Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Признаки классификации управленческих решений




Л.В.Пугачева

 

 

Методы

управленческих

решений

Учебное пособие

 

 

Новочеркасск

ЮРГПУ(НПИ)

 

2016 г.

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И.Платова

 

Л.В.Пугачева

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Учебное пособие

Новочеркасск

ЮРГПУ(НПИ)

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………6

Тема 1. Управленческие решения в системе менеджмента……………………………….……………………..9

1. Менеджмент как система достижения конкурентоспособности принимаемо­го решения………………………9

2. Главная особенность менеджмента - выработка и принятие управленческо­го решения………………………11

3. Роль решения в деятельности менеджера…….....13

4. Области решений………………………………..14

Тема 2. Сущность управленческого решения……17

1. Общее понятие решения………………………….17

2. Специфика управленческих решений………….21

3. Управленческие функции………………………24

4. Аспекты управленческого решения…………....26

5. Особенности организационных решений ……………27

Тема 3. Типология управленческих решений………….29

1. Виды управленческих решений…………….….29

2. Признаки классификации управленческих решений……………………………………………………………31

3. Общие требования к управленческим решения.41

Тема 4. Факторы, влияющие на принятие управленческого решения…………………………..…………..43

1. Объективные факторы, влияющие на принятие управленческого решения………………………………………..43

2. Субъективные факторы, влияющие на принятие управленческого решения………………………………….……..46

3. Среда и ее характеристика, влияющая на принятие управленческого решения …………………………………..51

Тема 5. Методологические основы разработки управленческого решения…………………………………………….55

1.Подходы к принятию управленческих решений………...55

1. Элементы системного подхода к принятию управленческих решений………………………………………………57

3.Требования системного подхода к принятию управленческих решений……………………………….…………………59

2. Процедуры системного подхода к принятию управленческих решений ………………………………………………61

Тема 6. Целевая ориентация управленческих решений.63

1. Управленческие технологии разработки и реализации управленческих ре­шений…………………..……….63

2. Целевые технологии: инициативно-целевая, программно-целевая, регла­ментная принятия управленческих решений……………………………………………………..66

3. Процессорные технологии принятия управленческих решений……………………………………………….71

Тема 7. Обобщенная схема процесса разработки и реализации управлен­ческого решения…………………75

1. Структура и содержание функций, процедур и операций при разработке управленческого решения………………………75

2. Последовательность процесса принятия и осуществления управленческого решения…………………………………..78

3. Содержание процесса принятия управленческого решения……………………………………………………………81

Тема 8. Информационное обеспечение процесса разработки управленче­ского решения……………………….84

1. Понятие информации, ее классификация в процессе разработки управлен­ческого решения………………..…84

2.Требования к управленческой информации…………….89

3.Коммуникационные системы разработки и реализации управленческого решения………..……………………..91

4. Организация переработки информации для целей принятия управленческого решения……………………….……95

Тема 9. Методы принятия управленческих решений……………………………………………………………..96

1. Математическая теория принятия управленческого решений…………………………………………………….96

2. Поведенческая теория принятия управленческого решения…………………………………………………….100

3. Эвристические методы принятия управленческого решения………………………………………………………102

Тема 10. Обеспечение качества принимаемого решения…………………………………………………106

1. Суть и содержание понятий: качество, качество управленческой деятель­ности, качество управленческого решения…………………………………………….………106

2. Условия качества……………………..………….110

3. Значение стандартизации процессов управления качеством подготовки и разработки управленческого решения…………………………………………………………..112

Тема 11. Оценка эффективности управленческих решений……………………………………………………115

1. Понятие эффективности управленческих решений………………………………………………….………115

2. Факторы эффективности управленческих решений……………………………………………………….…117

3. Показатели эффективности управленческих решений…………………………………………………………..118

Тема 12. Паника и управленческие решения…………………………………………………..……….121

1. Влияние паники на подготовку УР…………………………………………….………………121

2.Причины паники. Работа в условиях паники…………………………………………………………….123

Заключение…………………….………………………….126

Глоссарий………………………………….……………….128

Библиографический список……………………….……..131

 

ВВЕДЕНИЕ

Принятие решений - ключевое звено любой управленческой деятельности. Любой руководитель на рабочем месте сталкивается с про­блемами принимает решения в рамках своей должности, компетен­ции, квалификации. Но решения, которые принимают управленцы, сказываются на поведении других индивидов, групп, организации в целом, а в случае государственного и муниципального управления - целых общностей людей.

Теория принятия решений строится как обобщение практики луч­ших методов принятия решений, рождающихся в сфере государствен­ного управления, бизнеса, в системе некоммерческих, общественных организаций. Лучшие из них, доказавшие на практике свою эффек­тивность, быстро подхватываются, обобщаются, адаптируются и активно применяются. Так, в частности, бизнес получил из государс­твенного управления широкий спектр методов принятия стратегичес­ких решений (да и сам термин «стратегия» пришел из сферы военного строительства и управления). В свою очередь, именно в бизнесе были разработаны современные высокоэффективные методы планирова­ния, контроля, бюджетирования, без которых в настоящее время не может обойтись ни одна организация государственного управления. Структуры гражданского общества породили сначала интерес, а затем и насущную необходимость учитывать моральные аспекты принима­емых решений. Они же способствовали системному видению проблем и решений как в государственном управлении, так и в коммерческой деятельности.

Современное российское общество, в лице обществен­ных организаций, партий, различных объединений граждан, требует более ответственного отношения государства к экономическим про­цессам, поведению субъектов экономических отношений, развитию механизмов распределения общественного богатства, влияющих на общественное самочувствие, доверие граждан к государственным структурам, уважение к решениям, принимаемым на государственном уровне.

Данное учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» и позволяет понять и освоить:

- классификацию управленческих решений;

- требования, предъявляемые к качеству управленческих решений;

- принципы принятия и реализации управленческих решений.

- теоретические концепции управленческих решений;

- методологические основы разработки, принятия и реализации управленческих решений в условиях нестабильной, изменяющейся среды;

- методологию диагностики предприятия для выявления проблемных ситуаций;

- методику формирования стратегии фирмы и алгоритм ее реализации;

- методы мобилизации научно-технического и производственно-сбытового потенциала предприятия и создания эффективного механизма управления предприятием.

Полученные знания дадут возможность студентам составить целостное представление о сущности рассматриваемых проблем.

 

 

ТЕМА 1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

1. Менеджмент как система достижения конкурентоспособности принимаемого решения.

Рыночные отношения — система экономических, правовых, социально-психологических отношений между изготовителем (продавцом) и потре­бителями, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкурен­ции. Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их само­стоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них од­носторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствую­щем товарном рынке. Это состязательность, соперничество, борьба юридических и физических лиц за покупателя, за выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса «вымывания» с рынка некачественных то­варов и услуг. Конкуренция — ключевое понятие для любых наук, дисциплин, сфер деятельности. Проблемы конкуренции заслуживают значительно большего внима­ния. В рыночные отношения не вписывается философия «ковбойского» менеджмен­та, «делающего героев из горячих голов, которые стреляют прежде, чем видят цель». Взамен наскока, авантюризма, бесшабашности в управлении на всех уровнях иерар­хии следует переходить на концепцию научного менеджмента, ориентированного на достижение конкурентоспособности создаваемого объекта на основе применения научных подходов, принципов и методов, концепции маркетинга и человеческого фактора.

Сложность любого курса менеджмента заключается в следующем. Во-первых, менеджмент — сложная междисциплинарная наука, основанная на исследовании влияния технических, экономических, организационных, экологических, психоло­гических, социальных и других аспектов на эффективность использования ресурсов и конкурентоспособность принимаемого решения. Во-вторых, в ранее существо­вавших курсах, например «Финансы и кредит», «Банковское дело», «Страхование», «Теория информации», изучались отдельные проблемы (объекты) без их взаимной увязки, не в рамках системы менеджмента как системы достижения конкурентоспо­собности принимаемого решения. В-третьих, любой раздел системы менеджмента должен изучаться в динамике, в диалектическом развитии, в причинно - следственных связях факторов и условий, влияющих на конечный результат, страте­гию фирмы. Это сложный подход. Однако борьба за место на рынке заставляет каж­дого инвестора использовать все современные механизмы конкуренции. Кто не хо­чет качественно работать, терпит банкротство. В промышленно развитых странах ежегодно терпят банкротство 8—12% фирм.

Среди всех перечисленных дисциплин в системе менеджмента курс "Методы управленческих решений" является ведущим, так как решение любой проблемы по любо­му разделу системы менеджмента основано на методологии этого курса.

 

2. Главная особенность менеджмента - выработка и принятие управлен­ческого решения

Как известно, основными составляющими любой организации являются:

1) люди, входящие в ее состав;

2) задачи, для решения которых создана данная организация;

3) управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение по­тенциал организации для решения стоящих перед ней задач.

Любая организация функционирует во внешней среде. Из внешней среды она берет ресурсы, необходимые для ее функционирования, и во внешнюю среду она отдает созданные ею продукты — результаты своей деятельности.

В соответствии с этой концепцией функционирование организации состоит из трех взаимосвязанных процессов:

1) получения ресурсов из внешней среды;

2) изготовления продукта ее функционирования;

3) передачи продукта во внешнюю среду.

Область деятельности различных организаций достаточно разнообразна. По­этому, естественно, в качестве ресурсов и продуктов могут выступать различные объекты. Так, скажем, в качестве ресурсов в зависимости от области действия орга­низации могут выступать и сырье, и комплектующие, и финансы, и персонал, и информация, и т. д.

Точно так же разнообразны и виды продуктов, которые организация передает во внешнюю среду.

Поддержание баланса между этими тремя процессами, а также мобилизация внутреннего потенциала организации для их реализации осуществляются с помо­щью менеджмента.

Это и определяет ту важную роль, которую играет менеджмент в современной организации. Одной из главных особенностей менеджмента и является выработка и принятие управленческих решений, представляющих собой самостоятельный управленческий акт. Разработка управленческого решения — один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной сте­пени зависит успех дела.

Решение проблем, различных по масштабу, сложности и важности их принятия, составляющее суть процесса управления, представляет собой волевое воздействие субъекта процесса управления на объект для достижения определенных целей.

По ряду причин в последнее десятилетие важность управленческих решений значительно выросла. Во-первых, резко возрос динамизм окружающей среды и уменьшился период, когда решения, принятые ранее, остаются правильными на дан­ный момент. Во-вторых, развитие науки и техники привело к появлению большого числа альтернативных вариантов выбора при принятии решений любого уровня. В- третьих, ежегодно повышается сложность каждого из вариантов принимаемых ре­шений. В-четвертых, увеличилась взаимозависимость различных решений и их по­следствий. В результате всего этого резко возросли трудности при решении проблем уникального выбора. Эти проблемы существенно усложнились, и руководители орга­низаций встречаются с ними все чаще. В будущем можно ожидать еще большего разнообразия трудных и ответственных проблем уникального выбора.

3. Роль решения в деятельности менеджера

Управленческое решение (УР) – это результат коллективного творческого труда, оно всегда носит социальный, общественный характер. Даже когда руководитель один разрабатывает решения, коллективный интеллект неявно влияет на этот процесс.

Деятельность любого руководителя связана с выполнением управленческих функций, в том числе по планированию, организации, координации и контролю ка­ких-либо процессов. Эта деятельность реализуется в форме распоряжения, деловой беседы, инструкции и др. Мы часто слышим о том, что директор принял решение, начальник цеха подписал распоряжение, собрание акционеров утвердило план раз­вития компании, Государственная Дума РФ разработала и приняла закон и т.д. В обобщенном виде эта деятельность связана с решениями. Разрабатывают решения специалисты, а тех, кто эти решения оценивает, называют экспертами.

Большую роль в разработке и реализации отдельных сторон решений играют консультанты, которых приглашают на постоянной или временной основе в организацию из кон­сультационных фирм или ведущих компании. Лица, наделенные правом принимать решения или их реализовать, называются субъектами решения. Это могут быть физические лица (отдельные граждане) или представители юридических лиц (долж­ностные лица: директор, главный экономист и др.).

Существует 6 составляющих профессионального решения:

-субъект (инициатор) решения (руководитель, специалист, конкретный человек, отдел, компания);

-объект решения (исполнитель)(подчиненный, специалист, конкретный человек, отдел, компания);

-предмет решения: конкретная тема, процесс или информация;

-цель подготовки решения;

-причины подготовки или реализации решения;

-персонал или население, для которых готовятся или реализуются управленческие решения.

Субъект решения может быть одновременно и объектом решения.

4. Области решений

Управленческое решение - это главный элемент деятельности любого руко­водителя. Решение может приниматься человеком в трех основных системах: тех­нической, биологической и социальной. Техническая система включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструк­ции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен и послед­ствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения компьюте­ра и работы с ним, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП, решение задачи по математике. Такие решения носят формализо­ванный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. Так, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный про­дукт, а плохой — может испортить информационную и техническую базу компью­тера.

Биологическая система включает флору и фауну планеты, в том числе отно­сительно замкнутые биологические подсистемы, например, муравейник, человече­ский организм и др. Эта система обладает большим разнообразием функциониро­вания, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических системах часто оказываются непред­сказуемыми. Например, решения врача, связанные с диагностикой новых болезней пациентов; решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений. В таких системах необходима разработка нескольких альтернативных вариантов решений и выбор лучшего из них па каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить надежную информацию, использовать соответствующие методы разработки решения и выби­рать лучшее из альтернативных решений. Социальная (общественная) система характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров таких систем можно привести семью, производст­венный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомо­билем, и даже одного человека (самого по себе). Социальные системы существенно опережают биологические по разнообразию возникающих проблем. Набор решений в социальной системе характеризуется большим разнообразием в средствах и мето­дах реализации. Это объясняется тем, что главным объектом управления является человек как личность с высоким темпом изменения сознания, а также широтой ню­ансов в реакциях на одинаковые и однотипные ситуации.

Социальная система может включать биологическую и техническую, а биоло­гическая — техническую(рисунок 1).

Социальная система
Биологическая система  
Техническая система    
     

 

Рисунок 1 - Составные части социальной системы

В зависимости от условий реализации решений в социальной системе руково­дитель может добиться со стороны подчиненных как сотрудничества, так и проти­востояния. Профессионализм специалиста, разрабатывающего или реализующего решение, определяется его способностью создать стимулирующую среду для вы­полнения решения. Работник, в функциональные обязанности которого входят дей­ствия по управлению деятельностью других работников (подчиненных), является руководителем. Решения, принимаемые руководителем в социальной системе, на­зываются управленческими решениями. До начала производственного процесса у руководителя создается его модель (цели, формы конкретной деятельности, имеющиеся ресурсы и возможности, вероятные трудности и пути их преодоления). Все это формируется в виде управленческого решения, которое направляет, организует и стимулирует трудовую деятельность коллектива.

Вопросы для самоконтроля

1.Какова роль УР в развитии менеджмента?

2.Каковы основные составляющие организации?

3.Что такое процесс управления?

4.Из чего состоит профессиональное решение?

5.Назовите области применения УР.

 

ТЕМА 2. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

 

1. Общее понятие решения

Принятие решений занимает в мыслительной деятельности человека, несо­мненно, центральное место. Выбор одежды, продуктов на обед, вида транспорта для поездки на работу, учебного заведения, места работы — все это решения разной степени сложности и важности.

В литературе, посвященной менеджменту или теории принятия решения, можно найти десятки самых разнообразных определений этой категории. Так, общая теория принятия решений определяет это понятие как многозначное. Гово­ря о решении, обычно имеют в виду:

• элемент множества возможных альтернатив;

• нормативный документ, регламентирующий деятельность системы управления;

• устные или письменные распоряжения о необходимости выполнения кон­кретного действия, операции, процесса;

• регламентируемую последовательность действий для достижения постав­ленной цели;

• нечто, отражающее достижение поставленной цели (материальный объект, число, показатель);

• реакцию на раздражитель.

При всем различии подходов к определению принятия решения это всегда процесс выбора одной из возможных альтернатив развития событий, предпола­гающий определенные этапы: осознание целей и средств их достижения, анализ информации и ее оценка, мысленное совершение действия (моделирование).

Такое понимание процесса принятия решений пронизывает всю человече­скую жизнь. Большинство решений мы принимаем не задумываясь, так как челове­ку присущ автоматизм поведения, выработанный многолетней практикой. Есть проблемы и процессы решения этих проблем, которым мы придаем небольшое значение и поэтому мало задумываемся, осуществляя выбор того или иного про­цесса. И наконец, существуют проблемы выбора решения, когда человек испыты­вает мучительное раздумье. Как правило, эти проблемы имеют исключительный, неповторяющийся характер и связаны с рассмотрением целого ряда альтернатив. В таких проблемах новым является либо объект выбора, либо обстановка, в которой совершается выбор. Подобные проблемы принятия решения называются пробле­мами уникального выбора.

Человек принимает решения в разных социальных ролях: мужчина и жен­щина, член семьи (мать, дочь, отец, дед и т.д.), человек определенного возраста (юноша примет иное решение, чем старик), член трудового коллектива.

Решение называется управленческим (УР), если оно разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на:

-стратегическое планирование;

- управление управленческой деятельностью;

-управление человеческими ресурсами (производительность, активизация знаний, умений и навыков);

-управление производственной и обслуживающей деятельностью);

- формирование системы управления компании (методология, механизм);

-управленческое консультирование;

-управление внутренними и внешними коммуникациями.

Примеры управленческого решения в области стратегического планирования: Конституция страны, устав и бизнес-план компании.

Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели. Управленческое решение составляет основу процесса управления. Управлять - значит решать. Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление. Как процесс управленческое решение – это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация управленческого решения. Как явление управленческое решение - это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т.п.

Экономическая сущность УР проявляется в том, что на подготовку и реализацию любого УР требуются финансовые, материальные и другие затраты. Каж­дое УР имеет реальную стоимость. Реализация эф­фективного УР принесет компании прямой или кос­венный доход, а ошибочное решение — убытки.

Организационная сущность УР — в том, что к этой работе привлекается персонал компании. Для эффективной работы необходимо сформировать ра­ботоспособный коллектив, разработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, чправами, обязанностями и ответственностью, нала­дить систему контроля, выделить необходимые ре­сурсы, в том числе информационные, обеспечить ра­ботников необходимой техникой и технологией, пос­тоянно координировать их работу.

Социальная сущность УР заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их де­ятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребности и интересы человека, мотивы и стиму­лы, установки и ценности. Социальная сущность УР проявляется прежде всего в цели УР.

Правовая сущность УР — точное соблюдение зако­нодательных актов РФ и ее международных обяза­тельств, уставных и других документов самой компании.

Технологическая сущность УР — возможность обеспечения персонала необходимыми технически­ми, информационными средствами и ресурсами для подготовки и реализации УР.

2. Специфика УР

Предметом анализа настоящей дисциплины являются управленческие реше­ния, т.е. решения, принимаемые человеком как элементом определенной иерархии, звеном организации в рамках его компетенции и направленные на достижение целей этой организации.

Исследователи дают разнообразные определения управленческого решения, акцентируя внимание на тех аспектах, которые кажутся им наиболее важными. По­этому управленческое решение определяется как:

1) продукт управленческого труда, организационная реакция на возникшую проблему;

2) выбор определенного курса действия и возможных вариантов:

выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее достижения;

3) выбор способа действий, гарантирующего положительный исход той или иной операции.

Все эти определения не являются удачными по причине того, что они практи­чески не отражают специфики управленческого решения как решения, носящего общественный характер. Учитывая это обстоятельство, выделим наиболее удачные определения.

Управленческое решение представляет собой творческий акт субъекта управ­ления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятель­ности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов, функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.

Управленческое решение как «результат коллективного творческого труда всегда носит социальный, общественный характер; даже когда руководитель один разрабатывает решение, то коллективный интеллект неявно влияет на этот процесс. Труд по разработке управленческих решений должен быть высокопрофессиональным, использующим теоретические и методические наработки отечественных и зарубежных ученых, а также накопленный и систематизированный практический опыт.

Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный руко­водителем в рамках его должностных полномочий и компетенции, направленный на достижение целей организации.

Спецификой управленческих решений является то, что все признаки реше­ний вообще (цели, методы их достижения, последствия) носят не личный, а общест­венный характер, и тем самым меняются условия их принятия и требования к субъ­екту, принимающему решения.

Цели. Лицо, принимающее решение (или группа лиц), должно руководство­ваться не личными интересами (что часто можно наблюдать в жизни), а только по­требностями организации или ее коллектива. Такие потребности не всегда одина­ковы, поэтому выбор лица, принимающего решение, зависит от его статуса в данной организации.

Методы достижения. Управленческое решение в отличие от других решений требует участия коллектива если не для принятия, то для его реализации. Возникает проблема разделения труда между участниками этого процесса, необходимости ко­ординации их усилий. Вот почему обязательным условием принятия правильного управленческого решения является профессионализм субъекта, принимающего ре­шения, т.е. наличие у него определенного объема знаний. Характер этих знаний за­висит от того, какую должность занимает лицо, принимающее решение, и в какой сфере он функционирует. Чем выше уровень принятия решения, тем большую роль играют управленческие знания и меньшую — специальные.

Директору обувной фабрики необходим комплекс знаний менеджмента в пол­ном объеме и лишь самые общие сведения — об особенностях обувного производ­ства. Для начальников цехов соотношение управленческих и специальных знаний составит уже примерно 50/50. Для бригадиров главным будет знание технологии из­готовления обуви, а вспомогательным — знание элементов менеджмента.

Заместители директора по производству и финансам должны обладать разно­образными специальными знаниями. Один из них будет по образованию инженер или технолог, другой — финансист или бухгалтер. Но объем и содержание знаний менеджмента у них должны быть примерно равными, соответствующими их равно­му статусу в оргструктуре фирмы.

Последствия. Управленческое решение влечет последствия не столько для то­го, кто принял решение, сколько для организации в целом. Отсюда колоссально воз­растает ответственность лица, принимающего решения, и совершенно иначе выгля­дит степень риска, на которую оно имеет право.

3. Управленческие функции

Реализация любых управленческих функций (стратегическое планирова­ние, делегирование, мотивация, контроль) являет собой цепь решений, связан­ных друг с другом и при званных раскрыть механизм действия каждой функции. Так, стратегическое планирование складывается из последовательного принятия решений примерно такого перечня:

1) выбор миссии организации требует принятия решений о том, кто станет нашими клиентами и какие потребности клиентов мы будем удовлетво­рять;

2) разработка цели предполагает принятие решения о тех показателях, которые будут характеризовать деятельность организации (объем производства, доля на рынке, определенные качественные показатели, положе­ние в отрасли, степень обновления производства). Каждая из этих целей в ре- зультате определенного решения должна быть привязана к конкретному периоду и сопровождаться принятием решения о том, какими темпами (высокими, средними или низкими) будет осуществляться ее достижение;

3) подбор и оценка альтернатив требует принятия решения о том, какие факторы внутренней и внешней среды будут оказывать воздействие на разработку и реализацию стратегии, какие меры будут осуществляться для преодоления фак­торов слабости и угрозы, а также для усиления влияния факторов силы и возможностей;

4)серьезным стратегическим решением является выбор стратегии, предо­пределяющей дальнейшую судьбу организации.

Осуществление функции делегирования также представляет собой набор решений по следующему кругу вопросов: какие функции будут переданы сотруд­никам? на какой срок? какими знаниями и навыками они должны обладать? какие меры стимулирования будут создавать их заинтересованность в деятельности? Принятие решения о распределении функций между отдельными людьми или группами людей предопределяет формирование внутренней структуры организации — одного из ее конституирующих признаков.

Реализация функции мотивации предполагает принятие решений о том, ка­кие методы мотивации будут использованы применительно к отдельным группам сотрудников, в какой мере будут использоваться методы поощрения и наказания.

Для осуществления функции контроля следует принять решения, которые ответят на вопросы: что будет являться стандартами контроля? какие отклонения допустимы при оценке качества деятельности? какие меры следует принять, если фактический результат не совпал с формулируемыми стандартами?

Здесь перечислены далеко не все виды решений, которые могут принимать­ся. Этот перечень лишь пример того, насколько тесно связаны между собой при­нятие решения и реализация управленческих функций.

4. Аспекты управленческого решения

Управленческое решение — это комплексное явление, включающее психо­логический, информационный, юридический и организационный аспекты.

Психологический аспект позволяет рассматривать решение как проявление логикомыслительной деятельности субъекта, направленной на разрешение про­блем организации, включающей разнообразные поведенческие черты.

Информационный аспект означает, что успешное принятие решения возмож­но только при наличии достоверной, своевременной информации, поступающей на каждом этапе принятия решения в нужном объеме и подвергающейся необхо­димому преобразованию.

Юридический аспект состоит в том, что любое решение с точки зрения зако­нов и нормативных актов должно быть корректным как по содержанию, так и по форме.

Организационный аспект предопределяет осуществление определенных дей­ствий, направленных на разработку и реализацию решения (создание системы коммуникаций, организация обсуждения проблемы, инструктаж коллектива, мотивация и контроль).

5. Особенности организационных решений

Рассмотренные выше определения выражают те особенности управленче­ских решений, которые позволяют среди всех принимаемых решений обособить их в отдельную группу - организационные решения.

Организационные решения - особая разновидность управленческих реше­ний, объектом которых являются связи между отдельными системами организации и поиск наиболее эффективного сочетания этих связей. В качестве особенности организационных решений отмечается их ориентация на сравнительно широкий диапазон ситуаций и необходимость высокой адаптивности, поскольку ситуация как вне, так и внутри организации достаточно подвижна.

Организационное решение - это выбор, который должен сделать руководи­тель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения - обеспечение движения к поставленным перед органи­зацией задачам. По сути процесс принятия организационных решений весьма тесно связан с процессом управления организацией в целом.

Организационные решения рассматриваются как способ осуществления орга­низационного воздействия, которое «имеет своей задачей упорядочение системы, т.е. приведение структуры и способов ее внутренних и внешних связей в соответ­ствие с целями управления». Организационным решениям присущи те же особен­ности, что и другим управленческим решениям, однако они классифицируются дополнительно по следующим четырем группам:

-задачи организации того или иного процесса или его исполнения;

-задачи регулирования;

-задачи рационализации, совершенствования, перестройки и развития системы;

-задачи проектирования новых систем.

Задачи организации процесса и его исполнения возникают тогда, когда внешние или внутренние факторы требуют внесения новых заданий в устоявшуюся структуру или способы связи.

Задачи регулирования связаны с обеспечением осуществляемых внутри ор­ганизации процессов и связей в соответствии с теми стандартами, которые для них установлены.

Задачи рационализации, совершенствования, перестройки и развития сис­темы вытекают из инновационной сущности современного производства и необхо­димости постоянного совершенствования связей системы и ее характеристик под воздействием научно-технического прогресса, глобализации производства и изме­нения социаль

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...