Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура дисциплины «психология И ПЕДАГОГИКА»




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Психология и педагогика

Программа, методические указания

По изучению дисциплины

 

 

Для студентов заочной формы обучения

 

Казань 2014


 

 

УДК 159.9

ББК 88

П86

 

 

Психология и педагогика: программа, методические указания по изучению дисциплины. / Сост.: Г.В. Завада, Л.М. Романова, А.Г. Фролов. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2014. – 28 с.   В данной методической разработке представлены требования по изучению дисциплины «Психология и педагогика», описаны ее разделы в соответствии с компетенциями бакалавров. В методических указаниях предъявлены основные требования к выполнению, содержанию и оформлению контрольной работы. Даны темы контрольных заданий с краткой аннотацией к их основному содержанию, а также список основной и дополнительной литературы. Предназначены для студентов заочного обучения направления подготовки бакалавров,изучающих дисциплину «Психология и педагогика».  

 

П86

 

УДК 159.9

ББК 88

 

 

© Казанский государственный энергетический университет, 2014


Введение

 

Данное пособие разработано с целью оказания методической помощи при изучении дисциплины «Психология и педагогика» студентам заочной формы обучения бакалавров. Эта дисциплина является дисциплиной по выбору блока «Гуманитарный, социальный и экономический цикл».

В процессе изучения дисциплины студентами заочной формы обучения выполняются контрольные задания. Контрольные задания выполняются после того, как прослушана установочная лекция, изучены настоящие методические указания и основная часть дисциплины.

Предлагаемые методические указания должны помочь студенту выбрать тему контрольной работы, подобрать необходимую литературу, собрать и обработать материал, правильно его оформить. При выполнении заданий предполагается, что студент имеет представление о физиологии, приобрел некоторые навыки по изучению специальной литературы, поскольку в дальнейшем основной упор в подготовке делается на реферирование научной психологической литературы и ведение учебного исследования в ходе выполнения самостоятельных работ. Эти навыки должны быть максимально использованы при выполнении контрольной работы. К выполнению контрольной работы студенты должны подходить творчески. Качество ее оценивается, прежде всего, по тому, как правильно и самостоятельно освещена тема.

 

ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью освоения учебной дисциплины является формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для решения задачи в рамках организационно-управленческой деятельности.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ Основной Образовательной Программы БАКАЛАВРИАТА

 

Дисциплина «Психология и педагогика» относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является дисциплиной по выбору основной образовательной программы подготовки бакалавров, служит общекультурной подготовке студентов, способствует общему развитию будущего бакалавра, его личностному формированию.

Входные знания: о методах исследований, структуре общества, социальных группах, значении семьи (из социологии).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате освоения дисциплины «Психология и педагогика» формируются следующие компетенции:

общекультурные:

1. Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3).

2. Способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и готовность нести за них ответственность (ОК-4).

3. Способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовностью приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения (ОК-6).

4. Способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8);

профессиональные:

5. Готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе и к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-32).

6. Способность к дальнейшему обучению на втором уровне высшего профессионального образования, получению знаний в рамках одного из конкретных профилей в области научных исследований и педагогической деятельности (ПК-33).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1. Знать:

- теорию психологии общения, основы эффективного взаимодействия в коллективе (ОК-3, ПК-32);

- индивидуально-психологические особенности личности (ПК-33);

- различные стили и способы управления индивидом и группой (ОК-4);

- ведущие тенденции мирового образовательного пространства и современные личностные парадигмы (ОК-6);

- основы личностного роста и самообразования (ОК-6, ПК-33).

2. Уметь:

- описать поведение человека, его причины в категориях психологической науки (ОК-4);

- прогнозировать назревание конфликтных ситуации и находить пути выхода из них (ОК-3);

- использовать различные стили и способы управления индивидом и группой (ОК-8, ПК-32);

- определять индивидуальную образовательную траекторию (ОК-6).

3. Владеть:

- методами изучения психолого-педагогических явлений (ОК-8).

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

Структура дисциплины «психология И ПЕДАГОГИКА»

Согласно учебному плану подготовки бакалавров, общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

 

Семестр   Форма промежуточной аттестации Форма самостоятельной работы (К, Р, РГР, эссе, КР и др.) Часы учебных занятий Примечание
всего лекции практика самостоя-тельная работа
  Зачет            

 

Образовательные технологии, применяемые при проведении лекций в интерактивной форме, представлены презентациями в объеме 4 часа (т.е. 100 % аудиторного времени).

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

Раздел 1. Предмет, основные категории и структура психологии и педагогики

Анализ терминов, определяющих науки психологию и педагогику. Понятия «педагогика» и «психология». Объект и предмет психологии. Объект и предмет педагогики. Основные категории психологии: психика, психические процессы, свойства и состояния. Основные категории педагогики: обучение, воспитание, образование, развитие, формирование личности. Общее понятие о педагогической деятельности. Педагогическая задача. Дифференциация внутри педагогики и психологии. Взаимосвязь педагогики и психологии и их место в системе наук. Основные функции и задачи психологии и педагогики. История развития наук и их основные направления и парадигмы. Методы исследования в психологии и педагогике.

 

Раздел 2. Психические процессы.

Физиологические основы психики. Критерий психического. Уровни развития психики в филогенезе. Сознание как высший уровень развития психики. Психические познавательные (когнитивные) процессы: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление. Сущность, виды и физиологическая основа психических процессов. Эмоционально-волевые процессы. Понятие и виды эмоций. Функции эмоций. Чувства. Понятие и классификация чувств. Чувства и эмоции. Воля.

Раздел 3. Личность как феномен.

Понятие личности в психологии. Личность, индивид, субъект, индивидуальность: понятия и соотношение между ними. Роль и содержание факторов, влияющих на формирование личности. Возрастная периодизация. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии. Социальная направленность, социальный опыт и интеллект. Самосознание личности.

 

Раздел 4. Индивидуально-типологические свойства личности.

Направленность личности. Потребностно-мотивационная сфера. Классификация потребностей и мотивов. Темперамент. Понятие и структура темперамента. Свойства нервной системы и типы нервной системы. Типы темперамента. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Понятие и структура характера. Формирование характера. Акцентуации характера. Способности.

Раздел 5. Общение – его виды, структура.

Понятие и виды общения. Функции общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны. Вербальное и невербальное общение. Типы межличностного взаимодействия: императив, актуализация, манипуляция. Восприятие человека человеком.

Раздел 6. Взаимодействие в коллективе. Конфликты.

Понятие группы, классификация групп. Психология малых групп и межгрупповые и межличностные отношения и взаимодействия. Взаимодействие и общение. Конфликты в группах. Стадии, стили поведения в конфликте. Психическая регуляция поведения и деятельности. Трудовой коллектив, стили управления им. Роль руководителя в социально-психологическом климате коллектива.

 

Раздел 7. Образование: обучение и воспитание.

Образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс. Обучение как составная часть педагогического процесса. Методы, средства и формы организации обучения. Воспитание как психолого-педагогическое взаимодействие. Специфика воспитательного воздействия. Место и роль корпоративного образования в системе профессионального образования Российской Федерации.

Раздел 8. Самообразование личности.

Значение и особенности самообразовательной деятельности человека. Саморазвитие, самоопределение, профессиональный и личностный рост. Выбор и способы определения индивидуальной образовательной траектории. Профессиональное самоопределение.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЗОРНЫХ ЛЕКЦИЙ

№ п/п Темы лекций
  Психология и педагогика как науки. Предметы и объект изучения, отрасли и методы исследования в психологии и в педагогике (сравнительный анализ)
  Личность и ее подструктуры: биологическая (темперамент), психологическая (характер, способности), социальная (социальный опыт, направленность)

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Темы практических занятий
  Психология как наука, история развития психологического знания. Направления психологии
  Темперамент и характер: сравнительный анализ
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...