Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность воззрений кембриджской школы (А. Маршалл, А Пигу).




Лозаннская школа маржинализма (Л. Вальрас и В. Парето)

Из всех направлений маржинализма лозаннская школа сыграла наибольшую роль в формировании неоклассической школы. По сути, неоклассическое направление в значительной мере можно трактовать в качестве соединения учения лозаннской школы с находками Д. Б. Кларка и А. Маршалла.

Именно представители лозаннской школы, наряду с английскими маржиналистами У. С. Джевонсом и Ф. И. Эджуортом, оказались инициаторами внедрения в экономическую науку математических методов, особенно методов дифференциального исчисления.

Другой важной характеристикой подхода лозаннцев к анализу экономики было её уподобление механическим системам. В этом они резко отличались от австрийцев и были близки к экономистам-классикам; более того, можно сказать, что по механистичности своего анализа они пошли гораздо дальше последних. Для классиков, как уже упоминалось, уподобление экономики механическим объектам имело значения с точки зрения выдвижения идеи о том, что ей внутренне присущи универсальные и объективные законы. Что же касается представителей лозаннской школы, то для них такое уподобление было важно потому, что позволяло представлять экономику как равновесную систему.

Это ещё одна, быть может, самая значительная характеристика подхода лозаннцев. Они впервые осуществили анализ хозяйства с точки зрения общего равновесия; впоследствии моделирование на основе идеи общего равновесия стало одной из характерных черт магистрального направления современной экономической теории. Не случайно главный труд основателя лозаннской школы и одного из творцов маржиналистской революции Л. Вальраса

Леон Вальрас (1834-1910) - швейцарский экономист, основатель лозаннской школы, которая является ветвью математической школы. Экономической теорией увлекся благодаря трудам А. Круно.

Вальрас - создатель общей статистической экономико-математической модели хозяйства страны, известной под названием системы общего экономического равновесия.

Модель общего экономического равновесия, разработанная Вальрасом, свидетельствует о существовании единственного равновесия множества рынков (готовой продукции и факторов производства) в условиях действия рыночного механизма и совершенной конкуренции. Равновесие на определенной части рынков не гарантирует общего равновесия экономики с этим количеством рынков.

В 50-60-е годы модель Вальраса была модифицирована средствами линейного программирования.

В обновленной модели рынков отражены следующие моменты:

o определены основные условия соответствия спроса и предложения товаров, o взаимосвязь между основными показателями производства и обмена представлен системой уравнений, o предполагается, что все операции на рынке совершаются одновременно, o модель статична (предполагает неизменность запаса и разнообразия продуктов), o предусмотрено идеальная информированность субъектов производства, o предусмотрено решение задачи на экстремум для всего народного хозяйства.

Цель модели - вывести общие законы действия системы цен при наличии множества рынков.

Государство, по мнению Вальраса, должно осуществлять следующие функции:

o контролировать стабильность денег;

o обеспечивать безопасность граждан;

o сдерживать спекулятивные процессы;

o поддерживать всеобщее образование граждан;

o гарантировать социальную защиту рабочим;

o способствовать функционированию эффективной конкуренции;

o поощрять производство и потребление полезных вещей.

Государство должно придерживаться принципа равенства возможностей при неравенстве фактического положения граждан.

Вильфредо Парето (1848-1923) - итальянский экономист, профессор политической экономии Лозаннского университета, последователь Л. Вальраса. В 1906 г. В. Парето опубликовал "Курс политической экономии".

Парето стремился теоретически обосновать концепцию взаимозависимости всех экономических факторов, включая цену, и усовершенствовать теорию общего экономического равновесия Л. Вальраса. В отличие от последнего, он рассматривал ряд состояний равновесия в течение определенного времени, а также допускал варьирование коэффициентов производственной функции в зависимости от размеров выпуска продукции.

Анализ "кривых безразличия". При использовании "кривых безразличия" Парето прогнозирует поведение покупателей на рынке, а с помощью графика отражает взаимосвязь товаров и их полезности. Анализ "кривых безразличия" показывает, от какого количества определенного товара способно отказаться домохозяйство, чтобы приобрести дополнительное количество другого товара.

Оптимум. Парето. Оптимум - это такое состояние системы, при котором никакое перераспределение продуктов или ресурсов не может улучшить положения какого-либо участника хозяйственного процесса, не ухудшая положения другого.

Закон распределения прибылей ("закон Парето"). Сущность закона - неравенство в распределении доходов можно уменьшить в том случае, если доходы и производство будут возрастать быстрее численности населения.

 

 

Сущность воззрений кембриджской школы (А. Маршалл, А Пигу).

 

К концу 19-го в. в Англии формируется Кембриджская школа, основателем которой явился Альфред Маршал. С его именем связывают становление неоклассического направления в экономической теории. Экономическая теория А. Маршалла носила не революционный, а синтезирующий характер. Ученый систематизировал и развил концепции, выдвинутые экономистами прошлого и настоящего: Курно, Дюпюи, Тюнена, Риккардо. Эволюционный подход с упором на постепенность, преемственность и осмотрительный реформизм Маршалл применял не только в оценке экономической теории, но и исследованиях реальной экономики и человеческого общества.

Синтетизм Маршалла проявился и в том, что он попытался объединить в своей работе подходы маржинализма, классической политической экономии и исторической школы. Подобно «классикам» он ставил на передний план проблемы экономического роста и распределения. Критикуя односторонность Джевонса, он интегрировал в свою теорию анализ издержек производства как в краткосрочном, так и в долгосрочном аспекте, что также было близко учению классиков. Неслучайно именно к Маршаллу и его последователям стали охотно применять термин «неоклассики», подчеркивая преемственность их идей и теорий классической школы.В отличие от многих английских экономистов Маршалл высоко ценил достижения немецкой исторической школы во главе с Вильгельмом Рошером и даже утверждал, что «наиболее важная экономическая работа на Европейском континенте за последнее время была проделана в Германии»". Маршалла привлекала в работах немецких экономистов широта, историчность и эволюционность подхода, сравнительный анализ разных эпох и стран, введение этических и правовых моментов.

Следует отметить метод А. Маршалла - метод частичного равновесия. В отличие от Вальраса, рассматривавшего равновесие на всех рынках сразу, Маршалл предпочитал исследовать рынок данного блага в отдельности. Исследуя факторы, определяющие величину спроса и предложения на рынке данного блага, Маршалл, включал в анализ, помимо его цены, также цены производственных ресурсов, цены товаров-заменителей и дополнительных товаров, доход и вкусы людей. Однако при рассмотрении ситуации все элементы, кроме одного, принимаются как постоянные, и ведется наблюдение изменений этого одного элемента.

Принципу замещения А. Маршалл придавал большое значение. Предприниматель выбирает себе те факторы производства, которые считает наиболее подходящими для достижения цели. Цена суммы его факторов всегда ниже цены любого другого набора факторов.

Капитал, по мнению А. Маршалла,не имеет вещественной формы, но тесно связан с вещами. К капиталу он относил и нематериальные блага: знания, организацию, а также деловые способности, профессиональное мастерство и деловые связи предпринимателя.

Концепция ценообразования (спрос и предложение)А. Маршалла: функция спроса на товар зависит от предельной полезности, а цена спроса, по Маршаллу, не что иное, как денежная оценка желания. Далее автор формулируетзакон спроса, согласно которому спрос на товар возрастает при снижении цены и повышается при превышении цены.

А. Маршалл ввел понятие "эластичность спроса" - функциональная зависимость спроса от изменения цены. Спрос на товар эластичен, если он меняется в большей степени, чем цена товара.

После этого А. Маршалл исследует цену предложения как минимальную цену, по которой продавец согласен продать данное количество товара поданной цене. Цена предложения определяется исключительно издержками. Под издержками понимается преодоление нежелания подвергнуться неудобствам из-за тяжести труда и жертвы капитала.

Далее А. Маршалл представляет в графической форме функциональную зависимость цены от спроса и предложения. Цена равновесия устанавливается на пересечении кривых спроса и предложения.

Большой вклад в историю экономической мысли внес ученик Маршалла, Артур Пигу, разработавший экономическую теорию благосостояния.

Артур Пигу (1877 - 1959) - английский экономист, представитель кембриджской школы, ученик и последователь А. Маршалла. Закончив Кембриджский университет, приступил к изучению вопросов рыночного хозяйствования под руководством А. Маршалла.

Основные работы А. Пигу: "Колебания промышленной активности" (1929 г.), "Экономика стационарных состояний" (1935 г.).

Мировую известность ему принесла работа "Экономика благосостояния" (1920 г.), впервые вышедшая еще в 1912 г. под названием "Богатство и благосостояние". Она содержала зачатки будущей теории государства всеобщего благоденствия.

Центром теории экономического благосостояния А.Пигу служит понятиенационального дохода, рассматриваемого как множество материальных благ и услуг, покупаемых за деньги. Этот показатель считаетсямерой общественного благосостояния, В понятие индивидуального благосостояния А. Пигу, помимо наибольшей полезности от потребления, включал показатели качества жизни (безопасность, условия отдыха, жилищные условия, окружающую среду и т. д.).

Другим фактором, влияющим на благосостояние,

А. Пигу называет распределение дохода. Здесь автор выдвигает мысль о том, что передача части дохода от богатых к бедным увеличивает общенародное благосостояние.

Видя проблему расточительства при использовании природных ресурсов, А. Пигу пришел к выводу о том, что свободный рынок порождает конфликты между частными и общественными интересами. Поэтому государство должно осуществлять меры по защите интересов будущих поколений.

Принцип налогообложения (или принцип"наименьшей совокупной жертвы") - размер ставки налогообложения должен зависеть от размера дохода; чем выше доход, тем выше ставка налога и наоборот.

А. Пигу большое внимание уделял проблеме безработицы, считая безработицу следствием слишком высокой заработной платы трудящихся. В качестве механизма увеличения занятости в кризисной ситуации он предложил рост реального дохода, когда темпы сокращения номинальной заработной платы ниже, чем темпы изменения цен. Это обеспечит рост реальной заработной платы, и соответственно увеличатся совокупный спрос, выпуск продукции и занятость.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...