Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование средств массовой коммуникации в работе служб




социальной помощи в современной Беларуси. СМИ — средство привлечения общественного внимания к социальным проблемам, а также эффективное средство рекламы благотворительной деятельности тех или иных организаций, социальных групп, отдельных лиц, направленной на своевременное решение общественных проблем. При взаимодействии с социальной работой, направленной на улучшение жизни в целом, благосостояния, в частности, и морально-духовного облика незащищенных слоев общества от неблагоприятных факторов, путем разнообразных технологий помощи и поддержки, «четвертая ветвь» власти должна объективно, без предубеждений информировать людей о протекающих социальных процессах в государстве.

1)СМИ выполняют интеграционную роль, помогая адаптироваться нуждающимся социальным группам, поддерживая стабильность социума, сглаживая внутренние противоречия.

2) СМИ осуществляют социальный контроль в обществе.

3) СМИ актуализируют социальные проблемы в сознании аудитории и, придавая социальной проблеме персонифицированный, личностный характер, создают чувство сопричастности.

4) СМИ становятся инициаторами акций по оказанию социальной помощи нуждающимся. Они помогают мобилизовать средства от благотворителей, обеспечивают общественный контроль, содействуют рекламе благотворительности как социально значимой ценности.

5) СМИ участвуют в профилактике негативных социальных явлений.

6) СМИ могут выступать в качестве субъектов социальной, юридической, психологической помощи. Для распространения информации о вашей службе по всей стране можно воспользоваться четырехстраничным релнзом, т.е. официальным заявлением для печати, украшенным фирменными виньетками. Пресс-релизы могут содержать предложение новых видов деятельности, услуг для клиента; их описание; фото ведущих специалистов; проблемные сообщения. Чтобы добиться поддержки со стороны телевидения, важно представить на телевидение сценарий, подробно рассказывающий о работе данного учреждения, его планах и возможностях. Взаимодействия со СМИ и населением с целью формирования адекватного отношения к проблемам планирования семьи; охрана репродуктивного здоровья женщин, детей и подростков; профилактика заболеваний передаваемых половым путем; сексуальное образование подростков. Целью информационной политики органов и учреждений социальной защиты населения является обеспечение информационной открытости их деятельности для общественности и установление обратной связи с потребителями информации, касающейся деятельности органов по социальным вопросам.

53. Процедурные этапы социальной диагностики. В технологии социальной диагностики выделяют ряд процедурных этапов:

— ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей или критериев;

— измерение и анализ показателей;

— формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу.

Начальным этапом является жалоба клиента или его близких, т.е. появление социальной проблемы. следующий этап диагностического процесса — сбор и анализ данных о социальной ситуации. На этом этапе специалист использует два типа исследовательских методов: историко-генетические и структурно-функциональные.

Историко-генетические методы призваны определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, проследить степень ее проявления на разных стадиях жизни клиента. Сбор сведений о генезисе социальной проблемы предусматривает

использование методов социальных биографий.

Структурно-функциональные методы диагностики предполагают получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, строении социального объекта и связях. Даже проводя социальную диагностику личности, необходимо изучить ее социальную сеть, функционирование в социальном окружении, наконец, внутреннее состояние, структуру самой личности, гармоничность или дисгармоничность ее внутренних элементов, согласование или рассогласование социальных ролей. Из арсенала средств социальный работник использует в первую очередь наблюдение, которое позволяет, во-первых, узнать оценку ситуации клиентом (клиентами), познакомиться с его (их) трактовкой имеющейся проблемы. В процессе наблюдения специалист воспринимает как вербальную (словесную), так и невербальную информацию (мимика и интонация клиента, его жесты).

На этом этапе специалист может прибегнуть к использованию инструментальных методов, групповых диагностических методик. Важное значение на данном этапе имеет также привлечение к социальной диагностике специалистов смежных областей деятельности. Собранные таким образом сведения подвергаются анализу: сопоставление

ряда данных, их сортировка на важные и малозначащие, дифференциация признаков.

Постановки социального диагноза специалист не просто делает заключение о сущности и причинах жизненного затруднения клиента, а ранжирует имеющиеся проблемы, выделяя главную, от которой зависит решение всех других или которая может быть решена на данном уровне возможностей или при данном уровне знаний.

54. Социально-диагностические методы в социальной работе. Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие.

Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Существуют различные разновидности наблюдения.

Слово не единственный показатель, по которому можно оценить мысли и намерения, проблемы собеседника. Важно улавливать и мимику, жесты, позу, усиление голоса, выражение лица, глаз, улыбку. Подобные реакции обычно непроизвольны, и опытный человек может по ним судить о чувствах и даже мыслях и намерениях собеседника. Отсутствие реакции собеседника обычно говорит о том, что он или не понял или не согласен со сказанным. Пауза в речи может означать обдумывание ее продолжения, и в такой ситуации не следует тут же перебивать собеседника.

Беседа в социальной диагностике — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.

Пожалуй, основное требование, которому должен соответствовать социальный работник-диагност, — это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах.

Ведение беседы требует определенных знаний и навыков. Причем, имеются в виду знания не только по обсуждаемой в ходе беседы проблематике. Ведущему беседы необходимы знания по общей и социальной психологии, логике, риторике, этике и т.д.

Основные технологические условия, обеспечивающие успех беседы:

— умение заинтересовать собеседника предлагаемой темой беседы;

— создание атмосферы взаимного уважения и доверия;

— искусное использование методов убеждения и внушения. Анкетирование — метод сбора статистического материала

путем формализованного опроса диагностируемых.

Вопросник (опросник-личностный) — совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться (да, нет, не знаю).

Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Мониторинг — это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

Методы тестирования. Особенно широко распространены. Их существует множество, и они разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные; количественные и качественные, общие и специальные и др.

Тесты являются специализированными методами диагностического обследования, с помощью которых, можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления. В отличие от других методов, они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Существуют варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник — тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.

Тест-задание — оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития, или отсутствии у него изучаемого качества.

Достоинство тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения, различающимся по возрасту, культуре, профессии, жизненному опыту и т.д. Их недостатком является то, что испытуемый может сознательно влиять на результаты, зная механизм теста.

В этих случаях применяется тест-проектирование. Создается определенный тип проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим. Этот тест требует повышенного интеллектуального уровня как от испытуемого, так и высокого профессионализма со стороны самого диагноста.

Биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Этот метод, основанный на изучении личности в контексте ее личной истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, на переструктурирование пространственно-временной организации и деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.

55. Формы связи специалиста по социальной работе с общественностью. Одна из наиболее важных контактных аудиторий, которой специалисты по связи с общественностью должны уделять особое внимание, — персонал самой социальной службы. Каждый ее сотрудник является передатчиком информации во внешнюю среду, т.е. как бы создает имидж своей организации. Значит, объясняя персоналу исключительную роль каждого специалиста, мы прививаем ему определенный тип поведения. некоторые организации выпускают печатные издания для внутреннего пользования, имеющие пропагандистский, информационный уклон.

Взаимодействие со СМИ. Цель этой работы— создание благоприятного внутриорганизационного климата, общественного мнения и завоевание расположения, основанного на доверии.

Цель рекламы — стремление убедить потребителей, информации в необходимости определенного поведения: обращение к определенному виду социальных услуг, обращение к услугам данного учреждения, а не к услугам его конкурентов, спонсорская активность и т.д. Существует множество видов рекламы: пригласительные билеты, бланк письма, визитка, вывеска на здании, газетная реклама, книжная закладка, календари, рекламная листовка, обложка, полиэтиленовый пакет, реклама на транспорте, сувенир-реклама и др. Реклама наиболее эффективна при одновременном использовании разнообразных ее видов.

Выявление устойчивых тем, интересующих читателей газет, телезрителей, клиентов социального центра. Для этого некоторые специалисты еженедельно проводят телефонный опрос горожан на предмет наличия новостей (о гостях, поездках, событиях за неделю и т.д.) и таким образом определяют темы, постоянно вызывающие интерес, — на них и важно обратить внимание профессионалу.

Важной частью связи с общественностью является работа с благотворительными учреждениями, спонсорами (в том числе потенциальными). Социальный работник

помогает «донорам» решать задачи своевременно и эффективно. При этом прежде всего желательно понять, какая именно социальная проблема подвигнет потенциального «донора» на благотворительность. Не менее важно подробно рассказать «донору», на что будут использованы его деньги, и дать понять, что откладывать помощь нельзя.

Для распространения информации о вашей службе по всей стране можно

воспользоваться четырехстраничным релизом, т.е. официальным заявлением для печати, украшенным фирменными виньетками. Пресс-релизы могут содержать предложение новыхвидов деятельности, услуг для клиента; их описание; фото ведущих специалистов;

проблемные сообщения.

Технология работы с телевидением- это могущественное средство влияния на людей, охватывающее огромную аудиторию. Чтобы добиться поддержки со стороны телевидения, важно представить на телевидение сценарий, подробно рассказывающий о работе данного учреждения, его планах и возможностях.

56. Этапы адаптационного процесса, его формы. Адаптационные процессы проявляются в трех формах, характеризующихся различным соотношением стихийных и сознательных приспособительных механизмов:

1. Преимущественно стихийное протекание адаптационных процессов проявляется в неудовлетворенности человека условиями его самореализации без достаточного осознания путей выхода из существующего положения. В этом случае завершением адаптационных процессов чаще всего является отказ (полный или частичный) от общественно-полезной деятельности, перемещение центра активности личности в сферу досуга или самореализация человека в альтернативных группах, не входящих в социальную структуру общества. В современных условиях эти процессы находят свое выражение в переориентации человека на самого себя: всевозможные оздоравливающие системы, нетрадиционные способы психологической и физиологической самореализации, развитие «экстрасенсорных» способностей, стремление к мистическим и оккультным переживаниям и т.п.

2. Другая форма, характеризующаяся примерно равным соотношением стихийных и сознательных элементов, проявляется в конструировании идеальных моделей воображаемой деятельности без реального их воплощения. Результат этой формы адаптации личности — создание различных социальных утопий и их пропаганда.

3. Третья форма адаптационных процессов связана с преобладанием сознательных элементов и выражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности. При прочих равных условиях эта форма адаптации в наибольшей степени способствует действительной самореализации личности и ее превращению в субъект общественного развития.

Этапы.

1.Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой. Это одна из наиболее болезненных стадий социальной адаптации, и период парализующего страха и бездействия и, одновременно, первичной, эмоциональной оценки и попытки самого первого осмысления сути происходящих изменений. Именно на этой стадии социальной адаптации субъект впервые сталкивается с необходимостью освоения новых элементов социальной среды и узнаёт их позитивные и негативные стороны.

2.Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё. Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности. В этом случае субъект, опираясь на результаты первичного освоения новой социальной среды на предыдущей стадии социальной адаптации, получает возможность выбрать и реализовать на практике наиболее подходящий для него способ поведения и деятельности, активизируя собственные способности и возможности.

3.Ответ на «вызов среды». Это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации.

4 стадии(этапа) социальной адаптации:

— первая (начальная) стадия, когда адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается;

— вторая стадия (терпимость), когда как социальная среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга;

— третья стадия — приспособления, «аккомодации» — связана со взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности;

— четвертая стадия — полной адаптации, «ассимиляции», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые.

57. Критерии эффективности социальной адаптации. Эффективность, конечный результат адаптации определяются объективными показателями достижений и субъективной удовлетворенностью своими достижениями в той профессиональной и социально-экономической позиции, которую занимает человек. Для решения задач социальной адаптации престарелых и инвалидов важное значение имеют повышение качества медицинского, бытового и психологического обслуживания, организация их досуга и посильной трудовой занятости. Выделяются основные критерии эффективности процесса социальной адаптация:

- конкурентоспособность;

- уверенность в стабильности социального благополучия;

- успешность трудоустройства;

- закрепляемость на рабочем месте;

- стабильность семейных отношений;

- уровень профессиональной подготовки;

- высокая степень удовлетворенности взаимоотношениями с окружающими людьми;

- удовлетворенность работой и оплатой труда. Эмоциональный комфорт; высокая степень удовлетворенности социальным статусом, основными формами деятельности, реализацией основных потребностей, самореализацией. Самоприятие, адекватные самооценка и уровень притязаний, минимальное разведение Я-реального и Я-идеального, самооценки и уровня притязаний. Отсутствие тенденций к невротизации и депрессии. Высокая степень интеграции индивида со средой. Самостоятельность в принятии решений, отстаивание своего мнения. Наличие глубоких личностных контактов, широкий круг общения. Социальная активность. Высокие работоспособность и успешность деятельности, профессиональный рост. Достаточные коммуникативные навыки, построение отношений с окружающими на основе взаимоуважения. Соматическое благополучие.

58. Микросоциальная среда, ее функции. Социальная работа в микросоциальной среде представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы. Основными методами профессиональной работы в микросоциальной среде являются: социальное планирование, планирование микросоциальной среды, развитие территориального самоуправления, социальные акции в микросоциальной среде, макропрактика. Под микросоциальной средой (коммъюните) понимается сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, придерживающихся единых конфессиональных взглядов и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории. Микросоциальная среда представляет собой сложную систему социально-экономической и культурно-исторической общности. Она состоит из комплекса взаимодополняющих систем: экономической, политической, социокультурной, образовательной и государственной. В этих координатах происходит становление и оформление микросоциальной среды как специфического субъекта, имеющего определенные проблемы социального функционирования. Как и жизненный сценарий личности, жизненный сценарий микросоциальной среды имеет свою социальную историю, проблемы, кризисы развития, ценности, нормы, принципы интеграции и взаимодействия с другими институтами, структурами и группами.

Микросоциальная среда имеет, по мнению Р.Уоррена, следующие основные функции:

1. Производство — распределение — потребление.

2. Социализация.

3. Социальный контроль.

4. Социальное участие.

5. Взаимоподдержка.

Эти функции микросоциальной среды направлены на развитие жизненного сценария как самого сообщества, так и отдельной личности и группы. В этой связи она оказывается той сферой, где реализуются все жизненно важные функции человека в социуме:

— определяются нормы потребления и производства, модели социально необходимого поведения;

— осуществляется контроль за социальным функционированием индивида в социуме через систему формальных принципов;

— осуществляется система поддержки отдельного индивида через различные типы организаций: религиозные, общественные, специализированные.

59. Социальная групповая работа, ее особенности. Социальная групповая работа — это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные области человеческой жизнедеятельности — от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы имеющие различное происхождение проблем. Социальная групповая работа помогает личности расширять свое социальное функционирование и через целенаправленный опыт группы более эффективно справляться со своими индивидуальными, групповыми или проблемами в микосоциуме. Социальная групповая работа — это метод интерперсональной помощи при работе в малых группах, где используется групповой контекст для достижения индивидуальных и групповых целей. Социальная групповая работа, как и социальная работа со случаем, включает различные подходы поведенческого обмена, индивидуального развития, интерперсональных умений, групповых ориентированных проблем, социальных акций. На практике социальная групповая работа представлена достаточно широко от группового консультирования до терапевтических подходов. Социальная групповая работа традиционно применяется в практике работы в микросоциуме, с детьми, в социальных агентствах. В социальной групповой работе используют развивающие, реабилитационные, орагнизационно-реабилитационные подходы, а также социальные. Развивающие подходы направлены на преодоление стрессов и кризисов в индивидуальном развитии. Реабилитационные подходы основаны на эгопсихологии с ориентацией на поведенческие теории. Динамика малых групп используется в терапевтических целях для решения индивидуальных проблем. Организационно-развивающие подходы сосредоточены на системном взаимодействии между индивидуумами в групповом процессе. социальная групповая работа направлена на расширение жизненного пространства клиента, осознание и приобретение им социальных и жизненных ценностей, улучшение социального функционирования, к основным целям социальной групповой работы можно отнести:

— посреднический обмен между клиентами;

— общение;

— самоосознание существующих проблем;

— реалистичное оценивание своих проблем;

— принятие социальных норм и ценностей.

Основные виды социальной групповой работы

Группы, восстановления. Данные группы организуются в микросоциуме (коммъюните) в местах проживания клиентов. Коммьюните — сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, имеющих общие конфессиональные взгляды и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории. Основная цель — совместное рациональное проведение свободного времени. В основе групповой динамики лежит спонтанная активность группы, добровольное приобщение членов группы к участию в различных развлечениях, играх, совместному обсуждению информации, касающейся политики, экономики, культуры.

Группы восстановления умений. Основная цель этих групп помочь клиенту восстановить утраченные умения или приобрести их. Такие группы имеют достаточно широкий спектр деятельностных форм: от различных спортивных игр, таких, как баскетбол, теннис, до занятий прикладным искусством (гончарное дело, керамика).

Образовательные группы. Социальная работа в образовательных группах строится на основе общего интереса клиентов к определенной проблеме. Эти проблемы, как правило, фокусируются вокруг реальных потребностей отдельных индивидов или их семей. Работа строится на основе социальных запросов клиентов. Такими запросами могут быть: правильная организация семейного бюджета, воспитание детей, вопросы внутренней и внешней политики и т.д.

Посредничество. В основе этой деятельности лежит теория социальных систем, групповая теория и теория малых групп, фокус на индивидууме во взаимодействии с группой. Процесс помощи включает: настрой, приготовление социального работника к встрече с клиентом в группе, переходы от стадии к стадии и окончание. Цели — гармонизация потребностей личности и общества. Социальный работник, выступая в роли посредника и вдохновителя, помогает клиенту добиться того, в чем он нуждается, через лечебные возможности группового процесса. В процессе группового взаимодействия проясняются истинные мотивы проблемы клиента. Метод направлен на оказание практической помощи в преодолении неблагоприятной среды.

Группы самопомощи. Помощь, которая оказывается в группе, строится на взаимной поддержке ее членов. Социальный работник, организуя процесс, передает свои функции группе. Участник группы представляет свой случай, который группа обсуждает, помогая ему рационально осознать ее сущность, в процессе групповой работы проблема клиента снимается. В количественном отношении группа не должна насчитывать менее трех человек — в противном случае не могут быть достигнуты развернутая кооперация, специализация, другие групповые эффекты. Чем меньше группа, тем быстрее и успешнее она может решить поставленную задачу. Желательно, чтобы группа была однородной по возрастному составу и уровню интеллекта (который не должен быть низким). Социальный работник всегда имеет дело одновременно с двумя клиентами: индивидом и группой. Как только начинается групповой процесс, социальный работник вступает во взаимодействие и с каждым в отдельности, и с группой в целом.

60. Виды деятельности, характерные для социальной групповой работы. Социальная групповая работа включает различные виды деятельности:

1. Развитие целой группы и отдельного члена группы. Начальный состав группы, спонтанно собранный или созданный усилиями группового работника, образует структуру автономного развития, в которой проявляются лидеры, берущие на себя руководящую роль, координирующие ситуацию, направляющие групповое развитие на решение необходимых потребностей. В данной модели, в соответствии с ее концепцией, индивиды проявляют активность в процессе группового взаимодействия. Каждый член группы имеет возможность управления и разделения властных полномочий, так как работа в группе рассматривается как один из элементов социального обучения, направленного на развитие социального функционирования индивида. Одна из важнейших задач в групповой работе – поддерживать постоянный динамический баланс между индивидуальными и групповыми потребностями и нуждами. Однако групповой работник должен отстаивать и защищать отдельного индивида, его нужды и потребности.

2. Развитие взаимной помощи и поддержки среди членов группы. Группы самопомощи. Помощь, которая оказывается в группе, строится на взаимной поддержке ее членов. Эта модель включает в себя вербальные и невербальные коммуникации, игровые принципы взаимодействия. Действия, разворачивающиеся по принципу «здесь и теперь», дают возможность клиентам получить опыт взаимодействия, который может быть актуализирован в дальнейших взаимодействиях. Группы взаимопомощи — регулярные собрания, проводимые с целью обмена опытом и моральной поддержки участниками друг друга. На группах обсуждаются сложные ситуации в жизни участников и варианты их решения. Группа взаимопомощи это сообщество людей обладающих общей темой или проблемой и собирающихся вместе для взаимопомощи и поддержки. Цели групп взаимопомощи могут варьироваться в зависимости от конкретных нужд их членов.

3. Использование группового процесса для жизнедеятельности группы. Формулируются четкие нормы, регламентирующие внутригрупповое взаимодействие, персональную ответственность за соблюдение которых принимает на себя каждый из членов группы. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения. Эти элементарные нормы чаще всего бывают дисциплинарными и определяют режим работы. Динамика группы на этом этапе характеризуется началом выработки внутригрупповой морали – сложных норм регуляции поведения, групповых ценностей и ценностных ориентации.

4. Развитие автономности в группе. Самоизучение клиентом своих индивидуальных особенностей, где осуществляется «расширение сознания» в целях более эффективного социального функционирования. Автономия – это целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней. Группа – автономия характеризуется тем, что в процессе совместной деятельности практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Кроме того, индивидуальные цели каждого участника взаимодействия достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности. Происходит как бы поглощение групповой целью индивидуальных целей участников.

61. Теоретические подходы к пониманию микросоциальной среды. Социальная работа в микросоциальной среде представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы. Основными методами профессиональной работы в микросоциальной среде являются: социальное планирование, планирование микросоциальной среды, развитие территориального самоуправления, социальные акции в микросоциальной среде, макропрактика. Под микросоциальной средой (коммъюните) понимается сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, придерживающихся единых конфессиональных взглядов и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории. Микросоциальная среда представляет собой сложную систему социально-экономической и культурно-исторической общности. Она состоит из комплекса взаимодополняющих систем: экономической, политической, социокультурной, образовательной и государственной. В этих координатах происходит становление и оформление микросоциальной среды как специфического субъекта, имеющего определенные проблемы социального функционирования. Как и жизненный сценарий личности, жизненный сценарий микросоциальной среды имеет свою социальную историю, проблемы, кризисы развития, ценности, нормы, принципы интеграции и взаимодействия с другими институтами, структурами и группами. Микросоциальная среда имеет сетевую структуру и находится в неравновесном состоянии. Неравновесность микросоциальной среды определяется ее подвижностью, отсутствием устойчивой иерархичности и постоянным переносом фокуса концентрации из одного участка этой среды в другой. Микросоциальная среда включает все социальные системы и несистемные социальные факторы, с которыми каждый человек находится в разнообразных видах взаимодействия в данный период своей жизни. Она представляет собой поле актуальных и потенциальных возможностей личности. Микросоциальная среда – не мертвое застывшее образование, это скорее, вечно бурлящая маленькая вселенная, пребывающая в динамическом состоянии, находящемся в состоянии неравновесности. Неравновесные состояния в микросоциальной среде радикально изменяют и самого человека, и его жизненное положение. Они затрагивают структуру социального бытия на уровне повседневности, проникают в глубинные пласты психики, переворачивают привычные представления о жизни у любого человека.

62. Социальная терапия, ее сущность. Слово «терапия» в переводе с греческого означает «забота, уход, лечение». Социальная терапия тесно связана с психотерапией, в которой используются методы воздействия на психику. Эти воздействия основаны на психологических теориях и методах и включают в себя систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психологических симптомов, которые вызывают беспокойство, дискомфорт у пациентов. Известны 4 основные модели психотерапии:

— психотерапия как метод лечения, т. е. воздействие на соматическое и психическое состояние клиента (медицинская модель психотерапии);

— психотерапия как метод манипулирования, носящий характер инструмента и служащий целям общественного контроля (социологическая модель);

— психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения личности (психологическая модель);

— психотерапия как комплекс явлений, возникающих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель). Социальный работник в процессе работы с индивидами или социальными группами постоянно сталкивается с соматическими и психологическими проблемами, поэтому ему необходимо владеть основными терапевтическими и практическими методами, применяемыми психотерапевтами. Это помогает ему выявить внутренние факторы развития человека, причины и мотивацию его поведения. На первом этапе контакт социального работника с клиентом осуществляется в виде терапевтического консультирования, беседы или совета. Для оказания первой помощи он должен сам проводить терапевтическую работу или организовывать ее совместно с другими специалистами. Если же выявлены серьезные отклонения в здоровье пациента, то социальный работник рекомендует обратиться к врачу или психотерапевту для более полного проведения необходимого лечения. В основе терапевтического воздействия лежит процедура социальной помощи, оказание клиенту поддержки со стороны окружения, ликвидация негативных последствий взаимоотношений. «Социальная терапия» предполагает и прямое вмешательство с целью устранения препятствий, мешающих полноценному социальному развитию индивида, социальной группы. Социальная терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в мир клиента может быть рассмотрена как метод «лечения», влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации. Объектом социальной терапии могут быть не только сам клиент с его проблемами и его самые близкие люди, но и работа, жилье, соседи, друзья, знакомые и т.д. В целом методы социальной (психологической) терапии основываются на двух формах работы — индивидуальной и групповой, каждая из которых предполагает определенную технологию построения взаимодействия между социальным работником (психосоциальным терапевтом) и клиентом. Целью такого взаимодействия может быть решение каких-то эмоциональных проблем, обмен информацией, развитие социальных и ремесленных навыков, изменение ценностных ориентации, направление асоциальных ориентации в конструктивное русло и др. Приемы вмешательства включают контролируемые терапевтические дискуссии, беседы и т.д. Социальная терапия - это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на реше

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...