Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и показатели качества продукции




УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

студента 4 курса 437 группы специальности «Управление качеством»

факультета нано - и биомедицинских технологий

 

Кузнецова Вячеслава Алексеевича

 

  Научный руководитель старший преподаватель         А.В. Бурмистров
должность, уч. степень, уч. звание   подпись, дата   инициалы, фамилия

 

Зав. кафедрой

профессор, д.ф.-м.н.       С.Б. Вениг
должность, уч. степень, уч. звание   подпись, дата   инициалы, фамилия

 

 

Саратов 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1Теоретическая часть…………………………...….……………………………..5

1.1.Понятие и показатели качества продукции......……………………………..5

1.2Управление качеством продукции……….….……..………………………..11

1.3 Новая стратегия в управлении качеством….…….…………………….…..16

2Практическая часть………….…………………………………………………18

Выводы и предложения…………………………………………………………27

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………………..31

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Хороший рынок сбыта, а следовательно, и высокие экономические показатели, могут быть обеспечены только в том случае, если продукция обладает свойствами, отвечающими потребностям и вкусам покупателя. Поэтому качество продукции – актуальная экономическая проблема.

Актуальность работы состоит в том, что одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

Также, актуальность работы определяет то, что качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно-технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.

В промышленно развитых странах во многих фирмах и компаниях функционируют системы качества, успешно обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В большей части эти системы аналогичны отечественным комплексным системам управления качеством продукции, но в отличие от них они значительно эффективнее.

Состав и сущность систем качества регламентируется рядом международных и отечественных стандартов по управлению качеством продукции. Для потребителей наличие таких систем у изготовителей продукции является гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в полном соответствии с договорами (контрактами). Поэтому нередко потребитель при заключении контрактов требует проверки имеющейся у изготовителя системы обеспечения качества на соответствие её требованиям международных стандартов. Таким образом, российским предприятиям без подобного рода систем обеспечения качества продукции не обойтись.

Системы управления качеством являются эффективным средством и инструментом управления качеством продукции и обеспечением её конкурентоспособности.

 

 

Теоретическая часть

Понятие и показатели качества продукции

 

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями — уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Качество — это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, и работа по управлению качеством на фирме — альфа и омега для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

Качество продукции — важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции — характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции — основной фактор конкуренции между фирмами.

Что же такое качество продукции? Данное понятие регламентировано ГОСТ 15 467—79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество как фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному использованию ресурсов.

Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы:

1.Экономические

1.1.Потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходован­ных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.

1.2.Потери в производственной инфраструктуре (плохой битум —
плохие дороги, плохой цемент — плохие средства хранения (элевато­ры), плохие коммуникации, плохая связь и т.д.).

1.3.Дополнительные затраты на ремонт техники.

1.4.Дополнительные затраты времени у населения на ремонт
бытовой техники.

1.5.Потери природных ресурсов в результате использования низкокачественных машин, используемых для добычи этих ресурсов.

1.6.Недополученная валютная выручка из-за низкой доли экспорта готовой продукции.

1.7.Дополнительная потеря валютных средств для импорта
техники и товаров народного потребления.

1.8.Дополнительные затраты материальных и трудовых ресур­сов на осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов технического контроля качества.

2.Социальные

2.1.Дефицитность отечественной продукции.

2.2.Падение престижа продукции, изготовляемой на национальных предприятиях.

2.3.Недостаточное удовлетворение потребностей производст­венно-технического и личного плана.

2.4.Снижение темпов роста благосостояния населения.

2.5.Нерациональная трата свободного времени населения на уст­ранение дефектов изготовления товаров народного потребления.

2.6.Ухудшение морального климата в коллективе.

2.7.Уменьшение прибыли предприятия.
3.Экологические

3.1.Дополнительные затраты на очистку: воздушного бассейна,
водного бассейна, земельных ресурсов.

3.2.Дополнительные затраты на меры по оздоровлению населения.

3.3.Потеря продуктивности продукции сельского хозяйства из-за
недостаточного качества воздуха, воды и почвы.

3.4.Ускоренная амортизация и дополнительные затраты на ре­монт гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воз­душной среды.

С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня продукции — относительной характеристики качества про­дукции, основанной на сопоставлении значений показателей, оп­ределяющих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их значениями.

Качество продукции не ограничивается только одним свойст­вом, это совокупность свойств. Свойства продукции количествен­но выражаются в показателях качества. Общепризнанна классифи­кация на десять групп свойств и соответственно показателей.

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от ис­пользования продукции по назначению и обусловливают область при­менения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным показателем может служить производитель­ность, показывающая, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

Показатели надежности — безотказность, сохраняемость, ремон­топригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от осо­бенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности мо­гут использоваться как все четыре, так и часть из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безот­казность может быть основным, а иногда и единственным показа­телем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электра приборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность — единственный и основной показатель качества. Для характеристики сохраняемости — свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования — применяются такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Ре­монтопригодность определяют такие показатели, как сред­няя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется ве­личиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высо­кой производительности труда при изготовлении и ремонте про­дукции. Именно с помощью технологичности достигаются массо­вость выпуска продукции, рациональное распределение затрат ма­териалов, средств, труда и времени при технологической подго­товке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

Показатели стандартизации и унификации — это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными со­ставными частями, а также уровень унификации по сравнению с дру­гими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифи­цированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

Эргономические показатели отражают взаимодействие челове­ка с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляю­щихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необхо­димые для управления трактором, расположение ручки у холо­дильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположе­ние руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, за­пыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания и т.д.

Эстетические показатели характеризуют информационную вы­разительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия. Показатели транспортабельности выражают приспособлен­ность продукции для транспортирования.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При опреде­лении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.

Экологические показатели — это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных приме­сей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Показатели безопасности характеризуют особенности про­дукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремон­те, хранении, транспортиро-вании, потреблении продукции.

Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потреб­ности, для которых оно предназначено. Но помимо всех этих показа­телей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономи­чески оптимального качества, или экономически рационального ка­чества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, ком­пенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затра­ты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия.

Под экономически оптимальным качеством понимается соот­ношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:

Q

Копт = —, (1)

C

где Копт — экономически оптимальное качество;

Q — качество изделия;

C — затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.

Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке ка­чества продукции.

Итак, качество продукции в условиях современного производ­ства — важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все — от директора пред­приятия до конкретного исполнителя любой операции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...