Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Татарско-американский региональный институт: опыт международного сотрудничества и партнёрства

Д.М.Шакирова

Начало истории Института

Татарско-американский региональный институт — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, осуществлявшее свою деятельность в период с 1992 по 2005 год.

Во второй половине 80-х годов в стране началась перестройка, которая завершилась развалом СССР. В 1989 г. по приглашению дирекции НИИ профтехпедагогики АПН СССР в Казань приехала группа руководителей американских колледжей и рассказала о совершенно новом для России типе учебных заведений - общинных колледжах США. Осенью дирекция НИИ ознакомилась с ними при посещении США. Именно тогда и родилась идея создания в Казани образовательного учреждения с демократическими принципами управления, территориальным, а не отраслевым принципом выбора многоуровневых образовательных программ, смешанным финансированием и тесной интеграцией с зарубежными партнерами. Автором этой идеи и был академик Российской академии образования и Академии наук Республики Татарстан, профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, один из основателей концепции «проблемного обучения» в России Махмутов Мирза Исмаилович. В 1990 году академик Махмутов, проф. Чошанов, и тогда ещё доц. Шакирова Института среднего профессионального образования АПН СССР, член-корр. МАСПН, на конференции в Джексонвилле выступили с докладами о технологиях обучения, о возможности синтеза российского и зарубежного опыта. Тогда же был обсужден проект концепции учебного заведения нового типа. Так постепенно родился советско - американский проект создания совместного учебного заведения в г. Казани, который частично финансировался Информационным агентством США и находился под патронажем конгресса США.

 

Однако идея проекта не была воспринята учеными НИИ ПТП и привела к расколу в коллективе и только спустя год "хождения по мукам" академику Махмутову удалось убедить тогдашние власти в целесообразности проекта.

 

В 1992 году на основании соглашения между НИИ профтехобразования, Министерства образования РТ, американской ассоциации "Общинные колледжи за международное развитие" университета штата Огайо и с одобрения Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева, председатель Кабинета Министров РТ М. Г. Сабиров подписывает постановление об организации Татарско-американского регионального колледжа как экспериментального государственного образовательного учреждения на базе учебных заведений разного уровня образования. Первым ректором нового учебного заведения рыночного типа Татарско-американского регионального колледжа с 5-летним сроком обучения становится М.И. Махмутов.

 

Американская модель привлекла внимание тем, что несла в себе синтез экономически оптимизированных решений проблем развития региона и личности в сфере образования, социализации, профессиональной и личной адаптации к рыночным отношениям, поэтому, с 1992 по 2005 года учредителями ТАРИ являлись Кабинет Министров и Министерство образования Республики Татарстан. Большую поддержку ТАРИ оказывала Академия наук Республики.

Американские партнеры - Ассоциация американских общинных колледжей, Консорциум общинных колледжей по международному развитию, Центр профессиональной подготовки и занятости Университета штата Огайо, Флоридский общинный колледж в Джексонвилле, Уокешский общинный технический колледж, Юго-западный образовательный округ г. Коламбуса, штат Огайо и другие - выступали в роли попечителей.

 

С 1995 г. ректором ТАРК становится заслуженный учитель РТ, профессор, член-корр. Международной академии социально - психологических наук, победитель российского конкурса "Менеджер года - 2001" Шакирова Диляра Мансуровна. Академик Махмутов, работая в АН РТ, становится научным руководителем проекта. В 1997 году Татарско-американский региональный колледж был переименован в Татарско-американский региональный институт и аккредитован МО РФ как государственное высшее учебное заведение под юрисдикцией Татарстана.

 

 

Философия и принципы деятельности ТАРИ

В основе философии деятельности ТАРИ легли три принципа:

 

Принцип открытых дверей означает, что каждый человек старше 15 лет может выбрать себе образовательную программу по рекомендации Центра Карьеры и обучаться по ней удобное для него количество месяцев или лет. Это означает, что, получив диплом об образовании первого уровня, он может уйти работать и вернуться через 1,2,3...года и продолжить обучение по той же программе на более высоком уровне образования.

Принцип демократического менеджмента, согласно которому в управление ТАРИ вовлекаются работодатели, учредители, попечители, члены коллектива, специалисты разных стран и организаций, студенты и родители.

Принцип вариативности и адаптивности означает, что каждый студент принимает решение самостоятельно, имея право на неудачу. Однажды ошибочно оценив свои образовательные интересы и возможности, студент имеет право изменить свой профессиональный выбор и перейти на другую образовательную программу, форму обучения, специальность и т.п.

Управленческая, организационная, научно-исследовательская деятельность института строилась на следующих ведущих концепциях и методиках:

 

"Командного подхода" к управлению - Team approach;

Профессиональной компетентности специалиста - Competency Based Education;

Дифференцированного подхода к обучению;

Я - концепции личности;

Теории проблемного обучения и формирования критического мышления;

Интеллектуального и нравственного развития;

Рейтинговой системы оценки умений студентов;

Методики профессиональной ориентации в "Мире профессий".

В основе организации ТАРИ лежали два принципа - демократизации управления и "командного подхода" к управлению. Первый принцип реализовался через сочетание административного и общественного управления: учредителей - Кабинет Министров через Министерство образования РТ и Академии наук РТ, Совета попечителей, Ученого Совета и ректората. Второй принцип проявлялся в особенности управленческо-функциональной структуры института, где существовало нетрадиционное распределение функций между проректорами в связи с отсутствием деканатов. В основе распределения функций лежали два понятия: образовательная деятельность и инновационная деятельность, которые являлись системообразующими для всех подразделений института.

 

В Татарско-американском региональном институте учебный процесс организовался на основе теории развития интеллектуальных способностей студентов, их нравственного потенциала, воспитания национального самосознания и российского патриотизма. Широко применялись и инновационные методы проблемного обучения: тренинги, дидактотерапия, психосинтез, гештальт-терапия, психодрамма, моделирование деятельности, игры-имитации, приемы мозгового штурма. Всеми преподавателями были освоены методики рейтинговой оценки успеваемости студентов и качества преподавания самих сотрудников института. В профессиональном обучении широко использовались информационные технологии.

Образовательные программы ТАРИ

 

Институт готовил специалистов по направлениям:

 

Теория и методика преподавания иностранных языков и культур - бакалавр, специалист.

 

Перевод и переводоведение - бакалавр, специалист.

 

Мировая экономика - бакалавр, специалист + экономика и бухгалтерский учет.

 

Национальная экономика - бакалавр, специалист.

 

Маркетинг - специалист + правоведение.

 

Менеджмент организации - бакалавр, специалист + правоведение.

 

Управление качеством - специалист.

 

Управление персоналом - специалист + правоведение.

 

Информатика - специалист + Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.

 

Прикладная информатика - специалист. Психология - бакалавр, специалист.

 

СПО на базе 11 классов: Правоведение; экономика и бухгалтерский учет; программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.

 

НПО на базе 9 классов: Секретарь с углубленным изучением англ. языка; оператор ЭВМ; агент рекламный; агент страховой.

 

Дополнительное образование: Повышение квалификации и переподготовка кадров по специальностям института. Подготовительные курсы.

 

Аспирантура: Экономика и управление народным хозяйством.

 

Повышение квалификации: Подготовка и переподготовка кадров по направлениям и специальностям, адекватным требованиям современного рынка труда. По заказу Госсовета РТ институт успешно осуществлял обучение глав местного самоуправления республики по специальности "Менеджмент организации" с дополнительной квалификацией "Правоведение".

 

Международное сотрудничество и партнёрство ТАРИ

 

Международное сотрудничество в деятельности Татарско-американского регионального института занимало особое место, что отражено и в самом названии института.

 

За годы существования ТАРИ проведено более 50 международных симпозиумов, конференций и семинаров с учеными и практиками из более чем 15 стран мира. Прошли стажировку в США, Англии, Германии, Италии, Сирии более 300 руководителей, преподавателей и студентов ТАРИ. Более сотни преподавателей из США, Англии, ряда арабских и других зарубежных стран читали лекции и проводили практические занятия в Институте.

 

Среди зарубежных ученых, читавших отдельные курсы в ТАРИ, высококвалифицированные и дипломированные специалисты:

 

Дж. Чатт - доктор философии, декан факультета "Политологии" Университета штата Массачусетс;

Ч. Хансен - доктор философии, исполнительный директор Центра профессионального образования Университета Огайо;

К. Ковальски - доктор философии, профессор колледжа Бизнеса Университета Огайо;

Д. Кенджеми - доктор философии, крупный специалист в области теории доверия, профессор Университета штата Огайо;

Т. Томас - магистр международного менеджмента, Университет штата Огайо;

М. Уильямс - специалист по компьютерным технологиям, ведущий преподаватель высшей школы;

Р. Петерсон - магистр международного маркетинга, заместитель директора высшей школы Юго-западного образовательного округа;

Д. Ботсвик - магистр по человеческим ресурсам и персоналу, главный специалист фирмы "Кэмикл абстрактс";

К. Мориак - специалист по английскому языку, магистр деловой администрации;

М. Денлер - магистр международной торговли;

М. Аль-Амари специалист по арабскому языку, доктор наук;

Таки Аддин Аль-Самади - преподаватель арабского языка;

Мэтью П. Барроуз - специалист по международному бухучету.

Западными специалистами в рамках татарско-американского сотрудничества читались циклы лекций и проводились семинары по следующим темам: "Менеджмент: теория Деминга и теория доверия в деятельности фирмы", "Международный маркетинг и бухгалтерский учет", "Политология", "Программа приобретения компетентности в предпринимательстве", "Актуальный проблемы межкультурных коммуникаций" и другие.

 

Привлечение ведущих зарубежных специалистов к чтению наиболее значимых профильных курсов сказывалось на качестве подготовки учащихся: помимо знаний в области мировой экономики, международного менеджмента и маркетинга, студенты знакомились с иной культурой, иным мировоззрением, а также получали возможность совершенствовать практические знания и умения в овладении иностранными языками.

 

В качестве языковой практики и изучения особенностей других культур ТАРИ уделял большое внимание студенческим обменам, начиная с 1996 г., когда делегация из Татарстана прибыла в г. Колумбус, штат Огайо, США и была широко освещена в американской прессе и даже получила приветственное письмо от Президента США Билла Клинтона. Более полутысячи студентов института посетило США, Германию, Англию, Кипр, Сирию и Турцию.

 

С 2000 года международные контакты ТАРИ значительно расширились:

 

был заключен договор об организации на базе ТАРИ учебно-консультационного пункта CTL-колледжа;

в институте работали преподаватели арабского языка и страноведения из Иордании, Йемена, Сирии;

в ТАРИ английский язык преподавали и студенты BYU - университетов штатов Айдахо и Юта;

работал летний международный лингвистический лагерь;

ТАРИ был включен в татарско-индийский проект;

проводились международные конференции и круглые столы, например, "Опыт внедрения американских образовательных технологий", "Образование, права студентов в Западно - европейских университетах на примере Швеции и Норвегии", "Межкультурные коммуникации в контексте преподавания восточных языков и культур", "Толерантность: опыт Нидерландов и Швеции" и другие.

В апреле 2001 г. состоялся визит Чрезвычайного и Полномочного Посла США в России господина Дж. Ф. Коллинза в Республику Татарстан. В ходе своего кратковременного визита он посетил Татарско-американский региональный институт с большой группой сотрудников посольства. В ходе беседы с коллективом и студентами института, была высказана признательность за развитие плодотворного сотрудничества двух стран, в том числе и на уровне субъекта Российской Федерации в области образования. Американский дипломат расскал о демократических традициях США, о европейских ценностях в контексте отношений

США и Татарстана. Было подчеркнуто, что работа института способствует тому что демократические традиции США и европейские ценности прививаются не только в Республике Татарстан, но и в России в целом, что способствует лучшему пониманию народов обеих стран и содействует процессу интеграции Татарстана в мировую систему образования.

 

В результате визита ректора Д. М. Шакировой и научного руководителя проекта академика М. И. Махмутова в Америку, в апреле 2002 г. были заключены соглашения о сотрудничестве между Татарско - американским региональным институтом и Валла - Валла колледжем, а так же с университетом им. Б. Йанга - Айдахо, которые способствовали дальнейшей модернизации системы обучения в ТАРИ.

 

В сентябре 2004 г. был заключен договор с университетом Тишрин (Сирия). Достигнута договоренность об обязательной языковой практике студентов в Сирии, о проведении совместных конференций по актуальным проблемам, организации совместных научно-культурных и спортивных мероприятий, в том числе проведении дней Сирии в Татарстане и соответственно, дней Татарстана в Сирии. А также обмен научными исследованиями, руководство аспирантами, участие в Советах по защите диссертаций и т.д.

 

Ликвидация ТАРИ

 

В 2005 году руководство Татарстана приняло решение объединить два ВУЗа, находившихся под юрисдикцией республики на базе Казанского государственного педагогического института, таким образом, в Казани появилось новое высшее учебное заведение – ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет». Студенты и руководство ТАРИ были категорически несогласны с данным решением, что привело к митингам и пикетам. В результате достигшей договоренности между представителями ТАРИ, руководства республики и КГПУ, в рамках нового ВУЗа был создан отдельный социально-экономический институт, базирующийся на образовательных технологиях и интеллектуальных ресурсах ТАРИ.

 

В 2011 году, при поддержке Президента России, произошло объединение «ТГГПУ» и ещё рядя ВУЗов республики. В результате этого в Поволжье появился новый субъект образовательной деятельности - Федеральное государственное автономное образовательного учреждение высшего профессионального образования «Казанский федеральный университет».

Опубликовано:

Инновационная экономика постсоветского пространства: сборник научных статей. — Москва, 2013. — С.52 – 64.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...