Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Й вид смещения в концептуальном описании категории «Восприятие»




 

Дадим формулировку третьего вида смещения в концептуальном описании философской категории «Восприятие».

Определение «Третьего вида смещения в концептуальном описании философской категории «Восприятие»».

Под третьим видом смещения в концептуальном описании категории «Восприятие» мы понимаем концептуальное преобладание в концептуальном описании философской категории «Восприятие» третьего аспекта аналитической реализации категории «Восприятие»: «Категория «Восприятие» аналитически существует как «Субъективная составляющая Восприятия», или как чувственная составляющая «Восприятия»» (6.1.1.2.3).

 

6.2.2.1.2. Создавая в 6.2.2.1.1.1, 6.2.2.1.1.2 и 6.2.2.1.1.3 формулировки определений 6.3.1.1.1.1, 6.3.1.1.2.1 и 6.3.1.1.3.1 терминологической фиксации феномена смещения, существующего при концептуальном описании философской категории «Восприятие», мы, с одной стороны, предлагаем концептуально другое понимание области изменения для категории «Восприятие», относительно существующего в современной философии. С другой стороны, мы теоретически произвели объективизацию метода терминологической фиксации феномена смещения, практическая реализация которого, при возникновении необходимости, может изменяться в сторону увеличения точности терминологического описания.

6.2.2.1.2.1. Смещение концептуального описания категории «Восприятие» происходит за счёт трансформирования данной классификации или в сторону субъектного понимания, или в сторону философской категории объективного понимания «Восприятие».

Например, при появлении аналитической необходимости в увеличении точности описания первого вида концептуального смещения, возникающего при концептуальном описании философской категории «Восприятие», мы для решения задач, связанных с раскрытием концептуальной совместимости, и определения статусных отношений внутри понятийной пары «Познание» и «Восприятие» (6.1.1.1.1), увеличили точность понимания 1-го вида смещения в концептуальном описании категории «Восприятие», введя в рассмотрение более точное описание смещения области допустимого изменения категории «Восприятие» как формы «Взаимодействия»: ««Восприятие» как процесс» (6.1.2.1.01), ««Восприятие» как конечный результат процесса» (6.1.2.1.02) и ««Восприятие» как осмысление конечного результата процесса» (6.1.2.1.03).

6.2.2.1.2.1.1. Практическая конкретизация второго вида смещения, концепция которого теоретически сформулирована нами в процессе формирования концептуального описания категории «Восприятие» как концептуальное преобладание «Объективной составляющей Восприятия» (6.1.1.2.2) над «Субъективной составляющей Восприятия» (6.1.1.2.3) описывает ряд взаимодействий, цель которых ориентирована на «Объект восприятия». Например, при формулировании концептуального описания категории мы под категорией «Восприятие» подразумеваем «Объектно-Субъектное взаимодействие».

6.2.2.1.2.2. Практическая конкретизация третьего вида смещения, концепция которого теоретически сформулирована нами в процессе формирования концептуального описания категории «Восприятие», как концептуальное преобладание «Субъективной составляющей Восприятия» (6.1.1.2.3) над «Объективной составляющей Восприятия» (6.1.1.2.2) описывает ряд взаимодействий, цель которых ориентирована на чувственное представление «Объекта восприятия». Например, при формулировании концептуального описания категории мы под категорией «Восприятие» подразумеваем только процесс формирования «Ощущения объекта восприятия».

6.2.2.1.2.3. При построении модели, описывающей алгоритмическую структуру психической деятельности человека, мы встречаемся с тем, что существование вышеописанных концептуальных смещений в современном философском мироописании, существующих как в характеристиках, так и при формулировании концепции, обозначаемой в современной философии категорией «Восприятие», вызывает возникновение логической неопределённости в теоретической конкретизации форм взаимодействия, обозначаемых термином «Восприятие». Смещение концепции, обозначаемой в современной философии категорией «Восприятие», в сторону полярного преобладания чувственного аспекта аналитической реализации категории «Восприятие», то есть смещение концепции, обозначаемой в современной философии категорией «Восприятие», в сторону «Чувственной составляющей концепции «Восприятие»» приводит к возникновению теоретической и концептуальной неопределенности, захватывающей область аналитического определения понятия «Восприятия». При существующей на сегодняшний день теоретической и концептуальной неопределенности, захватывающей область аналитического определения понятия «Ощущение», у исследователя отсутствует компетентная возможность, позволяющая при данном теоретическом описании этих феноменов аналитически-определенное совместное использование концепций «Ощущение» и «Восприятие». Исходя из этого, возникает объективная необходимость в оптимизации существующих моделей «Восприятие» и «Ощущение».

6.2.2.2. Мы имеем классификационное подразделение принадлежности аспектов реального проявления феномена «Восприятие» относительно структурных единиц концепции «Взаимодействие» (4.3.5.3.1.02). Это классификационное подразделение имеет следующий вид: «Первый признак категории «Восприятие» - объектная принадлежность» (4.3.5.2.1), «Второй признак категории «Восприятие» - функциональная принадлежность» (4.3.5.2.2), «Третий признак категории «Восприятие» - чувственная принадлежность» (4.3.5.2.3). Анализ вышеописанных теоретических пояснений сформированной нами концепции «Классификационное подразделение принадлежности аспектов реального проявления феномена «Восприятие» относительно структурных единиц концепции «Взаимодействие» (4.3.5.3.1.02) имеет следующую смысловую трактовку: «Классификационное подразделение принадлежности аспектов реального проявления феномена «Восприятие» относительно структурных единиц концепции «Взаимодействие» (4.3.5.3.1.02) классификационно описывает существующее в концепции «Объектно-Субъектного взаимодействие», описываемое философской категорией «Восприятие», феномен концептуального смещения «центра тяжести» их смыслового содержания: от «объектной принадлежности» до «субъектной принадлежности». Согласно выводу 4.3.5.3.1.02.4, с позиции материалистического подхода к философскому мироописанию, философская концепция «Восприятие» должна рассматриваться как триединая, или как единая философская концепция. Подобный подход к пониманию концепции «Восприятие» позволяет нам говорить, что социально адаптированная концепция «Восприятие» состоит из трёх составляющих. Первая составляющая категории «Взаимодействия» - «Категория «Восприятие» аналитически существует как форма «Взаимодействия»» (6.1.1.2.1), вторая составляющая категории «Взаимодействия» - «Категория «Восприятие» аналитически существует как «Объективная составляющая Восприятия»» (6.1.1.2.2), третья составляющая категории «Взаимодействия» - «Категория «Восприятие» аналитически существует как «Субъективная составляющая Восприятия», или как чувственная составляющая «Восприятия»» (6.1.1.2.3).

6.2.2.2.1. Рассматривая начальные условия оптимизации модели «Восприятия» и модели «Ощущения» мы приходим к тому, что согласно 6.1.2.3.1.5, модель, описывающая алгоритмическую структуру феноменальной психической деятельности индивидуума, обозначаемая концепцией «Восприятие», имеет внутри себя триединую структуру (4.3.5.3.1.02.4), которая может реально проявляться:

6.2.2.2.1.1. В режиме гармоничного проявления социально адаптированного проявления концепции «Восприятие».

В этом случае понимание концепции «Восприятие» реализуется как единый процесс, имеющий строго уравновешенные проявления его составляющих.

6.2.2.2.1.2. В режиме негармоничного проявления полюсного смещения концепции «Восприятие».

В этом случае понимание концепции «Восприятие» реализуется в виде преобладания формы реализации «Взаимодействия» (6.1.1.2.1) или в виде преобладания «Объективной составляющей концепции «Восприятие» (6.1.1.2.2), или в виде преобладания «Чувственной составляющей концепции «Восприятие»» (6.1.1.2.3).

6.2.2.3. Иллюстрацией концептуального смещения категории «Восприятие» в сторону чувственной составляющей служит классификация «исходных пунктов познания» (4.2.1.6), данная Н. И. Кондаковым в «Логическом словаре-справочнике» [29]. На страницах 451-452 он утверждает, что «Восприятия» совместно с «Ощущениями» и «Представлениями» являются исходным пунктом познания.

6.2.2.3.1. Иллюстрацией критического концептуального смещения категории «Восприятие» в сторону чувственной составляющей могут служить цитаты, взятые со страницы 92 «Логического словаря-справочника» Н. И. Кондакова [29].

«Восприятие является более сложным чувственным образом, чем «ощущения», на основе которых оно возникает», концептуальный алогизм данного высказывания, вызванный чувственным смещением анализируемой категории, не исключает следующий интерпретационный вариант определения для категории «Восприятие»: «Восприятие» - это видоизмененное «Ощущение». А что может возникнуть из ощущения, чем другое ощущение? По логике Н. И. Кондакова следует естественный вывод о том, что категория «Восприятие» есть суть «Ощущение». Это можно подтвердить следующей цитатой: «Любое восприятие включает в себя ряд ощущений, но восприятие не есть простая сумма, слагающаяся из отдельных ощущений. В восприятии из множества ощущений выделяется сравнительно небольшая часть их в виде единого образа». Таким образом, автор раскрывает содержание понятия «Восприятие» через понятие «Ощущение» и посредством понятия «Ощущение», но почему-то хочет, чтобы читатель не воспринимал то, что возникает в результате выделения небольшой части «Ощущений» из «Массива Ощущений» как «Ощущение». Очень странная аналитическая позиция при определении одной из основных категорий философской системы мироописания.

Из анализа этой и предыдущей цитат можно сделать следующие концептуально обобщающие выводы:

6.2.2.3.1.1. «Восприятие» - это «Ощущение» более сложное, «чем «ощущения», на основе которых оно возникает», но, тем не менее, это «Ощущение».

6.2.2.3.1.2. Категория «Чувственный образ», или «Чувственный образ восприятия» - суть «Ощущение».

6.2.2.4. Р. С. Немов пишет: «Ощущения и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно и другое является так называемым чувственным отражением объективной реальности». Таким образом, автор терминологически не конкретизирует наличие, с его точки зрения, концептуальных различий между категориями «Восприятие» и «Ощущение», а туманно намекает, что «Ощущения и восприятие... является так называемым чувственным отражением объективной реальности». Остаётся неизвестным, что понимал автор под выражением «чувственным отражением объективной реальности».

В материалистической концепции «чувственным отражением объективной реальности» всегда является «Ощущение». Но тогда из вышеобозначенной цитаты следует, что «Ощущения и восприятие не только теснейшим образом связаны между собой», но и являются одним и тем же. Хотя автор, несколько ниже манифестирует утверждение «Ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметам действительности», и в конце добавляет: «Ощущения и восприятия, таким образом, едины и различны» [42].

Трудно доказывать очевидное, но с материалистической позиции в философии, к которой принадлежит и автор цитируемых выражений, для мышления «Субъекта познания» все «предметы действительности» концептуально представлены в виде ощущений. И откуда автор взял, что если он безоговорочно доказал, что «Ощущения и восприятия, таким образом, едины...», то аналитически обозначил в тексте и факт того, что «Ощущения и восприятия таким образом... различны»? Если прочитать выражение «ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметам действительности», то, с учётом вышесказанного терминологического уточнения, анализируемое выражение приобретёт следующий вид: «ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к различным ощущениям, чувственно описывающих действительность». Возникают вопросы: «По какому критерию сознание «Субъекта познания» отличает одно ощущение от другого ощущения?» и «Почему автор во избежание терминологической путаницы не ввёл дополнительные определения типа «Ощущение-Восприятие» и «Ощущение-Ощущение»?».

6.2.2.5. В. С. Кузин предлагает следующую трактовку философской категории «Восприятие», которая ему кажется правомерной: «Восприятие, занимая промежуточное положение между ощущением и мышлением в едином «Процессе познания», представляет собой сравнительно более высокий по отношению к «Ощущению» уровень чувственного познания». И далее: «Восприятие выражается совокупностью разнообразных «Ощущений» и протекает в едином «Процессе познания» одномоментно с «Ощущениями», но не сводится к простой сумме ощущений» [32]. Эти цитаты аналитически ничем не отличаются от цитат других авторов на эту тему, которые мы приводили ранее. По В. С. Кузину, категория «Восприятие» выводится на основании непонятного. Трудно спорить с корифеями, которых знает вся Россия, но определение одной из основных философских категорий, существующих в философской системе мироописания, не может иметь трактовку типа: «Восприятие» есть аналитически неопределённое нечто, о котором мы можем конкретно говорить только то, что оно существует, что оно протекает в едином «Процессе познания» одномоментно с «Ощущениями», что оно существует на основе «Ощущений», но само не является «Ощущением».

6.2.2.6. Если бы вышецитируемые выдержки, взятые нами из различных источников для иллюстрационного анализа категории «Восприятия», были написаны уважаемыми учёными, то это можно было бы принять за весёлую шутку, типа той, которую разыграл неизвестный студент машиностроительного факультета бывшего Новосибирского электротехнического института. В своей дипломной работе посвящённой конструкторской разработке какого-то редуктора, применяемого в тяжёлом машиностроении, он написал примерно следующее: «А этот вал мы сделаем из дерева, так как то, что писано в дипломном проекте никто не читает».

Невозможно себе представить, что учёные такой величины не знают следующих основных логических норм, описывающих правила формулирования определения анализируемого понятия:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...