Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура как объект управления




 

Культура всегда была специфической областью, в ней всегда очень активно действовали механизмы саморазвития, а устанавливаемые государством ограничения преодолевались в особых формах.

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - это исторически сложившийся определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми материальных и культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Культура - это феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия.

В своем этимологическом значении понятие «культура» восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. В античном сознании культура отождествлялась с образованностью, в эпоху средневековья - способность человека раскрыть собственный творческий потенциал любви к Богу, в эпоху Возрождения - культура выступает как активное творческое начало в человеке, который тяготеет к гармоничному, возвышенному развитию.

В современном значении слово культура стало употребляться в 17 веке. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста и историографа С. Пуфендорфа (1623 - 1694).

Многообразие трактовок понятия «культура» отражает глубину и неизмеримость человеческого бытия.

Культура - это идеалообразующая сторона жизнедеятельности людей. Именно в сфере культуры создаются идеалы отношения человека к человеку, идеалы хозяйственно-экономических отношений, идеалы социального поведения: семейной жизни, этических отношений.

Культура как целостная и сверхсложная система обладает высокой способностью самоорганизации. Поэтому с давних времен и по сей день ведутся споры, можно ли управлять культурой.

Тем не менее издавна существовали институты, регулирующие культурную жизнь, главными среди которых сначала стали государство и церковь - основные заказчики произведений искусства, покровители художников, мыслителей и одновременно цензоры определенных форм и направлений. С возникновением рыночных отношений значительную роль в регуляции культурных процессов начал играть рынок.

Управление культурой подразумевает определенное интегрирование регуляции и саморегуляции в культуре, использование стимулирующих или ограничительных мер для достижения планируемого состояния и параметров отношений и процессов в области культуры.

Выбрать раз и навсегда определенную модель регуляции культурных процессов невозможно. Выбор модели регулирования культуры во многом обусловлен пониманием сущности культуры и ее роли в обществе.

«Продвинутые» трактовки культурной политики связаны с пониманием ключевой роли культуры в общественном развитии. В последнее время укрепляется понимание того, что развитие общества начинается в культуре, которая определяет пути развития и образ будущего, воздействует на мысли, представления, поведение людей, являясь источником изменений и новых путей организации общественной жизни.

«Культура - это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» (А. Швейцер)

В условиях общественной трансформации методы, средства и формы управления культурой требуют значительной корректировки. Происходит смещение акцентов с директивного управления на создание условий для саморазвития культуры и культурных потребностей, распределение ресурсов, партнерство с различными субъектами культурной деятельности.

Важнейшее значение приобретает обеспечение устойчивости национальной культуры под влиянием глобализационных процессов. В современной модели регуляции социокултурных процессов учитывается стремление к культурной самобытности, интерес к местной специфике.

Символы, идеи, товары и люди вовлечены сегодня в глобальный круговорот. Наблюдается ускорение потоков информации, повышение интенсивности, объема и скорости культурного взаимодействия, усиление плотности символической среды, окружающей человека.

Город представляет собой социально - пространственную форму существования общества, вещественно и социально организованную среду жизни, определенную социальную общность. Город относится к социально - территориальной общности, которая характеризуется множеством особенностей, влияющих на социокультурную ситуацию. Динамика производственных процессов, окружающий человека предметный мир, экологическая среда, информационное воздействие, особенности социальной структуры - все это неоднозначно воздействует на культуру и человека. Одни факторы стимулируют повышение образования и культуры личности, другие ставят перед ней неразрешимые проблемы самоопределения, третьи вызывают психические напряжения и дискомфорт, стрессы и нервные срывы.

Городская среда влияет на социокультурную ситуацию, которая характеризуется усложнением, проявляющимся в интенсивности, многообразии и динамизме происходящих изменений в культуре. Положительное значение этих процессов связано с возможностью самореализации личности. Однако у человека ограничены способности

восприятия, осмысления и систематизации информации. Люди по - разному относятся к сложным процессам в городской культуре и опираются в своей жизнедеятельности на разные социокультурные образцы.

Для личности актуальной становится возможность самоопределения. При этом одни ориентируются на привычные культурные ценности и нормы, другие опираются на новизну. В ответ на возникшую ситуацию они выстраивают актуальные ценности и нормы, освобождаются от устаревших. Но не всякое новое в практике оказывается положительным. Наиболее целесообразна ориентация на сохранение традиций и реорганизацию своей жизнедеятельности с учетом данной социокультурной ситуации.

Существенную роль в развитии города играет микросреда местного сообщества - та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности.

Микросреда - это прежде всего поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми. Сегодня все более острой становится проблема

выживания и воспроизводства в городской среде человека здорового физически, психически и нравственно. Местное сообщество должно делать всё для обеспечения комфорта и гармонии каждого человека, формировать благоприятную духовно-культурную микросреду.

 


1.2 Вызовы времени и ценности культуры

 

Существенным принципом современной культурной политики является соотнесение культурного процесса в городе с региональным культурным контекстом. Понимание, проектирование и управление местными культурными событиями необходимо сопоставлять с региональным и общероссийским уровнем проблем и вызовов. В контексте современных тенденций культура становится ресурсом новой экономики и действующим агентом развития, источником нового мышления.

Востребованность инновационных моделей мышления - важнейший постулат современной цивилизации. Креативная составляющая сегодня становится влиятельным фактором социально-культурной действительности и глобальной конкуренции городов, регионов. Двигателем постиндустриального общества становится культура, понимаемая как совокупность творческих ресурсов. Ключевыми институтами новой экономики становятся университеты, информационные, научные, культурные организации как центры сосредоточения теоретического и прикладного знания. Ядро экономики в современной цивилизации составляют технологии проектирования будущего, создание креативного потенциала и управление развитием, формирование инновационных потребностей и опережающего избыточного предложения. Для развития этого сектора нужны творчески мыслящие, художественно одаренные люди, создающие в союзе с менеджерами и технологами рыночные продукты, экономическая ценность которых заключена в их культурных или интеллектуальных свойствах.

Наступает эпоха воображения - соединяя прошлое, настоящее и будущее, творческая модель мышления и деятельности задействует интеллектуальные ресурсы культуры.

Культура есть сфера производства актуальных смыслов - подвижной и динамичной основы самоопределения личности во времени и пространстве,

предоставляющая средства для понимания и структурирования жизненного мира.

Необходимое условие модернизации и развития сферы культуры - концептуально-проектный способ преобразования культурной среды, востребующий проектную деятельность, пронизанную творчеством. Роль культурных институтов может стать весьма ощутимой, если они осознают и сформируют креативное ядро своей деятельности и соотнесут его с коммуникационными процессами и технологиями. В центре современной креативной культуры находится искусство в его наивысшей форме развития. В отличие от индустрии развлечений сложное искусство генерирует подлинные, целостные и многозначные картины мира, представляющие фундаментальный ресурс личностного роста.

Культура становится стратегическим приоритетом современной экономики развитых стран именно потому, что сумела генерировать в себе мощный сектор творческих индустрий. Именно культура аккумулирует позитивные эффекты в разных сферах, позволяет превратить слабые стороны в сильные, когда кооперация организаций культуры с другими социальными субъектами позволяет улучшать городскую среду, развивать туризм, привлекать инвестиции, инициировать создание новых рабочих мест, помогать решению социально-экономических проблем и способствовать разрешению конфликтных ситуаций. Креативные технологии - это современный образ мысли и жизни, где культура выступает всепроникающей силой в создании творческого потенциала социально-экономической жизни территории муниципального образования и определяет ориентиры его развития.

Культура, являющаяся одним из стратегических секторов социально - экономического развития города, нуждается в определении приоритетов развития и их реализации.

Сфера культуры должна выступать в качестве организующего начала социальной и духовной жизни общества, ресурса формирования привлекательности территории и развития человеческого потенциала.

Стратегические проблемы развития отрасли становятся предметом длительных дискуссий в законодательных инстанциях и в средствах массовой информации.

Идеологические и социально - экономические трансформации российского общества наложили свой отпечаток на культуру, которая, преодолев неблагоприятные последствия глубокого кризиса, накопила позитивный опыт адаптации к новым рыночным условиям. При возрастающей конкуренции между традиционными предложениями учреждений культуры и коммерческих организаций досуга, туризма, развитии новых видов социальных услуг и электронных способов получения информации культура как отрасль убедительно заявила о своем статусе государствообразующего социально - культурного института, подтвердила свой авторитет и популярность у населения, что отражается динамикой приведенных статистических данных.

В последние годы укрепилось понимание общности интересов и степени ответственности культуры, бизнеса и государства перед обществом. Решения политических, экономических и социальных проблем в государстве базируются на нравственном и интеллектуальном потенциале общества.

Современная ситуация заставляет искать новые подходы к управлению, в том числе и в отрасли культуры. И хотя учреждения культуры менее, чем коммерческие фирмы и предприятия реального сектора, подвержены изменениям, так как традиционно представляют собой консервативные системы, но и в них сейчас возрастает потребность внедрения новых управленческих технологий.

Какие же реалии текущей ситуации делают переход к стратегическому планированию особо актуальным?

Во-первых, дефицит ресурсов. Социально-культурная сфера никогда не страдала от избытка средств, но в настоящий момент дефицит финансирования ощущается особенно остро. Известно, что если управленец имеет достаточно средств для решения волнующей его задачи, он решает ее, не разрабатывая какой-либо стратегии. Другое дело при нехватке ресурсов - тогда, прежде, чем начать, нужно проанализировать разные варианты действий, оценить балансы затрат, рисков и угроз, формировать различные сценарии развития ситуации и т.д. В подобных условиях особое значение приобретает точный выбор приоритетов и направлений, которые могут быть реально обеспечены имеющимися ресурсами.

Во-вторых, новая ситуация показала, что возможности использования старых методов планирования исчерпаны. Если раньше в программах деятельности учреждений пристальное внимание уделялось формам и методам работы, то теперь основной акцент делается на максимальное удовлетворение потребностей и спроса населения.

В-третьих, это наличие и развитие целостной системы стратегического планирования в России, то, что президент РФ назвал «вертикалью стратегического планирования под руководством главы государства».

Таким образом, как подсказывает теория и подтверждает практика, сегодня основу для всех управленческих решений обеспечивает стратегическое планирование.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...