Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когда надо и когда не надо «нажимать кнопку»




Когда картинка точно соответствует тексту репортажа, то это можно считать творческой удачей. Чаще всего такие совпадения являются результатом как за­ранее обдуманных действий, так и результатом успешного сотрудничества сце­нариста (которым часто является сам корреспондент) и монтажера, в результате чего выигрывает зритель. Совпадение информации, дающейся в видеоряде и в тексте репортажа заставляют эти два вида информации выгодно дополнять друг друга, а не бороться друг с другом. Например, если дикторская подводка обещает зрителю, что сейчас он увидит королеву Англии, а в видеоряде идет красочное изображение королевского гвардейца, зрители могут быть введены в заблуждение (или даже одурачены) и весь сюжет с этого момента будет смот­реться как творческий брак, не стоящий серьезного внимания.

В спорах о том, кто виноват в потере согласованности смысла между звуками изображением, помните, что ответственность за это всегда лежит на том чело­веке, который правил видеосюжет последним. Если монтажер получил диктор­ский наговор и должен подобрать к нему видеоряд, то виноват монтажер. Если монтажер получил редкий шанс отредактировать видеоряд, раскрывающий сю­жет, не оглядываясь на фонограмму, ответственность за сведение воедино звука и картинки ложится на корреспондента. Настоящие профессионалы, конечно, работают сообща на пользу зрителя, а не плодят никому не нужные проблемы. Однако, на практике, если только монтаж или запись звука не носят характер жестко заданных процессов, монтажеру гораздо легче согласовать картинку со звуком, нежели корреспонденту «подстроится» под смонтированный материал со своим текстом.

Важно, впрочем, разобраться с вопросом, когда следует добиваться согласо­ванности, а когда не стоит об этом беспокоится. На самом деле, телевидение, которое буквально следует идее полного смыслового совпадения звука с видео­изображением становится занудным и скучным. Конечно, здесь бывают и ис­ключения. Положим, сюжет посвящен баскетбольному матчу. В этом случае, безусловно, необходимо, чтобы показ игрока сопровождался бы названием именно его имени. Это очевидно. Существует вообще очень много ситуации, когда необходимо полное совпадение звука и картинки. Чаще всего это связано с подачей информации по вполне конкретным темам, когда, например, люди, место действия или показываемые предметы играют главную роль в репортаже.

Иногда длительность плана или характер фонограммы таковы, что если вы попытаетесь точно выдержать совпадение их смыслов, вы пожертвуете плавностью и законченностью при монтаже всего сюжета. Если вы этого не желаете, то дайте сначала план, который войдет в соответствие с текстом спустя пару се­кунд (но не наоборот). Если план предшествует словам, то зритель при их вос­приятии может никогда не связать их вместе. Но если слова текста идут «впереди» соответствующего куска видеоряда, то зритель будет извещен о пред­стоящей сцене и успеет сконцентрировать на ней свое внимание.

Необходимо обращать особое внимание на "фальшивое» совпадение. Предположим, вы монтируете сюжет с изображением американских официальных лиц, выполняющих дипломатическую миссию в Сомали. Если при этом имя госсекретаря США У. Кристофера озвучивается как раз перед тем, как вы пока­зываете план с актрисой Одри Хэпберн (которая входит в состав делегации), помогающей голодным детям в этой стране, зритель сразу заметит это и именно такие ляпы весьма серьезно вредят репутации новостных программ. Тщательно проверяйте материал на наличие таких несоответствий. Вы должны быть увере­ны, что показывая апельсины в дикторском тексте они не называются яблоками. Такие вещи на первый взгляд кажутся невероятными, однако они случаются сплошь и рядом.

 

Шторка и микшер

Шторка (wipe) и микшер (dissolve) являются важными техническими прие­мами электронного монтажа. Использование приема шторки предусматривает наличие на экране четкой линии разграничения двух разных кадров, причем эта разграничительная линия находится в динамике и при ее движении один кадр постепенно замещает другой, как бы вытесняя его с экрана. Разграничительная линия при этом может быть расположена горизонтально, вертикально или по диагонали. При применении приема микширования один кадр постепенно исче­зает, как бы растворяясь в пространстве, одновременно на его месте также по­степенно появляется другая картинка.

Большинство монтажных комплексов, которыми может располагать корреспондентский пункт, как правило не позволяют реализовывать при монтаже ви­деоматериала подобные электронные эффекты, однако их использование часто бывает необходимо. Кроме того, эти эффекты просты и практичны с режиссерской точки зрения. В случае необходимости они дают возможность быстро вос­становить идентичность смыслового содержания видео- н звукоряда, если выявилось их расхождение, или исправить ошибки в монтируемой последовательности кадров.

В некоторых ситуациях подобные приемы являются незаменимыми. Положим, что ваш репортаж представляет собой непрерывный синхрон - например, Президент РФ зачитывает текст своего ежегодного послания Федеральному со­бранию. Понятно, что этот сюжет политически очень важен, но зрительно очень монотонен. Понятно также, что у выпускающих служб вряд ли найдутся подхо­дящие под это событие кадры-перебивки, способные оживить видеоряд. Все что в данном случае может видеть телезритель - это только голову или поясной план президента. Хорошо, если у режиссера имеется возможность хотя бы из­редка менять ракурс и масштаб плана. И здесь шторка и микшер будут единственными приемами, дающими возможность обеспечить приемлемое качество монтажа. В творческом же отношении описываемые приемы достаточно специ­фичны - в полной мере используется такое их качество, как «неприкрытость", демонстративная правдивость. Работает то, что они однозначно указывают и даже "выпячивают" факты наличия в конкретном месте сюжета монтажного стыка, перехода. Именно это (пусть и не очень затейливо) часто помогает «спасти» и оживить проходные и стандартные сюжеты о важных пресс-конференциях и обязательных для освещения в СМИ речах политических деятелей.

 

Использование при монтаже меток времени и меток

Времени в стандарте SMPTE

Монтаж с использованием меток времени является наиболее распространен­ным приемом при обычном (ручном) монтаже видеосюжета новостей. Монтаж с использованием меток времени в стандарте SMРТЕ (данная аббревиатура является сокращением названия Общества кино- и телевизионных инженеров, которое раз­рабатывает различные стандарты в области телевидения) позволяет осуществлять автоматизированный монтаж материала с помощью компьютерной техни­ки.

Метку времени на видеоматериал при съемке выдает электронный счетчик времени (вставные часы с индикацией на экране), встроенный в телекамеру. Метка, как известно, представляет собой обычный цифровой код времени, не­сущий информацию о моменте (в часах, минутах, секундах), когда был снят тот или иной кадр сюжета. Корреспондент (и оператор) могут синхронизировать свои часы по индикатору времени камеры и во время съемок вести чрезвычайно полезный для дальнейшей работы дневник с указанием точных моментов вре­мени съемки того или иного плана и с росписью того, какие темы, например, в этот момент обсуждались на пресс-конференции или какие наиболее интересные эпизоды имели место во время футбольного или баскетбольного матча. По­добные заметки с фиксацией времени могут пригодиться при монтаже для по­иска нужного кадра в тех случаях, когда во время съемок одновременно проис­ходит запись синхронного звука. Они позволяют создать достаточно подробный "протокол кассеты" (ее описание), который можно использовать для создания предварительного плана редактирования материала, где указывались бы момен­ты начала и окончания звучания необходимых фрагментов фонограммы.

Метки времени в стандарте SMPTE представляют собой восьмизначный код, в котором в цифровой форме зашифрованы сведения о часе, минуте, секунде съемки и номер кадра каждого фрагмента видеоизображения. Особенностью стандарта является то, что индикация и запись времени происходит не непре­рывно, а только для времени отсечки границы кадра, т.е. через каждые 1/30 се­кунды. Монтажер, корреспондент или продюсер при просмотре видеоматериала могут отслеживать время и, используя код SMPTE, составить точный список моментов появления конкретных кадров с нужным видео изображением. Затем, в соответствии со своим творческим замыслом, они могут обозначить (расписать) позиции кадров для вставки или удаления видеофрагментов монтажеру затем только остается задать в компьютере требуемый код и нажать кнопку. Компьютер выдаст на монтажный пульт необходимую команд, при этом будет осуществлен запрограммированный монтаж сюжета, поскольку монтажные видеомагнитофоны тут же найдут обозначенный кадр и произведут за­данные операции. Понятно, что с технологической точки зрения такой вид мон­тажа чрезвычайно удобен и эффективен, однако не все компании имеют воз­можность постоянно предоставлять оборудование, позволяющее производить монтаж в кодах SMPTE для «рутинной" каждодневной работы с новостными сюжетами. Такое оборудование часто "резервируется" для более "престижных" и коммерческих и специальных программ.

 

Редактирование записей музыки

Музыкальные записи могут использоваться в новостных сюжетах двумя спо­собами. Они либо записываются синхронно с видеоизображением как составная события, либо специально добавляются в канву сюжета позже в первом случае никаких вопросов не возникает - наличие музыки определяется сам исходом развития сюжета, именно музыкальные моменты являются Предметом новости. Если же музыку приходится добавлять с пластинок, компакт-дисков или с магнитных лент, возникают серьезные сомнения в профессионально - ­этическом плане в обоснованности подобного шага.

Если не брать в расчет то мнение, что единственной музыкой достойной для использования в сюжете новостей, является музыка в прямой записи, то решение на включение музыкального звучания в сюжет зависит от того, является ли ваш сюжет оперативным репортажем или специальным репортажем и должен ли зритель воспринимать музыку как естественную составную часть события, которое ему показывают.

Если вы готовите оперативный репортаж, здесь все понятно. Музыкальные и иные искусственные «длительные" звуковые эффекты в этом случае будут абсо­лютно неуместными. При подготовке спецрепортажа использование музыки за­висит от того, считаете ли вы возможным некоторым образом обмануть зрителя. Использование записи музыки тут можно обосновать тем, что имеется необходимость привлечь внимание зрителя к ходу развития сюжета, интерес к которо­му по какой-либо причине стал ослабевать. Некоторые опытные тележурнали­сты, впрочем, выдвигают тот тезис, что как только вы добавляете что-нибудь искусственное в новостной сюжет, он из объективных новостей превращается в «видеофильм».

С другой стороны существуют некоторые «правила хорошего тона" относи­тельно использования музыки в передачах новостей.

1. Если ваш сюжет посвящен «живой" музыке, меняйте планы в моменты смены внутренне самостоятельных фрагментов музыкального произведения. В противном случае зрителю будет трудно сосредоточенно воспринимать музыкальное произведение. Если сюжет длиться недолго (секунд 10 - 15), осо­бого значения это правило не имеет. Однако если сюжет длится 30 секунд или даже минуту, то лучше производить Монтаж планов синхронно со сменой музыкальных тем. Если же музыка является только фоном для закадрового текста, то, планы можно менять не оглядываясь на музыку.

2. Нельзя использовать пение в качестве фона для дикторского наговора или для естественной синхронной фонограммы. Пение отвлекает зрителя оттого, что происходит по ходу сюжета.

З. При микшировании звука, выводите музыку на низкий уровень звуча­ния. Это позволит сохранить внимание зрителя на смысловых акцентах произносимого по ходу сюжета текста (при резко звучащей музыке и при пении зритель потеряет часть доносимой до него информации).

4. Постепенно увеличивайте силу звука музыки в начале и уменьшайте в конце микширования. Если дикторский текст идет под запись музыки и име­ется пауза в тексте, длящаяся секунду - другую, увеличьте громкость звука.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...