Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мой дед не любил вспоминать о войне

Олимпиада-2016

«Мир через культуру»

 

Муниципальное образовательное учреждение

«Шольская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Секция №5: «В тени столетий»

(литературное краеведение)

 

 

Тема: «Тема Великой Отечественной войны в творчестве местной поэтессы Г. М. Курочкиной».

 

  Работу выполнила: Медведева Алина, ученица 5 класса МОУ «Шольская СОШ» Белозерского района Вологодской области   Домашний адрес: 161219, Вологодская область Белозерский р-н, с.Зубово Руководитель: Кирикова Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «Шольская СОШ» Адрес школы: 161219 Вологодская область Белозерский район, с. Зубово, ул. Мира, д.9  

 

 

 

Содержание

 

 

Введение _________________________3_стр.

 

1 глава «Образ русского солдата в поэзии Г. М. Курочкиной»

 

_____________________4-5____стр.

2 глава «Женщина на войне» - одно из направлений военной тематики в творчестве Г. М. Курочкиной»

____________________6-7______стр.

 

3 глава «Материнское ожидание как один из основных мотивов в стихах о войне»

_____________________8-9_____стр.

 

4 глава «Выводы»
__________________10___стр.

 

Библиография ______________________10____стр.

 

 

Приложения

 

 

Введение

 

В 2015 году Россия отмечала славный юбилей – 70-летие Великой Победы. Трудной ценой досталась нашему народу победа над фашистской Германией. Отважно сражались на фронтах Великой Отечественной мои земляки, многие из которых не вернулись в отчий дом, сложив головы за мирную жизнь будущих поколений. Писатели и поэты вновь и вновь обращаются к теме войны, которая является по-прежнему актуальной в современном обществе. В своей исследовательской работе мне хочется проанализировать стихи о войне местной поэтессы Курочкиной Галины Михайловны, у которой изданы два сборника – «Не жалейте прошлого» и «Узелки моей души». Итак, тема исследования – «Тема Великой Отечественной войны в творчестве местной поэтессы Г. М. Курочкиной». Цель работы – проанализировать стихи военной тематики, отметить особенности в раскрытии данной темы. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

- отобрать и внимательно прочитать текстовый материал (стихи) по теме «Война»;

- установить, кому посвящены, если есть такие посвящения, поэтические строки;

- определить, какие военные ситуации отображены в стихах, их своеобразие, сравнить с подобными сценами в стихах других поэтов;

- проанализировать образ лирического героя в стихотворениях;

- сопоставить авторскую позицию с точкой зрения лирического героя;

- отметить роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии данной темы.

Основные методы в работе – интервью, обобщение, анализ.

Новизна данного исследования заключается в содержательной стороне работы: во-первых, поэзия Галины Михайловны Курочкиной известна очень узкому кругу людей, но, с моей точки зрения, стихи её заслуживают внимания более широкой публики; во-вторых, в своём творчестве она по-особому раскрывает тему войны.

И ещё... Может возникнуть вопрос, почему именно о стихах Галины Михайловны Курочкиной мне хотелось рассказать на страницах своей исследовательской работы. Галина Михайловна имеет отношение к нашей семье: она двоюродная сестра моего деда. Я горжусь, что у меня такая талантливая тётя.

 

 

Глава 1

 

Образ русского солдата в поэзии Г. М. Курочкиной

 

 

Колено к земле преклоняя,

Поклон отдавая земной,

У стелы мы Вас поминаем,

Герои Второй мировой.

Курочкина Г.М.

 

Обратимся к стихотворениям из сборников «Не жалейте прошлого», «Узелки моей души» (тексты стихотворений представлены в Приложении №1). Каким же показан русский солдат в лирических произведениях? Весёлым и красивым, сильным и мужественным, несмотря на свой юный возраст, «простым мальчишкой из России» (стихотворение «Солдату...»). А в другом, под названием «Он», - целеустремлённым, терпеливым, способным выдержать все трудности:

 

Он всегда добивался цели.

Он тонул, замерзал, горел…

Он балдел от весенней капели

И на солнце, не щурясь, смотрел.

Он побит был ветрами и вьюгой,

Он смеялся до слёз из глаз!

 

А ещё – настоящим другом, который всегда подставит плечо, не предаст, ведь «Он - не тварь, человек разумный...»:

Он ни разу не предал друга,

Хоть расстрелянным был не раз.

Он любил свою мать безумно,

Слабаков он не обижал.

Он- не тварь, человек разумный.

И всегда на помощь бежал.

Он вдыхал аромат сирени,

Не ломая при этом куст.

 

Хотелось бы обратить внимание на такие строки стихотворения, как «Слабаков он не обижал», «Он любил свою мать безумно». Они очень ярко характеризуют личность простого русского парня, ставшего в силу обстоятельств солдатом.

Члены семьи Антипичевых (к этому роду по линии матери принадлежит Галина Михайловна) тоже воевали. Её дядя, Антипичев Владимир Яковлевич, пропал без вести. Именно ему посвящено стихотворение «Мой дядя без вести пропал...». В Книге Памяти по Белозерскому району в главе «Военнослужащие (партизаны), место и обстоятельства гибели которых не установлены» значится и имя Владимира Яковлевича Антипичева, пропавшего 16 октября 1943 года. Автор стихотворения доносит до читателей мысль о том, что память о каждом погибшем должна жить – это наш долг перед поколением солдат Великой Отечественной войны.

Ему отдам земной поклон,

В погибших списки глядя.

А вдруг услышит сверху он?

Горжусь тобой, мой дядя!

 

Погибшим я цветы дарю,

В молчании замирая.

И шёпотом благодарю

За то, что я живая.

А ещё автор говорит о чувстве вины перед павшими за то, что не все могилы погибших найдены, не все останки похоронены, не все имена восстановлены. И от вины жжёт сердце стыд,

Что я не разыскала,

Где павший дядя мой зарыт,

Когда его не стало.

 

Я обещаю: отыщу

Ту братскую могилу

И на колени опущусь…

Прости нас, дядя милый.

Пока не захоронен последний солдат Великой Отечественной, война не закончена. Поэтому это стихотворение поучительно.

Среди стихотворений о войне есть ещё одно автобиографическое – «Мой дед не любил вспоминать о войне». В семье долгие годы хранят легенду о предсказании зашедшей в дом цыганки:

И вижу сейчас, даже годы спустя,

Как слёзы в глазах у дедули блестят.

Со старшим он сыном ушёл на войну,

Оставив с детишками дома жену.

Всего у них четверо было детей -

Две дочки и сын оставались при ней.

Тревожась и плача, она их ждала...

Однажды цыганка к ней утром зашла,

Сказала: «В душе твоей вижу дожди…

Вернётся твой муж, ну а сына не жди».

Не вспомнить добром этих страшных годин...

И дедушка с фронта вернулся один.

Пришла похоронка ей вместо сынка -

Он в братской могиле лежит без венка,

Погиб он в далёкой, чужой стороне.

Итак, создавая образ русского солдата, автор показывает его героическую натуру, вызывающую у читателя чувство глубокого уважения. Но... Что касается автора поэтических строк, то сразу же можно сказать, что писал их человек другого, не военного поколения. Это взгляд на войну из нашего времени.

 

Глава 2

«Женщина на войне» - одно из направлений военной тематики

Г. М. Курочкиной

 

Читая стихотворение «Подвиг медсестры» сразу же вспоминается подвиг местной девушки Риты Калининой (см Приложение № 3), о которой мои земляки рассказывают следующее: «Внучка Андрея Алексеевича Калинина, единственная из девушек Ломны, принимала участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны. Погибла она в рукопашном бою в возрасте 19 лет в декабре или январе первой военной зимы недалеко от города Медвежьегорска Карельской АССР. Закончила Рита фельдшерско-акушерскую школу в городе Череповце. В качестве военфельдшера она попала на фронт». В дер. Поповка установлен памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны. (см. Приложение №2) На одной из плит высечено имя Калининой Маргариты Александровны, внучки местного священника. Все деревенские жители с большим чувством уважения говорят об этой девушке. К сожалению, в Книге Памяти Белозерского района Вологодской области имя это не значится (издание 1995 года). Но на сайте Правительства Вологодской области, в Книге Памяти, имя Маргариты Калининой есть.

Обратимся к строкам стихотворения. В произведение включён диалог – разговор раненого старого солдата и юной медсестры. Благодаря этому синтаксическому приёму читатель становится не сторонним наблюдателем, а участником трагических событий, он оказывается на том же поле боя, где «под свинцовым... градом» тащит девчушка обессиленного бойца. Большое количество глаголов и глагольных форм помогают передать действия, и мы легко представляем себе картину происходящего. С каждым новым глаголом и глагольной формой напряжённость нарастает, и кульминация событий отражена в строках:

От взорвавшегося снаряда,

Пролетевшего над головой,

Под свинцовым упала градом

И солдата закрыла собой.

 

А вывод из этой ситуации такой:

 

Ей бы жить! Нарожать бы детишек!

Жизнь короткой была, словно миг...

Срок недолгий её жизни вышел,

Еле слышным последний был вскрик.

 

О чудовищности войны пишет автор в этом стихотворении. Вместе с погибшей девушкой прервался её род, надломилась ветвь, на которой никогда не созреют плоды. Ведь издавна известно, что главное предназначение женщины на Земле – это быть Матерью. Война лишает женщин самого главного – продолжать свой род.

Точки соприкосновения с предыдущим стихотворением мы можем найти в другом – «Жила девчонка босоногая». Героиней этого произведения тоже является фронтовая медсестра, «в смешной и старенькой береточке», «хрупкая, как веточка», но смелая и отважная, горячо любящая свою Родину.

И в первом и во втором стихотворении даётся обобщённый женский образ:

 

А сколько их, таких молоденьких,

Остались где-то навсегда...

Сложили головы за Родину

В такие юные года.

Когда я читала указанные выше стихи, то сразу же вспомнила стихотворение Юлии Друниной, фронтовой поэтессы, «Зинка», посвящённое Герою Советского Союза Зинаиде Самсоновой. Очень много общего я нашла в содержании этих стихов. Та же тема – «Женщина на войне», та же трагическая судьба героини.

Нельзя не остановиться ещё на одном стихотворении, которое называется «Ночные ведьмы» и посвящено русским девушкам-лётчицам, смелым и бесстрашным. Их панически боялись враги, не случайно фашисты дали им такое прозвище – «ночные ведьмы». Опасна была служба этих девушек, не все живыми возвращались со своих тяжёлых заданий.

Вспоминали все вместе

Ту военную драму,

Как девчонки- невесты

За страну вышли замуж.

 

Глава 3

Материнское ожидание как один из основных мотивов в стихах о войне

 

Прокляните, матери, войну

Через вехи, эры, поколенья!

Злых ночей тех сотню не одну

Вы молились, стоя на коленях.

 

 

О материнской любви, о материнском ожидании надо сказать особо. Этот мотив - один из основных в стихах о войне местной поэтессы Г.М. Курочкиной. Перечитайте строки произведений «То было в страшную войну», «Ты старше стала на целую вечность», «Прокляните, матери, войну», «Письма сыновей с фронта», «Герой-разведчик». Очень сильное впечатление произвело на меня стихотворение «Письма сыновей с фронта», которое невозможно читать без слёз. У матери погибли на фронте шесть сыновей, и лишь письма, которые женщина перечитывает в сотый раз, позволяют на какой-то краткий миг забыть о случившейся трагедии. Она слышит голоса своих мальчиков, таких разных, но для неё самых родных и любимых:

Старший пишет: «Мама, сильно не грусти,

И в чём был не прав, уж ты меня прости…»

А второй: «Ты, мама, только не скучай,

Да привет соседке-Таньке передай…»

 

Третий пишет: «Ты себя побереги,

Как люблю твои я, мама, пироги!

И когда поем их снова, не дождусь!

Напечёшь, когда домой к тебе вернусь…»

 

А четвёртый был гуляка-шалопай,

Пишет: «Белую рубаху постирай,

Как вернусь, на танцы с девками пойду,

В дом к тебе красу-невестку приведу».

 

Пятый скромный был, охотник и рыбак.

«Мои удочки храни,- просил чудак,

-Как приеду, много рыбы наловлю,

Знаешь, мама, очень я тебя люблю…»

 

А шестой, её последыш дорогой,

Написал: «Не бойся, мама, я живой!

Нахожусь сейчас я на передовой.

Буду бить фашистов, жизни не щадя,

Обнимаю и целую я тебя.

 

Так скучаю по тебе, моей родной,

Вот скорей бы нам увидеться с тобой,

Обязательно вернусь к тебе домой».

 

От такого горя трудно оправиться, а материнское сердце не хочет верить в то, что сыновья никогда не вернутся домой.

Предложения с прямой речью удачно используются автором, так как они позволяют точно передать интонацию, особенности речи персонажей, которая помогает раскрыть характер каждого из сыновей: основательность и совестливость – у старшего; простоту и нежность – у второго; домашний уют и теплоту - у третьего; удаль, бесшабашность – у четвёртого; любовь к охоте и рыбалке – у пятого; решительность и смелость – у шестого. А в единое целое объединяет героев любовь к своей Родине, к родному дому, к матери.

На малой родине автора стихов, в местечке Мартыново, в честь погибших в Великой Отечественной войне поставлен обелиск, на плитах высечены имена (см. Приложение №2), много одинаковых фамилий, что свидетельствует о том, что в семьях сложили головы не по одному человеку.

Обратимся к строкам ещё одного стихотворения – «Ты старше стала на целую вечность...» В нём показана сдержанность русской женщины, умение собрать всю волю в кулак, не ныть, не жаловаться:

Ты не орала, не голосила,

Просто лицом почернела.

Сына любимого ты проводила

И всё ждала и терпела.

И хотя в стихотворении дан обобщённый образ матери, а не конкретной женщины, любая мать, потерявшая сына на войне, может узнать в нём себя.

Небо в глазах твоих закачалось,

Сердце в крови тонуло,

Его очень больно, словно кинжалом,

В этот момент кольнуло.

Вот такую боль испытала героиня стихотворения, получив похоронку на сына. Строчки очень искренние, проникновенные... У самой Галины Михайловны два сына, и оба выбрали профессию военного. И ей, как матери офицеров, знакомы все те переживания, о которых она пишет в своих стихах:

К почтальону навстречу спешила,

Нежные письма писала.

А на работе пот с лица градом

Со слезою вместе катился.

 

 

Глава 4

Выводы

 

В заключительной главе подведём итоги нашего исследования. Во-первых, читатель познакомился с одним из направлений в творчестве Г.М. Курочкиной – со стихами о войне. Во-вторых, отобранный и проанализированный текстовый материал, позволил обратить внимание на острые нравственные проблемы, которые до сих пор не решены (например, проблема без вести пропавших солдат). В-третьих, содержание некоторых стихов способствовало установлению параллелей с реальными жизненными фактами. В-четвёртых, в работе была предпринята попытка показать своеобразие в раскрытии темы войны автором, отмечена роль разнообразных изобразительно-выразительных средств в стихах, показана позиция автора, отмечена близость автора к лирическому герою. В-пятых, представлен текстовый материал и фотоматериал в Приложении к работе.

 

 

Библиография

 

1. Курочкина Г. Не жалейте прошлого. – Череповец,2015,с.103.

2. Курочкина Г. Узелки моей души. – Череповец,2015,с.89.

 

Приложение №1

Поклонимся

Героям до земли

 

Колено к земле приклоняя,

Поклон отдавая земной,

У стелы мы Вас поминаем,

Герои Второй мировой.

Вы пали в бою за свободу

России – Отчизны родной.

Отпор дав фашистскому сброду,

Солдаты Второй мировой!

Вы нас защитили когда-то.

Мы помним ваш подвиг святой.

Вам вечная память, солдаты,

Герои Второй мировой.

 

* * *

 

Когда под танками чужими

От боли вздрогнула земля,

Все люди, сразу став родными,

Сплотились, как одна семья.

Четыре бесконечных года

Россию страшный враг кромсал,

Но отстоял народ свободу,

Земли не пяди не отдал!

 

Неизвестному солдату

 

Никто не знает твоё имя,

Солдат, отдавший жизнь свою.

Под танка траками стальными

Ты неизвестным пал в бою.

С противотанковой гранатой

Под гусеницы ты упал.

За этот миг другим солдатам

Подняться в рост возможность дал.

И захватить они успели

Одной атакой высоту.

Твои глаза, застыв, глядели

В родного неба пустоту.

С высотки под свинцовым градом

Враг, сдавшись отступил назад.

А со сгоревшим танком рядом

Остался ты лежать, солдат.

А сколько вас, войной убитых,

Обратно, к мамам, не пришли

В могилах братских, наспех рытых,

Последний вы приют нашли.

Никто имён не знает ваших,

Спокойно спите, видя сны,

Героями посмертно ставши,

Солдаты-Родины сыны.

Ваш подвиг будем помнить свято.

Отдали жизни вы стране.

Простые русские солдаты,

Вы победили в той войне.

 

Солдату…

 

Ты был весёлый и красивый,

Жил без забот и без тревог,

Когда твою страну-Россию,

Пришёл топтать чужой сапог.

И ты пошёл по зову долга

Страну родную защищать.

А у калитки долго-долго

Вслед рукой махала мать.

Не испытать любви обидно,

Девчонок ты не целовал.

Твоя судьба такая, видно,-

В 16 лет солдатом стал.

Откуда мужество и силы

Ты брал в свои 16 лет,

Простой мальчишка из России,

Теперь таких, наверно, нет.

Остался ты на поле битвы,

Упал ничком в сырой песок.

Шальная пуля, словно бритвой,

Вдруг полоснула твой висок.

Но всё надеялась на встречу,

Ждала тебя старушка-мать

У той калитки каждый вечер

Ждала она…А как не ждать?!

 

Подвиг медсестры

Медсестра фронтового санбата

Совсем юной девчонкой была.

В ногу раненного солдата

Из-под пуль с окружения вела.

 

Он стонал: «Здесь оставь меня, дочка,

Не оставишь- обоим конец.

Пожил я, седина у височка…»

Отвечала: «Прорвёмся, отец!

 

Наши близко, ты сам это знаешь.

Рано вздумал, солдат, умирать!

Мне ещё на гармошке сыграешь,

На моей будешь свадьбе плясать!»

 

И девчушка, из сил выбиваясь,

Всё тащила его на себе,

Кровяным рукавом утираясь,

Пот и слёзы смешав на щеке.

 

От взорвавшегося снаряда,

Пролетевшего над головой,

Под свинцовым упала под градом

И солдата закрыла собой.

 

И вот так, прикрывая, лежала,

Пока шквал той бомбёжки не смолк.

И уже не поднялась, не встала…

До конца честно выполнив долг.

 

Ей бы жить! Нарожать бы детишек!

Жизнь короткой была, словно миг.

Срок недолгий её жизни вышел.

Еле слышным последний был вскрик.

 

Он

Он всегда добивался цели.

Он тонул, замерзал, горел…

Он балдел от весенней капели

И на солнце, не щурясь, смотрел.

Он побит был ветрами и вьюгой,

Он смеялся до слёз из глаз!

Он ни разу не предал друга,

Хоть расстрелянным был не раз.

Он любил свою мать безумно,

Слабаков он не обижал.

Он- не тварь, человек разумный.

И всегда на помощь бежал.

Он вдыхал аромат сирени,

Не ломая при этом куст.

Но исчез он в полном забвении,

Не коснувшись любимых уст.

Пуля - дура шальная слепо

Прилетела в его висок…

Умер как- то очень нелепо.

Он, наверно, иначе не мог.

 

* * *

 

То было в страшную войну,

Когда горело небо.

Теперь же ветерана внук

Считает- это небыль,

Когда бежал под танк солдат,

Гранатами обвешан.

Тот подвиг много лет назад

Героя мать утешил.

Что за Россию сын погиб,

Не просто канул в Лету.

И памятник народ воздвиг

Ему за подвиг этот.

Но долгих 30 лет она

С тоской в окно смотрела,

А у иконы всё свеча

И день и ночь горела.

Ждала- вернётся… Жив сынок!

Вот- вот калитка скрипнет.

Зайдёт- и статен, и высок,

И мать свою обнимет.

И, умирая, губы сжав,

Лишь одного боялась-

Расстроится сынок, узнав,

Что мама не дождалась.

Русские берёзы

Берёзы, русские берёзы,

А что вы видите во сне?

Быть может, злые вдовьи слёзы

По мужу, павшему во сне?

 

А может, плачь сирот надрывный

Вам снится в тишине ночной?

Или погибших стон призывный

Во сне тревожит ваш покой?

 

Берёзы, милые подруги,

Ваш сон я буду охранять.

И вас, соскучившись в разлуке,

Я буду нежно обнимать.

 

Я так хочу, чтобы ночами

Вам снились ласковые сны.

Пускай не будет в снах печали,

И пусть не будет в них войны.

 

* * *

 

Как стонала земля от бессилия,

Как дрожала от страха она!

Даже Бог не помог ей всесильный

В дни, когда грохотала война.

На дорогах, пропаханных танком,

Был военных полуторок след.

На разъездах и на полустанках

Глаз слепил от пожарищ свет.

По дорогам войны шли обозы.

За подводами- люди толпой.

И лились там сиротские слёзы.

Сколько было печали людской!

Люди шли, своим бедам не веря-

Дети, женщины и старики.

Уходили от страшного зверя

И фашизмом его нарекли.

Не щадил он ни старых, ни малых,

Мирных жителей вешал и жёг.

Так военное время настало.

Время горя, печалей, тревог.

 

Матери, не дождавшейся сына с войны, посвящается…

Ты старше стала на целую вечность

Всего за минуту одну.

Ты потеряла задор и беспечность,

Когда сын ушёл на войну.

Ты не орала, не голосила,

Просто лицом почернела.

Сына любимого ты проводила

И всё ждала и терпела.

Долгих четыре года молила,

Чтоб пуля его не догнала,

К почтальону на встречу спешила,

Нежные письма писала.

А на работе пот с лица градом

Со слезою вместе катился.

Был он ранен под Сталинградом,

Но снова в строй возвратился.

И всё ждала, надеясь на встречу,

Сколько дней уж- не счесть.

И, наконец, в тёплый майский вечер

Пришла о Победе весть.

Люди смеялись, пели, кричали

И не стеснялись слёз.

А тебе листочек печали

Почтальон принёс.

Небо в глазах твоих закачалось,

Сердце в крови тонуло,

Его очень больно, словно кинжалом,

В этот момент кольнуло.

Как же не смог дожить до Победы,

От пули не увернулся?

Кому-то-радость, тебе- лишь беды.

Твой сын домой не вернулся.

Жила девчонка босоногая

 

Жила девчонка босоногая,

Не знала горестей и бед.

И было лет совсем немного ей-

Семнадцать с половиной лет.

Когда беда пришла незваная,

На всю страну беда одна,

Такая страшная, нежданная,

И ей название- война.

И у девчонки детство кончилось.

Пошла на фронт страну спасать.

Беда смеялась, рожи корчила,

Мол, приготовься умирать.

Девчонка, хрупкая, как веточка,

Была отважной медсестрой.

В смешной и старенькой береточке

С мужчинами вставала в строй.

Её сестричкой звали ласково,

Любили девочку бойцы.

Тяжёлых раненых вытаскивать,

Тех, кто годился ей в отцы

Так было трудно, но не плакала.

И снова под огонь ползла

И слово нежное для всякого

Она найти всегда могла.

Ползла под пулями за раненым,

Боялась, но не за себя.

Свою страну любила пламенно

И умирала, жизнь любя.

Жила девчоночка хорошая

И вдруг не стало в один миг.

Настигла пуля так непрошенно.

Чуть слышным был последний вскрик…

А сколько их, таких молоденьких,

Остались где-то навсегда.

Сложили головы за Родину

В такие юные года.

 

* * *

 

Давно отгремела война,

Не рвутся над миром снаряды.

И выданы всем ордена-

За доблесть, отвагу,- награды.

 

Вот только никто не вернёт

Сынов матерям и их дочек…

И движется время вперёд,

А раны в сердцах кровоточат.

 

И боль от потерь велика,

В войне миллионы убиты.

Но помнят героев века,

Не будут они позабыты.

 

Не гаснут живые огни

У братских могил, обелисков,

В цветах вечно будут они

И мы им поклонимся низко.

 

И там со скупою слезой

Стоят ветераны седые.

Они с той военной грозой

Ушли воевать- молодые.

 

Так хочется нам им сказать,

Что ценим мы их, почитаем.

Но с чувством особым в сердцах

В молчании лишь замираем.

 

Прокляните, матери, войну!

Прокляните, матери, войну

Через вехи, эры, поколенья!

Злых ночей тех сотню не одну

Вы молились, стоя на коленях.

 

Покосила сыновей война,

Побелила волосы густые…

Обнажила 45-го весна

Избы на Руси полупустые.

 

Не вернулись мальчики домой,

Колыбели их ветра качали,

Звёзды им дарили свой покой

И поныне светят им в печали.

 

Не мешают вечному их сну

Вьюги и ветра, дожди косые.

Прокляните, матери, войну!

Будет мирным небом над Россией!

Письма сыновей с фронта

Мать сыночков проводила на войну.

И все шестеро погибли за страну.

И горюет, слёзы льёт седая мать.

В сотый раз садится письма их читать.

 

Старший пишет:-«Мама, сильно не грусти,

И в чём был не прав, уж ты меня прости…»

А второй-«Ты, мама, только не скучай,

Да привет соседке-Таньке передай…»

 

Третий пишет-«Ты себя побереги,

Как люблю твои я, мама, пироги!

И когда поем их снова- не дождусь!

Напечёшь, когда домой к тебе вернусь…»

 

А четвёртый был гуляка- шалопай,

Пишет-«Белую рубаху постирай,

Как вернусь, на танцы с девками пойду,

В дом к тебе красу- невестку приведу».

 

Пятый- скромный был, охотник и рыбак.

-«Мои удочки храни,- просил чудак,

-Как приеду, много рыбы наловлю,

Знаешь, мама, очень я тебя люблю…»

 

А шестой, её последыш дорогой,

Написал - «Не бойся, мама, я живой!

Нахожусь сейчас я на передовой.

Буду бить фашистов, жизни не щадя,

Обнимая и целую я тебя.

 

Так скучаю по тебе, моей родной,

Вот скорей бы нам увидеться с тобой,

Обязательно вернусь к тебе домой.»

А на завтра был его последний бой…

 

Сердце матери почуяло беду,

Письма сжав, она шептала - «Я вас жду…»

 

Дяде- Антипичеву Вл. Я.

(пропавшему безвести)

 

Мой дядя безвести пропал

Восемнадцатилетним.

Одно письмо домой прислал,

Стало оно последним.

 

Не знаем где, в каком краю,

Та братская могила.

Погиб он в первом же бою…

Могил тех много было.

 

Его не знала я живым,

Наверно, был отважным.

Лишь похоронку мы храним-

Потёртую бумажку.

 

Ему отдам земной поклон,

В погибших списки глядя.

А вдруг услышит сверху он?

Горжусь тобой, мой дядя.

 

Погибшим я цветы дарю,

В молчании замирая.

И шёпотом благодарю,

За то, что я живая.

 

И от вины жжёт сердце стыд,

Что я не разыскала,

Где павший дядя мой зарыт?

Когда его не стало?

 

Я обещаю- отыщу

Ту братскую могилу.

И на колени опущусь…

Прости нас, дядя милый.

 

* * *

Журчит ручей весёлым смехом,

Воды негромкий перезвон…

И отдаётся гулким эхом

За горизонтом чей-то стон.

А вдруг тот стон идёт оттуда,

Из той зловещей тишины?

Из-под земли, из тьмы, откуда

Мы слышим голоса войны.

Вдруг павшие в боях с врагами

Напоминают о себе,

Чтоб не топтали мы ногами

Солдат, погибших на войне.

Чтобы минутою молчанья

Мы чтили память той поры

И к стеле, затаив дыханье

Цветы носили, как дары.

 

Герой- разведчик

Писала мать на фронт родному сыну:

-Вернись домой живым, мой дорогой.

Сын отвечал:- Не бойся, я не сгину,

Вернусь к тебе с победою домой.

 

Пылали в небе отблески пожарищ,

В разведку, в тыл врага они пошли.

Плечо к плечу с ним верный шёл товарищ.

Секретный полк врага они нашли.

 

Он рацию достал, послал сигналы.

И местонахождение сообщил.

Не спавший сутки, очень был усталый.

Добраться до своих хватило б сил!

 

Но их сигнал враги перехватили.

И рота немцев следом шла за ним,

Огнём из автоматов покрошили.

Не получилось вырваться живым.

 

И не вернулся он из той разведки…

Настигла смерть...Такие вот дела.

Над ним деревья наклонили ветки…

А сына мать живым домой ждала.

 

* * *

 

В том далёком, в том 41-ом,

Посреди руин и огня,

В страшной огненной круговерти

Скрежетала танков броня.

 

Страшный враг чёрной грозной тучей

На страну Советов напал.

Все поднялись стеной могучей,

За оружие - стар и мал.

 

Бесконечных четыре года

Длилась страшная та война.

Сколько пало в боях народа,

Миллионы взяла война.

 

Тех героев потомки помнят,

Не забудут о них века

В деревнях, в городах огромных.

Ведь Россия так велика!

 

45-го май! Победа!

Как же мало вернулось их.

Пережил народ злые беды

И встречал героев живых.

 

Ветераны

 

Вы, дорогие ветераны,

Не знали, что такое страх.

Напоминают ваши раны

О той войне, о тех боях.

 

Со смертью весело встречались

И, обманув не раз её,

Домой живыми возвращались

В родное мирное жильё.

 

Победу кровью отстояли.

А сколько пало в той войне!

Посмертно выдали медали,

От этого больней вдвойне.

 

За небо мирное спасибо!

Что поколенья многих лет

В свободной родились России.

Живите много-много лет!

 

Ночные ведьмы

Уводили дороги

Их в небесные дали,

И родные в тревоге

Вслед рукою махали.

И, рыдая, оркестры

Их на фронт провожали,

А они, как невесты,

Миру сердце отдали.

Им бы в свадебном платье

Под венец собираться,

Но с фашистским проклятьем

Суждено было драться.

Батальон этих лётчиц

Всей стране стал известным

Били немцев все ночи

Те девчонки- невесты.

И отважными, злыми

На задания летали.

«Ведьмами» их ночными

В страхе немцы прозвали.

Вспоминали все вместе

Ту военную драму,

Как девчонки- невесты

За страну вышли замуж.

 

Мой дед не любил вспоминать о войне

Как часто я в детстве, готовясь ко сну,

Просила: «Мне, дед, расскажи про войну»

Он думал грустно о чём- то своём

Мне так отвечал: «Спи, малышка, потом…»

В ночной, поглощающей всё, тишине

Он сказку «Морозко» рассказывал мне.

И вижу сейчас, даже годы спустя,

Как слёзы в глазах у дедули блестят.

Со старшим он сыном ушёл на войну.

Оставив с детишками дома жену.

Всего у них четверо было детей,

Две дочки и сын оставались при ней.

Тревожась и плача, она их ждала

Однажды цыганка к ней утром зашла,

Сказала: «В душе твоей вижу дожди…

Вернётся твой муж, ну а сына не жди»

Не вспомнить добром этих страшных годин

И дедушка с фронта вернулся один.

Пришла похоронка ей вместо сынка

Он в братской могиле лежит без венка

Погиб он в далёкой чужой стороне

Чтоб было спокойно и мирно стране

Рассказ тот бабуля поведала мне

А дед не любил говорить о войне.

Санитарка медсанбата

 

Она очнулась рано на рассвете,

Болела голова, хотелось пить.

В ушах звенело, словно плачут дети…

И не могла рукой пошевелить.

Возле себя услышав стон солдата

Вдруг вспомнила, как кинулась вчера

Из-под обстрела вытащить комбата

От страха дико закричав «Ура»

Потом столб дыма, страшная бомбёжка

Всё… дальше пропасть... пустота и мгла…

Но память возвращалась по- немножку.

И мысль: «В плену!»-вдруг сердце обожгло.

Фриц подошёл к ней, пнул в лицо ногою,

Кричал по-русски, через слово-мат.

И вспомнила она, как той весною

Шла за повесткой в райвоенкомат.

Тогда ещё ты, глупая, не знала

Что значит слово страшное «война»

Как мама плакала, остаться умоляла

Но ты сказала просто: «Я должна».

Три года на войне, а это - много!

В палатке расположен медсанбат.

Таскала на себе не по дорогам

По полю смерти раненых солдат.

Но в том бою живых осталось мало…

Ты раненой попала к немцам в плен.

Так в этой жизни ад ты повидала,

Узнала пекло огненных гиен.

 

 

 

 


 

 

 

Приложение №2

 

Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны в местечке Мартыново

 

 

Приложение №3

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...