Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сбор, анализ и обобщение материалов исследования.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МАКРОЭКОНОМИКА»

 

Курсовая работа является завершающим этапом изучения курса «Макроэкономика».

Основными целями курсовой работы являются:

1) определение степени усвоения студентом понятий и категорий экономической теории,

2) раскрытие содержательной характеристики выбранной темы,

3) рациональное сочетание общетеоретических положений и анализа конкретных экономических ситуаций,

4) проверка умения формулировать основные выводы по результатам анализа конкретной темы.

Курсовая работа должна удовлетворять следующим требованиям:

- глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа экономической литературы,

- умелая систематизация цифровых данных в виде таблиц, графиков с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития экономических явлений,

- аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций,

- литературное, логически последовательное и самостоятельное изложение материала,

-оформление материала в соответствии с установленными требованиями.

Весь процесс подготовки, выполнения и защиты работы состоит из ряда последовательных этапов:

1) Выбор темы.

2) Разработка рабочего плана. Рабочий план представляет собой развернутое содержание (структуру) курсовой работы, отражающее все существенные вопросы выбранной темы.

3) Сбор, анализ и обобщение материалов исследования. Результатом выполнения данного этапа является предварительный вариант курсовой работы.

4) Формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций.

5) Оформление курсовой работы.

6) Рецензирование научным руководителем.

7) Защита на кафедре.

 

Выбор темы

При выборе темы необходимо учитывать следующее:

1. Весь учебный курс экономической теории представляет собой совокупность конкретных тем, которые связаны между собой. У каждой темы есть непосредственно связанные с ней вопросы, и поэтому ни одну тему нельзя рассматривать изолированно. Из этого следует, что правильный выбор темы возможен только при необходимом уровне усвоения студентом всего учебного материала по данной дисциплине. Только это позволит студенту объективно сравнить предлагаемые темы между собой и сделать обоснованный выбор.

2. По степени сложности темы, входящие в состав дисциплины «Макроэкономика», существенно не отличаются друг от друга. Поэтому неверным является подход, при котором студент пытается выбрать тему «полегче». Любая тема для своего полноценного раскрытия в курсовой работе требует примерно равных усилий. При этом, однако, нельзя не учитывать, что степень усвоения той или иной темы у студента может быть различной. Какие-то темы вызывают у студента больший интерес, представляются ему более понятными.

3. Этап выбора темы непосредственно связан с этапом сбора, анализа и обобщения материалов. Если студент с начала выполнения курсовой работы четко представляет себе, по какой теме он может найти наиболее полный и содержательный материал, то при прочих равных условиях именно эту тему и следует выбрать.

4. При выборе темы следует понимать, что каждая из тем представляет собой ту или иную экономическую проблему, которую студент должен раскрыть. Курсовая работа – это не просто изложение различных теорий по той или иной теме. Студент должен уметь формулировать выводы о том, какая из теорий является наиболее эффективной, и это должно учитываться при выборе темы.

5. При выборе темы студенты должны соблюдать следующие обязательные требования:

- не допускается наличие одинаковой темы у двух или более студентов одной учебной группы.

- выбранная тема должна быть в обязательном порядке согласована с руководителем курсовой работы.

 

2. Разработка рабочего плана

1. Целью составления рабочего плана является изложение студентом предполагаемого подхода к раскрытию темы курсовой работы.

При составлении рабочего плана следует стремиться к тому, чтобы в нем оптимально сочеталось изложение как общетеоретических вопросов (основные принципы и закономерности исследуемой экономической проблемы), так и вопросов прикладных (исследование конкретных ситуаций – применительно к отдельной стране, этапу экономического развития, конкретному рынку и т.п.).

При этом нельзя допускать двух крайностей. Не сосредотачивать внимания только на теории, и тогда тема рассматривается в отрыве от реальной практики, от опыта конкретных стран, ни, наоборот, отражать только частные вопросы, но не формулировать необходимые обобщения и выводы.

Не следует также уделять чрезмерное внимание историческому опыту экономики зарубежных стран. Следует учитывать, что экономическая теория постоянно обновляется, и многие из ранее существовавших и справедливых для своего времени учений утратили свою актуальность. Следует учитывать, что предлагаемые темы ориентированы на раскрытие студентом современного состояния экономической теории, и это должно найти отражение в рабочем плане.

2. Студент должен представлять себе рабочий план в виде следующей примерной схемы:

- состав пунктов курсовой работы,

- основное содержание пунктов, т.е. те вопросы, которым в каждом пунктов будет уделено главное внимание,

- логической взаимосвязи пунктов. Переход от одного пункта к другому должен быть логически обоснован.

3. Рабочий план должен в обязательном порядке включать в себя следующие составные элементы:

- Введение. В нем обосновывается актуальность выбранной темы, ее важность для решения экономических проблем. Желательно, чтобы было отражено значение рассматриваемых вопросов для экономики России. Помимо этого во введении должна быть указана цель работы и основные задачи, а также обоснована структура курсовой работы.

- Основная часть. Здесь должны быть выделены 2 главы в каждой по 2-3 пункта.

В 1 главе должны содержаться теоретические основы изучения объекта исследования курсовой работы. Прежде всего, здесь должен быть отражен краткий исторический обзор по выбранной теме. Содержание этого подраздела должно показать, как формировалась теория по конкретному вопросу. Далее изложить содержание того экономического процесса, который является предметом исследования.

Во 2 главе необходимо показать практическую значимость объекта исследования курсовой работы, необходимо раскрыть конкретные методы решения той или иной экономической проблемы (государственного регулирования, ценообразования), которые должны быть проиллюстрированы соответствующими примерами, цифрами, статистическими данными.

- Заключение. Здесь студент формулирует основные выводы по теме. Выводы не должны противоречить предшествующему изложению. Следует также указать на имеющиеся проблемы и возможные перспективы их решения.

4. Рабочий план составляется студентом самостоятельно. Студент самостоятельно решает вопрос о том, сколько пунктов будет включать курсовая работа (рекомендуется 3-4 пункта) и как они будут называться.

Рабочий план согласовывается с руководителем.

 

Сбор, анализ и обобщение материалов исследования.

1. Для выполнения курсовой работы студент использует материалы из различных источников. Основными источниками являются:

- Учебные пособия. Студент должен использовать те учебные пособия, которые указаны в списках литературы в программе курса по экономической теории.

- Специальная литература – научные публикации (книги, статьи) по выбранной теме, прежде всего в таких журналах, как «Российский экономический журнал». «Вопросы экономики». «Общество и экономика», «Мировая экономика и международные отношения», «Финансы» и др.

- Публикации в специализированных периодических изданиях («Экономика и жизнь», «Финансовая газета» и т.д.). Материалы из этих источников используются, прежде всего, для анализа экономической ситуации в России.

При подборе нормативно-правовых актов, регулирующих связанные с темой работы отношения, целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочных системах «Кодекс», «Консультант плюс», «Гарант». Возможно использование данных, полученных при помощи глобальной информационной сети Интернет.

Нежелательно использовать при написании курсовой работы источники одного вида, т.е. только учебники или только статьи.

2. При подборе материала студент должен обращать внимание на то, что в них могут содержаться несовпадающие, а иногда и противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу. В этом случае студент обязан отразить в курсовой работе свое мнение о том, какая из точек зрения представляется ему наиболее правильной, и обосновать этот вывод.

3. Общее количество использованных при написании курсовой работы источников не должно быть меньше 25.

4. Наиболее важным этапом является обобщение материалов исследования.

При обобщении материала следует руководствоваться следующим:

А) не допускается сплошного цитирования использованных источников. Разумеется, в работе могут содержаться выдержки из того или иного текста, но они должны быть конкретными и достаточно краткими. Основной текст курсовой работы должен быть написан студентом самостоятельно.

Б) обработанный материал должен соответствовать установленным требованиям к объему курсовой работы.

В) результаты обобщения не должны противоречить материалам использованных источников. Так, например, если в различных источниках содержатся несовпадающие точки зрения, то их нельзя просто изложить в курсовой работе. Имеющиеся противоречия нужно отметить и проанализировать, сделав соответствующий вывод (например, об отсутствии окончательного решения того или иного вопроса, или об ошибке одного из авторов).

4. Структура и содержание курсовой работы

Традиционно сложилась определенная структура курсовой работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

1.Титульный лист.

2.Содержание.

3.Введение.

4.Основная часть (2 главы 3-5 пункта).

5.Заключение.

6.Список использованной литературы.

7.Приложения (если необходимо).

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по строго определенным правилам.

Затем помещается содержание, в котором приводятся все заголовки дипломной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

 

Введение. Это вступительная часть курсовой работы, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формируются цели и задачи проекта. Объем введения - не более 10 % общего объема дипломного проекта (2-3 страницы машинописного текста).

Материал излагается в следующей последовательности:

1.Теоретическая и практическая актуальность проблемы исследования.

2.Цель дипломного проекта.

3.Задачи исследования.

 

В пунктах основной части курсовой работы подробно рассматриваются конкретные исследования и обобщаются результаты. В работе должно быть 2 главы по 2-3 пункта. Все материалы, не являющиеся важными для понимания решения поставленной задачи, выносятся в Приложения. Содержание пунктов основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать.

В конце каждой главы необходимо сделать вывод, подводящий итог по содержанию главы.

В заключительной части дипломного проекта (объемом 2-3 страницы машинописного текста) обобщается (синтезируется) накопленная в основной части информация. Таким образом, в заключении необходимо сформулировать основные выводы и практические рекомендации по проделанной работе.

После заключения принято помещать список использованной литературы. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в работе. Если студент делает ссылку на какие- либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен указать откуда взяты приведенные материалы. Включать в список работы, на которые нет ссылок в тексте и которые не были использованы не следует.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части дипломного проекта, помещают в Приложении. Это могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил ранее не опубликованные тексты, переписка и т.п. Они могут быть представлены в форме теста, таблиц, графиков, карт, ксерокопий документов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...