередь, это приведет к нестабильной ситуации в обществе, падет социальная сфера, духовная и


 

политическая, т.к. какие-либо кризисы в экономике приведут к невыплате зарплаты, дефолту и т.д.

Убрать политическую сферу? Страна окажется в изоляции, не будет контактировать с другими государствами, пострадают остальные сферы жизни общества. А ведь политическая жизнь есть и внутри страны, какие-либо разногласия в «верхах» приведут к волнениям в «низах».

А если убрать социальную сферу жизни общества, то остальные просто не смогут

существовать, не будет связующего звена между ними.

Таким образом, можно увидеть, что стоит вынуть какой-либо «камень», как другие незамедлительно рушатся вслед за ним. Все сферы жизни общества очень тесно взаимосвязаны, и одна не может существовать без другой».

 

«Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим, оно обращено вперед, а не назад». (Н. Бердяев)

Под национальным самосознанием понимается отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающих усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте. Национальное самосознание играет важную роль в жизни общества, определяя нацию как общность, а человека как члена данной общности. Личность осознает себя частицей нации, тесно с

ней связанной.

Что же имел в виду русский философ Н. Бердяев? Думается, что автор хотел сказать следующее. Отстаивая свои национальные интересы, обогащая национальную культуру личными достижениями, опытом, человек не должен при этом неуважительно относиться к другим народам, к их культуре, традициям, то есть не нужно становиться

националистом. Конечно, необходимо сохранять свои национальные особенности, свою самобытность, уникальность, сохранять свою культуру, язык, памятники исторического прошлого, вносить собственный вклад в духовное развитие нации.

Что такое творчество? Это создание чего-то нового, никогда ранее не существовавшего.

А этого можно добиться, только взаимодействуя с культурами других народов. Если национальное самосознание будет не творческим, оно будет замыкаться на прошлом, разговорах «а помнишь, у нас было, а когда—то мы были лучшими...» и т. д. Поэтому не нужно отгораживаться от других наций, необходимо обогащать свою культуру достижениями других культур, впитывая в себя все самое ценное. Это важно для всех народов. Не исключение здесь и наша страна, где насчитывается более ста этносов. Поэтому проблема взаимодействия между народами актуальна и для Российской Федерации.

Отношения между нациями и народностями должны строиться на основе взаимопонимания, уважения друг к другу, к национальным меньшинствам. Например, Япония использовала знания ученых других стран, изучая изобретения. Рассматривая рационализаторские предложения в советском журнале «Техника молодежи» она сумела довести их до совершенства. И теперь мы восхищаемся их техническими изобретениями. На основе всего сказанного можно только согласиться с мнением Н. Бердяева.

 

«Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество».

Прежде всего, дадим определение понятия «маргинальность», на котором будет основываться последующее рассуждение на предложенную тему. Классическое и наиболее часто используемое определение данного явления было дано Р. Парком:

«Маргинальность – это состояние индивида или группы, занимающих пограничное


 

положение в слое, классе, обществе и не полностью включенных в соответствующее социальное образование».

Не менее важно четко сформулировать понятия «положительного» и

«отрицательного» влияния, на которые мы будем опираться в дальнейшем. Действительно, какое из явлений, наблюдаемых в обществе, можно рассматривать в качестве «положительного»? Распространение в нем определенных культурных ценностей, этических взглядов, рост производства, или же возрастание его стабильности? Все эти явления, сами по себе, с точки зрения обыденного сознания, имеют определенную «положительную» окраску, однако с точки зрения науки нередко не

просто не предполагают друг друга, но даже друг друга исключают.

Так, известно, что этическая философия Сократа, оказавшая огромное влияние не только на греческую, но и на всю мировую культуру, многими авторами рассматривается в качестве фактора, дестабилизировавшего жизнь афинского полиса. Тем не менее, поскольку данная работа пишется по социологии, мы будем исходить из того, что положительные стороны – это те, которые способствуют существованию и развитию общества, а отрицательные, соответственно, способствуют нарушению стабильной обстановки в обществе.

Пожалуй, наиболее явное, лежащее на поверхности отрицательное проявление маргинальности состоит в том, что это явление связано далеко не с самым «крепким», с

«незащищенным» положением человека. Ведь основные права и обязанности

утверждены за индивидуумом как за членом определенных слоев и групп, и потеря их может породить тяжелые экзистенциальные переживания и психические состояния. Человек может начать чувствовать себя лишним, ненужным, что негативно скажется на его характере и отношении к социальному миру, может породить как первичные, так и вторичные, в том числе и опасные для общества девиации. С другой точки зрения, именно это положение может стать толчком, который заставит человека прилагать усилия, и либо приспосабливаться к обществу, восстанавливать свое положение в нем, либо пытаться влиять на общественную структуру.

Другой отрицательной чертой маргинальности является отсутствие возможности заниматься привычным видом деятельности, т.к. в большинстве случаев индивидуум, руководствуясь рациональными для него причинами, избирает наиболее соответствующий его статусу вид деятельности. Но положительной чертой в сложившейся ситуации, может являться стратегия решение, которое индивидуум примет для возвращения в привычную для него группу или приспособления к нормам и ценностям другой группы.

В-третьих, на примере одного из важнейших факторов формирования маргинальности

– межрегиональных миграций из маленьких стран в большие – некоторые ученые подчеркивают опасность ассимиляции культур мелких групп в культуре более крупной группы. Так бывает в случае с детьми эмигрантов, вскоре начинающих отвергать некоторые идеалы и ценности своих родителей, и делающих попытки впитать в себя культуру новой родины. Такие процессы, безусловно, приводят к сокращению числа носителей культур маленьких групп, что наносит вред не только культуре человечества в целом (исчезновение живых языков, утрата неповторимых традиций), но и конкретному обществу: как известно, отсутствие субкультур делает общество косным, слабо способным к восприятию новшеств и к развитию. В то же время маргиналы, внедряясь в доминирующую культуру, способствуют «оживлению» застарелых культурных

комплексов, способствуют внедрению новых социальных стереотипов и норм.

В завершение кратко перечислим другие проявления положительного и отрицательного влияния маргинальности на общество. Маргинальность, принимая


 

широкие масштабы, расшатывает существующую социальную структуру, что может негативно сказаться на стабильности общества. В то же время, это способствует его обновлению. Достаточно вспомнить концепцию Вебера, согласно которой протестантские общины, занимавшие в обществе маргинальное положение, сыграли важнейшую роль в формировании западного капитализма. Маргинальность, вырывая человека из

устойчивых групп, значительно усложняет реализацию в обществе эффективного социального контроля, но при этом, маргинальность высвобождает из-под его парализующего влияния подлинных новаторов и социальных творцов.

Как видим, явление маргинальности является многоплановым и неоднозначным по своему влиянию на общество. Одни и те же ее аспекты, в зависимости от конкретных ситуаций и масштабов, могут оказывать как положительное, так и как отрицательное влияние на общество. Но это говорит лишь о том, что каждый раз, сталкиваясь с данным явлением, мы при его оценке должны опираться не на абстрактные правила и лозунги, а на результаты конкретных эмпирических явлений, проведение которых как раз является делом социологов.

 

«Семья - один из шедевров природы». (Дж. Сантаяна)

Попытаемся ответить на вопрос, почему Дж. Сантаяна считает семью одним из шедевров природы. Для начала укажем определение семьи - это объединение людей, основанное на браке, кровном родстве или усыновлении и связанное между собой общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Что же такое шедевр? Это лучшее творение. Чем же семья отличается от других человеческих сообществ: групп, рабочих коллективов. Тем, что только семья выполняет репродуктивную функцию, только за счет рождения детей пополняется общество.

Семья выполняет ряд функций: воспитание и социализация детей, создание эмоционального комфорта в семье, социального контроля, передача ценностей, традиций, статуса, досуговая, сексуальная и другие. Ни один из специально созданных институтов и организаций не может вместить все это разнообразие. Да, в школе происходит социализация личности, контролируют поведение школьника, попытаются разнообразить его досуг, но все равно школа не может заменить ребенку полноценную семью. Или, если взять детские дома и интернаты, здесь порой на содержание одного ребенка денег выделяется больше, чем могут позволить себе в некоторых семьях. Так, например, в г. Салехарде на одного ребенка в интернатах выделяют 30 тысяч рублей, но как часто, согласно данным социологов, эти дети не могут создать своей полноценной семьи, т.к. у них не было на виду ее примера. Это пример того, что функция экономической поддержки реализуется, а нет примера для подражания.

Также известен тот факт, что дети в детских домах позже начинают говорить, чем воспитываемые в семье. Казалось бы, у них есть все, но не хватает душевного комфорта. Поэтому я также считаю, что семья - шедевр природы, ее нужно ценить и беречь. Государству необходимо делать все для поддержания статуса семьи. Ее ничто не может заменить.

 

«Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин).

Данное высказывание посвящено весьма актуальной социологической проблеме. Автор поднимает проблему семьи, как самой ценной ячейке общества.

Русский философ Иван Ильин придавал большое значение семье как важнейшему социальному институту, являющемуся истоком человеческой культуры. Я полностью согласна с высказыванием Ивана Александровича. Действительно, среди всех элементов общества семья является наиболее древним и стабильным.


 

Семья прошла через многие испытания, выдержав разлуки войн и революционные отрицания семьи и брака как отживших свое проявлений прошлого быта. По-моему, прочность семьи обусловлена не только кровным родством, но прежде всего, любовью к близким. Семьи, в которых нет желания жить ради любимого человека, рано или поздно рушатся.

Именно семья является первичным и наиважнейшим агентом социализации личности. Ребенок первоначально на бессознательном уровне копирует поведение и реакции родителей, их манеру обращаться друг к другу. Если родители любят и ценят друг друга, если они проявляют уважение к дедушке и бабушке своих детей, то и дети вырастают благодарными людьми. Именно в семье формируется культура поведения, в семье человек получает первоначальное представление об обществе, о профессии своих родителей, о взаимоотношениях между людьми и многое другое. Отсутствие же внимания со стороны близких может привести к самым неблагоприятным последствиям.

Семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. Являясь малой группой, она соединяет их с общественными интересами. В семье личные потребности окультуриваются, упорядочиваются, организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций. В этом, прежде всего, состоит принципиальное отличие человеческой семьи от семьи животных. В итоге естественно- биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери - все это трансформируется в социально- биологическую функцию семьи.

Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.

Образно говоря, семья – это те ворота, через которые человек входит в большую

жизнь. От социальной зрелости семьи, от психологической атмосферы в ней зависит, в каком направлении зашагает по жизни молодая личность.

 

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Т. Белинский)

Эссе №1

Человек это высшая ступень развития живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, но важнейшей его характеристикой является биосоциальная сущность.

Белинский В.Г. в своем выражении очень точно и ёмко охарактеризован двойственную природу человека. Во-первых, человек есть порождение природы, является цепью эволюции, таким же организмом, как и всё, что нас окружает. По биологическим признакам человек ничем не отличается от животного. Во-вторых, он есть порождение общества. Этот момент более сложен. Ясно только то, что благодаря общественному развитию человек стал человеком.

Человек без общества ничто, недаром в древности изгнание из общества являлось самим страшным наказанием. Очень много в современном мире примеров синдрома

«маугли», когда воспитание ребенок получил от животного и поэтому ведет себя как он, а не как человек, что говорит лишь о том, что социальное в человеке не заложено генетически, а дается обществом. Так же подтверждает это и роман Даниэля Дефо

«Робинзон Крузо». Без знаний, которые накопило общество, Робинзону Крузо было бы


 

тяжело выжить. А может и невозможно. Он старался повторить, познать всё то, что было создано в обществе.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что человек и общество понятия неразделимые. Именно благодаря обществу человек как существо.биологическое смог стать человеком, таким, какой он есть. Тело человеку дает природа, а разум и душу - общество.

 

Эссе №2

Каждый человек в широком смысле это «дитя природы». Согласно биологическим, закономерностям, человек обособился и развился из животного мира. Поэтому животные инстинкты вполне объяснимы в человеческой сущности, они имеют естественное происхождение. Однако человек ничем бы не отличался от животного, если бы эти инстинкты, дарованные природой, составляли бы его глубинную первооснову и определяли все его существование.

Определяющее воздействие на складывание человека оказывает общество. Под обществом в данном случае мы понимаем обособившуюся от природы (совокупности естественных условий существования человека) часть мира. Утвердившиеся моральные нормы и правила поведения, культурные достижения, политико-правовые особенности, социально-экономические отношения - всё это разнообразные составляющие общества в целом.

Только в обществе человек приобретает личностные характеристики (то есть такие социально значимые черты, которые характеризуют индивида как члена того или иного общества). Таким образом, на мой взгляд, В.Г. Белинский глубоко был прав, отмечая, что биологически человека создаёт природа; но сущностные характеристики человеческая личность приобретает и развивает в обществе, во взаимодействии с другими личностями, вступая с ними в разнообразные отношения.

С другой стороны, представляется, что в данном высказывании В.Г. Белинского два этих понятия - «общество» и «природа» - выступают как диаметральные противоположности. Мне не представляется это правильным. Человек, общество и природа очень тесно взаимосвязаны, влияют друг на друга. Известно, что, с одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя его темп и, в конечном счете, определяют ментальность народа (как совокупность общественных ценностей, установок, готовности действовать или мыслить определенным образом). С другой стороны, и общество влияет на естественную среду обитания человека. В последнее время чаще всего отмечают негативное воздействие человеческого общества на экологическую обстановку.

Таким образом, завершая наш небольшой анализ, отметим, что природа и общество являются двумя основными составляющими, тесно взаимосвязанными, взаимодействующими, которые определяют особенности складывания и формирования человека как личности. Причем второй компонент (общество) в настоящее время оказывает непосредственное и наиболее сильное влияние; а воздействие природы в современном мире во многом опосредовано.

 

"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему" Л. Толстой.

Важнейшим соц. институтом и основной ячейкой общества является семья - общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, супружеских узах и кровном родстве.

Конечно, у каждого из нас свои представления об идеальных семьях. Своя позиция есть и у Л. Толстого. его высказывание "все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая


 

несчастная семья несчастна по-своему" означает: мы без труда сможем назвать признаки счастливой семьи, потому что они универсальны (в хорошей семье есть гармония, взаимопонимание, дети воспитаны и уважают старших и т.д.), но в то же время нельзя выявить причины несчастья всех несчастливых семей, так как причины несчастья всегда разные.

Я же с мнением Л. Толстого не могу не согласиться. Для аргументации своей точки зрения хочу назвать основные функции семьи:1)социально-статусная, 2)досуговая 3) репродуктивная 4) воспитание и социализация детей 5) хоз.-экономическая

6)эмоциональная. В счастливой семье все эти функции выполняются: рождаются дети(репродуктивная), которые получают от своих родителей хорошее воспитание(соц. и воспитание детей), и они все вместе проводят выходные, отмечают праздники(досуговая), радуются успехам и сопереживают неудачам близких(эмоц.), при этом супруги и дети не забывают помогать друг другу по хозяйству(хоз.-экономич). В такой семье, несомненно, счастливы и дети, и родители.

Но представим несчастливые семьи. В одной, например, всю работу по дому выполняет жена, а муж ей не помогает. Хоз-экономич. функция семьи не выполняется одним из супругов, а следовательно, нарастает недовольство, возникают конфликты. Семья может распасться. В другой - не реализуется эмоц-психологич. функция семьи. Как часто можно услышать, что в семье нет взаимопонимания(распространенная ситуация: отец поздно приходит с работы и со своими детьми почти не видится, не знает, как у них дела и т.д. Или жена не поддерживает мужа в трудной ситуации)А сколько фильмов и передач посвящено трудным подросткам, с которыми не справляются даже их родители! Это семьи, где не выполняется функция воспитания и социализации детей. И наконец, есть семьи, где не выполняется не только какая-то одна, но и две, три и более функций! Например, это семьи алкоголиков, о которых может рассказать любой участковый и которых сейчас, к сожалению, довольно много.

Итак, рассуждая над этой актуальной проблемой, я прихожу к выводу: в счастливых семьях реализуются все функции семьи, именно поэтому они похожи, а в несчастливых - не выполняются разные функции, поэтому "каждая несчастная семья несчастна по- своему".

 

«Гуманность, есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть». Ф.М. Достоевский

Гуманность (гуманизм) – это человеколюбие, осознание собственной ценности и ценности другого человека.

Гуманизм подчеркивает именно человеческие качества личности, то, что отличает его от животного мира, а приобщает к сфере духовного.

«Человек стоит в центре мира»,- вот девиз гуманистов Средневековья (именно там находятся истоки данного учения). В современном обществознании к гуманизму относят два направления: антропоцентризм и индивидуализм.

Представители гуманистических взглядов считают, что в природе человека изначально заложено доброе или, по крайней мере, нейтральное начало. Разрушительные силы в людях являются результатом неудовлетворенных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. И действительно, гуманизм родился на фоне материального благополучия итальянской знати и богемы (художников, писателей), когда их физиологические потребности были удовлетворены, люди чувствовали себя в безопасности. Тогда и возникло стремление к главному содержанию гуманизма (по Маслоу) - творческому преобразованию окружающего мира.


 

Очевидно, что учение Маслоу совпадает с мировоззрением великого русского писателя

19 века Федора Михайловича Достоевского. Я, как и Достоевский, не уверен в том, что после глобальной катастрофы человечество будет проповедовать идеалы гуманизма. Скорее всего, оно будет стремиться к выживанию.

Но в привычной жизни без глобальных потрясений ценности гуманизма нуждаются в пропаганде и защите. Например, права второго поколения из Всеобщей декларации прав человека 1948 года, закрепляющие за человеком право на духовное совершенствование. Многое, конечно, зависит в этом вопросе и от индивидуальных принципов каждого человека. Есть люди, которые на терпящем бедствие корабле спасают в первую очередь

женщин и детей, а потом спасаются сами. Это личности с большой буквы. Они не смогут спокойно жить, если поступят иначе.

Вывод: чтобы не потерять самоуважение надо в любой ситуации оставаться человеком.

 

“Семья более священна, чем государство”. Папа Пий XI

Эссе №1

Семья – это малая группа, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью. Семья является ячейкой общества, а значит важной частью государства. Папа Пий XI считал, что это самое дорогое, что может быть у человека.

Для возникновения семьи существует два условия – брак и родство. Брак –

добровольный союз мужчины и женщины, созданный в установленном законом порядке, а родство – это совокупность людей, связанных общими предками или браком. Существует шесть функций семьи: репродуктивная, социально-статусная, хозяйственно- бытовая, эмоциональная, сексуальная, социализации детей и рекреационная. Она выполняет эти функции на протяжении жизненного цикла семьи – периода от её возникновения до прекращения функционирования.

В жизненном цикле семьи выделяют четыре этапа: начальный (до рождения детей), стадия роста (в составе детей и супругов), выделение детей в самостоятельную семью и, наконец, распад семьи (после развода или смерти супруга).

Лично я считаю, что роль семьи невозможно переоценить, это, пожалуй, один из самых важных социальных институтов – устойчивых норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений. С моей точки зрения семья важнее государства, так как формирует его. Как говорил известный французский писатель Виктор Гюго: “Семья – это кристалл общества”.

Я – член полной нуклеарной двухкарьерной семьи. В моём понимании именно двухкарьерность семьи обеспечивает её эгалитарность. Это в свою очередь способствует развитию в семье демократических отношений. Такие отношения, на мой взгляд, являются самыми здоровыми, так как способствуют развитию самореализации, одной из важнейших семейных ценностей наравне с материальным благополучием и взаимоотношениями с другими людьми. Так это происходит и в моей семье.

Очевидным примером значимости семьи в современном обществе является политика нашего государства по отношению к ней. Известно, что 2008 год был объявлен годом семьи. В последнее время в законах, связанных с семьёй были произведены многочисленные изменения и дополнения. На данный момент Россия увеличивает льготы и социальную поддержку семьям. Также разрабатывается социальная реклама, призванная уменьшить рост неполных семей и падение рождаемости.

Таким образом, семья – главная ценность общества. Без семьи государства не может существовать.


 

Эссе №2

Человек как социальное существо от рождения и до смерти может гармонично развиваться только в обществе, среди других людей. Процесс социализации является основным индикатором становления индивида, однако деятельность в обществе требует от человека соблюдения установленных предписаний и сложившихся традиций. Нормам морали, элементарным правилам, необходимым для будущей жиз<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...