Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.3.4. Опросник «Шкала любви и симпатии»




4. 3. 4. Опросник «Шкала любви и симпатии»

Автором методики является Зик Рубин, модификация выполнена Л. Я. Гоз-маном и Ю. Е. Алешиной (1985).

Цель методики — выяснить, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия.

Изначально шкалы любви и симпатии 3. Рубина представляли собой 2 на­бора высказываний, в каждый из которых входило 13 пунктов, затем по мере работы над созданием методики количество утверждений было уменьшено до 9. При составлении шкал опросника 3. Рубин исходил из определенных теорети­ческих представлений о внутренней структуре измеряемых феноменов. В част­ности, важными для измерения представлялись три компонента любви: привя­занность, забота и степень интимности отношений.

Шкала симпатии регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом.

Описание методики

В окончательный вариант методики, адаптированной Л. Я. Гозманом и Ю. Е. Алешиной, включены 14 пунктов. Время выполнения методики — 5-7 минут.

Инструкция: «Вашему вниманию представляются следующие утверждения, которые касаются Вас и Вашего(ей) супруга(и). К каждому утверждению не­обходимо подобрать тот вариант ответа, который, по Вашему мнению, наибо­лее соответствует сложившимся отношениям с ним (ней). Варианты ответа следующие: " Да, это так"; " Вероятно, это так"; " Вряд ли это так"; " Это совсем не так". Постарайтесь отвечать как можно откровенней. Не задерживайтесь долго над обдумыванием какого-либо утверждения. И помните: нет правиль­ных и неправильных ответов».

Текст методики

  1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.
  2. Когда мы вместе, у нас всегда схожее настроение.
  3. Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне.
  4. Он (она) очень умный человек.
  5. Для нее (него) я готов(а) абсолютно на все.
  6. В большинстве случаев он (она) нравится людям почти сразу же после знакомства.
  7. Когда мне плохо, то хочется поделиться только с ним (ней).
  8. Я думаю, что мы с ним (ней) внутренне похожи друг на друга.
  9. Я чувствую себя в ответе за то, чтобы ему (ей) было хорошо.
  10. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).
  11. Мне приятно чувствовать, что он (она) доверяет мне больше других.
  12. Он (она) один (одна) из самых обаятельных мужчин (женщин), которых я знаю.
  13. Мне было бы очень тяжело, если бы пришлось жить без него (нее).
  14. Я уверен(а), что он (она) хорошо ко мне относится.

Обработка результатов

Кшкале любви относятся следующие утверждения: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13. Шкала симпатии представлена утверждениями за четными номерами 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14.

Ответы оцениваются следующим образом: О

  • ответ «Да» — 4 балла;

· ответ «Вероятно, это так» — 3 балла;

· ответ «Вряд ли это так» — 2 балла;

· ответ «Это совсем не так» — 1 балл.

Баллы, присвоенные ответам на каждое из утверждений, суммируются от­дельно по шкале любви и по шкале симпатии. Итоговые оценки могут варьи­ровать от 7 до 28 баллов. Возможен подсчет суммарного балла по обеим шка­лам, характеризующим общий уровень эмоциональных отношений в диаде (от 14 до 56 баллов).

4. 3. 5. Метод диагностики межличностных отношений

Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири (моди­фицирован и адаптирован Л. Н. Собчик).

Цель методики — исследование представлений субъекта о себе и своем иде­альном «Я», представлений о членах семьи. Использование методики ДМО при анализе семейных кризисов позволяет сделать вывод о притязаниях испытуе­мого в сфере семьи; выявить зоны вероятных конфликтов; изучить психологи­ческую совместимость супругов и межличностные отношения в семье (выяв­ление преобладающего типа отношений в семье). Соотнесение представлений каждого из супругов о себе дает возможность выявить искажения в восприя­тии и проблемы, связанные со сходством/различием в проявлении стилей меж­личностных отношений.

Описание методики

Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализиро­ванном в процессе взаимодействия с окружающими, американский психолог Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8 общих или 16 бо­лее дробных (не оправдавших себя на практике) вариантов межличностного взаимодействия. Соответственно разным типам межличностного поведения был разработан опросник, представляющий собой набор из 128 достаточно простых характеристик-эпитетов (Собчик Л. Н., 2003).

К каждому типу относится по 16 суждений. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, распо­ложены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. Так, к первому типу взаимоотношений относятся суждения за номерами: 1-4, 33-36, 65-68, 97—100.

Каждый обследуемый лри заполнении опросника отмечает наличие тех или иных качеств у себя (при необходимости — супруга, своего отца, своей матери или другого члена семьи), а также отмечает, какими качествами он сам хотел бы обладать и какие он хотел бы видеть у своего мужа (своей жены или другого члена семьи).

Инструкция: «Перед Вами опросник, содержащий различные характерис­тики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если „да", то в специальном бланке, предна­значенном для регистрации Ваших ответов, перечеркните крестом соответству­ющую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного бланка. Если „нет", то не делайте никаких пометок на регистрационном блан­ке. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования.

Итак, Вы должны ответить на вопрос: „Какой Вы человек? " (испытуемый выполняет задание).

А теперь при помощи тех же характеристик попробуйте оценить Ваше иде­альное представление о себе, то есть ответьте на вопрос: „Каким бы я хотел быть? " ».

Затем аналогичным образом предлагается дать оценку мужу (жене) и его (ее) идеалу, с точки зрения респондента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...