Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.5. ИНЦЕСТ. 3.5.1. Феноменология кризиса




3. 5. ИНЦЕСТ

Несправедливость, допущенная по отноше­нию одного лица, является угрозой всем.

Ш. Монтескье

3. 5. 1. Феноменология кризиса

Инцестом называют интимные отношения между членами одной и той же семьи, например, между родителями и детьми, между сиблингами и т. д. Мож­но также встретить определение инцеста как кровнородственного кровосме­шения (инцест первого рода). Данный термин происходит от латинского incestum, что означает «нечистый». Инцест в его узком понимании представля­ет собой сексуальный акт, в более широком — грубо отклоняющееся сексуаль­ное поведение членов одной семьи.

Степень родства регламентируется правовыми нормами. Последние разли­чаются в разных странах и, кроме того, имеют тенденцию с течением времени изменяться в одной и той же стране. Например, в Европе X века инцестом была объявлена половая связь между родственниками вплоть до седьмой степени родства (Старович 3., 1991).

Ограничения, налагаемые культурой человеческого общества, запрещают инцест. В современном мире инцест считается преступлением, которое пре­следуется по закону. Лишь в немногих примитивных племенах в настоящее время инцестное сожительство принимается сообществом.

Юридически инцест определяется как сексуальный половой акт между ли­цами, которые по причине кровного родства или по причине родства, проис­текающего вследствие брака, не могут вступить в брак законным образом (Кап-рио Ф., 1995). Зачастую инцест сопровождается актом прямого сексуального насилия по отношению к более слабым людям (детям), которые не могут ока­зать сопротивления. Сексуальное влечение матери к сыну носит название ком­плекса Пидэ (перевернутый Эдипов комплекс). Комплекс Арткелэ — сексу­альное влечение отца к дочери (перевернутый комплекс Электры).

Инцестное табу существует только среди людей. Попытку проследить проис­хождение инцестного табу предпринял 3. Фрейд в своей работе «Тотем и табу». Он предположил, что в доисторические времена вождь «первобытной орды» при­нуждал своих сыновей покидать семью, оставляя дочерей для себя. Позднее сы­новья объединились, возвратились, убили отца и съели его тело, веря в то, что таким образом они приобретут его мужественность и власть. Однако, испытывая вину за совершенное преступление, они объявили противозаконным убийство тотемного животного (символ отца) и установили запрет на половой акт с женщи­нами в семейной орде. По 3. Фрейду, это древнее табу знаменует собой начало «социальной организации, моральных ограничений и религии» (Фрейд 3., 1991).

Запрет на инцест существует достаточно давно. В африканском племени зулусов мужчина, виновный в инцесте, приговаривался к смерти. В других при­митивных культурах самоубийство для такого преступника было обязательным.

Библия также табуирует инцест путем включения запрета на него в Моисеевы законы. Наказаниями служили «остракизм», ритуальное публичное отлучение от Церкви. В Вавилоне инцест наказывался изгнанием или смертью. В Англии в 1650 году инцест считался преступлением и также карался смертью. Римляне считали физическую близость между членами одной семьи «противоестествен­ной». Древние китайцы обезглавливали людей, виновных в инцесте. Законы, запрещающие инцест, вскоре стали всеобщими, распространившись в Европе иСША(КаприоФ., 1995).

Существуют различные психологические концепции инцеста. 3. Фрейд счи­тал, что инцестуозные влечения заложены в каждом из нас. Вместе с тем он никогда не говорил об инцесте как реальности, отмечая наличие пережива­ний, связанных с комплексом Эдипа, только в воображении пациентов. Фрейд считал, что эти переживания вытесняются и не реализуются. В результате та­кого подхода жалобы жертв инцеста долго рассматривались как фантазирова­ние на сексуальные темы и проявление агрессии к родителям.

По мнению К. Г. Юнга, инцест — извращенный инстинкт достижения са­мости, основанный на феномене переноса. Согласно взглядам Э. Фромма, инцест является патологическим способом удовлетворения потребности в бли­зости и безопасности. Психодинамически ориентированные концепции семей­ной психотерапии рассматривают инцест как следствие бессознательного стремления принадлежать своей семье или, другими словами, быть лояльным семейной системе.

Психологический смысл инцеста подразумевает определенные действия с сек­суальным подтекстом, которые совершаются по отношению к объекту инцес­та (ребенку, подростку, взрослому) для удовлетворения сексуальных потребно­стей агрессора, который эмоционально связан с зависящим от него человеком и авторитетен для него. Инцест не всегда включает сексуальную связь или при­косновения как таковые. Он может иметь только психологическую подоплеку, значение которой состоит в переживании жертвой чувства осуществляющего­ся над ней насилия.

Жертвой инцеста является ребенок или взрослый, по отношению к которо­му совершено:

· физическое насилие с сексуальным подтекстом или непосредственно половой акт;

· психологическое насилие, включающее моральное давление с сексуаль­ным подтекстом; разговоры на сексуальные темы;

· демонстрация сексуальных действий в присутствии объекта инцеста.

Поданным Д. Руссельи Д. Финкельхор (Russel D., Finkelhor D., 1984), боль­шинство жертв инцеста — лица женского пола, а 80% лиц, его совершающих, — мужчины. Наиболее распространенной формой инцестного контакта являет­ся контакт «отец-дочь». Различают три типа отцов, вступающих в сексуаль­ные отношения со своими дочерьми:

· отцы-интроверты;

· отцы-психопаты (со склонностью к промискуитету);

· отцы с психосексуальным инфантилизмом (со склонностью к педофилии).

Чаще всего такие связи возникают в многодетных семьях с безработными и отличающимися асоциальными формами поведения отцами (Старович 3., 1991).

Инцесты между взрослыми и детьми могут расцениваться как одна из форм изнасилования, поскольку ребенок не может дать сознательного и зрелого со­гласия на участие в подобных действиях. Даже согласие старших подростков, достаточно компетентных в сексуальных вопросах, не может быть приравнено к согласию взрослого человека. Особенности детско-родительских отношений, основанных на доминировании родителя и подчинении ребенка, взаимной любви, привязанности друг к другу трансформируют понятие «свободного» выбора ребенка в силу его зависимости от родителя либо от родственника.

В действительности у ребенка нет выбора: он может бояться репрессий, ко­торым будет подвергнут в случае отказа в близости. Родитель обладает до­статочной силой, чтобы наказать ребенка, лишить его привычных удовольствий или причинить ему боль. Таким образом, даже заявление родителя о согласии ребенка и подтверждение последним этого факта не может приниматься в рас­чет. Однако некоторые авторы считают, что возможны случаи, когда ребенок использует инцестуозную связь, чтобы получить выгоду для себя или контро­лировать родительское поведение (Каприо Ф. ). Тем не менее это не освобож­дает родителя от ответственности за свое сексуальное поведение.

Существуют различные необоснованные убеждения — мифы об инцесте, связанные с большим сопротивлением общественного сознания значимости этой проблемы и широты ее распространения. Хотя в реальности инцест встре­чается часто, вследствие того, что семьи, как правило, скрывают этот факт, его до сих пор считают редким явлением. Частота появления случаев инцеста в целом равна 2% (Джонсон С. М., 2001).

Наиболее распространенными являются следующие мифы об инцесте (Blume, 1990, цит. по: Каприо Ф. ):

1. Инцест с детьми совершается людьми, не состоящими с ребенком в близ­кородственных отношениях. В действительности насилие обычно осу­ществляется близкими людьми, от которых ребенок полностью зависит. Большинство сексуальных преступлений совершается авторитетными для ребенка людьми, находящимися с ним в постоянном эмоциональ­ном контакте.

2. Инцест происходит в основном в антисоциальных и/или бедных, необ­разованных семьях, среди членов сект или в социальных группах, изо­лированных от других членов общества. В действительности инцест ре­гистрируется в различных социальных группах. Комплементарным мифом является представление о том, что богатство и образованность — это факторы, обусловливающие невозможность инцеста.

3. Инцест — удел психопатов и лиц с антисоциальным поведением. В ре­альности дело обстоит значительно сложнее. Имеют значение не столько образование или принадлежность к той или иной социальной группе, сколько психологические особенности. Зачастую эти люди достаточно представительны, социально успешны, пользуются большим уважени­ем, много работают. Поэтому сообщения жертвы об инцесте, как пра­вило, не вызывают доверия.

4. Инцест связан с сексуальной депривацией, с невозможностью проявлять сексуальную активность по-другому. Эта точка зрения также ошибочна. Исследования показывают, что большинство лиц, совершающих инцест, ведут активную сексуальную жизнь не только внутри, но и вне брака.

5. Инцест всегда сопровождается насилием (инцест — это всегда растле­ние малолетних). Иногда дети и подростки ведут себя провокационно и соблазняют взрослых, совершающих инцест. Несмотря на возможность такого поведения, ответственность за инцест несет только взрослый.

6. Инцест совершается в измененном состоянии сознания.

7. Заявление клиента (ребенка) об инцесте всегда является правдой.

Примерно в 90% случаев жертвы инцеста скрывают информацию об инце­сте. Среди причин сокрытия инцеста можно выделить следующие:

· угроза прямой или косвенной агрессии по отношению к ребенку. Неред­ко ему сообщают, что, если он расскажет о насилии, его убьют или изо­бьют до смерти;

· убеждение ребенка в том, что ему никто не поверит;

· страх, появляющийся в результате запугивания со стороны агрессора, что если второй родитель (родители) узнает о случившемся, то не простит обоим участникам инцеста;

· опасение, что второй родитель (родители) этого не переживет, заболеет и вина за его состояние ляжет на ребенка;

· запугивание судом: отца (мать) посадят в тюрьму, а семья не сможет жить без него (нее);

· боязнь публичного осуждения.

Таким образом, речь идет о разных формах эмоционального шантажа, ко­торые, к сожалению, оказываются действенными. Причина молчания жертвы инцеста, с одной стороны, заключается в страхе за себя, а с другой — за то, что ситуация в семье ухудшится. Эти действия поддерживаются искаженными представлениями членов семьи о «лояльности» в отношении друг друга.

Последствия инцеста разнообразны и проявляются в эмоциональной, ког­нитивной и(или) поведенческой сферах личности. У детей, подвергшихся сек­суальному насилию, создается повышенный риск развития следующих нару­шений:

· аддикции: имеются данные о том, что такие дети в семь раз чаще зло­употребляют алкоголем или другими веществами, изменяющими состо­яние сознания;

· склонность к суициду: жертвы инцеста в 10 раз чаще совершают суици­дальные попытки;

· занятия проституцией: большое количество случаев детской и подрост­ковой проституции сопровождается наличием в анамнезе ребенка сек­суального насилия;

· психические нарушения: у детей — жертв сексуального насилия симп­томы психических нарушений возникают чаще, чем у детей, не подвер­гавшихся насилию (Kendall-TacKett et al., 1993);

· посттравматическое стрессовое расстройство и сексуализированное по­ведение. Блюм (Blume, 1990; цит. по: Каприо Ф. ) указывает на риск воз­никновения сексуального аддиктивного поведения у детей, переживших инцест;

· развитие в зрелом возрасте эмоциональных расстройств (фобии, депрес­сия), мазохистических тенденций, сексуальных и супружеских проблем (Старович 3., 1991);

· в случае если жертва инцеста получает удовольствие, ее чувство стыда усиливается. У девочки может возникать характерный для многих жертв инцеста вид вины, при котором она ощущает себя женщиной, уводящей отца у матери, что затрудняет поиск поддержки и помощи у последней.

Сексуальное злоупотребление, характеризующееся высокой частотой сек­суальных контактов, большой длительностью, применением силы, оральным, анальным или вагинальным проникновением, связано с более многочислен­ными симптомами психических нарушений. Отмечается также формирование тесной эмоциональной связи между ребенком и агрессором (так называемый стокгольмский синдром).

У агрессора часто возникает ощущение, что жертва инцеста должна при­надлежать только ему. В отношениях «отец-дочь» отец может начать ревно­вать дочь к ее знакомым и мешать установлению контактов со сверстниками. И если большинство родителей испытывают лишь некоторую тревожность, когда их взрослеющие дети уходят на свидания, то агрессор воспринимает та­кой уход как предательство, нарушение лояльности, продуцируя реакции яро­сти, обвинения с последующим наказанием подростка. Такое поведение отца нарушает нормальное развитие дочери. Вместо того чтобы становиться посте­пенно более независимой от родительского контроля, жертва инцеста все в большей степени «сливается» с агрессором, что приводит к усилению ее изо­ляции от внешнего мира.

Анализ иерархической структуры семей, в которых выявлен инцест, указы­вает на следующие их особенности (Каприо Ф., 1995):

1. Инцестные отношения отца и дочери чаще имеют место там, где отец занимает доминирующую роль.

2. Инцест между сиблингами характерен для семей с перевернутой иерар­хией.

3. Инцестные отношения в диаде «мать—сын» в большинстве случаев воз­никают в матриархальных семьях.

Изучение семейных отношений (по воспоминаниям взрослых дочерей, пе­реживших в детстве инцест) показывает, что во многих случаях девочки были злы на мать больше, чем на отца. Их постоянно преследовал вопрос, на кото­рый они никак не могли ответить: «А знает ли об этом мать? Догадывается, испытывает тревогу, переживает, проявляет интерес к происходящему? » Мно­гие из них были убеждены в том, что их матери должны были что-то знать, так как признаки насилия были слишком очевидны. Более того, они были увере­ны в том, что матери, если бы только захотели и обратили на происходящее в семье чуть больше внимания, то, безусловно, знали бы об инцесте. Однако матерям по ряду причин было удобнее не обращать внимание на тревожные симптомы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...