Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие положения организации




МИНИСТЕРСВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСМОРФЛОТ

НОВОРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»

 

 

А. П. Ремнёв

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА БОРЬБЫ С ПОЖАРОМ

Учебное пособие

 

Утверждено на кафедре БЖД

«__» ___________2004г.

 

протокол №___

 

Г. Новороссийск

Г.

Учебное пособие содержит систематизированный материал по вопросам

стратегии и тактики борьбы с пожаром на морских и речных судах, содержит конкретные рекомендации по организации и действиям аварийных подразделений судна. Подробно рассмотрены вопросы организации тушения пожаров опасных грузов и пожаров в различных частях судна.

Предназначено для курсантов высших морских учебных заведений, членов экипажей судов, других специалистов, связанных с эксплуатацией флота. Будет полезно в процессе обучения слушателей тренажерных центров работников морского и речного флота и в практической работе на судах.

Учебное пособие соответствует требованиям Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, а также документам ИМО.

 

 

 
 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

БОРЬБЫ С ПОЖАРОМ

 

Пожаробезопасность является составной частью живучести судна.

Живучестью судна называется его способность противостоять последствиям аварийных повреждений, возникновению и распространению пожаров, воздействию взрывов, сохранять и восстанавливать при этом мореходные качества и обеспечивать безопасность находящихся на борту людей, сохранность грузов и судового имущества.

Под борьбой за живучесть судна понимаются своевременные энергичные, инициативные и квалифицированные действия его экипажа по обеспечению водонепроницаемости корпуса, предупреждению возникновения и распространения взрывов и пожаров, по борьбе с водой, пожарами, паром, дымом и по поддержанию в постоянной готовности к действию технических средств.

Под борьбой с пожарами подразумевают комплекс технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условия для безопасности эвакуации людей.

Организация экипажа по борьбе за живучесть судна является составной частью повседневной организации службы на судне и направлена на наиболее рациональное распределение членов экипажа и по эффективному использованию стационарных технических средств, аварийного, противопожарного имущества и спасательных средств при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Для управления действиями экипажа в чрезвычайных ситуациях на судне создается комплекс управления, включающий КП и посты, состав и расположение которых определяет и утверждает капитан судна (КМ), и они согласовываются с "Расписанием по тревогам".

К основным документам, определяющим действенность организации экипажа по борьбе за живучесть судна, относятся: расписание по тревогам, каютные карточки – выписки из расписания по тревогам, стояночное расписание по общесудовой тревоге.

Борьба с пожаром должна быть направлена на:

1. обнаружение и выявление места, размеров, характера пожара;

2. установление наличия и возможности эвакуации людей из помещений, охваченных пожаром;

3. эвакуацию людей;

4. ограничения распространения пожара по судну;

5. предупреждение возможных взрывов;

6. борьбу с пожаром;

7. ликвидацию его последствий.

При борьбе с пожаром очень важны факторы: времени (с момента обнаружения очага пожара и до начала действий по его тушению), умения и знания каждого члена экипажа, способов тушения, четкой организацией судна по борьбе с пожаром.

По сигналу общественной тревоги экипаж, одевшись по погоде и имея при себе спасательные жилеты, прибывает на место сбора, где производится проверка наличия членов экипажа, получение указаний по борьбе с пожаром. После этого все убывают на свои командные пункты (КП) и посты (П), где немедленно приступают к выполнению обязанностей по борьбе с пожаром согласно "Расписания по тревогам".

Борьба экипажа с пожарами на судне возглавляется капитаном судна с главного командного пункта (ГКП). Непосредственное руководство экипажем осуществляет старший помощник капитана (СПКМ) по всему судну кроме машинных помещений (МП). В МП руководит борьбой с пожаром старший механик (СТМ). При отсутствии на судне КМ и СПКМ действия экипажа возглавляет второй помощник капитана (2ПКМ) или вахтенный помощник (ВПКМ).

Борьба с пожаром на постах и командных пунктах осуществляется личным составом этим постов и пунктов. В помещениях, не занятых постами и пунктами борется с пожаром аварийная партия, а в машинных помещениях - аварийная группа машинных помещений.

По указанию ГКП (исходя из конкретной обстановки) личный состав постов, аварийных партий и групп могут оказывать друг другу помощь в борьбе с пожаром.

Основную и особую роль по борьбе с пожаром на судне выполняют аварийная партия и аварийная группа МП (МО).

 

НАЗНАЧЕНИЕ СУДОВЫХ АВАРИЙНЫХ ПАРТИЙ И ГРУПП

На судне при численности экипажа 15-50 человек создаются и утверждаются КМ:

1) Постоянная аварийная партия (ПАП). Командир - 2 ПКМ. Место сбора - П10

2) Аварийная группа поддержки (АГП). Командир - боцман. Место сбора - П 15.

3) Группа оказания первой помощи и аварийного снабжения шлюпок и плотов (ГОППАС). Командир - повар I категории (ст. повар). Место сбора П 12.

4) Постоянная аварийная группа машинного отделения (ПАГМО). Командир - 2МХ. Место сбора П 8.

5) На танкерах - Бортовая аварийная группа по борьбе с разливом нефти (ПАГ - Н) Командир КМ. Место сбора - Пост «Oil Spill Station" вблизи ПУГО.

6) Ежедневная стояночная аварийная партия (САП).

 

Организация аварийных подразделений судна.

1. Каждое подразделение должно иметь свои знаки различия, а каждый член подразделения то же должен опознаваться.

2. Между членами подразделения должны устанавливаться меры безопасности для контактов и знания их местоположения.

3. В аварийных подразделениях должны быть:

а) группы:

- разведки с переносными огнетушителями;

- с пожарными шлангами и пожарными стволами;

- оказания первой помощи;

- проверки лифтов, закрытия пожарных заслонок, контроля вентиляции и топливных клапанов.

б) ответственные:

- за запуск аварийного дизель-генератора (АДГ);

- за запуск аварийного пожарного насоса (АПН);

- за объемное пожаротушение (заполнение помещения газом);

- за заполнение и использование огнетушителей;

- за подготовку к спуску спасательных шлюпок и плотов (и спуск их на воду, если им угрожает пожар).

 

ПАП предназначена для:

- герметизации судна;

- эвакуации людей, выноса раненых из аварийных помещений;

- постановки пластырей, заделки пробоин в корпусе судна;

- удаления воды из затопленных помещений и воды, скопившейся от фильтрации и при тушении пожаров;

- борьбы с пожарами, дымом, паром;

- ликвидации повреждений грузопроводов, трубопроводов, электрокабелей, внутрисудовой связи;

- разборки завалов, образовавшихся в результате разрушений конструкций судна;

- перекачки жидких грузов;

- взаимодействия с береговыми пожарными командами, аварийно-спасательными подразделениями, экипажами судов на рейде и в порту.

Область действий ПАП -- жилые, служебные, грузовые помещения, грузовая зона, палубы и надстройки (кроме МО).

АГП предназначена для оказания необходимой поддержки и технического обеспечения ПАП:

– дополнительным оборудованием, инструментами и материалами;

– людскими резервами или заменой людей;

– подготовкой спасательных шлюпок и плотов к спуску на воду и т.д.

ГОППАС предназначена для транспортировки раненых и пострадавших, ухода за ними, оказания первой помощи, а также подготовки и размещения на спасательных шлюпках (плотах) дополнительных запасов пресной воды, продовольствия, теплых одеял, снабжения.

ПАГ МО предназначена для решения тех же задач, что и ПАП, в помещениях и постах МО, но по решению КМ может привлекаться для совместных действий с ПАП.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...