Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура простой программы на Паскале




 

Программа на Паскале не просто состоит из операторов -- порядок следования этих операторов не случаен и образует определенную структуру. Структура простейшей программы описана в табл. 5.1.

 

Табл. 5.1. Структура простой программы на Паскале

Название раздела Операторы раздела
Заголовок программы (необязателен) program ИмяПрограммы;
Раздел описаний – необязателен, но, как правило, присутствует const список констант; var список переменных;
Тело программы – обязателен, содержит операторы программы begin операторы; end.

 

Пара операторов begin и end называется операторными скобками, они служат для того, чтобы объединить группу операторов, выполняемых вместе, например, в цикле или по условию. Ключевые слова begin и end следует рассматривать как единый оператор, поэтому после begin точка с запятой не ставится, а количество begin и end в программе всегда одинаково. Таким образом, тело программы заключено в операторные скобки, объединяющие все ее операторы.

Только последний оператор программы завершается точкой: end., все остальные -- символом;.

Если в программе нет констант, в ней будет отсутствовать раздел const, если нет и переменных -- раздел var.

При написании текста программы следует соблюдать несложные правила, облегчающие его последующие чтение и модификацию:

· внутри ключевых слов или идентификаторов не должно быть пробелов и других разделителей, таких как табуляция или перевод строки; во всех иных случаях не запрещено разрывать оператор, однако, делать это следует лишь тогда, когда написание оператора в одну строку затрудняет восприятие текста программы;

· на каждой строке обычно пишется один оператор (это облегчает и отладку программы);

· операторы одного уровня вложенности пишутся с одинаковым отступом слева; например, хорошим тоном считается после начала каждого блока (begin) отступать на следующей строке на символ или несколько символов вправо, а закрывать блок так, чтобы соответствующий end; находился под своим begin. Приведем пример неправильного и правильного структурирования:

program p1; var

a,b,c:real; begin

writeln ('Введите значения A и B:');read(a,b);

c:=a+b; writeln ('A+B=',c); c:=a-b;

writeln ('A-B=',c); end.

Текст этой программы структурирован явно неудачно, гораздо лучше он воспринимается так:

program p1;

var a,b,c:real;

begin

writeln ('Введите значения A и B:');

read (a,b);

c:=a+b;

writeln ('A+B=',c);

c:=a-b;

writeln ('A-B=',c);

end.

· основные действия программы комментируются: комментарием в Паскале считается любой текст, ограниченный фигурными скобками {... } или символами (*... *). Количество комментариев в программе никак не влияет на объем генерируемого машинного кода, они призваны, прежде всего, облегчить последующее чтение и модификацию исходного текста программы.

В качестве примера приведем законченную программу на Паскале, вычисляющую вещественные корни произвольного квадратного уравнения.

program Equation;

var a,b,c,d,x1,x2:real; begin

writeln;

writeln ('Введите коэффициенты a,b,c:');

read (a,b,c);

d:=sqr(b)-4*a*c;

x1:=(-b+sqrt(d))/(2*a);

x2:=(-b-sqrt(d))/(2*a);

writeln ('Корни уравнения');

writeln (x1:10:2,x2:10:2);

readln; readln;

end.

В разделе описаний программы всем переменным, требуемым для решения задачи, присвоен тип real, и этот выбор вполне очевиден -- коэффициенты a, b и с -- не обязательно целые значения. "Лишний" оператор writeln; перед приглашением к вводу -- гарантия того, что приглашение будет напечатано с начала пустой строки, ведь мы пока не умеем очищать экран, и, возможно, при запуске нашей программы курсор находится не в начале строки. После вычисления дискриминанта и корней x1, x2 (условие d≥0 мы пока не проверяем), на экран печатается информационное сообщение "Корни уравнения", а затем с новой строки выводятся значения x1 и x2 с соблюдением указанных ширины и точности вывода. Наконец, два оператора readln; в конце программы позволяют ей дождаться, пока пользователь не нажмет клавишу Enter. "Удвоение" оператора здесь связано с тем, что один раз мы уже нажимали Enter после ввода данных, и первый readln; прочитает именно это нажатие, а второй будет ждать еще одного. Будь ввод данных организован в виде a:=1; b:=2; c:=0; или readln(a,b,c);, нам хватило бы и одного readln;. Однако, оператор readln(a,b,c); потребовал бы от пользователя ввести все 3 числа в одной строке, а задание фиксированных значений a, b, c уменьшило бы до нуля ее полезность. В дальнейшем мы узнаем более гибкие способы программирования реакции программы на действия пользователя.


 

Поделиться:





Читайте также:

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
III. ПРОГРАММЫ ПОАСПЕКТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИИ УЧЕТА И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Автоматизированное рабочее место врача: программное обеспечение. Специализированные медицинские прикладные программы
Автором программы для ЭВМ или базы данных признается физическое лицо, в результате творческой деятельности которого они созданы.
АЛГОРИТМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Анализ формирования и проведения производственной программы.






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...