Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Адаптивные организационные структуры




организационная адаптивная структура управление

В нестабильной и неопределенной среде и при нерутинной технологии ведения работ организация должна быть более гибкой, адаптивной, легко приспосабливаться к быстрым и частым изменениям внешней среды. Организации такого типа относятся к органическим. Их можно рассматривать как биологический организм. Следовательно, к ним применимы принципы, законы и теории сохранения и развития биологических систем. В организации, как и в живом организме, проходят процессы гомеостаза, т.е. саморегуляции, самоорганизации и самоуправления, позволяющие ей сохранить относительное постоянство состава и свойств, обеспечивающих устойчивость выполнения основных функций. Для достижения целей и задач организация имеет свой жизненный цикл, включающий все стадии от рождения до старения и обновления. Чтобы приспособиться, выжить и существовать в условиях динамичной окружающей среды, организация должна постоянно изменяться, поддерживать внутреннее соответствие между частями системы и адаптироваться к изменениям окружающей среды.

Впервые термин органическая организация введен в 1961 г. английскими исследователями Т. Барнсоном и Дж. М. Сталкером для обозначения организаций с гибким управлением, для которой характерны:

гибкая структура;

динамика решаемых проблем, временное закрепление задач и работ за исполнителями;

децентрализация полномочий и ответственности;

преобладание горизонтальных связей;

минимальное использование формальных правил и процедур;

власть основана на знаниях и опыте;

готовность к изменениям;

участие каждого сотрудника в решении общих задач;

выполнение работ в группах;

самоконтроль и контроль со стороны коллег.

К органическим организационным структурам управления относятся проектная и матричная.

В середине XX в., когда появились новые наукоемкие технологии и скорость изменений, происходящих во внешней среде, начала стремительно расти, недостатки бюрократических структур стали настолько заметными, что многие компании стали разрабатывать и внедрять более гибкие виды структур. Такие организационные структуры были названы адаптивными или органическими, так как подобно живой материи они были способны в определенной мере приспосабливаться к изменениям внешней среды.

Адаптивные организационные структуры - гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды (по аналогии с живыми организмами). Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все эффективные аспекты линейных и функциональных структур, успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире.

В общем виде такие структуры характеризуются следующими признаками: (4; с. 132)

отсутствием бюрократической регламентации деятельности руководителей;

отсутствием детального разделения труда по видам работ;

размытостью уровней управления и их небольшим числом;

гибкостью структуры управления, способностью легко изменять форму и приспосабливаться к изменяющимся условиям;

децентрализацией принятия решений;

индивидуальной ответственностью каждого сотрудника за результаты работы всей компании;

ориентацией на ускоренную реализацию сложных комплексных программ и решением сложных проблем;

созданием временных органов управления;

ограниченным временем действия (на период решения проблемы).

Выделяют следующие типы адаптивных организационных структур:

. Проектная - временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл этой структуры состоит в том, чтобы для решения задачи собрать в одну команду всех специалистов, осуществить проект качественно и в короткий срок, после чего проектная структура распускается.

Руководитель крупной организации имеет множество различных обязанностей. Неизбежно на какие-то виды деятельности он будет обращать больше внимания, на другие - меньше. Какие-то детали выпадут из сферы его внимания и останутся нереализованными. С начала 60-х гг. в связи с быстротой изменения внешних условий, появлением новых наукоемких технологий, руководителям стало гораздо труднее контролировать все сферы деятельности своей структуры. Проекты становились все более крупномасштабными, и отсутствие постоянного внимания к ходу их реализации могло привести к самым серьезным последствиям. Чтобы более эффективно управлять ими, стали использовать проектную структуру управления.

В механической организационной структуре руководитель структурного подразделения имеет массу различных обязанностей и несет ответственность за различные аспекты нескольких разных проектов. В итоге те или другие вопросы могут остаться без его внимания и могут быть не выполненными. В крупномасштабных проектах отсутствие постоянного внимания руководителя к ходу реализации проекта может повлечь серьезные последствия.

Проектная организация работ по своей сути является временной структурой, создаваемой для решения конкретной проблемы (задачи). Суть этой организации работ состоит в том, чтобы собрать команду из квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта в заданные сроки и с заданным качеством. Команда работает вместе до завершения проекта. Пример проектной структуры приведен на Рисунке 1.

 

Рисунок 1. Одна из разновидностей проектных структур управления


Основное преимущество этой организации (проектной структуры) состоит в том, что в ней концентрируются усилия всей команды по решению одной задачи. Руководитель проекта в такой структуре концентрирует свое внимание на одном конкретном проекте (в отличие от руководителя в механической структуре). При этом существуют различные типы проектных организаций: (1; с. 169)

чистые или связные структуры - созданная временная группа специалистов представляет собой уменьшенную копию функционирующей структуры данной организации. В этом случае руководству проекта подчинены полностью все члены группы и все выделенные для этой цели ресурсы.

в случае менее крупных проектов приведенная выше проектная структура приводит к дублированию уже существующих в организации подразделений, что становится непозволительным с позиции эффективного управления. Поэтому проектная структура должна быть модифицирована. В такой структуре руководитель проекта в основном является консультантом высшего руководства организации, осуществляющей проект. Координация работ по проекту осуществляется в этом случае кем-либо из высшего руководства организации в рамках обычной структуры.

В условиях широкой номенклатуры выпускаемой продукции возникают сложности при распределении ресурсов между проектными группами. В этом случае может быть применена другая форма - внедрение новаций. При этом планирование различных новшеств в технологии разработки новой продукции возлагается на специальную группу новаций, которая занимается также внедрением этих разработок в производство. Руководитель функционального подразделения при такой организации работы занимается выполнением обязательных текущих дел, что обеспечивает некоторую гибкость и оперативность в управлении организационной структурой.

. Матричная - функционально-временно-целевая структура. Это особый вид организации, целиком построенной по проектному типу, действующей длительное время, что характерно для организаций, постоянно существующих в проектной форме. (6; с. 102)

В матричной организации члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителю соответствующего функционального отдела.

Руководители проектов в матричной структуре отвечают в целом за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов по конкретному проекту. Им выделяются все необходимые для этого материальные и финансовые ресурсы. Руководитель проекта обладает проектными полномочиями. Эти полномочия могут изменяться в широких пределах с учетом конкретной организации работ в компании (от практически линейных до практически штабных полномочий).

По вертикали строится управление по отдельным сферам деятельности организации, по горизонтали осуществляется управление проектами. Для матричной структуры (Рисунок 2) характерны создание связей между специалистами, организация работ по определенным задачам, вне зависимости от позиции в организации, включенности в конкретное подразделение.

 

Рисунок 2. Матричная организационная структура


Матричная структура при ее эффективном использовании дает возможность получить преимущества, присущие функциональным, дивизиональным и проектным структурам, в том числе максимально использовать профессионализм персонала и большую возможность оперативной координации работ, присущую проектной структуре. Это достигается за счет введения должности руководителя проекта с сохранением принципов координации работ, характерных для проектной структуры, в общую дивизиональную и функциональную организацию работ в компании. При этом для реализации проектных принципов организации и управления конкретными проектами в рамках компании в целом создается соответствующий отдел под управлением руководителя проекта или подчиненный ему непосредственно. Кроме того, матричная структура обладает возможностью достигать определенной гибкости, которой нет в функциональной структуре, за счет комплексной группы специалистов, привлекаемых для решения конкретных проблем и выполнения работ по проекту с целью эффективной координации этих работ.

Матричная структура является разновидностью проектной структуры, но имеет специфику в том, что при этом в максимальной степени используются преимущества проектной, функциональной и дивизиональной структур одновременно.

Примеры условий, определяющих применение проектных и матричных структур: (2; с. 203)

проект должен быть уникальным, работа над ним не должна носить рутинный характер;

предусматривается частая смена ассортимента или технологии;

работа по конкретному проекту в рамках созданной структуры должна вестись ограниченное время. В серийном производстве такой проект передается в обычную функциональную структуру;

решение проблемы конкретного проекта осуществляется за счет общих усилий и способностей членов проектной группы.

Главным принципом организации матричной структуры является широкая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикалью образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений. При этом улучшается взаимодействие между подразделениями, обеспечивающее эффективное решение той или иной проблемы.

Руководитель высшего уровня (линейный руководитель) освобождается от необходимости принимать решения по текущим вопросам, что повышает оперативность управления и ответственность за ключевое исполнение конкретных операций на среднем и низшем уровнях управления.

Матричная ОСУ в наибольшей степени обеспечивает условия для согласованной деятельности руководителей и проявления индивидуальных способностей членов группы, не нарушая при этом принцип централизованного руководства. Применение матричной ОСУ оправдано лишь в случаях, когда, во-первых, организация реализует несколько направлений деятельности, одинаково важных с точки зрения ее целей (выживания), и невозможно установить приоритеты в ее деятельности; во-вторых, выполняемые ею задачи имеют высокую степень неопределенности, сложны и взаимосвязаны; в-третьих, перед ней стоит проблема рационального использования социальных ресурсов и создание нового подразделения для решения новых задач нежелательно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...